КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ

АДМИНИСТРАЦИИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР

ПРИМЕРНЫЕ РАБОЧИЕ ПЛАНЫ ДЛЯ УЧРЕЖДЕНИЙ НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 по профессиям сферы обслуживания 2-й и З-й ступеней квалификации

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

1998


Учебные планы составлены на основе Модели учебного плана для учреждений начального профессионального образования РФ, Базисного учебного плана для учреждений начального профессионального образования Санкт-Петербурга, федеральных стандартов на профессии.

Учебные планы разработаны Учебно-методическим центром Комитета по образованию Администрации Санкт-Петербурга при участии профильных образовательных учреждений.

В сборник включены примерные рабочие планы подготовки квалифицированных рабочих по профессиям: "портной" и "закройщик", "повар, кондитер", "продавец, контролер-кассир".

Рекомендованы к внедрению Экспертным советом по начальному профессиональному образованию при Комитете по образованию Администрации Санкт-Петербурга.

Составитель - Фейгина Э. Е., зав. лабораторией УМЦ, канд. пед. наук.

Научный руководитель - Шапкин В. В., директор УМЦ, д-р пед. наук, проф.

 ã Учебно-методический центр Комитета по образованию Администрации Санкт-Петербурга, 1998.

 ã Фейгина Э.Е..1998.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к примерному рабочему учебному плану для подготовки в ПУ (ПЛ) г. Санкт-Петербурга

квалифицированных рабочих по группе профессий

 "Портной" и "Закройщик"

(на базе основного общего образования с получением среднего (полного) общего образования).

     Срок обучения: 4 года

        Учебный план предназначен для подготовки в учреждениях начального профессионального образования С. Петербурга квалифицированных рабочих по профессии 4-ой ступени квалификации "закройщик" и по профессии 2-ой ступени квалификации "портной" с получением квалификации при 4-х годичном сроке обучения на уровне З-го (4-го) квалификационного разряда по специальности "портной" и 4-го квалификационного разряда по специальности "закройщик".

        Необходимость разработки учебного плана по группе профессий объясняется тем, что в соответствии с тарифно-квалификационными требованиями получение квалификации по специальности "закройщик" невозможно без получения квалификации по специальности "портной". Кроме этого, разработка учебного плана по группе профессий позволяет наиболее эффективно организовать обучение, выдержать единство образовательных требований, а так же устранить дублирование учебного материала.

        Примерный рабочий учебный план разработан на основе примерного рабочего учебного плана для учреждений начального профессионального образования С. Петербурга по профессии "портной" и с учетом требований стандарта на профессию "закройщик", утвержденного приказом Минобразования РФ от 05.05.96  № 22-М.

        В связи с тем, что "портной" - это профессия 2-ой ступени квалификации, - она не требует наличия в обязательном порядке у выпускников среднего (полного) общего образования.  Однако, учитывая образовательные запросы молодежи, а так же достаточно высокий образовательный уровень выпускников петербургской профессиональной школы, учебный план обеспечивает возможность повышения уровня общего образования - от основного среднего, у поступающих в учебные заведения, до среднего (полного) общего, у выпускников.  Соответственно общий срок обучения, необходимый для получения диплома о начальном профессиональном образовании, включающем в себя среднее (полное) общее образование, по этой профессии составляет 3 года. Возможность реализации такой образовательной программы соответствует требованиям нового Перечня профессий и специальностей учреждений начального профессионального образования.

        Учебный план предназначен для реализации непрерывного профессионального образования и, в соответствии с этим, предполагает два завершенных этапа (ступени) обучения. На первом этапе, продолжающемся 3 года, учащиеся получают профессию "портной" со специальностью одноименного наименования на уровне З-го (4-го) квалификационного разряда. На втором этапе в течении еще одного года учащиеся овладевают профессией "закройщика" со специальностью одноименного наименования на уровне 4-го квалификационного разряда.

        По окончании четырех лет обучения выпускники получают диплом о профессиональном образовании по группе профессий. Учащиеся, которые по ряду причин не будут продолжать обучение после первого этапа, так же получают диплом о профессиональном образовании, но по одной профессии.

        Учебный план предназначен для работы в режиме пятидневной учебной недели, в соответствии с чем недельная нагрузка на 1 и  2  курсах составляет 33 часа, на  3  и IV курсах - 34 часа, а во время практики - 35 часов на  2  курсе и  40  часов - на  3  и IV курсах.

        Структура каждого из четырех лет обучения соответствует существующим в настоящее время возможностям организации сплошной производственной практики в большинстве учебных заведений.

        На первом курсе сплошная практика отсутствует, на втором предусматривается З-х недельная практика, на третьем - 12 недельная практика, на четвертом - 8-ми недельная. Уменьшение времени на сплошную практику на IV курсе связано с тем, что в большинстве случаев она проводится в учебных заведениях, которые не имеют возможность создать на длительный срок рабочие места для всех обучающихся.

