Хаббасова А.К., методист УМК ПО

3.06.05

преподаватели общеобразовательного цикла НПО

преподаватели английского языка.

 

Профильно – ориентированный курс «Английский курс для будущего портного» преподавателя английского языка высшей категории ПЛ №18    г. Оренбурга Степановой И.В.

 

Отечественное образование сегодня претерпевает радикальные измене­ния, позволяющие обучающимся адаптироваться к условиям быстро меняю­щегося мира, творчески реализовывать себя в жизни и будущей профессио­нальной деятельности.   Важным становится переход от предметно-ориентированного обучения, цель которого заключается в передаче содержа­ния определенной предметной области, к обучению, ориентированному на развитие обучающегося, на формирование его мотивационной сферы, неза­висимого стиля мышления и общеучебных умений.

Этого требует и развивающийся рынок труда, характеризующийся бы­строй сменой спроса на умения, квалификации и опыт. Если в прошлом чело­век переходил из системы профессионального образования на рынок труда, в основном, один раз, то теперь ему приходится выбирать дальнейшую про­фессиональную деятельность несколько раз.

Необходимость коренных изменений в системе образования возникает потому, что одной из важнейших закономерностей развития общества является тесная взаимосвязь социально-экономического прогресса и постоянного совершенствования системы образования. Особенно эта закономерность про­является в переходные периоды, в периоды крупных цивилизованных и соци­альных сдвигов, вынуждающие общество реформировать и преобразовывать все стороны своей жизни.

Сейчас культура, государство и общество России, в рамках которых действуют образовательные учреждения, переживают радикальные измене­ния. Прежде всего, это глобализация, интернационализация, демократизация, технологизация. Наша страна делает шаг уже из индустриальной в постинду­стриальную эпоху, главное отличие которой состоит в изменении отношения к человеку. Если в индустриальном обществе человек является объектом, средством, то в постиндустриальном — субъектом и главной целью этого об­щества. В нем существенно меняются черты профессиональной деятельности работников.

Известно, что современная деятельность специалиста требует формиро­вания в одном лице ответственного исполнителя, организатора и руководите­ля, восприимчивого к новым идеям, отличающегося гибкостью профессио­нального мышления, умением быстро и эффективно адаптироваться в дина­мично изменяющихся производственных и социальных условиях.

Учитывая это, содержание и структура профессионального образования подвергаются существенной модернизации в соответствии с требованиями основных отраслей промышленности, сферы услуг, культуры, армии, государ­ственной службы и др. В связи с резко возрастающей потребностью народно­го хозяйства в высококвалифицированных рабочих и специалистах среднего звена, начальное профессиональное образование получает опережающее раз­витие. На этом уровне содержание образования существенно актуализируется и повышается качество подготовки с ориентацией ее на международные стан­дарты качества.

Основной целью профессионального образования, заложенной в Концепции модернизации российского образования, является "подготовка квали­фицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкуренто­способного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно вла­деющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятель­ности, способного к эффективной работе по специальности на уровне миро­вых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту, социаль­ной и профессиональной мобильности ..."-

Профессиональное становление современного специалиста предполага­ет включение личности в разнообразные виды деятельности (познавательную, учебно-профессиональную) с целью формирования у нее системы профессио­нально важных знаний, умений, качеств, форм поведения и индивидуальных способов выполнения профессиональной деятельности. В процессе становле­ния профессионал должен выступать фактором своего развития, изменения, преобразования объективных обстоятельств в соответствии со своими личны­ми свойствами, т.е. заниматься саморазвитием, самосовершенствованием.

Поэтому главной задачей образовательных учреждений является целе­направленное формирование у обучающихся умения учиться, в котором скрыт огромный потенциал совершенствования качества образования. Уме­ние учиться применимо в различных сферах: при освоении общеобразова­тельных дисциплин, изучении курсов, направленных на овладение професси­ей и специальностью, в процессе осуществления профессиональной деятель­ности. Его формирование предполагает значительное развитие логического мышления, способов управления собственной деятельностью и, прежде всего, процессами самообразования и саморазвития.

Приоритетное место занимают умения в сфере самостоятельной позна­вательной деятельности, основанной на усвоении способов приобретения знаний из различных источников информации.

