НОРМАТИВНЫЕ И ИНСТРУКТИВНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
по подготовке и проведению ЕГЭ в 2003 г.

Представила: Шарикова Н.И., зав. УМК обществознания
Дата: 13.02.02

В 2003 г в школах области будет проводится единый государственный экзамен по истории. В связи с этим учителям истории, осуществляющим подготовку учащихся к  ЕГЭ и участвующим в его проведении необходимо ознакомится со следующими инструктивными материалами:

1. Инструкция по проведению единого гос. экзамена в 2002г.:

n   Инструкция по подготовке и участии выпускников общеобразовательных учреждений в едином экзамене в 2002г.

n   Инструкция по заполнению бланков ответов ЕГЭ.

n   Инструктивные материалы по проведениюЕГЭ.

( Интернет, сайт ЕГЭ).

 

2. Подготовку к ЕГЭ учителю истории необходимо с изучения следующих нормативно-правовых и методических материалов:

n    Приказ МОРФ «Об утверждении положения о проведении единого государственного экзамена»

n    Положение о проведении единого государственного экзамена

n    Постановление администрации Оренбургской области «О создании Совета при администрации области по организации подготовки и проведения эксперимента по введению единого государственного экзамена»

n    Положение о Совете

n    Состав Совета

n    Решение Совета по организации подготовки и проведения в области эксперимента по введению ЕГЭ

n    Положение о проведении единого государственного  экзамена в Оренбургской области в 2002г.

n    Калина И.И. Причины, принципы и последствия единого государственного экзамена

n    Мишукова Е.В «Единый государственный экзамен. Идея, сущность, принципы».

С данными нормативными документами учитель может ознакомиться в брошюре «Единый государственный экзамен: реальность и перспективы».

3. СПЕЦИФИКАЦИЯ экзаменационной работы по истории России для выпускников 11 класса средней (полной) общеобразовательной школы ЕГЭ, 2003 г.

1. Назначение  работы –
дифференцировать выпускников средней школы по уровню подготовки по истории с целью итоговой аттестации и отбора для поступления в вузы.

2. Документы, определяющие содержание экзаменационной работы.

Содержание экзаменационной работы определяется на основе следующих документов:

1) Обязательный минимум содержания основного  общего образования по истории (Приказ МО РФ №  1236 от  19.05.1998 г.)

2) Обязательный минимум содержания среднего (полного) общего образования по истории (Приказ МО  РФ № 56  от  30.06. 1999 г.).

Работа охватывает содержание курса истории России с древности до современности.


3. Структура экзаменационной работы.

Общее число заданий в работе - 57.

Работа состоит из 3 частей.

Часть 1 (А) содержит 40 заданий с выбором ответа (один верный ответ из 4 предложенных). С их помощью проверяются в основном базовые знания дат, фактов, понятий и терминов, характерных признаков исторических явлений, причин и следствий событий. Вместе с тем в данной группе есть задания повышенного уровня сложности, включающие фрагменты исторических документов. Вес каждого задания этой группы – 1 балл.

Часть 2 (В) состоит из 10 заданий с открытым кратким ответом (слово, дата, сочетание цифр). Это задания повышенного уровня сложности. Они позволяют проверить, в дополнение к вышеуказанным элементам подготовки выпускников, умения извлекать информацию из источника, классифицировать и систематизировать факты. Вес заданий этой группы – 1 балл.

Часть 3 (С) содержит 7 заданий с открытым развернутым ответом. Они позволяют выявить и оценить высокий уровень подготовки учащихся. В этой части используются задания, предполагающие разные виды деятельности:

С1-С3 – комплекс из 3-х заданий для анализа исторического документа  (открытые развернутые ответы в виде 1-2 предложений); вес каждого задания – 2 балла;

С4-С7 – задания, позволяющие раскрыть как знание истории, так и умения работать с историческим материалом, владение процедурами исторического познания. Задание С4 предполагает систематизацию материала, представление общей характеристики; С5 – сравнение; С6 – анализ исторической ситуации; С7 – анализ исторических версий и оценок. Вес каждого задания – 4 балл

Таблица 1   
Распределение заданий экзаменационной работы по частям работы

Части работы

Число заданий

Максимальный первичный балл

% максимального первичного балла за задания данной части от максим. первичного балла за всю работу (=72)

Тип заданий

Часть 1 (А)

   40

   40

      55,6

С выбором ответа

Часть 2 (В)

   10

   10

      13,9

С кратким ответом

Часть 3 (С)

    7

   22

       30,5

С  развернутым ответом

Итого

   57

   72

      100, 0

 


4. Распределение заданий экзаменационной работы по содержанию и видам деятельности.

