Разработка предметного модуля образовательной программы курсов базового повышения квалификации работников образования УНПО

Представила: Хаббасова А.К. методист УМК ПО


№ п/п

Наименование разделов, дисциплин и тем

Всего, час.

Лекции

выездные занятия, стажировка, деловые игры и др.

практические занятия лабораторные, семинарские занятия.

Форма контроля

1

Общеобразовательные предметы.

18

9

 

9

 

1.1

Основные положения стандарта НПО.  Единая программа среднего (полного) общего и НПО.

4

2

 

2

 

1.2

Модернизация НПО. Соотношение федерального, регионального и училищного компонентов содержания общеобразовательного цикла.

2

2

     

1.3

Интегрированная образовательная программа среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования, реализуемая в УНПО (в условиях перехода на 12-летнего образования).

2

2

     

1.4

Особенности реализации гуманитарного цикла обучения.

2

   

2

 

1.5

Профильная естественнонаучная подготовка в учреждениях НПО

2

   

2

 

1.6

Проблемы формирования коммуникативной компетентности.

2

1

 

1

 

1.7

Единый государственный экзамен в учреждениях НПО

2

2

     

1.8

Результативность деятельности преподавателей.

2

   

2

 

2

Методика преподавания  общеобразовательных предметов.

18

4

 

12

          2

2.1

Методологические основы общеобразовательных предметов.

2

2

     

2.2

Методические аспекты использования инновационных технологий в преподавании общеобразовательных предметов.

2

   

2

 

2.3

Методика разработки системы контроля и оценки качества результатов по  общеобразовательным предметам.

2

   

2

 

2.4

Передовой педагогический опыт в контексте системного анализа

2

   

2

 

2.5

Паспортизация общеобразовательных предметов.

2

2

     

2.6

Современный урок: структура и анализ.

2

   

2

 

2.7

Консультации

4

   

4

 

2.8

Итоговый контроль

2

     

зачет , аттест.работа, экзамен, собеседование. творч. отчет, реферат, самоанализ, разработка программы

 

Итого

36

9

 

8

2

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

для курсов базового повышения квалификации преподавателей общеобразовательных дисциплин ПУ, ПЛ.

1. Цели и задачи курса

Первый раздел пограммы состоит из восьми тем:

1.Основные положения стандарта НПО. Единая программа среднего(полного) общего образования и НПО.

2.Модернизация регионального НПО. Соотношение федерального, регионального и училищного компонентов содержания общеобразовательного цикла.

3.Интегрированная образовательная программа среднего(полного)общего образования и начального профессионального образования, реализуемая в УНПО(в условиях 12-летнего образования

4.Особенности реализации гуманитарного цикла обучения.

5.Профильная естественнонаучная подготовка в учреждениях НПО.

6.Культура речи.

7.Единый государственный экзамен в учреждениях НПО.

8.Результативность деятельности преподавателей.

 Второй раздел программы состоит из восьми тем:

1.     Методологические основы общеобразовательных предметов

2.     Методические аспекты  использования инновационных технологий в преподавании общеобразовательных предметов.

3.     Методика разработки системы контроля и оценки качества результатов по общеобразовательным предметам.

4.     Передовой педагогический опыт в контексте системного анализа.

5.     Паспортизация общеобразовательных предметов.

6.     Современный урок: структура и анализ.

7.     Консультации.

Программа предоставляет возможность слушателям ознакомиться с современными проблемами развития общеобразовательной составляющей в НПО, позволяет конкретизировать знания (по выбору слушателей) по наиболее трудным темам общеобразовательного цикла обучения. Программа представляет возможность слушателям ознакомиться с актуальными вопросами методики обучения учащихся.

2. Содержание программы


Тема 1.Основные положения стандарта. Единая программа среднего(полного)общего образования и НПО.

 Федеральный и региональный компоненты стандарта профессионального образования.

  Документы стандарта, его функции. Составляющие стандарта ПО. Основные термины и определения стандарта.

Государственные образовательные стандарты общего образования. Структура, требования образовательного минимума и др.

 Структурные и целевые компоненты единой образовательной программы.

   Тема 2. Модернизация регионального НПО. Соотношение федерального, регионального и училищного компонентов содержания общеобразовательного цикла.

Обновление содержания обучения по предметам общеобразовательного цикла. 

Цель, функции регионального компонента, номенклатура и учебно-программная документация. Три направления регионального компонента, их задачи.

   Тема 3. Интегрированная образовательная программа среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования, реализуемая в УНПО (в условиях перехода на 12-летнего образования).

Модернизация структуры и содержания общего образования, связанные с переходом школ на 12-летний срок обучения.

Основные предпосылки сохранения среднего (полного) общего образования в условиях 12-летки в УНПО. Структура программы: блоки, модули. Профессиональная составляющая программы.

   Тема 4. Особенности реализации гуманитарного цикла обучения.

Цель гуманитарного образования, его необходимость. Переход на новую структуру и содержание, его особенности. Объем и характер материала гуманитарного цикла.

  Тема 5. Профильная естественнонаучная подготовка в учреждениях НПО.