Данные умения обеспечивают присвоение человеком целостного и разнообразного мира культуры. Известно, что эффективен не тот, кто просто. знает, а тот, у которого сформированы механизмы приобретения, организа­ции и применения знаний. Эти умения позволяют получить общее среднее образование, затем овладеть профессией (специальностью), а в случае необ­ходимости - сменить профессию (специальность). Поэтому образование, формирующее умение учиться, призвано привить ценности и раскрыть цели познания, обеспечить овладение теорией и технологией основных современ­ных методов познания.

В качестве основания умения учиться определены общеучебные уме­ния, актуальность формирования которых можно рассматривать как фактор, обеспечивающий реализацию современной политики непрерывного образо­вания, повышения квалификации, формирования профессиональной мобиль­ности личности.

Таким образом, система подготовки современного специалиста включает множество качеств, обусловленных современным уровнем развития обще­ства, науки, техники, а также переходом народного хозяйства страны в усло­вия рыночных отношений.

Переход к рыночным отношениям требует у специалиста широкого профиля подготовки, фундаментализации образования, что повышает про­фессиональную мобильность выпускника, позволяет специалисту быстро пе­рестроиться, получить дополнительное образование, соответствующее требо­ваниям конкретного рабочего места.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ НА СТАРШЕЙ СТУПЕНИ.

Модернизация содержания образования в России на современном этапе развития общества связана с инновационными процессами (например, ранее изу­чение иностранного языка, обязательное изучение иностранного языка не старшей ступени, которое раньше было факультативным и т.д.)

Старшая ступень привлекла к себе особо пристальное внимание в последние годы реформирования школы, так как стало ясным, что она плохо реализует идею непрерывности образования, не нацелена на профориентацию, мало содейст­вует их самоопределению.

Вновь встал вопрос о необходимости пересмотра структуры и содержания обучения на старшей ступени.

Какими же должны быть структура и содержание обучения на старшей ступени, чтобы обеспечить качественность и непрерывность обра­зования?

Основные функции старшей ступени обучения на старшей ступени - в ее назначении:

- обеспечить завершение учащимися общего полного среднего образо­вания и подготовить выпускников к жизни и труду в современном по­стиндустриальном информационном обществе, способствовать их со­циальной адаптации к условиям постоянно меняющегося мира;

- помочь учащимся в выборе дальнейшего жизненного пути в соответ­ствии с их склонностями, способностями;

- стимулировать учащихся к продолжению образования и создать усло­вия для облегчения перехода из одного звена системы образования в другое, а также нацелить их на самообразование.

 

ПРОФИЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕАНГЛИЙСКОМУЯЗЫКУ

Английский язык для специальных целей, или профильно-ориентированное обучение, - это научное направление, возникшее в конце 1960 -х годов, и, одновременно, тип образовательной услуги, отвечающей потреб­ностям обучаемых.

Аббревиатура ESP (English for Specific Purposes) к настоящему времени уверенно вошла в лексикон теоретиков и практиков в области профильно-ориентированного обучения английскому языку.

Под профильно - ориентированным понимается обучение, основанное на учете потребностей учащихся в изучении иностранного языка, диктуемых особенностями будущей профессии или учебной специальностью, которые, в свою очередь, требуют его изучения. В этом видится его основное отличие от обучения языку для общеобразовательных целей (т.е. традиционного школьного обучения, подготовки к вступительному экзамену в ВУЗ) и социализации (разговорного об­щения, выживания за границей и т.д.).

Разновидности профильно-ориентированного обучения английскому языку

Английский язык, как иностранный, изучается, с одной стороны, в каче­стве общеобразовательной дисциплины (GE: General English) во всех типах учеб­ного заведения, а с другой - для специальных целей (ESP: English for Specific Pur­poses) в заведениях профессионального образования.

Всякое профильно-ориентированное обучение английскому языку строит­ся с учетом двух типов целей:

1) академических;

2) профессиональных.

На практике четкого разграничения между курсами английского языка для академических и профессиональных целей не существует. Курсы профильно-ориентированному обучению английскому языку для учащихся в большей мере отвечают академическим целям, тогда как аналогичные курсы для специалистов -профессиональным. Основное отличие между ними состоит в том, что в первых больше внимания уделяется формированию у учащихся учебных навыков, которые являются основой для непрерывного образования, а последние отличаются боль­шей прагматичностью.

