Методическое обеспечение
переводных и выпускных экзаменов
по литературе и математике
в учреждениях начального профессионального образования Оренбуржья
Представила: методист УМК ПО  А.К. Хаббасова
Дата: 14.05.03

В соответствии с письмом УПО Оренбургской области от 28 мая 2002 года государственная (итоговая) аттестация по математике для учащихся ПУ, ПЛ проводится по открытым текстам, которые опубликованы в сборнике приказов и инструкций МО «Вестник образования России» № 8 2002 года.

Варианты экзаменационных работ для проведения итоговой аттестации учащихся начального профессионального образования в 2002/2003 учебном году.

N работы

N варианта

Задания 1-5

Задания 6-7

Задание 8

Задание 9

Задание 10

 

 

Номер варианта в сборнике

Номер варианта в сборнике

 

 

 

1

I

Вариант 47

Вариант 47

3.39

4.24

4.98

 

II

Вариант 59

Вариант 59

3.13

4.26

4.100

 

 

 

 

 

 

 

N работы

N варианта

Задания 1-5

Задания 6-7

Задание 8

Задание 9

Задание 10

 

 

Номер варианта в сборнике

Номер варианта в сборнике

 

 

 

2

I

Вариант 1

Вариант 1

3.74

4.81

4.193

 

II

Вариант 5

Вариант 5

3.77

4.82

4.194

 

 

 

 

 

 

 

N работы

N варианта

Задания 1-5

Задания 6-7

Задание 8

Задание 9

Задание 10

 

 

Номер варианта в сборнике

Номер варианта в сборнике

 

 

 

3

I

Вариант 33

Вариант 33

3.78

4.27

4.89

 

II

Вариант 41

Вариант 41

3.11

4.28

4.90

 

 

 

 

 

 

 

N работы

N варианта

Задания 1-5

Задания 6-7

Задание 8

Задание 9

Задание 10

 

 

Номер варианта в сборнике

Номер варианта в сборнике

 

 

 

4

I

Вариант 47

Вариант 47

3.41

4.5

4.57

 

II

Вариант 65

Вариант 65

3.64

4.6

4.58

 

 

 

 

 

 

 

N работы

N варианта

Задания 1-5

Задания 6-7

Задание 8

Задание 9

Задание 10

 

 

Номер варианта в сборнике

Номер варианта в сборнике

 

 

 

5

I

Вариант 82

Вариант 82

3.2

4.5

4.107

 

II

Вариант 31

Вариант 31

3.96

4.6

4.108

 

 

 

 

 

 

 

N работы

N варианта

Задания 1-5

Задания 6-7

Задание 8

Задание 9

Задание 10

 

 

Номер варианта в сборнике

Номер варианта в сборнике

 

 

 

6

I

Вариант 85

Вариант 85

3.60

4.51

4.169

 

II

Вариант 94

Вариант 94

3.4

4.52

4.170

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

N работы

N варианта

Задания 1-5

Задания 6-7

Задание 8

Задание 9

Задание 10

 

 

Номер варианта в сборнике

Номер варианта в сборнике

 

 

 

7

I

Вариант 27

Вариант 27

3.38

4.55

4.173

 

II

Вариант 35

Вариант 35

3.60

4.56

4.174

 

 

 

 

 

 

 

N работы

N варианта

Задания 1-5

Задания 6-7

Задание 8

Задание 9

Задание 10

 

 

Номер варианта в сборнике

Номер варианта в сборнике

 

 

 

8

I

Вариант 56

Вариант 56

3.82

4.75

4.119

 

II

Вариант 70

Вариант 70

3.21

4.76

4.120

 

 

 

 

 

 

 

N работы

N варианта

Задания 1-5

Задания 6-7

Задание 8

Задание 9

Задание 10

 

 

Номер варианта в сборнике

Номер варианта в сборнике

 

 

 

9

I

Вариант 32

Вариант 32

3.7

4.121

4.177

 

II

Вариант 89

Вариант 89

3.1

4.122

4.178

 

 

 

 

 

 

 

N работы

N варианта

Задания 1-5

Задания 6-7

Задание 8

Задание 9

Задание 10

 

 

Номер варианта в сборнике

Номер варианта в сборнике

 

 

 

10

I

Вариант 6

Вариант 6

3.99

4.2

4.151

 

II

Вариант 12

Вариант 12

3.100

4.3

4.145


Рекомендации по проведению итоговой аттестации учащихся начального профессионального образования.

