Федосова Л.П.

методист УМК ПО

Критерии эффективности профессионального обучения (2)

КРИТЕРИИ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УМЕНИИ УЧАЩИХСЯ В ПУ, ПЛ.

Критерии эффективности профессионального обучения должны быть объективными, сравнимыми, содержать существенно важные показатели и обладать устойчивостью на определенном отрезке времени.

К основным критериям эффективности относятся показатели профессионального мастерства:

·      самостоятельность в профессиональной деятельности, предполагающая безошибочность выбора оптимальной технологии, обеспечивающей высокое качество и производительность труда; способность диагностировать производственную ситуацию, принять целесообразное решение, умение осуществлять регулярный самоконтроль;

·      выполнение технических требований, соблюдение безопасности труда, получение устойчивых положительных результатов;

·      производительность труда — выполнение устойчивых норм времени и выработки; умение рационально использовать рабочее время, стремление к освоению высокопроизводительных методов работы, наиболее экономных способов организации труда;

·      профессионально-ориентированное мышление, проявляющееся в способности активного наблюдения, анализа, выработки тактики и стратегии действий; способность критического самоанализа и самоконтроля;

·      культура труда — способность рационального планирования трудового процесса, выбора оптимальных приемов и способов работы, соблюдение технологической дисциплины;

·      творческое отношение к труду — способность внедрять в трудовой процесс инновационную технологию; проявлять инициативу в рационализации и изобретательстве;

·      ответственность за выполнение профессиональных заданий и др.

Внедрение новых технологий, компьютеризация производства и сервиса, рост ответственности и необходимость выживания фирм в уровнях жесткой конкуренции автоматически оставляет безработными спе­циалистов, не владеющих этими качествами в должной мере.

Комплекс критериев, которыми оперирует заказчик, будет варьироваться как по структуре, так и по приоритетам, он будет заметно отличаться от критериев, которые важны для учащихся, но именно опираясь на этот комплекс заказчик может корректировать образовательную деятельность учебного заведения с тем, чтобы профессионально подготовленный выпускник соответствовал требованиям конкретной профессиональной деятельности.

Критерии эффективности собственно профессиональной деятельности определяются при проведении заключительных тестов и профессиональных проб, а также в период испытательного срока, установленного на предприятии.

Профессиональные способности, знания, навыки и умения, которые может реализовать выпускник, оцениваются как его индивидуальные возможности, которые должны отвечать требованиям профессионального образовательного стандарта, а в отдельных случаях специальным нормативом (требования правил Госгортехнадзора, Правил дорожного движения и т.д.).

В процессе оценки участвуют заказчик и образовательное учреждение. В других случаях оценку осуществляет независимая организация (например, ГАИ).

В качестве примера можно привести критерии оценки эффективности выполнения пробной работы слесарем-электриком:

n    соблюдение технических требований к качеству работы;

n    навыки и умения использования инструмента;

n    навыки и умения выполнения измерений;

n    навыки и умения использования оборудования;

n    способность анализировать, диагностировать и устранять неисправности;

n    навыки и умения выполнения сборочных работ;

n    навыки и умения соединения электроцепей, арматуры;

n    навыки и умения проведения испытаний, контроля;

n    понимание технических чертежей, электросхем и другой графической информации, характерной для данной профессиональной области;

n    навыки выполнения расчетов;

n    степень профессиональной самостоятельности;

n    культура профессионального труда;

n    культура профессионального мышления;

n    рациональное использование рабочего времени.

К наиболее важным критериям эффективности профессионального обучения следует также отнести показатели, связанные с воспитанием и развитием личности учащегося, формированием профессионально важных нравственных качеств и мотивов деятельности.

Рассмотренные выше критерии эффективности профессионального обучения по существу определяют профессионально-социальную компетентность выпускника.

Являясь более объемным, чем квалификация, понятием, компетентность, порожденная рынком труда, отражает более высокий уровень требований, предъявляемых рабочему, чем это необходимо для выполнения конкретной работы.

Критерии эффективности результатов обучения

Качественная оценка знаний учащихся может осуществляться по следующим показателям:

n    глубина знаний, характеризующая числом осознанных существенных связей данного знаний с другими, с ним соотносящимися;

n    действенность знаний, предусматривающая готовность и умение учащихся применять их в сходных и вариативных ситуациях;

n    системность, определяемая как совокупность знаний в сознании учащихся, структура которой соответствует структуре научного знания;

n    осознанность знаний, выражающаяся в понимании связей между ними, путей получения знаний, умений их доказывать.

В качестве примера оценки эффективности результата обучения покажем изменения показателя глубины знаний в зависимости от уровня усвоения.

1 уровень (узнавание) - учащийся только отличает данный объект или действие от их аналогов, показывая формальное знакомство с объектом или процессом изучения, с их внешними, поверхностными характеристиками.

2 уровень (репродуцирование) - учащийся может не только  выбрать на основе ряда признаков тот или иной объект или явление, но и дать определение понятия, пересказать учебный материал.

3 уровень (продуктивной деятельности) - учащийся не только показывает понимание функциональных зависимостей между изучаемыми явлениями и умение описывать объект, но и решает задачи, вскрывая причинно-следственные связи, умеет связать изучаемый материал с практикой, с жизнью.

4 уровень (трансформации) - учащийся способен путем целенаправленного избирательного применения соответствующих знаний в ходе решения творческих задач вырабатывать новые приемы и способы их решения.

Аналогично оценивается эффективность усвоения знаний по каждому качественному  показателю на всех представленных уровнях.