Профильно-ориентированное обучение английскому языку не может быть сведено лишь к тому, чтобы научить обучаемых его «специализированному варианту». Существуют некоторые особенности, характерные для специфического контекста использования языка, с которыми обучаемые, вероятно, встретятся в ре­альных ситуациях общения. Тем не менее знание профессиональной лексики не могут компенсировать отсутствие знаний и умений, позволяющих его осуществ­лять, т.е. несформированность коммуникативной компетенции.

 

Как в обучении иностранному языку вообще, в профильно-ориентированном обучении английскому языку реализуются принципы, обеспечи­вающие целесообразность результативность его изучения. Несмотря на то, что со­держание обучения разнится, процессы изучения и овладения языком в профиль­но-ориентированном курсе не иные, чем в общеобразовательном курсе. Иными словами, не существует методик обучения языку для специальных целей чуждых обучению языку вообще.

Английский язык для специальных целей рассматривается как подход, но не продукт. Он представляет собой подход к обучению языку, основанный на по­требностях обучаемых.

Таким образом, английский язык для специальных целей - это подход к обучению языку, в котором все решения по поводу отбора содержания и выбора методов согласуются с причинами изучения его обучающимися.

Сущность проектирования профильно-ориентированного курса английского языка.

Проектирование профильно-ориентированного курса языка - сложный процесс, в котором непосредственно участвует преподаватель, поскольку такой курс нацелен на удовлетворение потребностей учащихся не просто определенного профиля, а зачастую весьма узкой специализации. Если обучение общему англий­скому, а в последнее время и деловому, во многом обусловлено сложившейся тра­дицией преподавания, выбором того или иного учебника, рекомендованного Ми­нистерством образования, программами и четкими стандартами, то проектирова­ние профильно-ориентированных курсов для обучающихся других сфер (напри­мер, будущих портных, закройщиков, модельеров - конструкторов) занимает суще­ственную и весьма важную часть нагрузки преподавателя.

Проектирование курса при этом рассматривается как особый вид профес­сиональной деятельности по созданию педагогом представлений о будущем про­цессе обучения, воспитания и развития личности обучаемого и образует основу для последующих процессов:

- составления программы,

- написания материалов,

- собственно обучение языку, контролю и оценке.

ПРОФИЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ КУРС АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ЛИЦЕЕ № 18 (ШВЕЙНЫЙ ПРОФИЛЬ)

 

Одним из основных требований Государственного образовательного стандарта начального профессионального образования является профессиональ­ная направленность общеобразовательных предметов. Профессиональная на­правленность общеобразовательных предметов ведет к повышению качества знаний, умений, навыков учащихся по тем разделам общеобразовательных предметов, которые наиболее тесно связаны с профессиональной подготовкой, и сохранению знаний по другим разделам на общем обязательном уровне.

Концепция модернизация Российского образования в целях создания не­обходимых условий достижения нового, современного качества общего образо­вания планирует усилить роль дисциплин, обеспечивающих успешную социа­лизацию учащихся, в том числе и иностранных языков, а также обеспечить выпускников знаниями на уровне функциональной грамотности.

Разработанный спецкурс включает достаточно активную дидактическую информацию, которая создает оптимальные условия для профессионального образования учащихся. Главная задача - сформировать общепрофессиональ­ные качества будущего специалиста средствами иностранного языка, добиться того, чтобы учащиеся получили необходимый объем языковой подготовки как «орудие труда», как средство самоутверждения в профессии.

Активное владение иностранным языком является одним из .наиболее важных показателей личностного и профессионального развития учащегося.

Опираясь на вышесказанное для подготовки к будущей специальности «Портной - закройщик» предусмотрены занятия по профилированному курсу по английскому языку, разработанному Степановой И.В., и ориентированному на учащихся, которым предстоит в будущем заниматься изготовлением одеж­ды, в том числе использовать специальную литературу и извлекать нужную информацию.

