Аналитическая справка
 Итоги проведенного в 2003 году ЕГЭ в профессиональном образовании Оренбуржья

Предствила: Методист УМК ПО А.К. Хаббасова
Дата: 30.12.03

Одной из задач модернизации российского образования является создание системы объективной независимой оценки общеобразовательной подготовки учащихся школ и учреждений начального профессионального образования через введение единого государственного экзамена (ЕГЭ). Система начального профессионального образования Оренбургской  области второй год участвует в эксперименте, целью которого является апробация различных организационных форм работы в процессе подготовки и проведения единого экзамена.

Согласно Приказу Минобразования России “Об итогах проведения эксперимента по введению Единого государственного экзамена в 2002 году и задачах эксперимента на 2003 год” от 29.10.2002 №3767 в эксперименте участвовали учреждения начального профессионального образования из 18 регионов, в том числе: Астраханской, Кировской, Мурманской, Новгородской, Новосибирской, Самарской и др.  против 6 регионов в 2002 году. Это свидетельствует о растущей заинтересованности выпускников и администрации УНПО в подключении к эксперименту по ЕГЭ. В 2003 году  по информации УПО Оренбургской области во втором (вузовском) этапе единого государственного экзамена участвовало 1300 (из 6900) учащихся учреждений начального профессионального образования  из 17 муниципальных районов Оренбургской области по следующим предметным областям: русский язык, математика, физика, химия, биология, история.

Но, к сожалению, система НПО использует далеко не все ресурсы для подключения своих учащихся к единому государственному экзамену. “...для повышения компетентности выпускников училищ и лицеев нельзя замыкаться только в рамках своей системы. Поэтому в прошлом учебном году мы провели областную контрольную работу по физике в городах Оренбурге, Орске, Бузулуке в форме максимально приближенной к методике проведения ЕГЭ. Это позволило сформировать определенное общественное мнение, отработать в какой-то степени механизм проведения ЕГЭ среди преподавательского состава, морально подготовить ребят к участию в пробном и Вузовском этапах ЕГЭ.

Результаты контрольных работ по физике показали реальную картину и она не очень благополучна. Результаты же нашей итоговой аттестации дают совсем другие показатели. У нас все учащиеся по физике успевают. Протоколов повторных экзаменов по физике не бывает. Кого мы вводим в заблуждение ? В первую очередь учащихся, родителей, и конечно, сами себя.

Результаты контрольных работ высветили и другую сторону вопроса. Мы увидели, что есть среди общей массы и учащиеся “звездочки”, которых нужно поддерживать, развивать, отслеживать с первого курса, как это делается в ПУ № 39, 41. Но очень часто  эти учащиеся остаются без внимания. Даже предоставленная нами возможность участвовать в бесплатном пробном экзамене по математике в форме ЕГЭ наши учебные заведения не захотели использовать, не сориентировали ребят на  возможность проверить себя, лишний раз окунуться в атмосферу ЕГЭ”(из доклада начальника УПО М.А. Секретева “Августовка-2003”)

Очень пассивно выступила система НПО региона и в формировании экспертного корпуса. В сравнении с ЕГЭ-2002   экспертный корпус  был представлен 4 преподавателями УНПО из ПУ,ПЛ 39,26,41(2человека) в 2003 году было обучено и привлечено к проверке части С  7 представителей системы начального профессионального образования области из ПУ,ПЛ № 10,18,37,41,46. В ходе проведения единого государственного экзамена была выявлена необходимость подготовки специалистов, владеющих новой профессиональной компетентностью, связанной с проверкой экзаменационных работ (части С) ЕГЭ.

При введении в учреждения НПО ЕГЭ требуется адаптация к нему сложившейся системы контроля, определение оптимального сочетания разных его форм, объема и места тестового контроля, разработка соответствующего методического обеспечения.

В ходе данного эксперимента предстоит решить проблемы достаточно серьезные как для школьного так и начального профессионального образования с учетом специфики последнего. В силу большого разнообразия видов и типов образовательных учреждений, в которых учащиеся получают среднее (полное) общее образование для аттестации выпускников в рамках ЕГЭ необходимы КИМы , по крайней мере, двух уровней трудности: общеобразовательного, а также для учащихся учреждений и классов с углубленным изучением отдельных предметов. Очень острым остается вопрос о сроках проведения ЕГЭ и сроках действия свидетельства о его сдаче. Изучение учащимися УНПО  основной  части общеобразовательных предметов  (литература, русский язык, история, математика, физика, химия)завершается на втором курсе, тогда же по перечисленным предметам сдаются экзамены. Иностранный язык, информатика в отдельных УНПО изучаются  на 1-ом курсе, а биология, география, обществознание -на 3 курсе. Таким образом  сохранение установленного в настоящее время срока действия свидетельства о сдаче единого государственного экзамена для поступления в вуз всего на один год создает неравные условия для выпускников УНПО по сравнению с выпускниками общеобразовательной школы.  

Подключение системы начального профессионального образования к Единому государственному экзамену в следующем году определяет Перечень мероприятий по реализации Приказа Минобразования России  “О плане действий Минобразования России на 2002-2004 г.г., Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года от 20.05.2002 №1831 (п.6.2.).

Вышеизложенные проблемы и  трудности дают основание предложить для использования на практике несколько схем, согласно которым можно активизировать в 2004 году привлечение учащихся УНПО к эксперименту по  ЕГЭ, не изменяя кардинально учебные планы. Это позволит расширить и накопить опыт проведения итоговой аттеста­ции в форме и по материалам ЕГЭ, т.к. предполагается, что с 2005 года этот экзамен заменит традиционную фор­му государственной итоговой аттес­тации выпускников и школ и УНПО по общеобразовательной подготовке..

