Формирование у учащихся целостного, личностного, социально-значимого отношения к избранной профессии
из опыта работы
Смирновой Татьяны Константиновны
мастера производственного обучения  высшей категории ПЛ18

Представила: Л.П. Федосова  методист УМК ПО
Дата: 29.04.02

Объект исследования: преподавание предмета производственного обучения.

Сущность: развитие профессионального интереса учащихся, развитие интереса к профессии, повышение культуры труда. повысили эффективность уроков производственного обучения, качество подготовки учащихся.

Новизна: методические приемы и способы по формированию у учащихся целостного, личностного, социально-значимого отношения к избранной профессии.

Формирование профессионального интереса у учащихся по специальности «портной-закройщик легкой женской одежды» становится более эффективным, когда оно осуществляется по взаимно связанным направлениям:

·       развитие интереса к профессии

·       повышение культуры труда учащихся, и осознание ими общественной значимости своего труда.

·       воспитание отношения к труду как к главному средству развития своих способностей.

·       психолого-педагогическая диагностика учащихся с целью оптимизации учебно-воспитательного процесса.

·       необходимость включения в учебно-воспитательный процесс нетрадиционных форм обучения (уроки-соревнования, уроки-экскурсии,  комбинированные и бинарные уроки).

·       формирование новых принципов воспитания.

     Одной из главных тенденций социальной ориентации молодого человека становится направленность на успех, стремление к процветанию любой ценой, попытка выжить и утвердиться, используя любые средства.

Психолого-педагогическая диагностика учащихся с целью оптимизации учебно-воспитательного процесса.

Процесс обучения и воспитания в системе профессионального образования - это взаимодействие двух или более компонентов:

·       учащегося как субъекта и объекта обучения и воспитания

·       мастера производственного обучения, преподавателя как помощника и наставника этого процесса.

Результат этой деятельности в большей степени зависит от отношения учащихся к теоретическому и практическому обучению и тесно связанная с ним степень их активности в процессе обучения.

С целью выработки наиболее оптимальных форм и методов обучения и воспитания учащихся, раскрытия их личностного потенциала в группах 1,2,3 курсов обучения было проведено психолого-педагогическое анкетирование, результаты которого показали, что среди учащихся выделяются 3 основные группы:

·       первая группа учащихся - характерен повышенный интерес к избранной профессии, с которой они связывают свои планы на будущее. Учащиеся дисциплинированы, хорошо успевают в учебе, активно используют представленные возможности для успешного овладения как частными навыками, так и сложными производственными процессами.

·       вторая группа учащихся - неустойчивое отношение к учебе, неровная активность. Эта группа учащихся нуждается в контроле, в организующих воздействиях со стороны. Они медленно овладевают производственными навыками.

·       третья группа учащихся - нет интереса к учебе(особенно к урокам теоретического обучения). Выбор профессии этой группы учащихся чаще связан с определенным временем ожидания жизненной переориентации ( переход на другую специальность, ожидание новой выгодной работы и т.п.)

Анкетирование проводимое в начале учебного года позволяет ближе знакомиться с учащимися, составом их семей, достатком в них, интересами, увлечениями, мотивами поступления в лицей.

Анкетирование было проведено в четырех группах первого, второго, третьего года обучения. Если взять за 100% количество опрошенных, то:

62% -  хотят быть самостоятельными. Получаемая профессия позволит им   зарабатывать достаточные для этого средства.

10% -  мечтают стать модельерами, продолжить обучение.

25% -  хотят научиться шить и кроить, чтобы одевать свою семью.

3%   -  пришли в лицей по совету родителей или друзей.

На вопрос - нравится ли вам учиться избранной специальности?

72% -  ответили нравится и очень нравится.

20% -  не нравится.

8%   -  не знаю.

При овладении избранной специальностью

78% -  считают, что им необходимы знания по теоретическому и

            практическому курсам обучения.