Распределение заданий по содержанию

Содержание  материала по истории России представлено в работе по разделам, определенным с учетом общей периодизации и хронологических рамок отдельных школьных курсов. Это разделы: 1) VIII – начало XVII в.; 2) XVII – XVIII вв.; 3) XIX  в.; 4) 1900 – 1916; 5) 1917 – 1945 гг.; 6) 1945 – 1991 гг.; 7) 1991 – 2002 гг. Более дробное, по сравнению с предшествующими эпохами, деление истории ХХ в. принято ввиду смены государственной системы (Российская империя, советское государство, Российская Федерация), а также объема соответствующего учебного курса.

Принципы отбора и расположения заданий в работе.

Отражение разных аспектов истории – экономики, социальных отношений, внутренней и внешней политики, истории материальной и духовной культуры. Это правило распространяется на каждый раздел в целом. Вместе с тем, не представляется возможным закрепить каждое задание за одним аспектом или позицией кодификатора. Например, по периоду 1900 – 1916 гг. предусматривается одно задание на проверку знания фактов (А21). Если жестко установить, что во всех вариантах экзаменационной работы это будет факт, относящийся к внутренней политике или, например, к русско-японской войне, то за пределами проверки окажется весь остальной массив фактов по данному периоду, насыщенному многими значительными событиями.

Нарастание числа заданий от ранних эпох к современности. Около половины заданий относится к истории ХХ в. Это объясняется необходимостью учитывать объем отдельных курсов (определяемый базовым учебным планом), а также особенности учебной ситуации. Так, материал по истории Древней Руси изучается в основной школе за 5-6 лет, а в старшей школе – за 2 года до выпускного экзамена, и времени на предэкзаменационное повторение практически не выделяется.

Расположение заданий в каждой части работы в хронологической последовательности (по названным выше периодам).

Задания части 3  (с открытым развернутым ответом) ввиду их относительно небольшого количества – комплект из 3 заданий к одному документу и 4 задания на разные виды деятельности, не закреплены за конкретными разделами. Вместе в тем, в каждом варианте устанавливается такое сочетание, чтобы в совокупности  задания этой части охватывали основные содержательные разделы курсов истории России.

Распределение и вес заданий по основным разделам курса истории России представлены в таблице 2.

Таблица 2
Распределение заданий по основным разделам курса истории России

Разделы курса

истории России

Число заданий

Максимальный первичный балл

% максимального первичного балла за задания к разделу от максим. первичного балла за всю работу (=72)

1. VIII – нач. XVII в.

    6

    6

    8,3

2. XVII – XVIII вв.

    8

    8

   11,1

3. XIX в.

   11

   11

   15,3

4. 1900 – 1916 гг.

    3

    3

     4,2

5. 1917 – 1945 гг.

   11

   11

   15,3

6. 1945 – 1991 гг.

    9

    9

   12,5

7. 1991 – 2001 гг.

    2

    2

    2,8

Задания  части 3 (С),

не закрепленные за определенным разделом*

    7

   22

   30,5

Итого

   57

   72  

  100

* В разных вариантах задания части 3 (С) относятся к разным разделам курса, но так, чтобы по этой группе заданий в целом были представлены и ранние периоды, и новейшая история России. Рамочное соотношение – половина заданий части 3 относится к разделам VIII – XIX вв., половина – к  ХХ в.

Распределение заданий по видам проверяемой деятельности

В экзаменационной работе проверяются элементы подготовки учащихся по истории, предполагающие владение следующими знаниями и видами деятельности:

1.     Знание дат, периодов наиболее значительных событий  и процессов.

2.     Знание фактов (места, обстоятельств, участников, результатов  событий).

3.     Работа с источниками:

3.1.           поиск информации в источнике;

3.2.           суждение о принадлежности, значении источника;

3.3.           характеристика позиций автора источника.

