Учебно-методическое обеспечение процесса модернизации НПО  
(по итогам Областного конкурса учебно-методической продукции
в системе начального профессионального образования)
Представила: Л.П.Федосова, методист УМК ПО
Дата: 19.09.03

В целях реализации Концепции модернизации образования, Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования был проведен областной конкурс учебно-методической продукции.

Целями областного конкурса учебно-методической продукции являлись активизация работы учебно-методических объединений НПО по разработке комплексного методического обеспечения государственного образовательного стандарта НПО, активизация работы по дальнейшему повышению качества профессионального образования, совершенствованию учебно-методического обеспечения профессиональных стандартов.

В конкурсе приняло участие 28 образовательных учреждений системы НПО области (ПУ, ПЛ №№ 1, 2, 4, 5, 8, 11, 14, 16, 17, 18, 19, 21, 24, 29, 31, 35, 37, 39, 41,42, 46, 48, 51, 53,55, 68 76, Областной дом техники НПО).

На конкурс было представлено 80 работ. Конкурс активизировал работу педколлективов по созданию учебно-методической продукции для комплексного методического обеспечения предметов и профессий.

Профессионально-педагогическими работниками ПУ и ПЛ № 1, 2, 4, 5, 8, 11, 14, 16, 17, 18, 19, 21, 24, 29, 31, 35, 37, 39, 41,42, 46, 48, 51, 53,55, 68 76, Областного дома техники НПО на конкурс были представлены учебные пособия, комплекты учебно-методического обеспечения ГОСТов, тесты по оценке качества НПО, методические материалы по вопросам организации содержания учебной и производственной деятельности, воспитательной и внеклассной деятельности и другая учебно-методическая продукция.

Конкурс позволил обозначить перспективные линии развития работы по учебно-методическому обеспечению НПО, способствовал выявлению адресов позитивного педагогического опыта, выявлению ценных в методическом отношении разработок конкретных профессионально-педагогических работников и педколлективов.

Следует выделить высокий профессионализм отдельных представленных на конкурс работ. Так, методическое пособие “Рабочая тетрадь по технологии одежды” для учащихся 1 курса ПУ по профессии “Портной”, представленное преподавателем ПУ №39 г.Оренбурга Е.В.Петричевой, по замыслу автора предназначено для организации самостоятельной работы учащихся и содержит материал, который возможно использовать на разных этапах изучения предмета. Рабочая тетрадь включает в себя  материалы для проверочных работ и текущего контроля усвоения содержания предмета. Несомненным достоинством работы являются соответствие требованиям образовательного стандарта начального профессионального образования, соотнесенность предложенных заданий с материалом известного учебного пособия А.Г.Трухановой  “Основы технологии швейного производства”, наличие схем, чертежей и рисунков. Материал рабочей тетради изложен в достаточно доступной учащимся форме, учитывает психологические особенности старшего подросткового и юношеского возраста. Рабочая тетрадь может быть использована как на занятиях теоретического обучения, так и при проведении лабораторно-практических работ. Предложенные задания могут использоваться при проведении промежуточной аттестации учащихся по специальным дисциплинам и позволят более объективно оценить и проанализировать успешность усвоения учебного материала.

Рабочая тетрадь №1 по обществознанию (по разделу “Деятельность в жизни человека и общества”) преподавателя ПЛ №42 г.Кувандыка Морозовой Л.П. представляет собой удачное сочетание широты кругозора и методического мастерства педагога. Разнообразная по видам предлагаемых учащимся работ, “Рабочая тетрадь” обращается к острым вопросам российской и мировой современной действительности.

Рабочая тетрадь по дисциплине “Основы экономики” преподавателя ПЛ №14 г.Орска Торшиной Т.К. предназначена для усвоения и закрепления базовых знаний учащихся НПО и позволяет формировать учащегося как социально-зрелую личность, развивать творческие способности, проявлять самостоятельность при выполнении задания.