В 2004 году эксперимент предла­гается провести с привлечением учащихся УНПО 2-го и 3-го курсов,.

Для учащихся 2-го курса можно рекомендовать две схемы участия и эксперименте:

- подключение второкурсников к эксперименту Минобразования Рос­сии, когда ЕГЭ сдают в июне;

- проведение государственной (ито­говой) аттестации в УНПО в сроки, ус­тановленные учебными планами, в форме и по материалам ЕГЭ 2003 года.

Согласно первой схеме органы управления образованием субъектов Федерации выбирают для участия в эксперименте 2-3 УНПО. В каждом УНПО выделяются 1-2 группы учащих­ся 2-го курса, получающих вместе с профессией среднее (полное) общее образование, два-три общеобразова­тельных предмета, по которым учащиеся этих групп будут проходить итого­вую аттестацию в форме ЕГЭ в июне 2004 года, например, математику, рус­ский язык и один предмет по выбору согласно профилю профессиональной подготовки. Администрация УНПО корректирует график изучения пред­метов общеобразовательного и про­фессионального циклов на 2-м курсе с целью подготовки учащихся к сдаче экзамена по выбранным предметам и высвобождения учебного времени для его проведения в июне 2004 года, а в январе 2004 года подает соответству­ющую заявку в органы управления об­разованием своего региона.

После сдачи Единого государ­ственного экзамена учащиеся полу­чат из Центра тестирования Миноб­разования России оценку по каждо­му предмету по пятибалльной шкале, которая должна учитываться при вы­ставлении итоговой оценки в аттес­тат, а также свидетельство государ­ственного образца о результатах ЕГЭ с оценкой по стобалльной шкале. Надо иметь в виду, что это свиде­тельство учащиеся 2-го курса не смо­гут использовать для участия в кон­курсе при поступлении в вуз или ссуз после окончания УНПО, так как полу­ченные ими свидетельства действи­тельны только до 31 декабря того же года. Вместе с тем положительной стороной этой процедуры является накопление учащимися, желающими продолжать образование после за­вершения 3-го курса (или позже), опыта сдачи вступительных испыта­ний в вузы и ссузы в форме ЕГЭ.

При выставлении итоговых оценок в аттестат по результатам сдачи ЕГЭ следует руководствоваться соответ­ствующими рекомендациями Мини­стерства образования. Итоговая от­метка по общеобразовательным предметам, сданным в рамках ЕГЭ, выставляется в аттестат выпускникам УНПО (в том числе претендентам на золотые и серебряные медали) сле­дующим образом: более высокая -при разнице годовой отметки и отмет­ки по ЕГЭ в один балл; отметка, полу­ченная как средняя арифметическая годовой отметки, и отметки по ЕГЭ, если разница между ними составля­ет более чем один балл, при этом ок­ругление производится в сторону бо­лее высокого балла.

Согласно второй схеме рекомен­дуется в каждом регионе, задейство­ванном в эксперименте по ЕГЭ, выде­лить также 2-3 УНПО для проведения на 2-м курсе локального для системы НПО эксперимента. С этой целью в 2-3 образовательных учреждениях ре­гиона осуществляется государствен­ная итоговая аттестация учащихся 2-го курса по одному-трем общеобра­зовательным предметам с использо­ванием КИМов ЕГЭ 2003. Проводят, анализируют и оценивают результаты такого экзамена преподаватели и ад­министрация УНПО. Полученные ре­зультаты используются при выставле­нии в аттестат итоговой оценки по со­ответствующим предметам. Органы управления образованием этих реги­онов заранее подготавливают доку­мент, который разрешает засчитывать проведенную в подобной форме атте­стацию как государственную (итого­вую). Естественно, что такие результа­ты не будут служить основанием для получения выпускниками УНПО свидетельства о сдаче ЕГЭ

Как правило, учреждения высшего и среднего профессионального об­разования, зачисляющие на первый курс абитуриентов из числа выпуск­ников УНПО, успешно прошедших испытания в форме и по материалам ЕГЭ, определяются соответствую­щим Приказом Минобразования России в период проведения в сис­теме образования эксперимента.

Для учащихся 3-го курса экспери­мент по ЕГЭ может быть связан толь­ко с попыткой поступить в профиль­ные вузы, которые проводят вступи­тельные экзамены в форме и по ма­териалам ЕГЭ в июле-августе, так как уже на 2-м курсе они прошли государ­ственную итоговую аттестацию по об­щеобразовательной подготовке.

Для повышения уровня подготовлен­ности таких учащихся к сдаче вступи­тельных экзаменов в нестандартной и незнакомой для них форме целесооб­разно организовать и провести в УНПО для учащихся 3-го курса цикл лекций, консультаций, включающих информа­цию о процедурах проведения ЕГЭ с примерами из прошлых лет, структуре и содержании КИМов, особенностях оформления ответов в заданиях разных групп сложности. Надо также организо­вать для них самостоятельную работу по повторению материала, необходи­мого для сдачи этого экзамена и само­контроля.

Проведенный анализ позволил выявить существующие проблемы различного характера и поставить на 2003-2004 учебный год следующие задачи:

продолжить подготовку преподавателей - предметников к единому государственному экзамену через систему курсовой подготовки ИПК, а также через систему консультаций и семинаров;

необходимо создать условия для непрерывного обучения экспертов технологии проверки и оценки заданий с развернутыми ответами;

провести работу рекламного характера с учащимися УНПО о ЕГЭ.

ИПКиППРО ОГПУ

Банк_педагогической_информации