        Номенклатура и число часов, отведенных на общеобразовательные предметы, соответствуют требованиям базового уровня среднего (полного) общего образования. Преподавание общеобразовательных дисциплин проводится в течении первых трех лет обучения, при этом естественно - научные дисциплины изучаются на первых двух курсах, на третьем курсе завершается изучение русского языка и литературы, обществоведческих дисциплин, основ безопасности жизнедеятельности.

        Номенклатура предметов блока профессиональной подготовки соответствует федеральному компоненту стандартов на профессии утвержденных приказами Минобразования РФ от 04.08.95 г.,  № 440 и от 05.05.96 г.,  № 22-М.

        Количество часов на предметы блока профессиональной подготовки определялось методом экспертной оценки с учетом необходимости соблюдения предусмотренных в стандартах уровней усвоения основных учебных элементов, а также требований Модели учебного плана для учреждений начального профессионального образования в части распределения учебного времени между циклами, курсами, предметами.

        В соответствии с Моделью учебного плана для учреждений начального профессионального образования и спецификой профессий в учебном плане выделены три цикла предметов блока профессиональной подготовки: общетехнический (основы пользования персональным компьютером) общепрофессиональный (материаловедение, швейное оборудование, рисунок, художественное проектирование одежды, основы конструирования и моделирования одежды, история костюма, основы художественной графики одежды); профессиональный (основы технологии изготовления швейных изделий - базовый курс; технология индивидуального пошива и ремонта одежды, производственное обучение, практика - специальный курс).

        В соответствии с требованиями базисного учебного плана для учреждений начального профессионального образования С. Петербурга, в учебный план включен курс предметов, обеспечивающих формирование социальной компетенции обучаемых: основы рыночной экономики, основы профессиональной психологии и этики, основы трудового законодательства. В соответствии со стандартом на профессию "Закройщик" в данный курс предметов включен предмет "Основы менеджмента".

        Последовательность изучения предметов учебного плана обусловлена местом и ролью каждого из них в структуре профессиональной подготовки.

        На первом курсе изучаются такие предметы как: "Материаловедение", "Швейное оборудование", без которых невозможно изучение базисного курса. На втором курсе продолжается изучение швейного оборудования а также изучаются предметы: "Рисунок" и "Основы моделирования и конструирования одежды", между которыми существуют тесные межпредметные связи. Изучение предмета "Художественное проектирование одежды" начинается на III курсе на основе уже имеющихся у учащихся знаний и умений в области основ моделирования и конструирования одежды. Кроме того, преподавание данного предмета на 3 курсе обеспечивает возможность продолжения обучения по профессии "Закройщик". На IV курсе на данный предмет отводится достаточно большое количество часов, что позволит учащимся освоить два основных раздела: конструирование одежды, моделирование и художественная отделка одежды (с учетом практических работ). Специальный курс технологии индивидуального пошива и ремонта одежды изучается в течении всех 4-х лет, начиная со 2 полугодия 1 курса.

        Из общего количества часов, отведенных на производственное обучение, 102 часа предназначены для закрепления знаний, полученных при изучении базового курса.

        Темп производственного обучения нарастает от первого к третьему курсу с 6-ти часов в неделю, до 16 часов. На четвертом курсе в первом полугодии темп производственного обучения снижается - до 2-х дней в неделю, что связано с необходимостью создания теоретической базы обучения по специальности "закройщик", а затем снова повышается до З-х дней в неделю. Закрепление профессиональных умений происходит во время сплошной практики как в мастерских учебных заведений, так и на предприятиях.

        Учебным планом предусмотрены факультативные занятия в объеме 266 часов.

        В процессе обучения и по его окончании учащиеся сдают шесть обязательных экзаменов по общеобразовательным предметам и четыре - по предметам профессионального цикла: "Швейное оборудование", "Технология индивидуального пошива и ремонта одежды" , "Художественное проектирование одежды". Учебным планом также предусмотрены экзамены по физической культуре и производственному обучению, которые проводятся за счет учебных часов, отведенных на эти предметы.

        Данный примерный рабочий учебный план разработан Учебно-методическим центром совместно с ПЛ   №№ 100, 109, 17;   ПУ  №№ 18, 45, 134, 82, 104.

СОГЛАСОВАНО Директор УМЦ

_____________   В.В. Шапкин

" __ " __________ 1888 г.

УТВЕРЖДАЮ

Начальник Департамента

начального профессионального

образования Комитета по

образованию Санкт-Петербурга

___________ В. И. Гавриков

"__" ________ 1888 г.

        Примерный рабочий учебный план для подготовки в ПУ (ПЛ) №___   Санкт-Петербурга квалифицированных рабочих по группе профессий "Портной" и "Закройщик" на базе основного общего образования с получением среднего (полного) общего образования.

        Специальности и уровень квалификации: портной З-го (4-го) разряда, закройщик 4-го разряда.

 Срок обучения: 4 года.

