Методическое обеспечение
переводных и выпускных экзаменов по литературе и математике в ПУ, ПЛ
Представила: А.К. Хаббасова, методист УМК ПО
Дата: 25.03.2005

Тематика сочинений для итоговой аттестации выпускников ПУ

В соответствии с письмом Департамента общего и дошкольного образования Министерства образования РФ от 13.11.03 № 14 – 51 – 279/13 «О проведении государственной (итоговой) аттестации выпускников XI классов общеобразовательных учреждений РФ по русскому языку и литературе в 2003/04 учебном году», в соответствии с «Положение о государственной (итоговой) аттестации выпускников IX и XI (XII) классов общеобразовательных учреждений Российской Федерации» (письмо Министерства образования РФ от 04.02.03 №03 – 51 – 17 ин/13 – 03), опубликованном в сборнике приказов и инструкций МО «Вестник образования России» № 1 \ 04 за январь месяц, письменный экзамен выпускников будет проводится в форме сочинения.

Рекомендуем следующие комплекты тем сочинений: № № 1, 5, 7, 10, 11, 15, 17, 25, 32, 59.

1. Некоторые темы, включенные в «Перечень…», выпускник с родным (нерусским) языком обучения может заменить на выделенный курсивом вариант, такие темы даны в «Перечне…» под одним номером.

2. Темы сочинений, связанные с поэзией, раскрываются на примере не менее 2-3 стихотворений. Темы сочинений, связанные с произведениями малой эпической формы, раскрываются на примере 1-2 произведений (их число может быть увеличено по усмотрению ученика).

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ВЫПУСКНОГО ПИСЬМЕННОГО ЭКЗАМЕНА ПО ЛИТЕРАТУРЕ

Темы сочинений записываются на доске. На экзамен отводится 6 астрономических часов. Время на выполнение экзаменационных работ продляется на время, затраченное на получение текстов и запись их на доске.

Через час после начала экзамена учащимся предоставляется возможность использовать книги с текстами художественных произведений, не содержащие теоретических материалов.

Кроме того, разрешается по мере необходимости пользоваться всеми типами лингвистических словарей.

Работа должна быть сдана не позже времени окончания экзамена.

Работы оцениваются по пятибалльной системе.

Сочинение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая - за соблюдение орфографических и пунктуационных норм.

Содержание сочинения оценивается по следующим критериям:

· понимание темы, глубина и полнота ее раскрытия, верная передача фактов, объяснение событий и поведения героев, исходя из идейно-тематического содержания произведения, доказательность основных положений, привлечение материала, важного и существенного для раскрытия темы, умение делать вывод и обобщения, точность в цитатах и умение включать их в текст сочинения;

· соразмерность частей сочинения, логичность связей и переходов между ними;

· точность и богатство лексики, умение пользоваться изобразительными средствами языка.

Содержание и речевое оформление оценивается по перечисленным ниже нормативам.

Отметка «5» ставится за полное, глубокое и аргументированное раскрытие темы, обнаруживающее отличное знание и понимание художественного текста и другого материала, необходимого для ее раскрытия, изложение работы по плану (последовательность и связность), стройность композиции, логичность и последовательность изложения мыслей, обоснованность выводов и обобщений, самостоятельность мышления; за написание сочинения правильным литературным языком, стилистически соответствующим содержанию сочинения; фактические ошибки отсутствуют, допускается одна незначительная неточность в содержании, один - два речевых недочета, одна грамматическая ошибка.

Отметка «4» ставится за последовательное, достаточно полное раскрытие темы, показывающее хорошее знание литературного материала. Однако при этом могут быть некоторые незначительные отклонения от темы. Сочинение должно быть логичным и последовательным, отличаться достаточной обоснованностью выводов и обобщений, написано правильным литературным языком, стилистически соответствующим содержанию. Допускаются две - три неточности в содержании, три - четыре речевых недочета, две грамматические ошибки.

Отметка «3» ставится за сочинение, в котором тема раскрыта в основном правильно, в целом дан верный, но односторонний или недостаточно полный, схематичный ответ без достаточного осмысления, преобладает пересказ, в котором отсутствует собственное отношение к прочитанному, допущены отклонения от темы или отдельные негрубые ошибки в изложении фактического материала, неточности в содержании сочинения, обнаруживается недостаточное умение делать выводы и обобщения. Тема излагается логично, но имеются отдельные нарушения в последовательности изложения мыслей; обнаруживается в целом владение основами письменной речи, но беден и ограничен словарный запас, встречаются случаи неправильного словоупотребления. Допускаются не более пяти речевых недочетов, четырех неточностей в содержании, 4 грамматических ошибок.

Отметка «2» ставится за непонимание темы и неумение ее раскрыть, за поверхностное знание текста произведения, отсутствие последовательности изложения, путаный пересказ отдельных событий без выводов и обобщений, неумение опираться на текст, отсутствие связи между частями сочинения, бедность словарного запаса и преобладание примитивных предложений в изложении мыслей, наличие до семи грубых речевых недочетов, шесть и более неточностей в содержании сочинения и до семи грамматических ошибок.

Отметка «1» ставится за сочинение, написанное не на тему, или за полное неумение раскрыть ее, что свидетельствует о незнании текста и неумении изложить материал связно и последовательно; за количество речевых и фактических ошибок большее, чем это установлено для отметки «2».

Отметка за соблюдение орфографических и пунктуационных норм выставляется в соответствии с «Нормами оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку».

На сочинение, оцененное отметками «5» или «2», дается рецензия.

Варианты экзаменационных работ для проведения итоговой аттестации учащихся начального профессионального образования в 2004/2005 учебном году.*

 

Рекомендации по проведению итоговой аттестации учащихся начального профессионального образования

Экзаменационная работа по курсу “Математика” состоит из двух частей.

Первая часть (задания 1-7) включает пять заданий по курсу алгебры и начал анализа и два геометрических задания. Задания первой части скомпонованы в наборы по семь заданий и помещены в разделе 1 (задания 1-5) и разделе 2 (задания 6-7). Уровень сложности этих заданий определяется “Требованиями к математической подготовке учащихся”, предусмотренными программой.

Вторая часть (задания 8-10) экзаменационной работы состоит из одного геометрического задания (задание 8), которое помещено в разделе 3, и двух заданий по алгебре и началам анализа (задания 9,10), которые помещены в разделе 4.

Для получения отметки “3” выпускник должен правильно выполнить любые пять заданий.

Отметка “4” выставляется при верном выполнении любых семи заданий.

Отметка “5” ставится за девять верно выполненных заданий.

 

ИПКиППРО ОГПУ

Банк_педагогической_информации