Дайджест
«Проблемы модернизации структуры и содержания НПО»
представила: А.К. Хаббасова , методист УМК ПО
Дата: 25.03.2005

В.И.Белов Профессиональное воспитание в условиях модернизации образования Профессиональное образование №10 2002

Ключевые слова: профессиональное воспитание

Профессиональное воспитание это сложный вид целенаправленного процесса воздействия на формирование личности профессионала, его нравственного облика, мировоззрения. Оно охватывает всю совокупность элемннтов обучения, профессиональной подготовки, имеющих непосредственное отношение к профессиональной деятельности человека.

Профессиональное воспитание осуществляется в несколько содержательно-временных этапа.

Первый этап включает в себя профориентационную работу

На втором этапе осуществляется профдиагностика и профотбор на конкретные профессии с выявлением профессиональных намерений, профессиональных интересов, профессиональных возможностей личности.

Третий этап - профессиональное становление.

Завершающим этапом профессионального воспитания и профессионального становления является профессиональная адаптация.

Основным результатом деятельности любого образовательного учреждения становится сегодня уже не овладение учащимися системой знаний, умений и навыков, а наличие у них набора ключевых компетенций в интеллектуальной, гражданско-правовой, коммуникационной, информационной и прочих сферах. Знания же, умения и навыки выполняют не столько целевые, сколько развивающие функции. Компетентный подход является одним из оснований модернизации образования.

Повышение квалификации работников учреждений НПО становится необходимым условием модернизации всего образовательного процесса. Основные функции повышения квалификации работников системы НПО: диагностическая - определение склонностей и способностей слушателей; компенсаторная - ликвидация пробелов в образовании; познавательная - удовлетворение информационных, профессиональных и интеллектуальных потребностей; прогностическая - раскрытие творческого потенциала слушателей, выявление их возможностей и готовность к профессионально- педагогической деятельности: адаптационная - развитие информационной культуры, обучение самообразованию, основам педагогического менеджмента.

 

Л.Д. Федотова. Направления модернизации образовательных стандартов НПО. ПО№6 2002

Ключевые слова: государственные образовательные стандарты

Модернизация стандартов и содержания НПО в целом должна быть направлена на:

· определение требований работодателей к подготовке профессий с учетом прогнозирования рынка труда и образовательных услуг;

· определение требований к исходному уровню общего образования поступающих в учреждения в учреждения НПО;

· представление в госстандартах деятельностной и личностно-ориентированной составляющей содержания НПО;

· достижения современного качества НПО;

· обеспечение дифференциации и индивидуализации образования на основе многообразия учреждений НПО и вариативности образовательных программ;

· формирование условий для непрерывного профессионального образования;

· привлечение работодателей, других социальных партнеров к решению проблемы НПО, к разработке образовательных стандартов, согласующихся с требованиями рыночной экономики.

 

Давыдов Ю.С. Образование - 2002: взгляд изнутри.//Педагогика.- 2002.-№9 - С11-18..

Ключевые слова: единый государственный экзамен

Приведены главные доводы сторонников ЕГЭ - повышение качества образования в школе и единообразие его оценки. Одним из доводов в обоснование единого экзамена является утверждение, что он позволяет уйти от системы репетиторства при поступлении в вузы.

И противников ЕГЭ. Главные доводы, которых: во-первых, качество образования зависит отнюдь не от формы экзаменов, а от качества работы преподавательского состава и материальной базы. Во-вторых, с введением ЕГЭ снижается значимость аттестата зрелости, отражающего работу учащегося за весь период обучения. Следствием перехода к ЕГЭ будет снижение интереса учащихся к текущему обучению. Переход к централизованному тестированию приведет к обыкновенному натаскиванию на выполнение тестовых заданий, вместо обучения.

Теряется публичность и гласность поступления в вуз медалистов, зато неизмеримо возрастает власть приемных комиссий и ректоров престижных вузов при отборе абитуриентов, приславших сертификаты высшей категории, так как количество мест к зачислению ограничено.

 

М.В.Корешков Модернизация образования - веление времени. Профессионал №3 2002

Ключевые слова: модернизация, принципы модернизации,

Материалы расширенного заседания коллегии Министерства образования с участием руководителей органов управления образованием субъектов РФ, образовательных учреждений, представителей педагогической и научной общественности, министерст и ведомств.

Министр В.М.Филиппов в своем докладе акцентировал свое внимание на активное обновление образования, компьютеризацию сельских школ.

Вице-премьер В.И.Матвиенко отметила ключевые позиции и принципы модернизации:

·изменение отношения общества и государства к педагогическим кадрам;

·изменение финансирования системы образования;

·возрождение системы воспитания как определяющей части образования;

· изменение содержания образования;

·определение критериев оценки деятельности системы.

И по ним можно оценить эффективность деятельности по проведению модернизации.

ИПКиППРО ОГПУ

Банк_педагогической_информации