Режим работы:  5-ти дневная учебная неделя.

 Ступени обучения:

1 ступень: профессия "портной", специальность: портной З-го (4-го) разряда. Срок обучения: 3 года.

2 ступень: профессия "закройщик", специальность: закройщик 4-гo разряда. Срок обучения: 1 год.

Структура учебного года

 

1 курс

2 курс

3 курс

4 курс

Продолжительность учебного года (в неделях),  в т. ч.

52

52

52

43

  1  полугодие

17

17

17

17

Зимние  каникулы

2

2

2

2

  2  полугодие,  в том числе

23

21

22

22

Практика

3

3

12

8

Экзамены

-

2

1

1

Летние каникулы

9

9

9

-

Праздничные дни

1

1

1

1

План учебного процесса

№№ п.п

Циклы, курсы, предметы

Распределение экз. по курсам

Общее  колич. часов

Распределение часов по курсам,

 полугодиям, неделям

       

1 курс

Всего за 1

 курс

2 курс

Всего за 2

 курс

 3 курс

Всего за 3

 курс

  4  курс

Всего за 4

 курс

       

 

1 с

2 с.

 

   2 с.

 

1с.

2 с.

 
       

17

23

 

17

18

3

 

17

10

12

 

17

14

8

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

А

Обязательное обучение

                                 

1.

Общеобразовательная подготовка

                                 

1.1.

Гуманитарный цикл

                                 

1.1.1

Русский язык и литература

111

170

2

2

80

1

2

-

53

1

2

-

37

       

1.1.2

История

11

207

3

3

120

3

2

-

87

-

-

-

-

       

1.1.3

Человек и общество

111

98

-

-

-

-

-

-

-

4

3

-

98

       

1.1.4

Основы Российского законодательства

 

35

-

-

-

1

1

-

35

               

1.1.5

Иностранный язык

 

80

2

2

80

-

-

-

-

-

-

-

-

       

1.1.6

Физическая культура

111

266

2

2

80

2

2

-

70

2

2

-

54

2

2

-

 

1.1.7

Основы безопасности жизнедеятельности

 

102

1

1

40

1

1

-

35

1

1

-

27

       

1.2.

Естественно-научный цикл

                                 

1.2.1

Математика

11

231

3

4

143

2

3

-

88

-

-

-

-

       

1.2.2

Физика

11

224

4

3

137

3

2

-

87

-

-

-

-

       

1.2.3

Химия

11

127

2

1

57

2

2

-

70

-

-

-

-

       

2.

Профессиональная подготовка

                                 

2.1

Общетехнический цикл

                                 

2.1.1

Основы пользования персональным компьютером

57

2

1

57

-

-

-

-

-

-

-

-

-

       

2.2

Общепрофессиональный цикл

                                 

2.2.1

Материаловедение

 

80

2

2

80

-

-

-

-

-

-

-

-

       

2.2.2

Швейное оборудование

11

115

2

2

80

1

1

-

35

-

-

-

-

       

2.2.3

Рисунок

 

53

-

-

-

1

2

-

53

-

-

-

-

-

-

-

-

2.2.4

Основы конструирования и моделирования одежды

 

75

-

1

23

2

1

-

52

-

-

-

-

-

-

-

-

2.2.5

Художественное проектирование одежды

IV

247

-

-

-

-

-

-

-

1

1

-

27

8

6

-

220

2.2.6

История костюма

 

79

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

3

2

-

79

2.2.7

Основы художественной графики костюма

 

79

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

3

2

-

79

2.3

Профессиональный цикл

                                 

2.3.1

Базовый курс

                                 

2.3.11

Основы технологии изготовления швейных изделий

 

57

2

1

57

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

2.3.2

Специальный курс

                                 

2.3.21

Технология индивидуального пошива и ремонта одежды

III,IV

276

-

2

46

2

2

-

70

2

3

-

64

4

2

-

96

2.3.22

Производственное обучение

III

1602

6

6

240

12

12

-

420

18

18

-

486

12

18

-

456

2.3.23

Практика

 

905

-

-

-

-

-

35

105

-

-

40

480

-

-

40

320

3.

Курс предметов социальной компетенции

                                 

3.1

Основы рыночной экономики

 

44

             

2

1

-

44

       

3.2

Основы профессиональной психологии и этики

 

44

             

2

1

-

44

       

3.3

Основы трудового законодательства

 

37

             

1

2

-

37

       

3.4

Основы менеджмента

 

62

                     

2

2

-

62

 

ИТОГО

 

5352

33

33

1320

33

33

35

1260

34

34

40

1398

34

34

40

1374

                                     

Б.

Факультативные занятия (по 2 ч. в неделю), в т. ч.

 

266

                             
 

ОБЖ

                                 
 

Биология

 

38

                             
 

Основы дизайна и др. по выбору учеб. заведения

                                 
 

Консультации

 

400

                             
 

Экзамены

 

120

                             
 

ВСЕГО

 

6138

                             

Директор ПУ (ПЛ) _____________________

Ф. И. О.

