Исполнитель: Ю.А. Семенов,

методист УМК ПО ООИПКРО           

Дата: 17.09.01

                 

Интегральная модель обучения:

из опыта работы преподавателя технического черчения ПЛ №59

Классена В.И.

Автор является участником и призером конкурса «Учитель Оренбуржья - 2000». Он занял первое место в номинации «Преподаватель системы НПО» и четвертое - в общем зачете.

Исходным пунктом философской позиции автора является его вера в то, что так называемых безнадежных учеников не бывает. Безнадежны те, кто от них старается избавиться. Автор старается открыть ученикам выстраданную им идею о том, что они сами должны «делать себя», формировать из себя всесторонне развитую личность, а он является при этом только помощником. К примеру, учащимся нравятся тракторы и автомобили. Он им помогает научиться читать чертежи сложных конструкций, овладеть языком чертежа, развить пространственное воображение, увидеть связь чертежа с другими предметами. Овладев чертежом-языком техники, учащиеся могут свободно общаться на этом языке. Важную роль при установлении доверительных отношений с учащимися играют умения автора исполнять в сопровождении гитары песни, в том числе собственного сочинения, играть в волейбол и теннис. Нравственная позиция автора определяется, помимо прочего, также стремлением неукоснительно соблюдать принцип «Не навреди!».

Авторская педагогическая система основывается, во-первых, на осознании им понятия личности и этапов ее становления и, во-вторых, на понимании «всестороннего развития личности» как процесса образования, обучения и воспитания. В авторском понимании, личность - это субъект (а не объект) исторического процесса, субъект деятельности; это - деятель, активно функционирующий в обществе, превращающий общественный интерес в личный. Процесс становления личности, по мнению автора, состоит из трех этапов (шагов): идентификации - становления человека; индивидуализации - становления Индивидуальности; персонолизации - становления Личности.

В вопросе всесторонности развития личности автору близка позиция концепция творческой группы ученых и педагогов Нижегородского философского клуба под руководством Л.А.Зеленова. В соответствии с ней, вся деятельность человека разделена на производство вещей и производство человека. В свою очередь, производство вещей предполагает производство материальных вещей - экология и экономика и производство духовных вещей (вещей - знаков) - наука и искусство. Производство человека складывается из его физического становления (физкультура и медицина) и социального становления - (педагогика и управление). Формирование 8 видов культур: экологической, экономической, научной, эстетической, физической, медицинской, педагогической, управленческой и есть главная задача становления всесторонне развитой личности. Согласно концепции Нижегородских ученых, чтобы стать личностью достаточно добиться значительных результатов по одному из направлений в каждой из сфер жизни.

Автор на конкретных примерах показывает значительные успехи, достигнутые им в семи из восьми видов культуры. Он, к примеру, занимаается спортом с 8 лет, является кандидатом в мастера спорта по настольному теннису и волейболу, имеет 1 разряд по баскетболу. Значительны успехи и по другим сферам.

Опыт Классена В.И убедительно показывает, что эффективность педагогической деятельности педагога во многом обусловлена степенью развития его личностных качеств.