Цели профильного курса:

1. Повысить мотивацию изучения иностранного языка (английского);

2. Развивать умение ориентироваться в потоке иностранной периодики и умение извлекать нужную информацию;

3. Развивать умение профессионального общения.

4. Создание лексикона специалиста в профессиональной области. В профильном курсе отражены межпредметные связи с дисциплинами профессионального курса. Профильная направленность иностранного языка (английского) ориентирует обучающихся на дальнейшую производственную и самостоятельную деятельность. В ходе изучения профильного курса планирует­ся обучение говорению, аудированию, чтению, переводу, письму.

Данный спецкурс предназначен для учащихся учреждений НПО, СПО. Возможно использование  в качестве  элективного курса.

 

В учреждениях начального профессионального образования проблема учета специализации в процессе обучения иностранным языкам очень значима. Основным принципом в учебно-воспитательном процессе по иностранному языку является принцип профессиональной ориентации, из этого следует, что осуществ­лять связь обучения иностранному языку с будущей специальностью просто необ­ходимо.

Устоявшаяся методика и практика обучения иностранному языку в учреждениях НПО выводили учащихся на уровень знания элементов языковой системы, но не включали в целенаправленную речевую деятельность. Более того, от­сутствие специальных учебных пособий по иностранному языку для учреждений НПО швейного профиля и использование школьных учебников и учебных пособий различных авторов стирали грани между обучением иностранного языка в обще­образовательной школе и в системе НПО.

Конечно, между этими системами много общего, но и есть то специфи­ческое, что отделяет одну систему от другой, это профессиональная ориентирован­ность, которая отличает обучение иностранному языку в системе НПО.

Есть и другие отличительные черты обучения иностранному языку в системе НПО:

- несхожая мотивация изучения иностранного языка у учащихся;

- различные коммуникативные потребности;

- отсутствие специальных учебных комплектов.

Действительная программа и учебник, по которому мы занимаем­ся (Н. А. Бонк, Н. А. Лукьянова, Л. Г. Памухина. Учебник английского языка в 2-х частях 3-е издание Высшая школа 1985), не позволяют осуществить профессио­нального обучения иностранным языкам, межпредметным связям иностранного языка и дисциплин профессионального цикла, не вызывают интерес учащихся к изучению иностранного языка и их активности на уроках.

В системе НПО намечается тенденция к снижению интереса к изуче­нию иностранного языка как предмета малозначимого для их будущей жизни, не нужного для их профессиональной деятельности. Анкетирование показывает, что учащиеся ставят предмет иностранного языка по значимости на 4-5 место из 8 предметов.

Как формировать положительное отношение к предмету «Английский язык»?,  как поддержать интерес к изучению иностранного языка? - вот те вопросы, которые возникли в процессе моей работы. В связи с этим преподавателем была предложена анкета учащимся, которая позволяет выявить мотивацию учащихся. Учащиеся приходят в систему НПО со слабо сформированным уровнем мотивации изучений иностранного языка. Так как мотивы и успешность обучения взаимосвязаны, то об уровне интереса можно судить по успеваемости. Проведенный анализ успеваемо­сти по иностранным языкам студентов I курса показывает, что 35,8 % учащихся пришли из школы с оценкой «З». При этом следует заметить, что у учащихся из сельских школ иностранный язык преподавался частично или не преподавался во­обще, поэтому «З» в аттестате не всегда соответствует действительности. Оценку «4» имеют 27,2 % учащихся. Оценку «5» 10,2 %. Средний бал за школу по ино­странному языку составляет 3,9 %. Эти цифры свидетельствуют о низком уровне мотивации.

Проведенный опрос позволил выяснить, что повысить значимость ино­странного языка как предмета и интерес к его изучению можно в том случае, если содержание учебного материала, его организация и условия, в которых протекает его изучение, будут согласованными со сферами деятельности учащихся, их инте­ресами и склонностями. Об этом свидетельствует анкета, где 95 % учащихся изъя­вили желание изучать профессионально-ориентированную тематику. На основе анализа полученных данных стало возможным составление высокоэффективного языкового курса, который отвечает запросам учащихся и соответствует их основ­ным сферам деятельности. В связи со всем выше сказанным, преподавателем Степановой И.В. был разработан «Профильно риентированный курс по английскому языку для учащихся ГОУ ПНО Профес­сиональный лицей № 18 швейного профиля», цели которого:

1. Повышение мотивации изучения английского языка и поддержание ин­тереса к его изучению;

2. Расширение запаса профессиональной лексики;

3. Формирование умений и культуры профессионального общения.