Пояснительная записка

к примерному рабочему учебному плану для подготовки в ПУ (ПЛ)

 № ____ Санкт-Петербурга

квалифицированных рабочих по профессии "Повар, кондитер"

 (на базе основного общего образования с получением среднего (полного) общего образования)

Срок обучения: 3 года

       Учебный план предназначен для подготовки в ПУ (ПЛ) № ____ Санкт-Петербурга квалифицированных рабочих по профессии З-ей ступени квалификации "Повар, кондитер" с получением обеих специальностей профессии - повар и кондитер - на уровне З-го  квалификационного разряда.

        В связи с тем, что "повар, кондитер" - это профессия З-ей ступени квалификации, она требует в обязательном порядке наличия у выпускников среднего (полного) общего образования. В соответствии с этим общий срок обучения, необходимый для получения диплома о профессиональном образовании, составляет 3 года. Реализация такой образовательной программы отвечает требованиям нового Перечня профессий и специальностей начального профессионального образования.

        Учебный план рассчитан на работу в режиме пятидневной учебной недели, в связи с чем недельная нагрузка на 1 и 11 курсах составляет 33 часа, на III - 34 часа, во время практики - 35 часов на втором курсе и 40 - на третьем. Структура каждого из трех лет обучения соответствует существующим в настоящее время возможностям организации сплошной производственной практики в большинстве учебных заведений.

        На первом курсе сплошная практика отсутствует, на втором предусматривается З-х недельная практика, на третьем - 12 недельная.

        Номенклатура предметов и количество часов, отведенных на изучение общеобразовательных дисциплин, отвечает требованиям базового уровня среднего (полного) общего образования. Преподавание общеобразовательных дисциплин осуществляется в течении всего срока обучения; при этом естественно - научные дисциплины преподаются на первых двух курсах; на третьем курсе завершается изучение русского языка и литературы, обществоведческих дисциплин, основ безопасности жизнедеятельности.

        Номенклатура предметов блока профессиональной подготовки полностью соответствует федеральному компоненту стандарта на профессию,

утвержденного приказом Минобразования РФ от 18.02-97  № 84/13-12.

        Количество часов, отведенных на изучение предметов блока профессиональной подготовки, определялось метолом экспертной оценки с учетом необходимости соблюдения предусмотренных в стандарте уровней усвоения основных учебных элементов, а также требований Модели учебного плана для учреждений начального профессионального образования в части распределения учебного времени между циклами, курсами, предметами.

        В соответствии с Моделью учебного плана для учреждений начального профессионального образования и спецификой профессии в учебном плане выделены три цикла предметов блока профессиональной подготовки: обще- технический, общепрофессиональный и профессиональный.

        Специфика профессии, не относящейся к промышленной сфере обусловила наличие в общетехническом цикле только одного предмета: "Основы пользования персональным компьютером".

        Общепрофессиональный цикл представлен тремя предметами: основы физиологии, санитарии и гигиены; основы калькуляции и учета; организация производства предприятий общественного питания.

        В профессиональный цикл входят: базовый курс - товароведение пищевых продуктов; специальный курс - оборудование предприятий общественного питания (с основами электротехники), содержание которого, в соответствии со стандартом на профессию, отражает также вопросы безопасной организации труда; кулинария; технология приготовления мучных кондитерских изделий; спецрисование и лепка; производственное обучение; производственная практика.

        С учетом требований базисного учебного плана для учреждений начального профессионального образования Санкт-Петербурга, в учебный план включен курс предметов, обеспечивающих формирование социальной компетенции обучаемых: "Основы рыночной экономики", "Основы профессиональной психологии и этики", "Основы трудового законодательства".

        Последовательность изучения предметов учебного плана обусловлена местом каждого из них в структуре профессиональной подготовки.

        На первом курсе изучаются основы физиологии, санитарии и гигиены, а также товароведческая характеристика пищевых продуктов, без знания которых невозможно эффективное изучение специальных предметов.  Основы калькуляции и учета учащиеся начинают изучать во втором полугодии 1 курса, когда они имеют представление о технологии приготовления пищи, и заканчивают на втором курсе. На втором курсе, ближе к выходу на производственную практику изучаются вопросы организации производства предприятий общественного питания.

        Устройства и правила безопасной эксплуатации оборудования предприятий общественного питания рассматриваются начиная с 1 полугодия 1 курса, обеспечивая возможность производственного обучения учащихся в мастерских, и заканчиваются на  2 курсе.

        С учетом необходимости специализации по обеим специальностям профессии в учебный план включены два предмета "Кулинария" и "Технология приготовления мучных кондитерских изделий". Учебным планом предусмотрено последовательное получение вышеназванных специальностей, поэтому вопросы кулинарии рассматриваются на 1 и 11 курсах, технологии приготовления кондитерских изделий со второго полугодия второго курса и на 3 курсе. Соответственно организуется и производственное обучение, темп которого нарастает с 1-го до З-го курса от одного до трех дней в неделю. Закрепление профессиональных умений происходит во время сплошной практики как в мастерских учебного заведения, так и на предприятиях.