17% -   учащимся не нравится курс теоретического обучения.

5%   -   ничего не нравится. Их ответы подтверждает низкая успеваемость и  посещаемость некоторых общеобразовательных предметов. Для             решения этой проблемы необходимо скорректировать учебные планы мастеров и преподавателей теоретического курса обучения и соответственно принять интегрированный план и программы обучения.  

Из 100% опрошенных предпочитают носить одежду:

84% -    изготовленную своими руками или сшитую по индивидуальному

              заказу.

12% -     купленную на рынке.

4%   -     фирменную одежду импортного производства.

 Исходя из своих возможностей, за свой труд учащиеся хотят получать вознаграждение в размере:

79% -      1000-2000 рублей в месяц.

9%   -      3000-4000 рублей в месяц.

               По специальности готовы работать:

60% -      опрошенных.

30% -  раздумывают и считают, что не совсем готовы к самостоятельной

            работе.

10% -  не готовы к работе.

Анкета

1.   Почему я выбрала эту профессию?

   А. Мечтала с детства стать модельером.

   Б. Научиться  шить и одевать свою семью.

   В. Быть самостоятельной, зарабатывать деньги.

   Г. По совету друзей, подруг.

   Д. Заставили родители.

   Е. Все равно где учиться.

2.   Вы выбрали эту специальность потому что:

   А. Это интересно.

   Б. Мне нравится делать все своими руками.

   В. Человек должен что-то уметь делать.

   Г. Это должна уметь каждая женщина.

3.Нравиться ли вам учиться избранной специальности?

   А. Нравится.

   Б. Очень нравится.

   В. И да и нет.

   Г. Не нравится.

   Д. Не знаю.

4.Что вам нравится при овладении избранной профессии?

   А. Теоретический курс.

   Б.  Практические занятия.

   В. Теоретическое и производственное обучение.

   Г. Ничего не нравится

   Д. Ваш ответ.

5.   Вы предпочитаете носить одежду:

   А. Сшитую по индивидуальному заказу.

   Б. Купленную на рынке.

   В. Выполненную своими руками.

   Г. Импортного производства.

   Д. Отечественного производства.

6.   Что вам нравится шить?

   А. Пальто, куртки, плащ.

   Б. Платье , платье-костюм.

   В. Блузку, юбку, брюки, жилет.

   Г. Ваш ответ.

7.   Вы бы выбрали для себя одежду в стиле:

   А. Деловая.

   Б. Спортивная.

   В. Нарядная.

   Г. Авангард.

8.   Сколько бы вы хотели получать за свой труд?

   А. 1-2 тысячи.

   Б. 3-4 тысячи.

   В. 10 тысяч.

   Г. Ваш ответ.

9.Как вы считаете готовы ли вы работать по специальности?

   А. Готова.

   Б. Не очень.

   В. Не готова.

   Г. Ваш ответ.

10. Где и кем бы вы хотели работать?

   А. На промышленном предприятии.

   Б. В ателье.

   В. Заниматься индивидуально-трудовой деятельностью.

   Г. Ваш ответ.

Результаты анкетирования позволяют мастеру производственного обучения составлять планы индивидуальной работы с учащимися в соответствии с их интересами и запросами, находить подход к каждому из них.

Пути совершенствования формирования у учащихся целостного, личностного, социально-значимого отношения к избранной профессии.

Пути формирования у учащихся целостного, личностного, социально-значимого отношения к избранной профессии требуют выявления новых методологических подходов, накопление знаний в единую систему, предусматривающую:

·       формирование социальной зрелости;

·       психологической зрелости;

·       формирование способов ориентации личности в системе ее жизнедеятельности.

Приобретая такие качества, личность учащегося становится более интегрированной, гармоничной, целостной.

Профессиональное развитие действенным образом связывает человека с внешним миром и с другими людьми, его необходимо проводить не «вообще», не в глобальном масштабе, а в тесной привязке к конкретному производству - цеху, участку, бригаде, рабочему месту, чтобы ясно было кого, когда, где и чему следует учить.