Кроме того, возможно дать количественную оценку усвоенных  заданий на каждом уровне, используя следующие показатели:

n    объем усвоенных знаний;

n    скорость усвоения учебного материала;

n    прочность усвоения;

n    точность усвоения и др.

Для производственного обучения характерны специфические показатели, обеспечивающие оценку эффективности результатов данного вида обучения по интегральному критерию.

Интегральный критерий образуются двумя частными критериями:

n    критерием сформированности ориентировочной основы деятельности;

n    критерием сформированности навыков и умений.

Критерием сформированности ориентировочной основы деятельности может служить составленная учащимися учебно-инструкционная карта, которая, с одной стороны, используется как средство организации ориентировочной основы деятельности в процессе усвоения, а с другой стороны, является эталоном, нормативным содержанием деятельности, образцом ее выполнения. Исходя из вышесказанного, основными показателями первого критерия выступают:

n    полнота информации, представленная в заполненных учащимися картах;

n    самостоятельность заполнения карт;

n    правильность заполнения карт.

Полнота информации обеспечивается путем включения в карту всех необходимых предметных условий и характеристик, имеющих значение для достижения требуемого результата.

Самостоятельность заполнения карт определяется мерой помощи мастера в процессе выполнения задания.

Правильность заполнения карт устанавливается при вербальном описании действий, зафиксированных в карте.

Безошибочное описание деятельности в системе адекватных понятий, умение дать полный отчет о ее содержании, предметных условиях позволяют мастеру сделать вывод о сформированности у учащихся ориентировочной основы деятельности.

Второй критерий служит для оценки сформированности профессиональных навыков и умений, и можно выделить инвариантный набор показателей, оценка по которым производится независимо от названных выше факторов. К этим показателям относятся следующие:

а) качественные:

n    правильность выполняемых действий;

n    рациональность организации труда и рабочего места;

n    самостоятельность в работе;

n    соблюдение правил техники безопасности;

n    применимость теоретических знаний при выполнении заданий;

n    применение передовых методов труда новаторов;

n    сложность выпускаемой продукции;

n    рациональное построение технологического процесса и др.;

б) количественные:

n    точность работы (отклонения от норматива);

n    время, отводимое на выполнение задания;

n    процент брака в работе (количество ошибок при выполнении задания);

n    выполнение норм выработки;

n    соблюдение норм расхода материала;

n    рациональный выбор оборудования и инструментов и др.

В целом оценить результаты обучения, учитывая всю совокупность приведенных показателей, возможно, используя методику тестового контроля или метод компонентного анализа.

Особенностью данных методов контроля является то, что они применимы к любому виду обучения, как к теоретическому, так и производственному. Отличие состоит в том, что в первом случае интегральным критерием оценки будет служить критерий усвоения учебного материала, а во втором - критерий сформированности профессиональных навыков и умений, обеспечивающийся, соответственно, своими специфическими критериями.

СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ

Критерий - признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего-либо, - мерило оценки.

Критерий оценки качества  профессиональной подготовки (производственного обучения) - численное выражение параметров: полнота учебного предмета, уровень усвоение деятельности, ступень абстракции, автоматизация, осознанность усвоения.

Навыки - способы выполнения действий, сложившиеся в результате упражнений и представляющие собой автоматизированные компоненты сознательной деятельности.

Обучение - процесс передачи и активного усвоения знаний, навыков и умений, а также способов познавательной деятельности.

Производственное обучение - практическая подготовка учащихся профессиональных училищ (лицеев) к определенному виду производительного труда по профессии в соответствии с требованиями государственного стандарта профессионального образования. Для производственного обучения как составной части  учебного процесса характерны специфические цели и задачи, содержание, формы, методы и средства обучения.

Профессионализм - приобретенная в ходе учебной и практической деятельности способность к компетентному выполнению оплачиваемых функциональных обязанностей;  уровень мастерства и искусности в определенном занятии, соответствующий уровню сложности выполняемых задач.

Стандарт профессионального образования - диагностическое описание минимальных обязательных требований к качеству подготовки в данной области деятельности и на данной  ступени квалификации, выраженное в стандартных показателях качества обучения и поддающееся стандартным методам контроля.

Тест - объективный метод контроля качества знаний учащегося; инструмент, позволяющий выявить факт усвоения. Тест состоит из задания на деятельность данного уровня и эталона, т.е. образца полного и правильного выполнения действия. По эталону легко определяется число существенных операций (действий в оцениваемой деятельности на данном уровне усвоения), необходимых для решения теста.

Умение - способность (подготовленность) человека к выполнению определенной деятельности, опирающаяся на знания и навыки и совершенствующаяся вместе с   ними.

Уровень усвоения - степень усвоения информации о деятельности; отображает развитие опыта учащегося в данном предмете в процессе обучения. Различают четыре уровня усвоения: узнавание, алгоритмическая деятельность, эвристическая деятельность, творческая деятельность.

 Эффективность обучения - мера совпадения реально достигнутых результатов с целями, предусмотренными образовательной программой.

ЛИТЕРАТУРА

Лейбович А.Н. Структура и содержание государственного стандарта профессионального образования. М., 1994.

Методическая служба профессионального образования. Типовые положения. М., 1993.

Бутузова О.А. Основные критерии оценки деятельности методиста профессионального образовательного учреждения. М., 1995.

Методическая служба профессионального образования в новых социально-педагогических условиях (учебно-тематический план, программа и методические материалы для повышения квалификации и самообразования методических работников). М., 1993.

Олифиренко Т.И. Содержание и организация методической работы в профессиональном учебном заведении. М., 1994.