4.     Описание исторических явлений, событий.

5.     Анализ, объяснение:

5.1.           установление последовательности исторических событий;

5.2.           соотнесение единичных фактов и общих явлений;

5.3.           указание характерных, существенных признаков событий и явлений;

5.4.           группировка (систематизация) фактов по указанному признаку;

5.5.           знание исторических понятий, терминов;

5.6.           сравнение исторических событий и явлений;

5.7.           объяснение причин и следствий событий. 

6.     Изложение и объяснение оценок исторических событий и личностей.

Необходимо учитывать, что количество заданий по отдельным разделам курса варьируется от 2 до 11. Это в любом случае меньше общего перечня требований. Поэтому  для отдельных разделов с учетом особенностей содержания исторического материала выбраны приоритетные знания и виды деятельности. Например, по периоду 1900 – 1916 гг. проверяется, главным образом, знание фактов и характерных признаков событий и явлений. Распределение заданий по видам проверяемой деятельности представлено  в таблице 3.

Таблица 3
Распределение заданий по видам проверяемой деятельности*.

Виды деятельности

(см. подробный перечень)

 Число

 заданий

Максимальный первичный балл

% максим. первичного балла за задания данного вида деятельности от максим. первичного балла за всю работу (=72)

1. Знание дат

    5

    5

 6,9

2. Знание фактов

    9

    9

12,5

3. Работа с источниками, в том числе

3.1. – поиск информации

   13

   13

18,1

3.1-3.3 – анализ источника   

    3

    6

 8,3

4. Описание событий (в виде обобщенной характеристики)

    1

    4

 5,6

5.1. Установление последовательности событий

    1

    1

 1,4

5.2.-5.3. Соотнесение единичных фактов и общих явлений; указание характерных признаков событий и явлений

    6

    6

 8,3

5.4. Группировка (систематизация) фактов

    6

    6

 8,3

5.5. Знание понятий, терминов

    5

    5

 6,9

5.6. Сравнение событий, явлений

    1

    4

 5,6

5.7. Объяснение причин и следствий

    6

    9

12,5

6. Изложение и анализ оценок, версий историков

    1

    4

 5,6

Итого

   57

   72

100

Задания части 3 (С1-С7) носят комплексный характер. Например, для выполнения задания С4 нужно проявить умения описания событий и систематизации фактов, С6 – умения выявить причины и следствия событий, сопоставить позиции их участников и т. д. Все эти задания требуют также знания фактов. В данной таблице задания части С представлены по ведущему виду деятельности.

По дидактическим функциям задания делятся на следующие группы:

- задания на воспроизведение исторической информации (пункты 1, 2, 5.3, 5.5, 5.7 в перечне элементов подготовки);

- задания на применение знаний в знакомой ситуации – предлагаемом историческом контексте, поиск информации на основе имеющихся знаний (пункты 2, 3.1, 5.1, 5.4 в перечне элементов подготовки);

- задание на применение знаний в новой ситуации – при анализе источников, решении проблемных задач (комплекс элементов подготовки).

Соотношение числа заданий по дидактическим функциям представлено в таблице 4.

Таблица 4.
Соотношение заданий по дидактическим функциям

Тип заданий по дидактической функции

Число заданий в работе

Максимальный первичный балл

% максим. первичного балла за задания данного вида деятельности от максим. первичного балла за всю работу (=72)

На воспроизведение знаний

30

30

42

На применение знаний в знакомой ситуации

15

15

21

На применение знаний в новой ситуации

12

27

37


5. Распределение заданий экзаменационной работы по уровню сложности

В экзаменационную работу включены задания базового, повышенного и высокого уровней сложности. Они располагаются по принципу нарастания от простых – в части 1(А) к наиболее сложным – в части 3 (С).

Часть 1 (А) содержит задания двух уровней: 30 заданий базового уровня и 10 – повышенного уровня. Последующие части работы однородны по составу заданий: в части 2  (В) все задания – повышенного уровня, в части 3 (С)  все задания – высокого уровня сложности.

Распределение заданий по уровню сложности представлено в таблице 5.