Формирование у учащихся целостного, личностного, социально-значимого отношения к избранной профессии становится более эффективным, когда оно осуществляется по взаимно-связанным направлениям:

·       развитие интереса к профессии, что достигается созданием морально-психологических предпосылок возникновения интереса, личным примером мастера, воспитанием индивидуально-психологических качеств, необходимых для успешного труда, выработкой профессиональных качеств, способствующих укреплению уверенности в своих силах;

·       повышение культуры труда у учащихся, и осознание ими общественной значимости своего труда. Это достигается воспитанием коллективизма, развития требовательности, ответственности и чувства долга в процессе сочетания индивидуального труда с коллективным;

·       воспитание отношения к труду как к главному средству развития своих способностей, что достигается развитием творческих мотивов в труде, обеспечением в процессе труда единства умственной и физической деятельности, стимулированием производственной самостоятельности и трудовой активности учащегося. 

Все это помогает мастеру производственного обучения в организации уроков производственного обучения, производственной практики, выборе методик обучения и подготовки высококвалифицированных специалистов по профессии «Портной-закройщик», выявлять на ранней стадии мотивы и интересы учащихся, которые позволяют формировать творческое мышление и готовить кадры для сферы бытового обслуживания населения конкурентно-способные на современном рынке труда.

Выпускники лицея занимаются индивидуально-трудовой деятельностью; работают закройщиками на частных предприятиях; продолжают обучение в высших учебных заведениях.

Формируются новые принципы воспитания:

·       саморазвитие человека как личности, которая предполагает создание обществом соответствующих условий в материальном и духовной сферах для овладения молодыми людьми необходимыми им знаниями , умениями и навыками, системой ценностей;

·       развитие у молодежи глубокого уважения к традициям многонациональной культуры, чувства боли за негативные явления в нашей истории и жизни, готовность решать проблемы стоящие сегодня перед обществом, устремленность в будущее, формирование социально-ответственного человека;

·       интенсивная и всесторонняя подготовка к включению молодых людей в трудовую деятельность, обеспечивающую им экономическую независимость, наполненную смыслом жизнь;

·       утверждение нравственных общечеловеческих принципов;

·       интерсоциальное воспитание молодежи как база для жизни в едином мировом обществе;

·       формирование активности молодежи во всех сферах социальной жизни, в различных подростковых и юношеских организациях, ориентированных на консолидацию молодежи во имя интересов общества и решения собственных проблем.

Необходимо создание образовательно-воспитательной системы, включающей в себя как базисное образование, так и формирование высокого профессионализма и воспитания высоких нравственных качеств личности, о поддержании высокого профессионального мастерства на протяжении трудовой жизни человека.

Задача мастера производственного обучения - подготовить портных и закройщиков нужного уровня квалификации. За последние годы выдвигаются требования к подготовке рабочего, который был бы знаком не только с конструкцией и принципом действия оборудования, но умел бы сам разбираться в технологическом процессе и постоянно вносить рационализаторские предложения, выбирать наилучшие орудия труда, разрабатывать унифицированные конструкции и умело их использовать. Уметь продумывать технологический процесс производства и из большего числа возможностей выбирать наиболее выгодные, т.е. развивать такие качества как: самодеятельность, дисциплина, требование, самообслуживание, соревнование.

Формирование у учащихся целостного, личностного, социально-значимого отношения к избранной профессии помогает мастеру п/о в организации уроков производственного обучения, производственной практики, выборе методик обучения и подготовке высококвалифицированных специалистов по профессии «Портной» , выявлять на ранней стадии мотивы и интересы учащихся, которые позволяют формировать творческое мышление и готовить кадры для сферы бытового обслуживания населения.

ИПКиППРО ОГПУ

Банк_педагогической_информации