Методические рекомендации
Методическая служба профессионального образования - новые подходы

Представила: Федосова Л.П., методист УМК ПО
Дата: 27.01.03

Сегодня уже начат переход на качественно новое содержание профессионального образования, основные черты которого - многоуровневость, гибкость, вариативность, универсальность, преемственность - должны обеспечить профессиональную мобильность, социальную защищенность и конкурентоспособность на внутреннем и международном рынках выпускников профессиональных  учебных заведений.

Современные условия требуют качественного изменения методической службы, что проявляется прежде всего в целеполагании - не оказание методической помощи, а создание условий для саморазвивающейся педагогической деятельности; не безадресная передача информации, а создание гибких информационных технологий.

В отличие от традиционной модели построенной по «предметному принципу», новая модель методической службы строится по «функциональному принципу». Использование нетрадиционной модели методической службы в системе профессионального образования позволит коренным образом изменить подходы к определению целей, задач и содержания профессионального образования, то есть сместить акцент с удовлетворения потребностей личности учащегося в профессиональном становлении и развитии.

 Новая модель методической службы профессионального образования требует подготовки методистов, владеющих специальными профессиональными знаниями, умениями и навыками.

 В практическом плане методической службе профессионального образования предстоит осуществить сложный в психологическом и организационном отношении переход от ориентации на внутренние формальные показатели (количество разработанных программ, методических рекомендаций, проведенных мероприятий и т.п.) к ориентации на достижение конечных и частных целей реализации Государственного стандарта профессионального образования. Деятельность учебно-методических организаций территориальных органов управления профессиональным образованием и методической службы в профессиональных учебных заведениях заключается в переходе от административных методов руководства профессиональным обучением к методам научно-методического влияния на учебно-воспитательный процесс посредством управления интересами педагогических коллективов учебных заведений и через эти интересы.

Деятельность методической службы училища направлена на повышение уровня профессионального мастерства преподавателей, мастеров п/о, активизацию педагогических исследований, увеличение количества и улучшение качества научно-методических разработок, создаваемых педагогами -практиками.

В отличие от традиционной модели построенной по «предметному принципу», новая модель методической службы строится по «функциональному принципу». Структура методической службы построена таким образом : педагогический совет, методический совет, методический кабинет, педагогические мастерские, экспериментальная лаборатория, информационный центр, проблемные микрогруппы, актив училища, методические комиссии, информационная и психологическая службы, микрогруппы профессионально-педагогических работников, занимающихся общей проблемой.

На уровне училища основой методической службы является методический совет. В него входят представители администрации, методист, председатели методических комиссий, преподаватели, мастера п/о. При совете может быть сформирован актив, в состав которого входят руководители методических комиссий, психолог, методист, преподаватели и мастера п/о высшей категории, преподаватели, ведущие «Мастер-класс». Методический актив является одновременно и экспертной, активизирует работу педагогов, аттестующихся на категории , проводит анкетирование, участвует в проведении срезов знаний, готовит рабочие материалы по аттестации.

Характерной особенностью методической работы, отличающей ее от других видов повышения квалификации, является неразрывная связь с повседневной педагогической деятельностью и решением проблем, выдвигаемых практикой. Это позволяет педагогу формировать новые потребности и мотивы в получении актуальных знаний, способных их разрешать.

Сегодня преподавателей и мастеров п/о нужно не только информировать о новых педагогических технологиях, но создавать систему научно-методической помощи для личностно-ориентированного выбора педагога. Одной из форм организации такой помощи педагогам является «Мастер-класс», в котором преподаватель, мастер п/о высшей категории транслирует накопленный опыт по изучению и внедрению в практику работы новых технологий. Назначение «Мастер-класса» не только рассказать но и показать как это делается. Первая часть работы - теоретическая, где раскрываются основы педагогической технологии, вторая часть - практическая, где мастер-педагог приглашает коллег на свой урок, где отрабатывает наиболее сложные элементы методики, приемы и этапы педагогической технологии. Основной принцип построения такой формы методической работы - комфортность для каждого педагога, умение увидеть перспективу своего развития, создание атмосферы творчества.