Таблица № 5.
Распределение заданий по уровню сложности

Уровень сложности заданий

Число заданий

Максимальный

первичный балл

% максимального балла за задания данного уровня сложности от максим. первичного балла за всю работу (=72)

Базовый

30

30

41,7

Повышенный

20

20

27,8

Высокий

 7

22

30,5

Итого

57

72

100


6. Время выполнения работы.

На выполнение экзаменационной работы по истории отводится 180 минут.


7. План экзаменационной работы.

Предусматривается один план экзаменационной работы.

План экзаменационной работы 2003 г. дается в Приложении


8. Система оценивания отдельных заданий и работы в целом.

Вес каждого задания части 1 (А)  - 1 балл

Вес каждого задания части 2 (В)  - 1 балл

Вес заданий части 3 (С):

каждое из заданий С1-С3             - 2 балла

каждое из заданий С4-С7             - 4 балла

Максимальный первичный балл за всю работу - 72.

9. Дополнительные материалы и оборудование. Не используются.


10. Условия проведения и проверки результатов экзамена (требования к специалистам).

Использование единой инструкции по проведению экзамена позволяет обеспечить соблюдение единых условий без привлечения лиц со специальным образованием по истории.

На этапе проверки экзаменационных работ для проверки и оценки выполнения заданий с открытыми развернутыми ответами необходимо привлекать специалистов по истории.


11. Рекомендации по подготовке к экзамену.

К экзамену можно готовиться по учебникам истории, имеющим гриф Министерства образования РФ.

Подготовку уч-ся по содержанию исторического материала, вынесенного на экзамен, учитель ведет традиционно. Целесообразно организовать повторение по сущностным вопросам содержания. Повторение следует осуществлять по темам, разделам курса истории Отечества. Учителю в начале работы самому необходимо показать образец ответа. За повторением необходимо осуществлять контроль, проводить небольшие самостоятельные работы по разделам курса в условиях приближенных к экзаменам. Это поможет не только осуществить повторение материала, но и организовать психологическую подготовку учащихся к экзамену. В этом учителю могут помочь следующие материалы:

n    «История. Варианы и ответы централизованного тестирования. /Пособие для подготовки к тестированию/. М.,ЦТ.МОРФ, 2001г.

n    «Экзаменационные вопросы и ответы. 9-11 классы». М., АСТпресс,2000г.

n    «Диагностические контрольные работы». Н-М С-Петербург,2000г.

n    «Нетрадиционные формы занятия». Новокузнецк..1999г.

n    «Процесс учения: контроль, диагностика, коррекция, оценка». М., Психолого-социальный институт, 2000г.

n    Учебно-тренировочные материалы для подготовкки к ЕГЭ. История. М., Интеллект-Центр, 2002г.

n    Единый государственный экзамен. Контрольно-измерительные материалы. История. М., Просвещение, 2002г.

 

ПРИМЕР. Диагностическая работа по истории.Базовый уровень.

1.   Соотнесите фамилию военного деятеля и факты его биографии:

   1) А.М. Василевский

2)   Н.Ф.Ватутин

3)   А.И Еременко

4)   Г.К.Жуков

5)   И.С Конев

а) командующий в ходе Берлинской операции 1 Украинским фронтом

б) первый зам. Верховного главнокомандующего

в) командующий 1 Украинского , погиб в 1944г.

г) возглавлял командование советских войск на Дальнем Востоке

д) командующий Сталинградским фронтом в ходе операции «Уран»

2.   Соотнесите события и даты. Определите период, в который произошли перечисленные события.

1)   Берлинская битва                      а) 1939-1941гг.

2)   Курская битва                            б) 1941-1943гг.

3)   присоединение Бессарабии       в) 1944-1945гг.

4)   советско-финская война

5)   освобождение Белоруссии

3.   «Магнитогорск победил Рур» - какой смысл вкладывается в это выражение? Свой ответ аргументируйте конкретными фактами.

4.   Определите особенности начального периода Великой Отечественной войны (22 июня 1941г.-15 июля 1941г.). В чем состоят причины неудач Красной Армии в начальный период воины?

5.   Каковы основные итоги Великой Отечественной и Второй мировой войны? Объясните, какое значение они имеют для понимания актуальных проблем современности. В чем состоит всемирно-историческое значение победы Советского Союза в Великой Отечественной войне?

 

ПРИМЕР. Диагностическая контрольная работа по истории. Повышенный уровень.

