Обобщение опыта работы мастера п/о высшей категории

ПУ №37 Гумарова Н.Р.

 

Тема работы: Планирование производственного обучения как необходимое условие повышения эффективности учебного процесса.

Условия возникновения проблемы и формулировка решаемой проблемы:

В современных рыночных условиях резко возросли требования к уровню профессиональной подготовки кадров. Уровень профессиональной компетентности учащихся ПУ и ПЛ обусловлен многими причинами: и качеством теоретического и производственного обучения, и степенью мотивированности обучения, и особенностями материально-технического, программного и научно-методического обеспечения учебного процесса, и компетентностью педагогических кадров и т.д. Автором отмечается отсутствие гибкой системы учебных программ по профессии «сварщик (электросварочные и газосварочные работы для групп с годичным сроком обучения на базе 11 классов средней общеобразовательной школы после введения стандарта на профессию.

Актуальность работы обусловлена востребованностью специалистов-сварщиков, имеющих среднее образование, на рынке труда и в ускоренные сроки обучения. Решение проблемы подготовки высококомпетентных сварщиков является несомненно актуальным видом деятельности. Повышение качества производственного обучения, которое обусловливает качество профессиональной подготовки сварщиков, по этой причине также является актуальным видом деятельности. Усовершенствование программного обеспечения процесса производственного обучения, при прочих равных условиях, обеспечивает повышение качества производственного обучения. Поэтому и этот вид деятельности, и решаемая при этом проблема тоже является актуальными.

Теоретическую базу опыта составили издания: Стандарт РФ НПО по профессии «Сварщик (электросаврочные и газосварочные работы)» ОСТ 9 ПО 02.010-95, работы педагогов и психологов С.Я.Батышева, Скакуна В. А., Марковой А. К., Якиманской И. С.

Новизна опыта характеризуется тем, что в процессе опыта было исследовано и установлено наличие причинно-следственной взаимосвязи между уровнем программного обеспечения производственного обучения и повышением уровня профессиональной компетентности учащихся по специальности «Сварщик» в условиях ПЛ №47. Молодые люди, имеющие среднее образование, но не имеющие профессии после окончания школы, в течении 1 года могут получить профессию сварщика с уровнем квалификации 3-4 разряд. Именно для этого контингента лиц разработана данная программа, которая согласована с руководством ООО «Предприятие СВС» и на котором проходят производственную практику учащиеся по данной профессии.

Технология опыта включала в себя ретроспективный анализ компетентности учащихся и результативности производственной практики по специальности «Сварщик» в условиях ПЛ №47. При этом было выявлено недостаточно полное соответствие их знаний, умений и навыков требованиям профессиональной характеристики. Тем самым было зафиксировано наличие актуальной педагогической проблемной ситуации и с учетом имеющихся наличных средств выдвинута рабочая гипотеза относительно методов ее решения. У автора такой гипотезой было предположение о возможности повышения уровня компетентности у учащихся ПЛ №47, обучающихся по специальности «Сварщик» за счет модернизации учебной программы.

Оценивая реальность и возможную эффективность данного гипотетического пути автор сопоставлял его с теоретизированным опытом, опубликованным в специальной и нормативной литературе.

Затем была осуществлена модернизация программного обеспечения производственного обучения по специальности «Сварщик».

Особенностью программы является то, что в ней предусматривается два этапа производственного обучения: в учебных мастерских и на предприятии, изучение литературы, разработка рабочей программной документации по производственному обучению, разработка и накопление дидактических средств для п/о, разработка КИМов по профессии «Сварщик».

 Результативность опыта Гумарова Н.Р. может охарактеризована следующими показателями: с момента разработки и внедрения программы в учебный процесс, результаты успеваемости производственного обучения возросли до 97-100%, качества обучения – до 60-75%, а процент выпускников с повышенным разрядом (25-30%) держится на стабильном высоком уровне.

Адресная направленность опыта: Опыт имеет ближнюю и дальнюю перспективу: он может быть использован как коллегами автора по ПЛ №47, так коллегами его по системе НПО. В первом случае педагогическая ситуация, в условиях которой придется работать последователям автора, будут отличаться от условий его работы относительно незначительно. Поэтому они могут воспользоваться опытом Гумарова Н.Р. после незначительного его корректирования. Во втором случае степень необходимой коррекции описываемого опыта может быть более значительной.

Опираясь на опыт автором, мастера п/о ПУ и ПЛ могут, в зависимости от конкретных особенностей педагогических ситуаций, с той или иной степенью полноты   достичь желаемый результат - значимым образом повысить уровень профессионального образования учащихся ПУ и ПЛ. Результаты опыта могут быть использованы мастерами производственного обучения, работающих с группами учащихся, обучающихся по профессии «Сварщик». Полнота достижения результатов зависит от степени идентичности педагогических ситуаций автора и его последователей. Если они идентичны, то результат может быть гарантирован с практически со 100-процентной вероятностью (уверенностью). Чем существенней отличие, тем меньше эта вероятность. Она может быть повышена путем дополнительного анализа и учета конкретных особенностей педагогических ситуаций при выборе и коррекции (модернизации) системы методов, применяемых при осуществлении педагогической деятельности.