Большой интерес представляют методические рекомендации “Целевые воспитательные программы в образовательной практике лицея” (автор - Амарова Т.А.) и “Целевые воспитательные программы как компонент социализации подростков” (автор - Константинова Л.Н., обе - ПЛ №31 г.Орска). Данные методические рекомендации отвечают современным требованиям к программам в отношении их актуальности, освещённости социально-педагогической проблематики современного периода развития общества и безусловно представляют методическую ценность для педагогической практики. Они могут быть рекомендованы педагогам как лицеев, так и других образовательных учреждений. Работа структурирована на основе важного и продуктивного механизма: человек - гражданин - специалист. Особенно ценным можно считать обращение автора рекомендаций к проблеме социализации и социологического анализа различных показателей воспитательного процесса (вторая часть).

Методические материалы “Система мониторинга развития личностных качеств профессионала” (авторский коллектив ПУ №29 г.Оренбурга) представляют собой набор методик для диагностики профессиональных качеств рабочих различных специальностей. Ценность данной работы состоит в том, что авторы делают попытку выстраивания целенаправленной работы по формированию личности будущего профессионала, которая невозможна без системы контроля за ее эффективностью.

Имеют высокую познавательную и методическую ценность представленные профилированные курсы - например, специальный курс “Физика в профессии портного”, автор Булыгина А.И.- преподаватель физики ПЛ №18 г.Оренбурга ; профилированный курс по немецкому языку “Профессия портного”, разработанный преподавателем ПЛ №18 Поконовой Е.Г.

Хорошо представлен материал, призванный повысить уровень знаний учащихся о родном крае - методическая разработка “Уральские посиделки” преподавателя ПЛ №48 г.Оренбурга Трофименко Г.В.

Опыт разработки и внедрения национально-регионального компонента стандарта в образовательный процесс представлен преподавателем спец.дисциплин ПУ №21 г.Орска Ананьевой Л.Г. в методическом пособии “Минеральные вяжущие вещества”, преподавателем литературы ПУ№41 г.Оренбурга Хохловой Э.В.»Региональный компонент в преподавании литературы».

Представлены методические рекомендации, по оформлению и содержанию выпускных квалификационных и письменных экзаменационных работ по техническим профессиям (Киреева О.Н - ПЛ№8), по выполнению письменной экзаменационной работы по профессии портной (Тонкопий Е.Г. - ПЛ№2), по разработке дипломного проекта по профессии закройщик (Григорович Т.В.- ПЛ№2), по проведению технических олимпиад (Мошкова Л.М.- ОДТ).  

Большая работа проведена мастером производственного обучения ПУ №11 г.Оренбурга Гололобовым Ю.С. по разработке контрольно-измерительных материалов по профессии “Электромонтер по ремонту линейно-кабельных сооружений телефонной связи и проводного вещания”.

Вместе с тем ряд работ, представленных на конкурс, имел существенные недоработки:

- во многих работах нет вступления научно-методического характера, ставящего в обобщенной форме задачи подобного вида работ именно по предмету, а также указывающего пути их решения; зачастую недостаточно четко обозначены цели создания данного пособия - неясно, какой результат принесет его использование;

– объектами проверки приводимых в работах тестов не всегда выступают наиболее значимые учебные элементы государственных образовательных стандартов НПО и базисных курсов по предметам общеобразовательного цикла, в тестах итогового контроля преобладают задания I уровня, причем много заданий на опознание, которые не обеспечивают глубокой проверки знаний учащихся;

– тесты по производственному обучению, как правило, нацелены на проверку только знаний, а не умений.

Следует отметить также недостаточное количество работ, посвященных разным аспектам производственного обучения при явном преобладании работ, посвященных методике обучения общеобразовательным предметам и воспитательной работы. Большинство работ, присланных на конкурс, - методические пособия и разработки отдельных мероприятий и циклов занятий. При этом явно недостаточно представлены примеры разработок комплексного методического обеспечения предметов и профессий, охватывающих все циклы обучения.

Некоторые из представленных методических разработок содержат орфографические и понятийные ошибки. Однако в целом основные цели конкурса реализованы, что придало дополнительный импульс процессам развития региональной системы НПО и способствовало, в конечном итоге, усилению работы по реализации перспективных направлений модернизации НПО и повышению качества профессионального образования.

ИПКиППРО ОГПУ

Банк_педагогической_информации