Формирование Модели выпускника с определённым набором профессиональных качеств, удовлетворяющих запросам рынка труда и общества
Опыт работы директора ПЛ№43 г. Ясного
Башкатовой Ольги Николаевны

Представила: методист УМК ПО Л.П.Федосова
Дата: 15.12.02

Сущность: создать необходимые условия для развития личности учащегося и его самореализации в профессиональной деятельности.

Новизна: создание системы по управлению процессом профессионального становления учащегося во время обучения.

Этапы:

1. Разработать «Модель выпускника» с определённым набором профессиональных качеств, удовлетворяющих запросам рынка труда и общества,

2. Создать систему управления процессом профессионального становления учащихся во время обучения.

3. Создать надёжную учебно-материальную базу - типовые оснащённые лаборатории по лицейским специальностям.

4. Обеспечить   реализацию   государственных   стандартов начального профессионального образования.

 

Несмотря на экономическую нестабильность руководством Профессионального лицея № 43 была разработана и внедряется программа развития. Учебное заведение  имеет статус профессионального лицея и ведёт подготовку  по программам как начального профессионального образования так и  по программам  среднего профессионального образования.

Основным главным противоречием, которое привело к необходимости внедрения  программы  развития,   стало  несоответствие  требованиям сегодняшнего дня уровня подготовки специалистов. На рынке труда региона (ведущее предприятие - Акционерное объединение «Оренбургасбест»)

В профессиональном лицее №43 г. Ясного третий год действует экспериментальная программа развития. Разрабатывая и внедряя ее, коллектив лицея исходил из того, что в период непрерывного профессионального образования и экономической реформы, деятельность лицея должна быть направлена прежде всего на личность учащегося и опосредованно на систему. Цель объединяет в себе социальные и профессиональные потребности личности, потребность рынка и общества. Сами по себе ни новое содержание профессионального образования, ни оригинальные технологии организации педагогического процесса не способны повысить качество профессиональной подготовки. И содержание и технология обучения - это только средство для подготовки конкурентно-способного выпускника .А от того кто и как всем этим пользуется зависит конечный результат. Поэтому для подготовки квалифицированных и образованных рабочих необходима «Модель выпускника», где достаточный минимум знаний будет специально отобран, регламентирован и сознательно запрограммирован. Достаточный минимум надо рассматривать не вообще, а в отношении с конкретными уровнями профессиональной деятельности.

    Модель выпускника включает два блока:

·  теоретическое обучение - уровень общего образования, требуемый для получения профессии;

·   производственное обучение - уровень профессиональной деятельности - начальное профессиональное, среднее профессиональное образование.

Модель выпускника ПЛ 43.       

Производственное обучение:

Блок№1

Достаточный минимум знаний по предметам среднего образования

Блок№2

Достаточный минимум знаний по предметам общетехнических дисциплин

Блок№3

Достаточный минимум знаний по специальным предметам

Блок№4

Достаточный минимум умений по физическому воспитанию и культуре

 

Теоретическое обучение:

Блок№5

Достаточный минимум умений и навыков полученных в учебных мастерских

Блок№6

Достаточный минимум умений и навыков, полученных на производстве

Блок №7

Достаточный минимум умений и навыков, полученных на рабочих местах.

Блок№8

Квалификационные экзамены

Достаточный минимум знаний, умений и навыков выявляется с помощью матрицы, составляемой по всем предметам теоретического цикла (на первом этапе эксперимента). Выявляются главные темы по предмету, затем составляются карточки с требованиями, что должен учащийся знать и уметь, т.е. требования к результатам обучения. Для контроля результатов обучения по всем предметам разрабатываются формы проверки знаний и умений в виде: контрольных работ, тестов, карточек безмашинного программирования, и других форм контроля (на практическом этапе моделирования).

Концепцией развития лицея является целевая комплексная программа управления процессом профессиональной подготовки.

Целью её является создание системы по управлению процессом профессионального становления учащихся и системы по укреплению учебно -материальной базы лицея.

Задачи:

1. Разработать и распределить обязательства заинтересованных сторон: ПЛ - 43, Администрации города, комбината «Оренбургасбест», родителей и учащихся в профессиональной подготовке квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена.

2. Обеспечить реализацию государственных стандартов начального профессионального образования.

3. Создать необходимые условия для развития личности учащегося и его самореализации в профессиональной деятельности.

4. Разработать и внедрить примерную «Модель выпускника» по профессиям лицея с определённым набором профессиональных качеств, удовлетворяющих запросам рынка труда и общества.

Если определить цели опытно - экспериментальной программы развития лицея и соотнести их с этапами эксперимента, то это будет выглядеть так:

1.Разработать «Модель выпускника» с определённым набором профессиональных качеств, удовлетворяющих запросам рынка труда и общества.

2.Создать систему управления процессом профессионального становления учащихся во время обучения.

3. Создать надёжную учебно - материальную базу -типовые оснащённые лаборатории по лицейским специальностям.

4. Обеспечить   реализацию   государственных   стандартов начального профессионального образования.

 

Проанализируем ход опытно - экспериментальной работы, проделанной в лицее с момента вступления программы в действие:

I. Создание «Модели выпускника» с помощью матрицы, составленной по всем предметам. На основании выявленных главных тем по предметам преподавателями составлены карточки с требованиями, что должен знать и уметь учащийся по результатам обучения. Ежегодно производится контроль результатов обучения по всем предметам. Качество обучения за последние два года возросло на 12 %.

II. В лицее создана и действует система управления процессом профессиональной подготовки.

 

Механизм этой системы включает в себя:

1. Укрепление учебно - материальной базы через тесную связь с ОАО «Оренбургасбест» и городскую Администрацию

2. Дидактическая оснащённость учебных кабинетов технических, специальных и профессиональных дисциплин через учебные мастерские, изготовление учебно - наглядных моделей учащимися, преподавателями и мастерами за счёт внебюджетных средств.

3. Оснащённость учебных кабинетов техническими средствами обучения за счёт Федерального бюджета.

4. Персональная   ответственность   и   достаточные   функции:

заместителей директора по УПР, ст. мастера, УВР, ООД, АХЧ по обеспечению достаточного минимума знаний, умений, навыков по теоретическому и производственному обучению.

5. Повышение квалификации преподавателя, мастера п/о через работу методических комиссий, ИПК и стажировку на предприятиях города.

6. Повышение ответственности учащихся к обучению профессии через тесную работу с родителями и личную заинтересованность, профессиональную направленность, дифференцированный подход.

III. Создание надёжной учебно - материальной базы в лицее продолжается.

 IV. В 2000 учебном году состоялся первый выпуск групп по лицейским специальностям. Закончили из 70 выпускников 58 - хорошистами.

ИПКиППРО ОГПУ

Банк_педагогической_информации