     Примечание: учебного заведение может организовать параллельное получение обеих специальностей, внеся соответствующие коррективы в учебный план; если учебное заведение, в силу специфики материально-технической базы, организует обучение только по одной специальности, оно должно распределить количество часов, отведенных в данном плане на соответствующую технологию, между другими предметами блока профессиональной подготовки.

        Из общего количества часов, отведенных на производственное обучение, 80 часов предназначены для закрепления знаний, полученных при изучении базового курса.

        Данный примерный учебный план разработан Учебно-методическим центром совместно с ПЛ  №№ 119 и 140.

        Учебным планом предусмотрены факультативные занятия в объеме 204 часов, из них 38 часов отводится на курс "Основы безопасности жизнедеятельности", а остальные - на биологию, географию и другие предметы по выбору учебного заведения.

        В процессе обучения и по его окончании учащиеся сдают шесть обязательных экзаменов по общеобразовательным предметам и два - по предметам блока профессиональной подготовки - "Кулинария" (2 курс) и "Технология приготовления мучных кондитерских изделий" (3 курс).

        Учебным планом предусмотрены экзамены по физической культуре и производственному обучению, которые проводятся за счет учебных часов, отведенных на изучение этих предметов.

СОГЛАСОВАНО

 Директор УМЦ

 ________ В.В. Шапкин

 "___" ________ 1888 г.

УТВЕРЖДАЮ

Начальник Департамента начального профессионального образования Комитета по образованию Санкт-Петербурга

 ________ В. И.  Гавриков

 "___" _______" 1888 г.

  ПРИМЕРНЫЙ РАБОЧИЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН

для подготовки в  ПУ (ПЛ)  № ____   Санкт-Петербурга

 квалифицированных рабочих по профессии  "Повар, кондитер"

 (на базе основного общего образования с получением среднего (полного) общего образования)

    Специальность и уровень квалификации: обе специальности профессии (повар, кондитер) на уровне 3-го квалификационного разряда.

 Срок обучения: 3 года.

 Режим работы: 5-ти дневная учебная неделя.

Структура учебного года

 

1 курс

2 курс

3 курс

Продолжительность учебного года (в неделях),  в т. ч.

52

52

43

  1  полугодие

17

17

17

Зимние  каникулы

2

2

2

  2  полугодие,  в том числе

23

21

22

Практика

-

3

12

Экзамены

-

2

1

Летние каникулы

9

9

-

Праздничные дни

1

1

1

План учебного процесса

№№ п.п

Циклы, курсы, предметы

Распределение экз. по курсам

Общее  колич. часов

Распределение часов по курсам,

 полугодиям, неделям

       

1 курс

Всего за 1

 курс

2 курс

Всего за 2

 курс

 3 курс

Всего за 3

 курс

       

 

1 с

2 с.

 

   2 с.

 
       

17

23

 

17

18

3

 

17

10

12

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

А

Обязательное обучение

                         

1.

Общеобразовательная подготовка

                         

1.1.

Гуманитарный цикл

                         

1.1.1

Русский язык и литература

111

170

2

2

80

1

2

-

53

1

2

-

37

1.1.2

История

11

207

3

3

120

3

2

-

87

-

-

-

-

1.1.3

Человек и общество

111

98

-

-

-

-

-

-

-

4

3

-

98

1.1.4

Основы Российского законодательства

 

35

-

-

-

1

1

-

35

       

1.1.5

Иностранный язык

 

80

2

2

80

-

-

-

-

-

-

-

-

1.1.6

Физическая культура

111

204

2

2

80

2

2

-

70

2

2

-

54

1.1.7

Основы безопасности жизнедеятельности

 

102

1

1

40

1

1

-

35

1

1

-

27

1.2.

Естественно-научный цикл

                         

1.2.1

Математика

11

231

3

4

143

2

3

-

88

-

-

-

-

1.2.2

Физика

11

224

4

3

137

3

2

-

87

-

-

-

-

1.2.3

Химия

11

127

2

1

57

2

2

-

70

-

-

-

-

2.

