Управление качеством профессионального образования ПУ№1 г. Орска
на примере инновационных подходов к итоговой аттестации учащихся
из опыта работы
Гараниной Надежды Ивановны,
зам.директора ПУ№1 г. Орска

Представила: Л.П.Федосова, методист УМК ПО
Дата: 30.12.03

Сущность: создать необходимые условия для повышения качества  организации учебно-воспитательного процесса.

Новизна: создание системы по управлению качества профессионального образования

Качество образования зависит от многих факторов: качества обучаемого контингента, профессионализма преподавателей и мастеров производственного обучения, качества организации учебно-воспитательного процесса, качества материально-технической базы училища, качества системы административного контроля. Поскольку государственный образовательный стандарт НПО четко регламентирует содержание и объем учебного материала с определенным уровнем усвоения, то стало очевидным проведение реформирование системы управления процессом обучения и воспитания, а именно принципов управления, т.е переход от управления функционированием учебного заведения к управлению развитием образования. Училище отказалось от жесткости и схематичности разрабатываемых внутриучилищных планов, и пришли к необходимости усиления их конкретности с целью приближения к практическим запросам тех предприятий и организаций, для которых готовятся кадры. При этом значительно большее внимание стало уделяться вопросам управления педагогами, что повлекло за собой изменения организации труда в результате пересмотра функциональных обязанностей среди членов педагогического коллектива, вовлекая их в управленческую деятельность процессом обучения и воспитания.

Изменения затронули и функции внутриучилищного контроля, которые были пересмотрены в направлении отслеживания рзультативности учебно-воспитательного процесса в соответствии со стандартами НПО.

Таким образом, поиск методов реформирования управленческой деятельности в училище привел к пониманию необходимости разработки программы “Управление по результатам”, в основу которой положено совершенствование качества подготовки конкуретоспособных рабочих путем регулирования управленческой деятельности администрации и педагогов в процессе обучения и воспитания, направленной на достижение конечного результата.

Этап определения результатов начинается с проведения всестороннего анализа деятельности педагогов и результативности обучения учащихся. Эта процедура начинает осуществляться в начале учебного года, когда рассматривается пакет научно - методического обеспечения предмета и контролирующий пакет документов. Чётко определяются те желаемые результаты обучения, на которые должны выйти в конечном итоге все учащиеся. Именно на этом этапе отслеживается соответствие заложенных педагогами  Объёма и содержания учебного материала требованиям Государственного образовательного стандарта, правильность выбранных ими форм и методов обучения, которые способствовали бы усвоению необходимого материала.

На этапе управления учебно–воспитательным процессом в зависимости от ситуации в управленческую деятельность активно включается весь инженерно-педагогический коллектив. Ситуационное управление предъявляет достаточно высокие требования к уровню аналитической деятельности педагогов, поскольку влияние различного рода факторов внешнего и внутреннего характера, должно получить оперативное отражение в дифференцированном подходе к процессу обучения и воспитания учащихся. А такими факторами могут быть изменения в содержании образования, непредсказуемый уровень обученности и воспитанности учащихся, новые предъявляемые требования рынка труда к выпускникам.

На этапе контроля определяются достигнутые результаты и степень их адекватности желаемым с установлением вклада каждого члена инженерно-педагогического коллектива в их достижении.

На основе анализа, полученного на данном этапе результатов, вносятся необходимые коррективы, направленные на устранение выявленных недостатков и принимаются управленческие решения.

Сложившаяся ранее система организации индивидуальной методической работы предусматривала деятельность педагога и мастера п./о над обособленной методической темой, увязанной с обще училищной, но не всегда направленной на конечный результат и при этом практически не учитывающей возможные ситуационные изменения.

Принципиальные отличие используемого в училище нового подхода к организации методической работы заключается в том, что преподавателям и мастерам п./о предлагается только алгоритм обще училищной проблемы, а формы и методы достижения конечного результата они вбирают самостоятельно в зависимости от складывающей ситуации. Всё это способствует активизации творческой индивидуальной деятельности каждого педагога и мастера п./о, а так же их направленности на выбор наиболее эффектных форм и методов обучения и воспитания учащихся.проводимый в рамках текущего и рубежного и итогового контроля анализ соответствия ЗУНов учащихся требований ГОСТа позволяет выявить степень адекватности решения проблемы предложенному алгоритму, а также эффективность выбранных педагогами методов ее решения исходя из полученных при этом результатов. Именно по этому программа “Управление по результатам” отводит доминирующее место управленческой деятельности педагогов в процессе обучения и воспитания учащихся.

Наиболее ответственным и наименее проработанным в методическом отношении этапом в управленческой деятельности педагогов и мастеров п/о является составление контралирующего пакета.документов и определение критериев оценки знаний, умений и навыков учащихся, которые в обязательном порядке рассматриваются и утверждаются методической комиссией и предполагает выполнение следующих процедур:

·          Определение методов входного контроля уровня базовых знаний за курс девятилетней школы

·          Анализ пробелов в знаниях учащихся за школьный курс

·          Корректировку рабочей программы с учетом выявленных ЗУНов в соответствии с ГОСТом

·          Непосредственно процесс обучения

·          Контроль

·          Анализ соответствия ЗУНов учащихся требованиям стандартов

·          Установление причин несоответствия и внесение корректив в содержание и организацию обучения, либо проведение работы по ликвидации пробелов

·          Контроль

Конечный результат обучения учащихся непосредственно зависит от уровня квалификации преподавателей и их творческого потенциала.

На протяжении 50 лет ПУ№1 г.Орска ведет подготовку квалифицированных рабочих по профессиям машиностроительного профиля: “Токарь-универсал”, “Слесарь”, “Сварщик”, “Модельщик”, “Машинист крана”, “Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования”.В училище разработаны рабочие планы и программы по данным профессиям.

В училище восемь кабинетов специальных и общетехнических дисциплин и восемь учебно-производственных мастерских, комплексно-методическое обеспечение которых позволяет готовить квалифицированных специалистов.

Из анализа качества знаний учащихся по спецпредметам и производственному обучению видно, что уровень профессиональной подготовки из года в год растет и связано это с более осознанным подходом к учебе, стремлением стать хорошим специалистом.

Уровень знаний учащихся отслеживается и по результатам государственных экзаменов по спец.дисциплинам.

   Вместе с определенными положительными результатами в работе коллектива имеются и пробелы, которые накладывают отпечаток на качество обучения: испытывается недостаток в современных технических средствах обучения и новых учебниках, анализ содержания образования и учебных планов, составленных в соответтствии с ГОСТами показывает, что количество часов, отводимых на спец.предметы уменьшилось, а школьная подготовка учащихся  оставляет желать лучшего.

ИПКиППРО ОГПУ

Банк_педагогической_информации