Целевые воспитательные программы как компонент социализации подростков
Опыт работы
Константиновой Л.Н.
заместителя директора по УМР ПЛ №31 Г.Орска

Представила: Л.П.Федосова, методист УМК ПО
Дата: декабрь 2004 год

Новизна: оптимизация воспитательной системы лицея, обновление ее содержания и структуры на основе интеграции отечественных традиций и современного опыта, через интеграцию учебного и воспитательного процессов, сбалансированности государственного, общественного и семейного воспитания.

Сущность опыта:

Изменение социально-экономических и образовательных ориентиров общества активизировали поиск новых подходов к решению проблем воспитания и образования в важнейших институтах социализации - семье и школе.

Мнение, что кризис воспитательной системы является одной из серьезных проблем современной школы, настолько распространен среди педагогов, что практически не подвергается сомнению. Многие ученые рассматривают воспитание как сферу человеческой деятельности, которая в силу стоящих перед ней задач неизбежно находится в кризисе. Причиной такого положения является тот простой факт, что воспитание должно отставать от непрерывно меняющихся потребностей общества - хотя бы потому, что для их удовлетворения необходима система в той или иной степени консервативная. Исходя из этого, автор считает, что если и следует говорить о кризисе, то иметь при этом в виду кризис не воспитательной работы, а воспитательной системы. Автор видит способ преодоления этого кризиса в оптимизации воспитательной системы лицея, обновлении ее содержания и структуры на основе интеграции отечественных традиций и современного опыта, через интеграцию учебного и воспитательного процессов, сбалансированности государственного, общественного и семейного воспитания.

Теоретическое обоснование проблемы, задействованные механизмы реализации целевых программ, технология их проектирования, методический материал из опыта работы по программам «Человек среди людей», «Зеркало», «Оренбуржье мое» представлены в работе «Целевые воспитательные программы». В этой работе предлагается методический материал по реализации целевых программ «Россиянин», «Семьянин», «Традиция», «Здоровье».

ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА «СЕМЬЯНИН»

Цель программы - способствовать возрождению традиций русской семьи, основанных на любви, нравственности и взаимном уважении всех ее членов.

Актуальность и значимость программы определяется тем, что современное российское общество утратило традиции передачи национальных принципов семейного домостроительства, когда функции всех членов семьи были определены (отец - нормативное воспитание, введение в общественную жизнь (социализация) мать - любовь, забота, создание психологического комфорта).

Базовые ценности программы:

1. Русский житейский уклад и традиционный образ жизни.

2. Чувство ответственности за семью.

3. Традиции и опыт предков.

4. Отношение к семье как к основе жизни.

5. Душевность и духовность членов семьи друг к другу.

6. Целомудрие, нравственность и отношение к вопросам половой жизни.

Цели программы:

1. Восприятие учащимися себя как носителей мужского или женского начала в русле российской традиции

2. Знакомство учащихся с традиционным распределением обязанностей в семье, формирование и развитие у них соответствующих умений и навыков: заботы о ближних, самообслуживания, распределения бюджета, проведения свободно­го времени.

3. Оказания учащимися помощи в освоении ценностей семейной жизни

4. Формирование потребности в сохранении семейных отношений и круга семейных ценностей.

5. Обучение детей и родителей традиционному общению в системе семейных отношений, формирование стремления к взаимоуважению и взаимопонима­нию.

Реализация программы рассчитана на 5 лет.

Результатом реализации программы должно стать обретение учащимися следующих умений и навыков:

1. Умение и желание проектировать и строить свою жизнь на основе духовных ценностей российской культуры;

2. Осознание ответственности строительства семьи и семейной жизни;

3. Умение строить отношения в семье, опираясь на традиции народов России, избегать конфликта между поколениями в семье;

4. Знание и соблюдение норм культуры поведения в семье;

5. Умение строить отношения с противоположным полом, опираясь на традиции и ценности культуры.

Основные направления реализации программы:

1. Разработка совместно с родителями системы единых педагогических требований с согласованием основных направлений общественного и домашнего семейного воспитания.

2. Проведения тематических классных часов и внеклассных мероприятий, библиотечных чтений по основным направлениям программы.

3. Организация лектория для родителей по темам «Русское семейное воспитание», «Православная этика».

4. Проведение «круглого стола» с участием всех субъектов педагогического процесса по проблематике семейного воспитания.

5. Проведение совместных с родителями и учителями досугово-развлекательных игр, мероприятий, основных на традициях культуры народов России.

6. Участие в тематических конкурсах рисунков и фотографий.

 

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Семья как объект исследования.

Новые общества жизни породили новые проблемы семьи: рост числа непол­ных и неблагополучных семей, разрыв родственных связей, падение рождаемости, поляризация их материальной жизни, которые снизили и без того невысокий воспита­тельный потенциал современной семьи. Воспитательный потенциал рассматривается как степень ее возможности в формировании личности. Он зависит от многих обстоя­тельств: культурного статуса семьи, образа жизни, состава, характера отношений.