Профессиональная подготовка

                         

2.1

Общетехнический цикл

                         

2.1.1

Основы пользования персональным компьютером

57

2

1

57

-

-

-

-

-

-

-

-

-

2.2

Общепрофессиональный цикл

                         

2.2.1

Основы физиологии, санитарии и гигиены

 

40

1

1

40

-

-

-

-

-

-

-

-

2.2.2

Основы калькуляции и учет

 

40

-

1

23

1

-

-

17

-

-

-

-

2.2.3

Организация производства предприятий общественного питания

 

53

-

-

-

1

1

-

53

-

-

-

-

2.3

Профессиональный цикл

                         

2.3.1

Базовый курс

                         

2.3.11

Товароведение пищевых продуктов

 

80

2

2

80

-

-

-

-

-

-

-

-

2.3.2

Специальный курс

                         

2.3.21

 Оборудование предприятий общественного питания (с основами электротехники)

II

75

1

1

40

1

1

-

35

-

-

-

-

2.3.22

Спецрисование и лепка

 

40

-

1

23

1

-

-

17

-

-

-

-

2.3.23

Кулинария

II

150

2

2

80

2

2

-

70

-

-

-

 

2.3.24

Технология приготовления мучных кондитерских изделий

III

109

-

-

-

-

1

-

18

3

4

-

91

2.3.25

Производственное обучение

III

1146

6

6

240

12

12

-

420

18

18

-

486

2.3.26

Практика

 

585

-

-

-

-

-

35

105

-

-

40

480

3.

Курс предметов социальной компетенции

                         

3.1

Основы рыночной экономики

 

44

             

2

1

-

44

3.2

Основы профессиональной психологии и этики

 

44

             

2

1

-

44

3.3

Основы трудового законодательства

 

37

             

1

2

-

37

 

ИТОГО

 

3978

33

33

1320

33

33

35

1260

34

34

40

1398

                             

Б.

Факультативные занятия (по 2 ч. в неделю), в т. ч.

 

204

                     
 

ОБЖ

 

38

                     
 

Биология

                         
 

География

и др. по выбору уч. завед.

                         
 

Консультации

 

350

                     
 

Экзамены

 

96

                     
 

ВСЕГО

 

4628

                     

Директор ПУ (ПЛ) _____________________

Ф. И. О.

           ПРИМЕЧАНИЕ. Представленный учебный план является примерным. Учебные заведения могут полностью использовать его или адаптировать к конкретным условиям обучения и при этом изменить: структуру учебного года, темп производственного обучения, количество часов на отдельные предметы блока профессиональной подготовки при сохранении общего числа часов на весь блок. Нежелательна корректировка в сторону уменьшения количества часов на общеобразовательные предметы и предметы курса социальной компетенции. Номенклатура предметов блока профессиональной подготовки может быть изменена при введении интегрированных курсов. В этом случае отдельные предметы данного плана войдут в качестве разделов в интегрированный курс.

        Учебное заведение имеет право на самостоятельную разработку учебного плана в соответствии с требованиями стандарта на профессию, а также в связи с необходимостью обеспечения среднего (полного) общего образования .

        При любом варианте разработки учебного плана учреждение начального профессионального образования должно пройти процедуру согласования с Учебно-методическим центром и Департаментом начального профессионального образования Комитета по образованию Санкт-Петербурга.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ   ЗАПИСКА

к примерному рабочему учебному плану

 для подготовки в ПУ (ПЛ) №___   Санкт-Петербурга

 квалифицированных рабочих по профессии "продавец, контролер-кассир"

(на Базе основного общего образования с получением среднего (полного)

общего образования)

Срок обучения: 3 года.

Учебный план предназначен для подготовки в ПУ (ПЛ) № ____

Санкт-Петербурга  квалифицированных рабочих по профессии З-й ступени квалификации "продавец, контролер-кассир"

 с получением квалификации либо по обеим специальностям продавца,

 либо по одной из специальностей продавца и  специальности "контролер-кассир" (или "кассир торгового зала").

       В связи с тем, что "продавец, контролер-кассир" - это профессия З-ей ступени квалификации, она требует в обязательном порядке наличия у выпускников среднего (полного) общего образования. В соответствии с этим, общий срок обучения, необходимый для получения диплома о профессиональном образовании, составляет 3 года. Реализация такой образовательной программы отвечает требованиям нового Перечня профессий и специальностей начального профессионального образования.

        Учебный план рассчитан на работу в режиме пятидневной учебной недели, в связи с чем недельная нагрузка на 1 и 11 курсах составляет 33 часа, на 111 - 34 часа, во время практики - 35 часов на 11 курсе и 40 часов на III курсе. Структура каждого из трех лет обучения соответствует существующим в настоящее время возможностям организации сплошной производственной практики в большинстве учебных заведений города.

        На 1 курсе сплошная практика отсутствует, на 11 предусматривается 3-х недельная практика, на III - 12-и недельная.

        Номенклатура предметов и количество часов, отведенных на изучение общеобразовательных дисциплин, отвечает требованиям базового уровня среднего (полного) общего образования.

        Преподавание общеобразовательных дисциплин осуществляется в течение всего срока обучения; при этом естественно-научные дисциплины преподаются на первых двух курсах; на 3 курсе завершается изучение русского языка и литературы, обществоведческих дисциплин, основ безопасности жизнедеятельности. Номенклатура предметов блока профессиональной подготовки полностью соответствует федеральному компоненту стандарта на профессию, утвержденного приказом Министерства общего и

профессионального образования от 18.02.97 г.  № 84/13-12.

