Обобщение опыта работы мастера п/о высшей категории

ПУ №39 Алиевой Л.А.

 

Тема работы: Развитие творческой активности учащихся на уроках производственного обучения по профессии «Портной».

Условия возникновения и формулировка решаемой в ходе опыта проблемы: Одной из актуальных проблем педагогики сегодня называют проблему творческой активности. Установлено объективно существующее противоречие между потребностью учащихся в творческой активности в процессе профессионального обучения и незначительным количеством  и недостаточной целенаправленностью научно-методических разработок, специальных программ, образовательных технологий, стимулирующих проявления природной потребности учащихся в творческой активности. Выявленное противоречие, в свою очередь, актуализировало необходимость совершенствования содержания, форм при разработке технологии развития творческой активности в ОУ НПО.

Целью работы при этом стало повышение творческой активности учащихся на уроках производственного обучения по профессии «Портной» путем совершенствования содержания, форм при разработке технологии развития творческой активности учащихся.

Объектом исследования был выбран процесс развития творческой активности учащихся на уроках производственного обучения по профессии «Портной»

Предметом исследования - процесс развития творческой активности учащихся на уроках производственного обучения по профессии «Портной» путем совершенствования содержания, форм при разработке технологии развития творческой активности.

Актуальность работы обусловлена тем, что экономика страны на современном этапе развития требует подготовки будущих рабочих, в том числе квалифицированных поваров, обладающих способностью проявлять высокий уровень творческой активности. Поэтому подготовка подобных рабочих становится одной из важнейших задач образовательных учреждений НПО.

Новизна опыта характеризуется тем, что исследовано и установлено наличие причинно-следственной взаимосвязи между совершенствованием содержания, форм при разработке технологии и уровнем развития творческой активности учащихся на уроках производственного обучения по профессии «Портной».

Технология опыта: ретроспективный анализ достигнутого уровня творческой активности в процессе профессионального обучения по профессии «Портной» и выявление неполного количественного и качественного его соответствия требованиям профессиональной характеристики. Тем самым было зафиксировано наличие актуальной педагогической проблемной ситуации и с учетом имеющихся наличных средств выдвинута рабочая гипотеза относительно методов ее решения. У автора такой гипотезой было предположение о возможности повышения уровня развития творческой активности учащихся на уроках производственного обучения по профессии «Портной»

Оценивая реальность и возможную эффективность данного гипотетического пути автор сопоставлял его с теоретизированным опытом, опубликованным в специальной и нормативной литературе. При этом были использованы результаты исследований выдающихся педагогов 20 века: А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинского, С.Т.Шацкого, Л.С.Выготского, В.А.Крутецкого, Б.М.Теплова и др. Кроме того, были испльзованыы исследования, проводимые в рамках концепции непрерывного формирования творческого мышления (НФТМ) и проблемно-алгоритмического подхода М.М.Зиновкиной.

Затем последовала разработка усовершенствованной технологии развития творческой активности на уроках производственного обучения по профессии «Портной» и накопление дидактических и методических средств, экспериментальная апробация эффективности разработанной технологии, анализ результатов, выводы и формулировка рекомендаций.

Оценка результативности осуществлялась  по уровню качества знаний, уровню значимости  и ценности осваиваемой профессии «Портной» и по уровню понимания необходимости дальнейшего повышения профессиональной квалификации и повышение образовательного уровня в целом. Рост качества знаний возросло с 13% на первом курсе до 67% на третьем курсе. Существенно возросло понимание значимости и ценности  осваиваемой профессии и дальнейшего повышения профессиональной квалификации и образовательного уровня в целом.

Адресная направленность опыта: Следуя по исследованному автором пути, в зависимости от конкретных особенностей педагогических ситуаций, педагоги системы НПО могут с той или иной степенью полноты достичь желаемого результата - значимым образом повысить уровень творческой активности учащихся ПУ и ПЛ на уроках производственного обучения по осваиваемой профессии.  Результаты опыта могут быть использованы мастерами производственного обучения, работающих с группами учащихся, обучающихся по профессии «Портной».

В зависимости от степени отличия педагогической ситуации, используя данный опыт, можно получить устойчивые положительные результаты - значимое повышение уровня творческой активности учащихся в процессе профессионального обучения. Полнота достижения результатов зависит от степени идентичности педагогических ситуаций автора и его последователей. Если они идентичны, то результат может быть гарантирован с практически со 100-процентной вероятностью (уверенностью). Чем существенней отличие, тем меньше эта вероятность. Она может быть повышена путем дополнительного анализа и учета конкретных особенностей педагогических ситуаций при выборе и коррекции (модернизации) системы методов, применяемых при осуществлении педагогической деятельности.