Подготовила: Шарикова Н.И., зав. УМК истории и обществознания          Дата: 9.12.2001 г.
ИСТОРИЧЕСКОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ
КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ И ПАТРИОТИЗМА

Реформирование современного российского общества, модернизация государственной власти, новые геополитические реальности настоятельно требуют формирования социально зрелого поколения россиян.

В настоящее время в России происходит процесс формирования новой системы образования молодежи,  переориентация на социализацию личности, формирование активной гражданской позиции, патриотического сознания. Патриотизм и гражданственность выступают как составные части социального и духовного развития человека. «Как нет человека без самолюбия- так нет человека без любви к Отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями» /К.Д.Ушинский/. Воспитание этих черт и качеств личности  осуществляется в процессе организации разнообразной познавательной и практической деятельности учащихся в единстве учебно-воспитательного процесса. Именно сегодня возрастает необходимость нравственной направленности всего процесса обучения в школе, так как возникло противоречие между уровнем образованности подрастающего поколения и качеством его гражданской и нравственной воспитанности, уровнем социальной культуры.

Наиболее эффективным средством формирования патриотического сознания и интенсивного включения юных российских граждан в общественную жизнь является краеведческая работа. Историческое краеведение является тем элементом исторического образования на сегодняшнем этапе, который обогащает учащихся знаниями родного края, воспитывает любовь к нему и способствует формированию гражданственных понятий и навыков. Оно раскрывает учащимся связи родного города, села с великой Родиной, помогает уяснить неразрывное единство истории, почувствовать причастность к ней каждой семьи и признать своим долгом, честью стать достойным наследником лучших традиций родного края. В основе краеведческой работы лежат поиск, дерзание, глубокий интерес к прошлому.

Каждый старый, пожелтевший архивный листок, воспоминания ветеранов, записанные на встрече с ними, каждая чудом уцелевшая фотография помогают бороться с равнодушием к родной истории. Память о прошлом - источник чувства гражданственности

Героический период в жизни страны, народа, живая связь поколений позволяют ребятам по-новому взглянуть на историю родины, прикоснуться к истокам ее национальной гордости, помогают формировать у них собственную гражданскую позицию. Ознакомление с фактами из истории края, города, села, сопричастность к ним помогают школьникам лучше усвоить общие закономерности развития нашей страны, сделать их более понятными, близкими, органически связать изучаемый материал с прошлым и настоящим своего района, тем самым способствуя формированию глубоких идей и превращению их в убеждения.

Непосредственное отношение к формированию мировоззрения имеют ученические исследования. Они прививают культуру умственного труда, готовят учащихся к дальнейшей самостоятельной исследовательской деятельности, повышают сознательность и прочность усвоения краеведческих и исторических знаний. Учащиеся знакомятся с методами исторической науки, учатся логике доказательств, занимаются архивной, музейной, библиотечной работой.

Учителя истории области ясно отдают себе отчет в значении  краеведения  для воспитания школьников и проводят большую и интересную работу по приобщению учащихся к изучению истории родного края.

Во многих школах области ведется  предмет «Краеведение», но возникает немало трудностей так как нет программ, методического обеспечения, поэтому учителя истории приступили сами к написанию программ. Так историки г.Оренбурга работают по программе созданной учителем школы №26 Баклановой О.Н « История Оренбуржья» для учащихся 8-х - 9-х классов. Эта программа учитывает требования государственного стандарта исторического образования в создании  «идеального образа» выпускника средней школы, способствует осуществлению главной цели учебно-воспитательного процесса - развитию личности с необходимыми гражданскими качествами.  Работают по своим программам и другие учителя: Т.Л.Петина, учитель истории школы №31 г.Оренбурга «История Оренбургского края до 19 века», Шайдуллина Х.Г, учитель Терис-Усмановской ср.школы Абдулинского района «История родного края», Шкуридина А.А,учитель Нежинской ср.школы Оренбургского р-она «История нашего села», учитель из г.Бугуруслана Машурина М.А и др. Работают учителя и над созданием дидактического материала. Учителем истории школы №2 с. Илек Верушкиным Ю.В подготовлена и успешно используется коллегами «Рабочая тетрадь школьника по краеведению». Учитель истории ср.школы №7 г.Бузулука Федоренко Г.В создал «Рабочаю тетрадь по истории Оренбургского края».

Успешно ведется внеклассная работа по краеведению. Много лет действует археологический кружок учащихся Студеновской средней школы Илекского р-она под руководством учителя истории Б.И.Никитина. Ребята выезжают на раскопки курганов, соприкасаются с далеким прошлым, по результатам работы пишут рефераты, оформляют школьный музей, в котором проводятся уроки по истории края. 14 лет работает историко-краеведческий кружок на базе ср.школы №49 г.Оренбурга под руководством учителя Селивановской В.Я

Работа построена  на авторских программах и успешно реализуется в практической деятельности. Ребята совершают краеведческие экспедиции и по области, в ходе которых развивают исследовательские навыки, учатся изучать местные традиции, вести поисковые дневники.

Под руководством своих учителей школьники учатся быть гражданами России.