        Количество часов, отведенных на изучение предметов блока профессиональной подготовки, определялось методом экспертной оценки с учетом необходимости соблюдения предусмотренных в стандарте уровней усвоения основных учебных элементов, а также требований Модели учебного плана для учреждений начального профессионального образования в части распределения учебного времени между циклами, курсами, предметами. В соответствии с Моделью учебного плана для учреждений начального профессионального образования и спецификой профессии в учебном плане выделены три цикла предметов блока профессиональной подготовки: общетехнический, общепрофессиональный и профессиональный.

        В связи со спецификой профессии (профессия сферы сервиса) в обще- технический цикл входит только один предмет - "Основы пользования персональным компьютером".

        Обшепрофессиональный цикл составляют следующие предметы: "Торговые вычисления", "Учет и отчетность", "Деловая культура", "Санитария и гигиена" .

        В профессиональный цикл входят: базовый курс - "Товароведение товаров народного потребления (продовольственных и непродовольственных)".

    Примечание.  В зависимости от выбранной специализации в содержание предмета включаются вопросы товароведческой характеристики обеих групп товаров; либо одной группы - продовольственные или непродовольственные; либо обеих групп товаров, но одна из них рассматривается на уровне, позволяющем применять знания, а другая - на информационном уровне; специальный курс - "Оборудование торговых предприятий (с основами электротехники)", "Технология розничной торговли", производственное обучение, производственная практика.

        С учетом требований базисного учебного плана для учреждений начального профессионального образования Санкт-Петербурга, в учебный план включен курс предметов, обеспечивающих формирование социальной компетенции обучаемых: "Основы рыночной экономики", "Основы профессиональной психологии и этики", "Основы трудового законодательства".

        Последовательность изучения предметов учебного плана обусловлена местом каждого из них в структуре профессиональной подготовки.

        На 1 курсе изучаются такие предметы, как: "Торговые вычисления" и "Санитария и гигиена", являющиеся базовыми для изучения технологии розничной торговли.

        Вопросы учета и отчетности рассматриваются на 2 курсе, когда учащиеся уже овладеют некоторыми специальными знаниями.  Проблемы деловой культуры изучаются на З-ем курсе, параллельно с изучением предмета "Основы профессиональной психологии и этики".

    Примечание.  Учебное  заведение может объединить эти два предмета в один с сохранением суммарного числа часов, практически перед выходом на производственную практику .

        Оборудование торговых предприятий, включая кассовое, учащиеся изучают в течении первых двух лет, также, как и товароведение.

        Вопросы технологии розничной торговли, знание которых напрямую связано с основными функциональными обязанностями продавцов, изучаются на третьем, выпускном курсе.

        Из общего количества часов, отведенных на производственное обучение, 555 часов предназначены для закрепления знаний, полученных при изучении базового курса.

        Темп производственного обучения возрастает от 1 к III курсу с 6 до 19 часов в неделю. Закрепление профессиональных умений происходит во время сплошной практики как в мастерских учебного заведения, так и на предприятиях.

        Учебным планом предусмотрены факультативные занятия в объеме 204 часа, из них 38 часов отводится на курс "Основы безопасности жизнедеятельности", а остальные - на биологию, географию и другие предметы по выбору учебного заведения.

        В процессе обучения и по его окончании учащиеся сдают шесть обязательных экзаменов по общеобразовательным предметам и два - по предметам блока профессиональной подготовки - "Товароведение товаров народного потребления" и "Технология розничной торговли".

        Учебным планом также предусмотрены экзамены по физической культуре и производственному обучению, которые проводятся за счет учебных часов, отведенных на изучение этих предметов.

        Данный примерный учебный план разработан Учебно-методическим центром совместно с ПУ № 39,  ...  ...  ...  ...    ПЛ № 129.

 СОГЛАСОВАНО

 Директор УМЦ

 ________ В. В. Шапкин

 " ___ " _______ 2001   г.

УТВЕРЖДАЮ

Начальник Департамента начального профессионального образования Комитета по образованию Санкт-Петербурга

________ В.И. Гавриков

 "___" _________ 1888 г.

ПРИМЕРНЫЙ РАБОЧИЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН

для подготовки в ПУ (ПЛ) №____ Санкт-Петербурга

 квалифицированных рабочих по профессии "продавец, контролер-кассир"

(на базе основного общего образования с получением среднего (полного) общего образования)

Специальности и уровень квалификации:

 а) обе специальности продавца

 б) одна из специальностей продавца и специальность "контролер-кассир" (или кассир торгового зала)

Срок обучения: 3 года.

Режим работы: 5-ти дневная учебная неделя.

Структура учебного года

 

1 курс

2 курс

3 курс

Продолжительность учебного года (в неделях),  в т. ч.

