Представила: Федосова Л.П.- методист УМК ПО

Дата: 24.12.01

Профессиональный портрет методиста ПУ, ПЛ


Сегодня уже начат переход на качественно новое содержание профессионального образования, основные черты которого - многоуровневость, гибкость, вариативность, универсальность, преемственность - должны обеспечить профессиональную мобильность, социальную защищенность и конкурентоспособность на внутреннем и международном рынках выпускников профессиональных  учебных заведений.

Переход на новое содержание профессионального образования оказался возможным благодаря начавшимся разработкам Государственного стандарта профессионального образования.

Реализация требований Государственного стандарта, введение его в образовательный процесс, необходимость научно-методического обеспечения нового содержания профессионального образования ставит перед методической службой задачи по повышению качества профессионального образования.

Педагогические работники становятся непосредственными участниками разработки концепции начального профессионального образования, развития конкретного образовательного учреждения в новых социально-педагогических условиях, принимают активное участие в создании образовательных стандартов и их научно-методического обеспечения, проводят опытно-экспериментальную работу по основным проблемам реформирования профессиональной школы, повышения качества профессионального образования.

Характерной особенностью методической работы является неразрывная связь с повседневной педагогической деятельностью и решением проблем, выдвигаемых практикой, что позволяет педагогу своевременно вскрывать ее противоречия, формировать свои новые потребности и мотивы получения актуальных знаний, способных их разрешать. 

В практическом плане методической службе профессионального образования предстоит осуществить сложный в психологическом и организационном отношении переход от ориентации на внутренние формальные показатели (количество разработанных программ, методических рекомендаций, проведенных мероприятий и т.п.) к ориентации на достижение конечных и частных целей реализации Государственного стандарта профессионального образования. Деятельность учебно-методических организаций территориальных органов управления профессиональным образованием и методической службы в профессиональных учебных заведениях заключается в переходе от административных методов руководства профессиональным обучением к методам научно-методического влияния на учебно-воспитательный процесс посредством управления интересами педагогических коллективов учебных заведений и через эти интересы.

Методическая служба - система взаимосвязанных мер, направленных на развитие творческого потенциала педагогических работников, их профессионального мастерства, а в конечном счете, на повышение качества профессионального образования выпускников образовательных учреждений в соответствии с потребностями рынка труда.

Основные направления деятельности

·       Стандартизация    профессионального образования                             

·       Научно-методическое обеспечение образовательных стандартов

·       Мониторинг образовательных стандартов

·       Повышение качества  профессионального образования

·       Выбор и применение новых педагогических информационных технологий

·       Использование результатов педагогической науки и педагогического опыта

·       Повышение квалификации и развитие педагогического творчества                                                                       

Основные требования к постановке пели и задачи методической службы:

· соответствие цели и задачи методической службы конечным результатам учебной и производственной деятельности педагогического коллектива;

· взаимосвязь содержания, форм, методов и средств обучения и воспитания учащихся в условиях стандартизации профессионального образования:

· взаимосвязь основных направлений деятельности учебно-методической организации с содержанием методической работы образовательных учреждений профессиональною образования по развитию педагогического творчества и повышению квалификации в новых социально-педагогических условиях:

· учет особенностей организации учебно-воспитательного процесса в конкретных образовательных учреждениях, национальных особенностей, традиций, профессиональной квалификации и подготовленности педагогических работников.

Должностные обязанности  методиста

В должностные обязанности методиста входит:

1.   Организация методической работы образовательного учреждения.

2.   Анализ состояния учебно-методической и воспитательной работы в образовательном учреждении и разработка предложений по повышению ее эффективности.

3.   Оказание помощи педагогическим работникам в определении содержания, методов и средств обучения.

4.   Участие в разработке методических и информационных материалов, диагностике, прогнозировании и планировании подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов образовательных учреждений.

5.   Составление учебных, учебно-тематических планы и программы по дисциплинам и учебным курсам.

