Обобщение опыта работы преподавателя высшей категории

ПЛ №5 Дорожко И.Г.

 

Тема опыта: Базовая компьютерная подготовка и использование информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе в ПУ №5 г. Новотроицка.

Условия возникновения и формулировка решаемой в ходе опыта проблемы: в последние годы практически все профессиональные училища и лицеи области, в т.ч. и ПУ №5, оснащены современными компьютерами. Организованы компьютерные классы. В то же время эффективное применение возможностей компьютерной техники сдерживается рядом причин. Одной из них является недостаточная базовая компьютерная подготовка преподавателей и мастеров п/о профессиональных училищ. Не представляло исключения в этом отношении и ПУ №5.

В связи с этим возникает проблема, суть которой выражается в необходимости все более широкого применения компьютерной техники в учебном процессе и недостаточной базовой компьютерной подготовкой преподавателей и мастеров п/о профессионального училища Автор предпринял попытку разрешить данное противоречие, характеризующее проблему, и приобрел при этом существенный положительный результат.

Актуальность работы обусловлена тем, что повышение уровня базовой компьютерной подготовки преподавателей и мастеров п/о профессионального училища предполагает формированию умений и навыков в работе с наиболее распространенными типами прикладных программных средств на уровне пользователя, что способствует широкому применению возможностей современных компьютеров, использованию персональных ЭВМ для решения практических задач и повышению уровня профессионального образования выпускников ПУ. Повышение уровня профессионального образования выпускников ПУ представляет собой конечный результат опыта, актуальность которого уже признана и поэтому не вызывает сомнения. С другой стороны, оно есть следствие причины – широкого применения возможностей современных компьютеров и использования персональных ЭВМ при решении практических задач. Поэтому реализация данной причины также является актуальной. Данная реализация, в свою очередь, обусловлена реализацией более частной причины - повышением уровня базовой компьютерной подготовки преподавателей и мастеров п/о профессионального училищ. Наконец реализация последней причины обусловлено выбором методом и средств эффективного повышения уровня базовой компьютерной подготовки педагогов ПУ №5. Таким образом, между выбором методов и средств достижением конечного результата опыта - повышением уровня профессионального образования выпускников ПУ в начале опыта (решении возникшей проблемы) прогнозируемая (гипотетическая) причинно-следственная взаимосвяь. Этим и обусловлена возможная практическая значимость на начальном этапе опыта.

Положительный исход опыта автора показал, что такая причинно-следственная взаимосвязь действительно существует. Примененный автором метод обучения компьютерной грамотности преподавателей и мастеров ПУ №5 путем выдачи специальных заданий - создание ими презентаций по спецпредметам и общеобразовательным дисциплинам в РО\УЕК РОШТ с использованием всех объектов операционной системы компьютера и последующее их использование в учебном процессе действительно позволил повысить уровень базовой компьютерной подготовки преподавателей и мастеров п/о профессионального училища.

В этом заключается научная новизна работы Дорожко И.Г.

Перспективность опыта определяется возможностями использования опыта в последующей научно-исследовательской и практической деятельности автора или его коллег. Достигнутый автором уровень познания объективно существующих причинно-следственных взаимосвязей может стать расширенной базой для последующего углубленного или расширенного познания новых причинно-следственных связей. Это, в свою очередь, может обусловить разработку и применение более эффективных технологий в учебно-воспитательной деятельности и повышение ее результативности.

Технология опыта: ретроспективный анализ результатов педагогической деятельности преподавателей и мастеров п/о ПУ №5 за определенный период времени - уровня профессионального образования выпускников и выявление неполного количественного и (или) качественного соответствия уровня их знаний, умений и навыков требованиям профессиональной характеристики. Тем самым было зафиксировано наличие актуальной педагогической проблемной ситуации и с учетом имеющихся наличных средств выдвинута рабочая гипотеза относительно методов ее решения. У автора такой гипотезой было предположение о возможности повышения уровня профессионального образования выпускников за счет повышения уровня базовой компьютерной подготовки преподавателей и мастеров п/о профессионального училища. Оценка реальности и эффективности данного гипотетического пути автор сопоставлял его с теоретизированным опытом, опубликованным в специальной литературе.

Прошедшая логико-теоретическую экспертизу гипотеза в последующем была подвергнута опытно-экспериментальной апробации, которая включала в себя подготовительную, оперативную (непосредственно апробационную) и заключительную части.

Результативность опыта Дорожко И. Г. может быть оценена по двум основным критериям: по степени научной новизны и практической значимости. Степень научной новизны выражается в том, что в работе исследованы и установлены причинно-следственные связи, имеющие место между спецификой используемых методов и средств повышения уровня базовой компьютерной подготовки педагогов ПУ №5, уровнем базовой компьютерной подготовки преподавателей и мастеров п/о училища, степенью применения возможностей современных компьютеров при решении практических задач и повышением уровня профессионального образования выпускников ПУ.

Практическая значимость работы выражается в том, что в ней продемонстрирован регулярный, закономерный путь достижения несомненно актуального для ПУ и ПЛ конечного результата – значимого повышения уровня профессионального образования выпускников.

Адресная направленность опыта: Следуя по исследованному автором пути, в зависимости от конкретных особенностей педагогических ситуаций, педагоги системы НПО могут с той или иной степенью полноты достичь желаемого результата - значимым образом повысить уровень профессионального образования выпускников ПУ и ПЛ.

В зависимости от степени отличия педагогической ситуации, используя данный опыт, можно получить устойчивые положительные результаты - значимое повышение уровня профессионального образования выпускников с различной степенью полноты. Полнота зависит от степени идентичности педагогических ситуаций автора и его последователей. Если они идентичны, то результат может быть гарантирован с практически со 100-процентной вероятностью (уверенностью). Чем существенней отличие, тем меньше эта вероятность. Она может быть повышена путем дополнительного анализа и учета конкретных особенностей педагогических ситуаций при выборе и коррекции (модернизации) системы методов, применяемых при осуществлении педагогической деятельности.