1.   План контрнаступления советских войск под Сталинградом имел кодовое наименование:

1)   «Тайфун»

2)   «Цитадель»

3)   «Уран»

2.   Приведите в соответствие события и даты

1) 10.07.41-10.09.41             а) оборонительный этап битвы за Москву

2) 30.10.41-04.07.42             б) наступательный этап битвы за Москву

3)   30.09.41-05.12.41             в) Смоленское сражение

4)   05.08.41-16.10.41             г) оборона Одессы

5)   05.12.41-08.01.42             д) оборона Севастополя

3.   Какие меры предприняло Советское правительство для подготовки воины с Германией?

4.   Историческое значение 22 съезда КПСС.

5.   Образ эпохи 50-60 годов глазами современников и историков.

 

 Особое внимание учитель должен уделить подготовке уч- ся к работе с КИМами.

Работая с любыми материалами учитель должен помнить, что его главной задачей на данном этапе является не столько контроль за знаниями уч-ся сколько отработка алгаритма выполнения уч-ся кимов. Учащимся необходимо дать инструкцию по работе с различными частями экзаменационной работы, которая может быть следующей: « Внимательно прочитайте каждое задание и предлагаемые варианты ответа (часть А). Отвечайте только после того, как поняли вопрос и проанализировали все варианты ответа. Задания выполняйте в том порядке, в котором они даны. Если какое-то задание вызывает затруднение, пропустите его. К нему можно вернуться, если останется время.

Проводя инструкцию уч-ся по работе части А, можно организовать выполнение тестов на время (1-2 мин. на тест. БУ).

Подготавливая уч-ся к работе со второй частью (В), необходимо, чтобы они усвоили: задания В1-В10 требуют ответа в веде одного-двух слов или сочетания цифр, которые записываются в специальных строчках в бланке ответов. В заданиях В1,В4,В7,В9 нужно установить соответствие между названиями и именами. Ответ следует записывать в виде последовательности: буква и соответствующая ей цифра. Все задания В2, требующего расположить исторические события в хронологическом порядке, в бланк ответов записываетсч последовательность номеров, которыми обозначены события.

                            Самое главное внимание и основная работа должна осуществляття по 3 части КИМов. Учителю необходимо сформировать алгоритм работы по блоку С (С1-С5, С6-С7).

Задания С1-С5 относытся к историческому документу. Прочтите документ и ответьте на вопросы. Запишите краткие ответы на каждый вопрос (1-2 предложения) на специальном бланке для записи ответов в свободной форме, обязательно указывая номер вопроса по которому дается ответ.

Задания С6и С7 предусматривают развернутые ответы, которые нужно написать в свободной форме на специальном бланке.

ПРИМЕР. Задание С7. Каковы условия ,основные черты и итоги развития СССР в 70-е годы?

                   Ответ. 1.Условия развития:  период реакции после хрущевской «оттепели», полное сосредоточение власти в руках партийно-государственного аппарата.

2.   Основные черты развития промышленности: приоритетами  развития являлись топливно-энергитический и военно-промышленный комплексы, создание крупных территориальных комплексов, строительство БАМа., вывоз топливно-сырьевых материалов (главным образом нефти), соединение науки и техники путем создания научно-производственных объединений, игнорирование выдвигаемых трудовыми коллективами починов (бригадный подряд), развитие «теневой экономики».

3.   Итоги развития: сохранение экстенсивного характера развития промышленности, сведение на «нет» итоги реформ 60-х годов, отставание в научно-техническом развитии от Запада, начало глубокого кризиса.

 

 ПРИМЕРНЫЕ ЗАДАНИЯ для подготовки учащихся к работе по блоку С.

1.   Расскажите о состоянии науки и культуры в СССР в 1920-1930-е гг

2.   Объясните термин «шоковая терапия» в зкономике, кто и когда ее проводил в России?

3.   Объяснте причины и результаты участия СССР в войне против Японии в 1945г?

4.   Охарактеризуйте наиболее существенные положения Конституции РФ 1993г., касающиеся политической системы Росии.

5.   Охарактеризуйте политику советской власти в 1920-егг. В отношении рабочих, крестьян, интеллигенции.

6.   Объясните, в чем состояли  причины распада СССР.