От работы методиста, умения руководить деятельностью преподавателя, от умения делать это качественно зависит и результат - формирование профессиональной компетентности, т.е. уровня мастерства, которого достигает педагог. Этому способствуют деятельностные формы проведения педагогических советов. Формы проведения педагогических советов могу быть разными - деловая игра, педсовет - методический ринг, педсовет-выставка творческих достижений педагога, блиц - турнир.

Методическая служба профессионального училища должна стать подлинным стимулятором и источником непрерывного развития, саморазвития и повышения профессиональной квалификации педагогов. Решать эти вопросы необходимо оперативно и с максимальной степенью продуктивности, так как именно от него зависит решение другого, принципиально важного вопроса: останется ли училище в режиме традиционного функционирования или перейдет на современный и позитивный режим , т.е. режим развития, за которым будущее?

 Опыт новой модели методической службы только формируется, но эти первые шаги являются основной для обеспечения профессионального роста педагогических кадров системы начального профессионального образования.

   

Методическая служба - система взаимосвязанных мер, направленных на развитие творческого потенциала педагогических работников, их профессионального мастерства, а в конечном счете, на повышение качества профессионального образования выпускников образовательных учреждений в соответствии с потребностями рынка труда.

 

Основные направления деятельности

·       Стандартизация    профессионального образования                             

·       Научно-методическое обеспечение образовательных стандартов

·       Мониторинг образовательных стандартов

·       Повышение качества  профессионального образования

·       Выбор и применение новых педагогических информационных технологий

·       Использование результатов педагогической науки и педагогического опыта

·       Повышение квалификации и развитие педагогического творчества                                                                       

 

Основные требования к постановке пели и задачи методической службы:

· соответствие цели и задачи методической службы конечным результатам учебной и производственной деятельности педагогического коллектива;

· взаимосвязь содержания, форм, методов и средств обучения и воспитания учащихся в условиях стандартизации профессионального образования:

· взаимосвязь основных направлений деятельности учебно-методической организации с содержанием методической работы образовательных учреждений профессиональною образования по развитию педагогического творчества и повышению квалификации в новых социально-педагогических условиях:

· учет особенностей организации учебно-воспитательного процесса в конкретных образовательных учреждениях, национальных особенностей, традиций, профессиональной квалификации и подготовленности педагогических работников.

 

Основные принципы деятельности методической службы :

1.   Принцип сравнительного педагогического анализа, позволяющий определить место авторской педагогической идеи в общем педагогическом процессе, увидеть свое продвижение, выверить свою позицию в сравнении  с другими педагогическими работниками.

2.   Принцип системного анализа, т.е. вычленение во множестве взаимодействующих элементов тех компонентов, которые необходимы педагогу для подтверждения своей гипотезы или позиции.

3.   Принцип содержательной индивидуализации и личностной персонализации, выражающейся в создании условий для реализации собственной гипотезы или идеи конкретного педагогического работника.

 

Методическая служба должна выступать как система, управляющая ростом профессионального мастерства педагогического работника  через реализацию следующих факторов:

·       факторы управления развитием педагогического мастерства извне (непосредственно со стороны руководства и методической службы профессионального учебного заведения, наставников и учебно-методических организаций)

·       факторы, управляющие ростом профессионального мастерства изнутри, т.е. со стороны самого инженерно-педагогического работника.

 

Организационно-содержательные условия практической деятельности методической службы :

·       наличие банка информации, доступного для педагогов;

·       создание системы экспертных услуг, дающих возможность получить квалифицированную оценку деятельности;

·       наличие консультативной помощи;

·       существование некоторого координационного центра, обеспечивающего как взаимодействие педагогов, занимающихся близкими проблемами, так и взаимосвязь научного исследования с педагогической практикой учебного заведения.

Изменение подходов к организации методической службы вызвано тем, что сегодняшний выпускник не удовлетворяет потребностям рыночных отношений, т.к. у него не сформированы менеджерские умения и навыки, следовательно работа с содержанием обучения должна быть сориентирована на принципиально новый уровень профессионализма выпускника.