Экзаменационная работа по курсу «Математика» состоит из двух частей.

Первая часть (задания 1-7) включает пять заданий по курсу алгебры и начал анализа и два геометрических задания. Задания первой части скомпонованы в наборы по семь заданий и помещены в разделе 1 (задания 1-5) и разделе 2 (задания 6-7). Уровень сложности этих заданий определяется «Требованиями к математической подготовке учащихся», предусмотренными программой.

Вторая часть (задания 8-10) экзаменационной работы состоит из одного геометрического задания (задание 8), которое помещено в разделе 3, и двух заданий по алгебре и началам анализа (задания 9,10), которые помещены в разделе 4.

Для получения отметки «3» выпускник должен правильно выполнить любые пять заданий.

Отметка «4» выставляется при верном выполнении любых семи заданий.

Отметка «5» ставится за девять верно выполненных заданий.

Тематика сочинений для итоговой аттестации выпускников ПУ, ПЛ.

В соответствии с письмом Департамента образовательных программ и стандартов общего образования МО РФ «Рекомендации по проведению в 2002 г. государственной (итоговой) аттестации в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации» от 26 марта 2002 года № 13-51-23\13 государственная (итоговая) аттестация по литературе для учащихся, освоивших среднее (полное) общее образование в общеобразовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные стандарты, проводится по открытым текстам, которые опубликованы в сборнике приказов и инструкций МО «Вестник образования России» № 9\02 за май месяц.

Рекомендуем комплекты тем сочинений:

№ № 6; 8; 12; 14; 17; 23; 26; 27; 31; 34.

Комментарий к темам:

1.      Тема сопоставительного характера сформулирована по русской литературе XIX века (автор и произведение указаны).

2.      Тема сформулирована по русской литературе  XX  века (в виде цитаты с указанием автора и произведения для анализа).

3.      Роль эпизода в произведении русской литературы XIX века (автор, произведение, эпизод  указаны).

4.      Анализ стихотворения поэта XIX или XX  века (автор и произведение указаны).

5.      Тема, связанная с мастерством писателя XIX века (автор и произведение выбирают ученики).

6.      Тема, связанная с мастерством писателя XX века (автор и произведение выбирают ученики).

7.      Анализ идейно-художественного своеобразия произведения малой формы (рассказ, повесть, сказка, баллада, поэма) XIX или XX  века (автор назван; произведение выбирают ученики).

8.      Тема, предполагающая раскрытие социальных, нравственных, этико-философских понятий (любовь, честь, патриотизм и т.п.) на материале произведений русской литературы по выбору учащихся.

Отбор литературного материала производится на базе «Обязательного минимума содержания образования» с учетом принципа  вариативности.

Тема №1 предполагает как сопоставления на уровне одного произведения, так и соотнесение героев и проблематики произведений различных авторов.

Тема №2, сформулированная в виде цитаты, дает выпускнику большую свободу в выборе ракурса анализа произведения.

Анализ эпизода в рамках темы №3 подразумевает рассмотрение его в контексте художественного целого (вместе с тем необходим анализ идейно-образной структуры предложенного фрагмента).

Раскрытие темы №4 может включать в себя элементы свободного истолкования поэтического текста, его индивидуальной трактовки.

Формулировки тем №5 и №6 нацеливают на создание литературно-критического очерка о той или иной особенности художественного текста, которую выпускник может раскрыть на материале любого произведения указанной литературной эпохи. Ключевыми понятиями тем такого рода являются литературоведческие понятия.

Тема №7 предполагает общее рассмотрение произведения с точки зрения особенностей его содержания и формы. Сочинение на эту тему  не предполагает исчерпывающего рассмотрения всех сторон произведения; оценивается умение выбрать ракурс анализа и построить связное рассуждение,  показывающее владение приемами анализа художественного текста.