 

Задания из блока С можно давать уч-ся для домашней работы с последующим разбором вариантов ответов на уроке, обсуждая, выбирая наиболее удачные.

Организуя работу с КИМами учитель должен помнить, что в течении 1-2-х месяцев он работает с уч-ся только в режиме объяснения, а не в режиме контроля!.

Рекомендуем учителю ознакомится с опытом  проведения ЕГЭ в 2001-2002г.

Думаем, что опыт как удачный, так и негативный поможет Вам выбрать правильное направление в работе и избежать ошибок.

 ПРИЛОЖЕНИЕ

                             План экзаменационной работы по истории
для выпускников средней (полной) общеобразовательной школы 2003 г.

Порядковый № задания

Обозначение задания в работе [1]

Проверяемые элементы содержания (разделы курса) и виды деятельности (шифр по перечню и краткое название)

Шифр по кодификатору

Уровень сложности задания [2]

Тип задания [3]

Макс. балл за выполнение задания

Прим. время выполнения (мин.)

1

А1

VIII – н. XVII в.  1. Знание дат

1.1-1.4

Б

ВО

1

1-1

2

А2

VIII – н. XVII в.  2. Знание фактов

1.1-1.4

Б

ВО

1

1-2

3

А3

VIII – н. XVII в.  5.5. Знание понятий

1.1-1.4

Б

ВО

1

1-2

4

А4

VIII – н. XVII в.  5.7. Объяснение причин и следствий

1.1-1.4

Б

ВО

1

1-2

5

А5

VIII – н. XVII в. 3.1. Поиск информации в источнике

1.1-1.4

П

ВО

1

2

6

А6

XVII – XVIII вв.  1. Знание дат

2.1-2.3

Б

ВО

1

1-2

7

А7

XVII – XVIII вв.  2. Знание фактов

2.1-2.3

Б

ВО

1

1-2

8

А8

XVII – XVIII вв.  5.5. Знание понятий

2.1-2.3

Б

ВО

1

1-2

9

А9

XVII – XVIII вв.  5.2, 5.3. Соотнесение единичных фактов и общих явлений; указание характерных признаков событий и явлений

2.1-2.3

Б

ВО

1

1-2

10

А10

XVII – XVIII вв.  5.7. Объяснение причин и следствий

2.1-2.3

Б

ВО

1

1-2

11

А11

XVII – XVIII   3.1. Поиск информации в источнике

2.1-2.3

П

ВО

1

2

12

А12

XIX в.   1. Знание дат

3.1-3.2

Б

ВО

1

1-2

13

А13

XIX в.   2. Знание фактов

3.1-3.2

Б

ВО

1

1-2

14

А14

XIX в.   2. Знание фактов

3.1-3.2

Б

ВО

1

1-2

15

А15

XIX в.  5.5. Знание понятий

3.1-3.2

Б

ВО

1

1-2

16

А16

XIX в. 5.2, 5.3. Соотнесение единичных фактов и общих явлений; указание характерных признаков событий и явлений

3.1-3.2

Б

ВО

1

1-2

17

А17

XIX в.  5.7. Объяснение причин и следствий

3.1-3.2

Б

ВО

1

1-2

18

А18

XIX в.  3.1. Поиск информации в источнике

3.1-3.2

П

ВО

1

2

19

А19

XIX в. 3.1. Поиск информации в источнике

3.1-3.2

П

ВО

1

2

20

А20

XIX в.  5.4. Группировка фактов

3.1-3.2

П

ВО

1

2

21

А21

1900 – 1916 гг.   2. Знание фактов

4.1

Б

ВО

1

1-2

22

А22

1900 – 1916 гг.   5.2, 5.3. Соотнесение единичных фактов и общих явлений; указание характерных признаков событий и явлений

4.1

Б

ВО

1

1-2

23

А23

1917 – 1945 гг.   1. Знание дат

4.2-4.3

Б

ВО

1

1-2

24

А24

1917 – 1945 гг.    2. Знание фактов

4.2-4.3

Б

ВО

1

1-2

25

А25

1917 – 1945 гг.     5.5. Знание понятий

4.2-4.3

Б

ВО

1

1-2

26

А26

1917 – 1945 гг.  5.2, 5.3. Соотнесение единичных фактов и общих явлений; указание характерных признаков событий и явлений

4.2-4.3

Б

ВО

1

1-2

27

А27

1917 – 1945 гг.     2. Знание фактов

4.4.