Алгоритм отбора содержания деятельности методической службы

1.   Анализ затруднений в работе педагогов и управленцев.

2.   Фиксация и систематизация потребностей педагогов и управленцев в методическом обеспечении их деятельности.

3.   Постановка целей методической службы на основе потребностей педагогов.

4.   Выделение основных направлений в содержании деятельности методической службы.

 

Содержание работы методической службы

Содержание носит комплексный характер и включает совокупность взаимосвязанных между собой направлений деятельности:

- технологическое

- педагогическое

- научное

- управленческое

Технологическое направление является ведущим в работе методической службы и представляет собой работу методистов как исследовательско-аналитическую.

Методист должен уметь анализировать работу педагога, мастера, выделять в ней существенные черты и представлять как технологию обучения, т.к. технология предполагает диагностично поставленные цели обучения. Умение методистов осуществлять технологический подход в работе с педагогическими кадрами становится первоочередной задачей методической службы нового типа.

Педагогическое направление в работе методической службы проявляется в умении методиста оказывать влияние на сознание педагогов по осмыслению, необходимости освоения и использования в работе новых педагогических технологий.

Научное направление  в работе методической службы появилось в связи с реформированием системы начального профессионального образования и проявляется в умении методиста организовать работу по созданию авторских программ, пособий, а также адаптации типовых программ к условиям учебного процесса.

 

ПРИМЕРНЫЕ ДОЛЖНОСТНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ МЕТОДИСТА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ

1. Методист профессионального учебного заведения является организатором методической работы и работает под непосред­ственным руководством директора.

Методист профессионального учебного заведения назначается из числа наиболее квалифицированных инженерно-педагогических работников, имеющих высшее образование и стаж работы в учеб­ных заведениях или других организациях системы профессиональ­ного) образования не менее грех лет.

2.  Основной задачей методиста профессионального учебного заведения является организация всех форм методической работы, способствуюших повышению профессиональной квалификации ин­женерно-педагогических работников, развитию педагогического творчества.

3. В соответствии с указанной в п. 2 основной задачей и положением о методической работе в профессиональном учебном заве­дении методист выполняет следующие работы:

3.1.Составляет сводный план методической работы профессио­нального учебного заведения; оказывает помощь председателям методических комиссий в планировании и организации работы ме­тодических комиссий; принимает участие в подготовке и проведе­нии педагогических советов; в организации и деятельности социологической и психологической службы училища; организует инже­нерно-педагогических работников профессионального учебного за­ведения для участия в массовых методических мероприятиях, про­водимых учебно-методическими организациями профессионального образования.

3.2. Организует работу инженерно-педагогического коллектива по повышению качества профессионального обучения в соответ­ствии с требованиями Государственного стандарта профессиональ­ного образования и формирующегося рынка труда.

Организует работу методических комиссий и творческих (кол­лективов по совершенствованию содержания, форм и методов обучения; оказывает помощь в разработке рабочей учебно-про­граммной документации (регионального и местного компонентов) на основании типовой; организует работу по изучению практики применения учебно-программной документации и методической литературы;

3.3. Принимает участие в разработке системы контроля и оцен­ки качества профессионального обучения.

3.4. Организует работу по комплексному методическому обеспечению предметов и профессий; принимает участие в составлении паспортов комплексного методического обеспечения; совместно с библиотекарем профессионального учебного заведения проводит пропаганду новых поступлений научно-технической и педагогиче­ской информации, учебной и методической литературы.

3.5. Организует работу по выявлению, формированию, изуче­нию и распространению передового педагогического опыта, разви­тию педагогического творчества; оказывает помощь инженерно-педагогическим работникам в подготовке уроков с применением новых педагогических технологий, принимает участие в организа­ции и проведении открытых уроков; посещает и анализирует уро­ки теоретического и производственного обучения; участвует в организации и проведении педагогических чтений, смотров-кон­курсов профессионального мастерства, педагогических и научно- практических конференций.