52

52

43

  1  полугодие

17

17

17

Зимние  каникулы

2

2

2

  2  полугодие,  в том числе

23

21

22

Практика

-

3

12

Экзамены

-

2

1

Летние каникулы

9

9

-

Праздничные дни

1

1

1

План учебного процесса

№№ п.п

Циклы, курсы, предметы

Распределение экз. по курсам

Общее  колич. часов

Распределение часов по курсам,

 полугодиям, неделям

       

1 курс

Всего за 1

 курс

2 курс

Всего за 2

 курс

 3 курс

Всего за 3

 курс

       

 

1 с

2 с.

 

   2 с.

 
       

17

23

 

17

18

3

 

17

10

12

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

А

Обязательное обучение

                         

1.

Общеобразовательная подготовка

                         

1.1.

Гуманитарный цикл

                         

1.1.1

Русский язык и литература

111

170

2

2

80

1

2

-

53

1

2

-

37

1.1.2

История

11

207

3

3

120

3

2

-

87

-

-

-

-

1.1.3

Человек и общество

111

98

-

-

-

-

-

-

-

4

3

-

98

1.1.4

Основы Российского законодательства

 

35

-

-

-

1

1

-

35

       

1.1.5

Иностранный язык

 

80

2

2

80

-

-

-

-

-

-

-

-

1.1.6

Физическая культура

111

266

2

2

80

2

2

-

70

2

2

-

54

1.1.7

Основы безопасности жизнедеятельности

 

102

1

1

40

1

1

-

35

1

1

-

27

1.2.

Естественно-научный цикл

                         

1.2.1

Математика

11

231

3

4

143

2

3

-

88

-

-

-

-

1.2.2

Физика

11

224

4

3

137

3

2

-

87

-

-

-

-

1.2.3

Химия

11

127

2

1

57

2

2

-

70

-

-

-

-

2.

Профессиональная подготовка

                         

2.1

Общетехнический цикл

                         

2.1.1

Основы пользования персональным компьютером

57

2

1

57

-

-

-

-

-

-

-

-

-

2.2

Общепрофессиональный цикл

                         

2.2.1

Торговые вычисления

 

80

2

2

80

-

-

-

-

-

-

-

-

2.2.2

Учет и отчетность

 

52

-

-

-

2

1

-

52-

-

-

-

-

2.2.3

Деловая культура

 

27

-

-

-

-

-

-

-

1

1

-

27

2.2.4

Санитария и гигиена

 

40

1

1

40

-

-

-

-

-

-

-

-

2.3

Профессиональный цикл

                         

2.3.1

Базовый курс

                         

2.3.11

Товароведение товаров народного потребления

II

214

2

4

126

2

3

-

88

-

-

-

-

2.3.2

Специальный курс

                         

2.3.21

Оборудование торговы-х предприятий (с осно-вами электротехники)

 

110

1

1

40

2

2

-

70

-

-

-

-

2.3.22

Технология розничной торговли

III

64

-

-

-

-

-

-

-

2

3

-

64

2.3.23

Производственное обучение

III

1146

6

6

240

12

12

-

420

18

18

-

486

2.3.24

Практика

 

585

-

-

-

-

-

35

105

-

-

40

480

3.

Курс предметов социальной компетенции

                         

3.1

Основы рыночной экономики

 

44

             

2

1

-

44

3.2

Основы профессиональной психологии и этики

 

44

             

2

1

-

44

3.3

Основы трудового законодательства

 

37

             

1

2

-

37

 

ИТОГО

 

3978

33

33

1320

33

33

35

1260

34

34

40

1398

                             

Б.

Факультативные занятия (по 2 ч. в неделю), в т. ч.

                         
 

ОБЖ

 

38

                     
 

Биология

                         
 

география

и др. по выбору учеб. заведения

                         
 

Консультации

 

350

                     
 

Экзамены

 

96

                     
 

Всего за курс обучения

 

4628

                     

Директор ПУ (ПЛ) _____________________

Ф. И. О.

        ПРИМЕЧАНИЕ.  Представленный учебный план является примерным. Учебные заведения могут полностью использовать его или адаптировать к конкретным условиям обучения и при этом изменить: структуру учебного года, темп производственного обучения, количество часов на отдельные предметы блока профессиональной подготовки при сохранении общего числа часов на весь блок. Нежелательна корректировка в сторону уменьшения количества часов на общеобразовательные предметы и предметы курса социальной компетенции. Номенклатура предметов блока профессиональной подготовки макет быть изменена при введении интегрированных курсов. В этом случае отдельные предметы данного плана войдут в качестве разделов в интегрированный курс.

        Учебное заведение имеет право на самостоятельную разработку учебного плана в соответствии с требованиями стандарта на профессию, а также в связи с необходимостью обеспечения среднего (полного) общего образования .

        При любом варианте разработки учебного плана учреждение начального профессионального образования должно пройти процедуру согласования с Учебно-методическим центром и Департаментом начального профессионального образования Комитета по образованию Санкт-Петербурга.