Система мониторинга развития личностных качеств профессионала
из опыта работы
Колесова Анатолия Михайловича, психолога ПУ№29 г.Оренбурга
и
Зятьковой Надежды Васильевны, методист ПУ№29 г.Оренбурга

Представила: Л.П.Федосова, методист УМК ПО
Дата: 27.02.04

Актуальность: Образовательные задачи профессионального училища в современных условиях не могут сводиться к тому, чтобы дать учащимся только систему знаний, умений и навыков. Задача ставится шире и сложнее – формировать личность профессионала.

Содержание опыта: В училище ведется целенаправленная работа по формированию личности будущего профессионала (плотника, слесаря, сварщика, каменщика и т.д) и эта работа невозможна без продуманной системы контроля за ее эффективностью. В училище в течение уже нескольких лет ведется разработка системы мониторинга развития личностных качеств учащихся. Основываясь на структуре личности, разработанной С.Л.Рубинштейном, выделяются четыре блока характеристик:
· Направленность личности (ее опыт, т.е знания, умения, навыки)
· Индивидуально-типологические особенности (прежде всего темперамент и характер)
· Профессионально-важные качества личности (в соответствии с требованиями профессии)

Эффективный контроль за развитием профессионально важных качеств профессионала требует не только наблюдения за учащимися, но и использования системы объективных методов контроля, т.е психодиагностики. Эта система включает в себя:
· Вступительную диагностику профессионально важных качеств,
· Диагностику учебных возможностей (контроль успешности учения)
· Диагностику развития личностных качеств
· Диагностику развития профессионально-важных качеств.

Вступительная диагностика проводится по методике ПВК по каждой профессии, ее проводит психолог в июне-августе. Диагностируются все поступающие в училище. Результаты сводятся в таблицы по каждой профессии и учитываются при зачислении в училище по той или другой профессии.

Для диагностики учебных возможностей разработана специальная карта. В этой карте дается:
1. общая характеристика памяти – образная, механическая, логическая;
2. мышление - самостоятельность мышления, логичность мышления;
3. познавательный интерес;
4. навыки учебного труда;
5. типичный темп работы
6. общая оценка учебных возможностей

Оцениваются педагогом ( классный руководитель, мастер п/о).

Данная карта позволяет оценить уровень развития учебных возможностей каждого учащегося и дает картину учебных возможностей группы в целом. Карта заполняется в первом полугодии.

Для оценки развития личностных качеств разработаны карты диагностики по каждой профессии. Предварительно были составлены психологические портреты выпускника училища – специалиста по каждому профилю подготовки.(приложение №1.Психологический портрет слесаря по ремонту автомобилей). Карты заполняются ежегодно, что позволяет контролировать развитие каждого учащегося. Результаты диагностирования учитываются педагогами при планировании учебно-воспитательной работы с группой и отдельными учащимися.

ИПКиППРО ОГПУ

Банк_педагогической_информации