4. Методист профессионального учебного заведения имеет право: быть членом педагогического (методического) совета, пред­седателем методической комиссии в соответствии с базовым обра­зованием; принимать участие в распределении педагогической нагрузки преподавателям и мастерам производственного обуче­ния; принимать участие в работе аттестационной комиссии учили­ща; давал, предложения для поощрения инженерно-педагогичес­ких работников и вносить предложения о несоответствии их за­нимаемой должности; участвовать в распределении премий инже­нерно-педагогическим работникам, быть премированным по итогам работы на общих основаниях с инженерно-педагогическими работниками; в установленном порядке проводить уроки в профес­сиональном учебном заведении; выполнять работу на договорных началах с учебными заведениями, предприятиями, организациями, в том числе негосударственными.

 

Подходы к анализу эффективности методической работы в учреждениях профессионального образования

Определение критериев оценки труда методиста в первую очередь касается его квалификации, которая отражает совокупность профессиональных качеств, определяющих специфику таких видов деятельности, как:

1.   Педагогическая -  оказание практической помощи инженерно-педагогическим работникам в совершенствовании педагогического мастерства, в повышении квалификации, развитии творческой инициативы и самообразования.

2.   Собственно методическая -  критериальный анализ педагогической деятельности инженерно-педагогических работников профессионального образовательного учреждения, оказание помощи в решении затруднений организации и проведения уроков, работа по изучению, обобщению и трансляции передового педагогического опыта.

3.   Управленческая - создание педагогического коллектива инновационного типа; создание информационного банка данных учебной, учебно-методической, методической литературы; разработка и организация  комплекса методического обеспечения учебно-воспитательного процесса, подготовка педагогических чтений, постоянно действующих семинаров, конкурсов профессионального мастерства; участие в оформлении и организации педагогического кабинета; проведение экспериментальной работы.

4.   Научная - создание информационного банка данных по научным исследованиям в области педагогики, психологии, новых технологий в процессе обучения; анализ ситуации профессионального образовательного учреждения организации педагогических экспериментов по апробации новых моделей, идей, концепций; помощь администрации в разработке стратегии развития профессионального образовательного учреждения.

Экспертная -  проведение диагностики (анализ) деятельности инженерно-педагогических работников с целью аттестации: сбор документов, «создание» имиджа педагогического работника, подготовка его к аттестации, создание доброжелательной и доверительной атмосферы, оформление заключения аттестационной комиссии по результатам работы педагога. Основными критериями, определяющими эффективность деятельности методиста, являются уровень организации учебно-воспитательного процесса  и качество подготовки квалифицированных рабочих в учреждениях профессионального образования. Критерии оценки деятельности методиста  профессионального образовательного  учреждения вычленяются из анализа вышеуказанных качеств ,составляющих специфику его деятельности , и могут быть определены как направленность , профессионализм , педагогическое мастерство , организаторские способности и коммуникативность.

Список литературы

1.Бабанский Ю.К. Методическая работа в школе: организация и управление: Рекомендации для руководителей школ. - М., 1988. -184с.

2.Бутузова О.Г., Уварова Н.М. Основные критенрии оценки деятельности методиста профессионального образовательного учреждения . Метод.рекомендации. - М.: ИРПО, 1995г.

3. помощь методическому работнику профессионального образования (справочные материалы) /Составитель О,А.Бутузова. - М.,1997. - 104с.

4.Методическая служба профессионального образования. Типовые положения. М., 1993

5. Методическая служба профессионального образования в новых социально-педагогических условиях (учебно-тематический план, программа и методические материалы для повышения квалификации и самообразования методических работников).  М., 1993

6. Новиков А.М. Профессиональное образование России (перспективы развития). - М., 1997. - 254с.       

7. Олиференко Т.И. Содержание и организация методической работы в профессиональном учебном заведении. М., 1994

8. Организация и содержание работы методиста учебно-методического кабинета местного управления профессионально-технического образования. Метод.рекомендации. - М.,1997. - 26с

9. Федосова Л.П. Методическая служба как фактор повышения качества профессионалтного образования. Оренбург: Изд-во ООИПКРО, 1999. - 23с.

ИПКиППРО ОГПУ

Банк_педагогической_информации