Тема №8 дана в традиционной «свободной» формулировке, требующей, однако, опоры на литературный материал, а не на жизненные впечатления учащихся. В последней теме отражена специфика предмета, связанная с вопросами этики, психологии, философии.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ВЫПУСКНОГО ПИСЬМЕННОГО ЭКЗАМЕНА ПО ЛИТЕРАТУРЕ

Темы сочинений записываются на доске. На экзамен отводится 6 астрономических часов. Время на выполнение экзаменационных работ продляется на время, затраченное на получение текстов и запись их на доске.

Через час после начала экзамена учащимся предоставляется возможность использовать книги с текстами художественных произведений, не содержащие теоретических материалов.

Кроме того, разрешается по мере необходимости пользоваться всеми типами лингвистических словарей.

Работа должна быть сдана не позже времени окончания экзамена.

Работы оцениваются по пятибалльной системе.     

Сочинение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая - за соблюдение орфографических и пунктуационных норм.

Содержание сочинения оценивается по следующим критериям:

·       понимание темы, глубина и полнота ее раскрытия, верная передача фактов, объяснение событий и поведения героев, исходя из идейно-тематического содержания произведения, доказательность основных положений, привлечение материала, важного и существенного для раскрытия темы, умение делать вывод и обобщения, точность в цитатах и умение включать их в текст сочинения;

·       соразмерность частей сочинения, логичность связей и переходов между ними;

·       точность и богатство лексики, умение пользоваться изобразительными средствами языка.

Содержание и речевое оформление оценивается по перечисленным ниже нормативам.

Отметка «5» ставится за полное, глубокое и аргументированное раскрытие темы, обнаруживающее отличное знание и понимание художественного текста и другого материала, необходимого для ее раскрытия, изложение работы по плану (последовательность и связность), стройность композиции, логичность и последовательность изложения мыслей, обоснованность выводов и обобщений, самостоятельность мышления; за написание сочинения правильным литературным языком, стилистически соответствующим содержанию сочинения; фактические ошибки отсутствуют, допускается одна незначительная неточность в содержании, один - два речевых недочета, одна грамматическая ошибка.

Отметка «4» ставится за последовательное, достаточно полное раскрытие темы, показывающее хорошее знание литературного материала. Однако при этом могут быть некоторые незначительные отклонения от темы. Сочинение должно быть логичным и последовательным, отличаться достаточной обоснованностью выводов и обобщений, написано правильным литературным языком, стилистически соответствующим содержанию. Допускаются две - три неточности в содержании, три - четыре речевых недочета, две грамматические ошибки.

Отметка «3» ставится за сочинение, в котором тема раскрыта в основном правильно, в целом дан верный, но односторонний или недостаточно полный, схематичный ответ без достаточного осмысления, преобладает пересказ, в котором отсутствует собственное отношение к прочитанному, допущены отклонения от темы или отдельные негрубые ошибки в изложении фактического материала, неточности в содержании сочинения, обнаруживается недостаточное умение делать выводы и обобщения. Тема излагается логично, но имеются отдельные нарушения в последовательности изложения мыслей; обнаруживается в целом владение основами письменной речи, но беден и ограничен словарный запас, встречаются случаи неправильного словоупотребления. Допускаются не более пяти  речевых недочетов, четырех неточностей  в содержании, 4 грамматических ошибок.

Отметка «2» ставится за непонимание темы и неумение ее раскрыть, за поверхностное знание текста произведения, отсутствие последовательности изложения, путаный пересказ отдельных событий без выводов и обобщений, неумение опираться на текст, отсутствие связи между частями сочинения, бедность словарного запаса и преобладание примитивных предложений в изложении мыслей, наличие до семи грубых речевых недочетов, шесть и более неточностей в содержании сочинения и до семи грамматических ошибок.

Отметка «1» ставится за сочинение, написанное не на тему, или за полное неумение раскрыть ее, что свидетельствует о незнании текста и неумении изложить материал связно и последовательно; за количество речевых и фактических ошибок большее, чем это установлено для отметки «2».

Отметка за соблюдение орфографических и пунктуационных норм выставляется в соответствии с «Нормами оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку».

На сочинение, оцененное отметками «5» или «2», дается рецензия. 

ИПКиППРО ОГПУ

Банк_педагогической_информации