Data: 20.10.2000 г.
Представил: Семенов Ю.А., зав. УМК технологии

Программа курса спец.технологии для подготовки специалистов
в учреждениях начального профессионального образования
нефтехимического профиля

ДЗЫБИК ИГОРЬ РОМАНОВИЧ

преподаватель спец.технологии бурения

профессионального лицея № 10 г. Оренбурга

 

В результате использования программы у учащихся формируются знания, необходимые для успешной профессиональной деятельности и соответствующие современным требованиям качеств личности рабочего. 

Сущность опыта состоит в разработке методики по созданию программы “Спец.технологии" на основе Государственного Стандарта и региональных компонентов с учетом современных технологий. 

Продуктивность - на основе созданной программы у учащихся формируются прочные теоретические знания и на их основе - практические умения и навыки, необходимые для овладения специальностью. 

Трудоемкость - состоит в разработке системы текстовых заданий по всем темам программы. Внедрение методики способствует созданию и совершенствования программы по “Спец.технологии”. 

Доступность для преподавателей несомненна. 

Разработанную программу может использовать любой преподаватель спец.технологии. 

Новизна - формирование системы знаний, необходимых для успешной профессиональной деятельности и соответствующих современных требований качества профессии. 

Результативность - обучения по разработанной программе даст возможность повысить обучаемость учащихся с 58% до 72%. 

Условия, определившие разработку новой программы спец.технологии: 

1. Смена статуса учебного заведения - с 1996 г. профессиональный лицей. 

2. Двухступенчатая система обучения. 

3. Соответствие 2-ой ступени стандарту средне-специальных учебных заведений (техник-технолог). 

4. Введение новых предметов. 

5. Увеличение количества часов по спец.технологии с 200 до 306. 

6. Комплексное методическое обеспечение (кабинет, макеты, модели, карточки- задания программированного опроса, сборники заданий, плакаты, действующее буровое оборудование буровой установки "Уралмаш ЗД" на буровом учебном полигоне, кино-видео продукция, диафильмы, слайды, технические тесты, техническая документация, инструктивно-методические карты. 

Основные направления деятельности педагога: 

1. Использование методов диагностики для определения учебных способностей учащихся. 

2. Анализ причин неуспеваемости. 

3. Разработка и использование программы "Спец.технологии" в обучении и воспитании. 

4. Создание системы дидактические материалов различного целевого назначения. 

5. Создание системы учета и контроля знаний. 

6. Соединение теории и практики. 

Работа преподавателя начинается с изучения учащихся. Используются методы наблюдения, беседы, анкетирования на основе изучения теоретических исследований в области познавательного интереса (Т.И. Щукина), проблем неуспеваемости (Н.А.Менгинская), индивидуализации и дифференциации обучения (И.Г.Унт), а также работ по проблеме совершенствования процесса обучения (С.Я.Батышев) и др. авторы. 

Анализ полученных результатов является основой для внесения корректив в учебную программу. Использованы современные методы диагностики учебных достижений учащихся: тестирование, математические методы, построение диаграмм, схем, графиков. 

Главная идея опыта - выстраивать систему методов и форм обучения так, чтобы каждый учащийся был субъектом в совместной деятельности с преподавателем, чтобы у каждого учащегося развились умения и навыки, необходимые для овладения специальностью, в соответствии с их индивидуальными способностями. 

Принципы, выработанные преподавателем: 

1. Оснащение кабинета должно обеспечивать проведение занятий на высоком уровне требований, предъявляемых к обучаемому и преподавателю программой. 

2. Систематизация материала по разделам программы, курсу обучения, количеству часов, выделяемых на теоретическое и практическое обучение на учебном буровом полигоне. 

Кабинет оснащен: 

- натуральными образцами, применяемыми на производстве; 

- лабораторией глинистых растворов с полным комплектом действующих приборов для определения параметров глинистых растворов;

- лабораторией хим.реагентов для обработки растворов; 

- машинами для программированного контроля знании с комплектом задании; 

- киноаппаратами "Украина'' и "Радуга" с комплектом учебных фильмов; 

- диапроектором "Кадр-6" с комплектом диафильмов;

- телевизором с видеомагнитофоном; 

- кодоскопом с комплектом кодограмм;

- стендами и учебными таблицами, комплектами плакатов; 

- раздаточным и дидактическим материалом;

- учебный буровой полигон с полным комплектом действующего бурового оборудования буровой установки "Уральмаш-ЗД"; 

- инструктивно-методическими картами для практических занятий на полигоне. 