6.   Организация разработка, рецензирование и подготовку к утверждению  учебно-методической документации, пособий(учебных дисциплин, типовых перечней оборудования, дидактических материалов т.д.).

7.   Анализ и обобщение результатов экспериментальной работы образовательного учреждения.

8.   Обобщение и распространение наиболее результативного опыта руководителей и специалистов.

9.   Организация и разработка необходимой документации по проведению конкурсов, выставок, олимпиад, слетов, соревнований и т.д.

10. Оказание консультативной и практической помощи педагогическим работникам.

11. Участие в организации повышения квалификации и переподготовки работников образовательного учреждения.

12. Организация работы по научно-методическому обеспечению содержания образования.

13. Ретрансляция информации по передовым технологиям обучения и воспитания отечественного и мирового опыта.

Подходы к анализу эффективности методической работы в учреждениях профессионального образования

Определение критериев оценки труда методиста в первую очередь касается его квалификации, которая отражает совокупность профессиональных качеств, определяющих специфику таких видов деятельности (по О.Г.Бутузовой), как:

1.   Педагогическая -  оказание практической помощи инженерно-педагогическим работникам в совершенствовании педагогического мастерства, в повышении квалификации, развитии творческой инициативы и самообразования.

2.   Собственно методическая -  критериальный анализ педагогической деятельности инженерно-педагогических работников профессионального образовательного учреждения, оказание помощи в решении затруднений организации и проведения уроков, работа по изучению, обобщению и трансляции передового педагогического опыта.

3.   Управленческая - создание педагогического коллектива инновационного типа; создание информационного банка данных учебной, учебно-методической, методической литературы; разработка и организация  комплекса методического обеспечения учебно-воспитательного процесса, подготовка педагогических чтений, постоянно действующих семинаров, конкурсов профессионального мастерства; участие в оформлении и организации педагогического кабинета; проведение экспериментальной работы.

4.   Научная - создание информационного банка данных по научным исследованиям в области педагогики, психологии, новых технологий в процессе обучения; анализ ситуации профессионального образовательного учреждения организации педагогических экспериментов по апробации новых моделей, идей, концепций; помощь администрации в разработке стратегии развития профессионального образовательного учреждения.

Экспертная -  проведение диагностики (анализ) деятельности инженерно-педагогических работников с целью аттестации: сбор документов, «создание» имиджа педагогического работника, подготовка его к аттестации, создание доброжелательной и доверительной атмосферы, оформление заключения аттестационной комиссии по результатам работы педагога.

Основными критериями, определяющими эффективность деятельности методиста, являются уровень организации учебно-воспитательного процесса  и качество подготовки квалифицированных рабочих в учреждениях профессионального образования. Критерии оценки деятельности методиста  профессионального образовательного  учреждения вычленяются из анализа вышеуказанных качеств ,составляющих специфику его деятельности , и могут быть определены как направленность , профессионализм , педагогическое мастерство , организаторские способности и коммуникативность. 

От работы методиста, умения руководить деятельностью преподавателя, от умения делать это качественно зависит и результат - формирование профессиональной компетентности, т.е. уровня мастерства, которого достигает педагог на пути своего профессионального совершенствования.

Список литературы.

         1. Бутузова О.Г., Уварова Н.М. Основные критерии оценки деятельности методиста профессионального образовательного учреждения. Метод. рекомендации.-М.: ИРПО, 1995.

2.   В помощь методическому работнику профессионального образования (справочные материалы)/ Составитель О.А.Бутузова.- М., 1997.

3.   Методическая служба профессионального образования в условиях реализации требований государственного стандарта /Состав. Олифиренко Т.И.- М.,1995.

4.   Сергеева Т.А., Уварова Н.М. Как создать методическую службу нового типа. Метод.рекомендации для методиста-технолога педагогического труда.- М.: ИРПО, 1995.