Роль и место предметов естественнонаучного цикла, их основные понятия и закономерности. Поэтапная квалификация учащихся УНПО. Профилированный подход к изучению предметов. Профилирование или профессиональная направленность предметов. Принципы, пути и способы реализации профилирования предметов естественнонаучного цикла.

  Тема 6. Проблемы формирования коммуникативной компетентности

Понятие коммуникативной компетентности. Культура речи.

Грамотность и культура речи общества в целом. Языковая ситуация на сегодня. Качество преподавания. Федеральная целевая программа « Русский язык » на 2002-2005 гг.

  Тема 7. Единый государственный экзамен в УНПО.

Цели и задачи единого государственного экзамена. Нормативно-правовая база ЕГЭ. Технология проведения ЕГЭ (КИМы). Трудности и перспективы ЕГЭ в учреждениях начального профессионального образования.

  Тема 8. Результативность деятельности преподавателей.

Понятие результата педагогической деятельности. Результативность труда учащегося.

Наличие учебно-личностных достижений учащихся как  главный показатель  результативности педагогической деятельности.

Создание системы контроля за качеством полного (среднего) общего образования учащихся ПУ, ПЛ.

      

Раздел 2. Методика преподавания общеобразовательных предметов для курсов базового повышения квалификации преподавателей общеобразовательных дисциплин ПУ, ПЛ.

Тема 1: «Методологические основы общеобразовательных предметов»

Философские основы преподаваемого предмета (по циклам).

Основные способы познания действительности в ходе изучения учебных дисциплин. Роль гносеологии в разработке логики и структуры содержания образования.

Тема 2: «Методические аспекты  использования инновационных технологий в преподавании общеобразовательных предметов.»

Инновационные технологии обучения, обеспечивающие управление качеством общего и профессионального образования.

Критерии эффективности педагогических технологий.

Инновационные подходы к организации обучения. Инновационная деятельность в педагогических коллективах ПУ, ПЛ.

Тема 3: «Методика разработки системы контроля и оценки качества результатов по общеобразовательным предметам».

Педагогический контроль. Объем, диапазон и качество знаний и умений. Основные этапы и формы  контроля. Уровневое усвоение знаний. Тестирование.

Создание системы контроля и оценки качества результатов по  общеобразовательным предметам.

Тема 4: «Передовой педагогический опыт в контексте системного анализа»

Понятие педагогического опыта. Передовой педагогический опыт.

Виды интеллектуальной продукции, создаваемой педагогом.

Системный анализ и оценка интеллектуальной продукции педагога: методических рекомендаций, педагогических статей, рефератов, образовательных программ и учебников.

Понятие об информационном педагогическом модуле (ИПМ). Структура ИПМ, правила его составления.

Тема 5: «Паспортизация общеобразовательных предметов»

Паспорт комплексно-методического обеспечения. Составляющие паспорта. Учебно-методический кабинет и его роль в паспортизации предметов. Банк данных по КМО госстандартов НПО.

Тема 6: «Современный урок: структура и анализ»

Современный урок как инструмент воспитания и развития конкурентноспособной личности. Урок в целостном учебно-воспитательном процессе.

Цели изучения плана проведения занятия. Общие требования к поурочному плану педагога.

Основные виды анализа урока. Системный анализ урока. Выявление актуального уровня профессионализма учителя на уроке.

Измерение достижений учащихся в ходе урока.


3. Методические рекомендации по изучению курса.

 Для реализации учебной программы будут применены лекционные и практические формы работы.

Методы: словесные и наглядные.

Использованы методические пособия:

- Проблема реформирования начального профессионального образования. - Оренбург: ИУУ, 1996.

- Региональный компонент в профессиональном образовании. - Оренбург: ИУУ, 1995.

  Контрольные задания.

Слушатели курсов, аттестующиеся на 2 и 1 категорию, выполняют задания по комплектам диагностических и обучающих методик, разработанных сотрудниками ООИПКРО. Количество выполняемых заданий определяется по установленным в ООИПКРО нормативам.

Содержание экспертно-диагностического блока дает возможность выявить уровень профессиональной компетентности слушателей, оценить на сколько усвоена программа курсов, ориентировать слушателей на самостоятельную образовательную деятельность.

Слушатели курсов базового повышения аттестации сдают зачеты по дисциплинам, предусмотренным учебным планом и моделью курсов базового повышения квалификации.

Вопросы и задания для зачета для слушателей курсов базового повышения квалификации к аттестации:

1.     Понятия  единой образовательной программы и госстандарта НПО.

2.     Какие предъявляются требования к образовательным стандартам?

3.     Какие функции выполняют образовательные стандарты?

4.     Какие части предполагает стандарт НПО?

5.     Федеральный компонент госстандарта НПО

6.     В чем суть модернизации содержания обучения предметам гуманитарного цикла?

7.     В чем суть модернизации содержания обучения предметам естественнонаучного цикла?

8.     Назовите основные принципы Единого государственного экзамена.

ИПКиППРО ОГПУ

Банк_педагогической_информации