Система учета и контроля знаний определяется, исходя из целей обучения и в соответствии с разработанной программой. 

В учебном процессе используются такие виды контроля, как предварительный, текущий, тематический, итоговый. Целью итогового контроля является выявление умения применять теоретические знания по спец.технологии на практических занятиях после изучения нескольких тем, разделов, всего курса в конце каждого года обучения. 

Разработанная программа курса спец.технологии, составленная с учетом Гос.стандартов и проф.направленности способствует повышению качества знаний учащихся. 

Наименование проблемы над которой работали не менее З-х лет и имеются устойчивые положительные результаты: 

Разработка методики по созданию программы курса “Спец.технология” на основе Гос.стандарта и регионального компонента с учетом современных технологий для подготовки специалистов в учреждениях начального профессионального образования нефтехимического профиля. 

Условия возникновения проблемы, становление опыта:

1. Смена статуса учебного заведения: 

- 2-х ступенчатая система обучения 

- соответствие 2-ой ступени стандарту средне-специальных учебных заведений (техник-технолог) 

- введение новых предметов 

- увеличение количества часов по спец.технологии с 200 до 306 ч. 

- комплексное методическое o6ecпечение. 

2. Противоречия между недостаточно высоким уровнем профессиональной подготовки выпускников и высокими требованиями со стороны производства. 

3. Благодаря приобретенному на уроках “Спец.технологии” умению логически мыслить, правильно оценивать ситуацию и находить оптимальные пути решения проблемных задач вырабатывается способность успешно адаптироваться в любой производственной и жизненной ситуации. 

Актуальность выбранной проблемы доказывает то, что перспективность опыта обусловлена именно использованием активных методов обучения, основное отличие которых от традиционных заключается в переходе к преимущественно исследовательским приемам обучения, обеспечивающим возникновение познавательных мотивов - основы творчества. 

Вопросам использования нетрадиционных форм организации учебной работы посвящены работы таких известных педагогов как Г.И. Щукина, И.Г.Унт, С.Я.Батышев, В.Ф.Редкол, Ю.К.Бабанский и др. В своей работе я опирался на теоретический материал, изложенный в литературе по проф.педагогике. 

Практическая значимость заключается в том, что в результате удается не только значительно повысить мотивацию, но и преодолеть недостатки в общеобразовательных предметах, приблизить их к профессиональным знаниям, выработать единый подход к решению этих вопросов. 

Теоретическая база опыта: 

Изучены критерии составления учебных программ, рассмотрены пути развития и принципы современного развития профессиональной школы, богатый производственный опыт, учтены работы педагогов - новаторов, параметры Гос.стандарта, современные методы диагностики учебных достижений учащихся. 

Новизна опыта: 

Тесная связь теории и практики, отработка полученных умений и навыков в практической деятельности, коррекция программы “Спец.технологии” и методов обучения на основе диагностики промежуточных результатов, уход от традиционных уроков, установка на понимание изучаемого материала, а не на его запоминание. 

Ведущая педагогическая идея опыта: выстраивать систему методов и форм обучения так, чтобы каждый учащийся был субъектом в совместной деятельности с преподавателем, чтобы у каждого учащегося развились умения и навыки, необходимые для овладения специальностью в соответствии с их индивидуальными способностями. 

Определяется тем, что повышение качества подготовки специалистов в процессе профессиональной подготовки достигается путем применения разработанной программы. 

Технология опыта включает выявление эффективных нетрадиционных активных форм урока, способствующих развитию профессиональных навыков учащихся, оценка степени положительного влияния активным методов обучения на уровень профессиональной подготовки, используя современные методы диагностики для определения влияния новой программы на качество подготовки специалистов. 

Анализ работы по разработанной программе в течении 2-х лет позволяет сделать вывод о положительном влиянии на активность учащихся, стремлении к самостоятельной работе, к повышению знаний. Результаты диагностики показали, что обучение по разработанной программе даст возможность повысить обучаемость учащихся с 58% до 72%. 

Опыт адресуется преподавателям и мастерам п/o в системе проф.тех.образования при преподавании “Спец.технологии”. 

Данный опыт можно получить устойчивые положительные результаты при тщательной методической подготовке занятий и содержания предлагаемых заданий, высокой степени заинтересованности в конечном результате всех, при правильной оценке целесообразности использования той или иной формы организации уроков, при надлежащей проф.компетенции педагога.