Сегодня заметны изменения нормальных детских биографий, более ранний переход от детства к юности, раннее стремление подростков к независимости, укрепление в ряде семей договорных отношений родителей и детей, ослабление «непререкаемого» доминирования стариков. Дети требуют телесной автономии (отсутствие телесных на­казаний, право выбора ухода за телом), выражение эмоций и сексуальных желаний, одежды и места для уединения.

Родители, как показывает опрос, обеспокоены тем, что их опыт может быть не востребован их детьми, кроме этого они зачастую не готовы принять требования своих детей. К тому же налицо дефицит времени для общения родителей с детьми. Психологам известно, что продолжительное одиночество, дефицит общения заметно влияют на психику человека, его характер. Ему становится труднее разговаривать, у него нарушается восприятие, память, сужаются интересы, извращаются представления о самом себе и мире. Даже временное сужение общения наносит неизбежно ущерб развитию лично­сти. Наказание родителей, в том числе и подростка, в виде «не буду с тобой разговаривать» слишком часто используется в период воспитаний и является сильным психологическим средством. И, напротив, в общении формируется положительные чувства, улучшается настроение, исчезает состояние тревожности. Особенно это касается, конечно, общения с родными и близкими людьми.

Ситуация усугубляется общей тенденцией к ослаблению физического и психического здоровья учащихся, увеличения числа неблагополучных семей.

Это обстоятельство побудило нас более глубоко подойти к изучению семейного неблагополучия. Не обнаружив типологии таких семей, мы попытались на основе анализа специальной и психолого-педагогической литературы, а также собственных наблюдений описать основные ее проявления и последствия ее влияния на детей и подростков. Типы неблагополучных семей.

1. Внешне спокойная семья. За благоприятным фасадом скрываются негативные отношения друг к другу. Члены семьи редко разговаривают друг с другом. В результате неожиданно для всех возрастают трудные дети.

2. Вулканическая семья. Отношения известны и открыты. Расходятся, сходятся, скандалят, а потом признаются в любви «до гробовой доски». В таких семьях дети вырастают беспомощными, испытывают чрезмерные эмоциональные перегрузки.

3. Семья санаторий — образец семейной дисгармонии. Если создается санаторий для родителей, то дети вырастают излишне тревожными и эмоционально независимыми, санаторий для детей, то он сопровождается мелочной опекой, жестким контролем и защитой от реальных и мнимых опасностей.

4. Семья театр. Создастся видимость благополучия и близости. Следствие: ослабление внутренней дисциплины, снижение защиты ребенка.

5. Семья - «третий лишний». Родительство воспринимается как помеха в личной жизни. Вследствие у детей развивается неуверенность в себе, комплекс неполноценности.

6. Семья с кумиром. В такой семье ребенок единственное, что скрепляет супругов. В таких условиях, как правило, ограничивается самостоятельность детей.

7. Семья - маскарад характеризуется несогласованностью жизненных планов, требований и оценок. Мелькание масок создает тревожность, внутренний конфликт, нервное перевозбуждение.

И, конечно, семьи, где неблагополучие сопровождается пьянством и разборками.

Отсутствие знаний об особенностях таких разных современных семей ослож­няет работу классных руководителей и мастеров настолько, что многие из их них в работе заходят в тупик.

Необходимо признать, что цель семьи и школы одна, единая, но по-своему психологическому статусу они противоположны. Семья строится на эмоциональных, родовых связях, внутренней привязанности и тяготению лиц друг к другу. А в лицее с классного руководителя, мастера спрашивают за «конечный результат».

Поэтому им необходимо целенаправленно развивать умение взаимодействовать с разными семьями, А как оценивают уровень развития этого умения сами педагоги и родители учащихся лицея?

Сначала нами изучены ответы на два вопроса.

1. Удовлетворены ли педагоги своей работой с родителями учащихся?

2. Каковы притязания родителей к педагогам (классными руководителями и мастерами)?

Оказалось, что коммуникабельные и способные к сочувствию педагоги более удов­летворены своей работой с различными категориями родителей. Хотя со стороны роди­телей и им есть пожелания не быть «забывчивыми», «вечно спешащими», «слишком категоричными», «прямолинейными», «умели уступать», «не говорили грубо», «не кричали», «яснее говорили, что от нас хотят».

Важным показателем профессиональной деятельности педагоги признали речь. И сами себе пожелали работать над ней.

Затем предложено задание «Выберите культурный аналог (герои сказок, мультипликационных и художественных фильмов и т.п.) наиболее полно отражающих особенности взаимодействия «учитель-родители». Оказалось, что взаимодействие с педагогами у родителей ассоциируется с образами: «Хозяйка медной горы», «Снежная королева», «Огонь и лед». Педагоги же называли особенности взаимодействия известных всем героев Чебурашки и Гены, Коня и Всадника и т.п.

Таким образом, нами определены пять уровней овладения педагогами лицея умения взаимодействия с семьей: благоприятный, благоприятно- неустойчивый, нейтральный, несогласованный, неблагоприятный, конфликтный (проявляется, например, в выражении сомнений в компетентности друг друга, любой просчет партнера воспринимается как доказательство несовершенства его знаний).

Полученные результаты были проанализированы, а обозначенные в ходе исследования проблемы рассмотрены на инструктивно-методических совещаниях и педсоветах.

ИПКиППРО ОГПУ

Банк_педагогической_информации