4. Подготовка выпускников к будущей профессиональной деятельности.

Деловая и профессиональная лексика дается на широком социокультурном фоне, т.е. язык изучается в тесной связи с культурой, с новыми тенденциями и направлениями моды, с применением новых технологий в процессе изготовления-одежды, с работой российских и зарубежных дизайнеров и т.д. Предусматривается овладение лексикой в рамках изучаемых тем.

Разрабатывая тематику курса, педагог старался взять для изучения темы, кото­рые знакомят учащихся с элементами профессионального языка, с особенностями работы портного, закройщика, конструктора, модельера, тем самым создавая пер­спективу профессионального роста и творческого мышления.

Известно, что выбор метода обучения - показатель качественного сис­темного обучения. Чтобы процесс профильно-ориентированного обуче­ния был эффективным, на своих уроках Степанова И.В. использует  наряду с традиционными не­стандартные формы проведения уроков: урок - ателье, урок - выставка тканей, урок — экскурсия по лицею, урок в конструкторском бюро (в кабинете конструиро­вания), урок-семинар «О влиянии конструкции и цветового решения костюма на коррекцию фигуры». Преподаватель максимально использует различные коммуни­кативные ситуации, деловые и ролевые игры, т.к.  считает, что игра - это эффек­тивное средство активизации познавательной деятельности на различных этапах обучения.

Текущий и итоговый контроль за ходом обучения профильному общению и за уровнем обученности учащихся речевой деятельности осуществляется при по­мощи тестов и коммуникативных ситуаций.

РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ.

Чтобы отследить результат своей профессиональной деятельности, педагог осуществляет мониторинг качества и успеваемости учащихся групп, в которых работает по профильно-ориентированному курсу - это учащиеся, обучающиеся на базе средне­го (полного) общего образования. Мониторинг позволит сохранить постоянный контроль над процессом обучения, вовремя выявить и исправить возможные недо­четы в работе.

Для начала учащимся была предложена анкета

АНКЕТА

Дорогие друзья, пожалуйста, дайте свои ответы на следующие вопросы:

1. Нужно ли Вам изучать английский язык?

2. Определите место английского языка в перечне изучаемых предметов по значив мости для Вас ______________.

3. Какая тематика Вам наиболее интересна для изучения ______________?

4. Было бы Вам интереснее изучать английский язык, если бы содержание предме­та напрямую была бы связана с Вашей будущей профессиональной деятельно­стью?____________________

5. Как Вы думаете, пригодятся ли Вам знания профильно-ориентированной лекси­ки в будущей самостоятельной профессиональной деятельности?

Анкетирование проводилось среди учащихся в группах I и II курсов. Анализируя данные анкеты необходимо показать следующие результаты.

вопроса

 

да

 

нет

 

Не знаю, не очень и т.д.

 

1

 

65%

 

5%

 

30%

 

2

 

Среди общеобразовательных предметов - на 2-3 месте, Среди всех предметов, включая специальный - на 6-8

 

3

 

Страноведение - 43 % Бизнес язык (оформление виз, деловая переписка, прохожде­ние паспортного контроля на таможне и т. д.) - 3 % Тематика, связанная с будущей профессией - 30 % Другое -7%

 

4

 

95%

 

2%

 

3%

 

5

 

70%

 

10%

 

20%

 

 

Данные анкеты показывают, что изучение профильного курса повысит мотивацию изучения английского языка. Одна из основных проблем обучения иностранному языку - это недостаточ­ная степень усвоения предлагаемого учебного материала. Поэтому в данном вопро­се большую роль играет, по мнению преподавателя, не только мотивация обучающихся, но и актуальность и привлекательность предлагаемых учебных материалов.

Заинтересованность учащихся на начальном этапе, как правило, является высокой, и перед преподавателем стоит задача поддержать ее путем широкого привлечения современного и актуального материала, а так же ис­пользования современных методик, стимулирующих взаимодействие между участниками учебного процесса.