Б

ВО

1

1-2

28

А28

1917 – 1945 гг.     5.7. Объяснение причин и следствий

4.4

Б

ВО

1

1-2

29

А29

1917 – 1945 гг.  3.1. Поиск информации в источнике

4.2-4.4

П

ВО

1

2

30

А30

1917 – 1945 гг.  3.1. Поиск информации в источнике

4.2-4.4

П

ВО

1

2

31

А31

1917 – 1945 гг.  3.1. Поиск информации в источнике

4.2-4.4

П

ВО

1

2

32

А32

1945 – 1991 гг.   1. Знание дат

4.5

Б

ВО

1

1-2

33

А33

1945 – 1991 гг.  2. Знание фактов

4.5

Б

ВО

1

1-2

34

А34

1945 – 1991 гг.  5.2, 5.3. Соотнесение единичных фактов и общих явлений; указание характерных признаков событий и явлений

4.5

Б

ВО

1

1-2

35

А35

1945 – 1991 гг.  5.5. Знание понятий

4.5

Б

ВО

1

1-2

36

А36

1945 – 1991 гг.  5.7. Объяснение причин и следствий

4.5

Б

ВО

1

1-2

37

А37

1945 – 1991 гг. 5.4. Группировка фактов

4.5

П

ВО

1

2

38

А38

1945 – 1991 гг.  3.1. Поиск информации в источнике

4.5

П

ВО

1

2

39

А39

1991 – 2002 гг.   2. Знание фактов

4.6

Б

ВО

1

1-2

40

А40

1991 – 2002 гг.  5.2, 5.3. Соотнесение единичных фактов и общих явлений; указание характерных признаков событий и явлений

4.6

Б

ВО

1

1-2

41

В1

VIII –  н. XVII в. 5.4. Группировка фактов

1.1-1.4

П

КО

1

2-3

42

В2

XVII – XVIII вв.  5.1. Установление последовательности событий

2.1-2.3

П

КО

1

2-3

43

В3

XVII – XVIII вв.  3.1. Поиск информации в источнике

2.1-2.3

П

КО

1

2-3

44

В4

XIX в.  5.4. Группировка фактов

3.1-3.2

П

КО

1

2-3

45

В5

XIX в.  3.1. Поиск информации в источнике

3.1-3.2

П

КО

1

2-3

46

В6

1900 – 1916 гг. 3.1. Поиск информации в источнике

4.1

П

КО

1

2-3

47

В7

1917 – 1945 гг. 5.4. Группировка фактов

4.2-4.4

П

КО

1

2-3

48

В8

1917 – 1945 гг.  3.1. Поиск информации в источнике

4.2-4.4

П

КО

1

2-3

49

В9

1945 – 1991 гг.  5.4. Группировка фактов

4.5

П

КО

1

2-3

50

В10

1945 – 1991 гг.  3.1. Поиск информации в источнике

4.5

П

КО

1

2-3

51

С1

VIII – XX вв.  3.1-3.3. Анализ источника

1-4*

В

РО

2

3-4

52

С2

VIII – XX вв.  3.1-3.3. Анализ источника

1-4

В

РО

2

3-4

53

С3

VIII – XX вв.  3.1-3.3. Анализ источника

1-4

В

РО

2

3-4

54

С4

VIII – XX вв. Задание на обобщенную характеристику, систематизацию исторического материала. Проверяется комплекс знаний и умений 1; 2; 4; 5.1-5.4

1-4

В

РО

4

12-15

55

С5

VIII –XX вв. Задание на сравнение. Проверяется комплекс знаний и умений 2; 5.4; 5.6

1-4

В

РО

4

12-15

56

С6

VIII – XX вв. Задание на анализ исторической ситуации. Проверяется комплекс знаний и умений 1; 2; 5.7; 6

1-4

В

РО

4

12-15

57

С7

VIII – XX вв.  Задание на анализ исторических версий и оценок. Проверяется комплекс знаний и умений 2; 6

1-4

В

РО

4

12-15

Итого

 

57

A - 40

B - 10

C - 7

 

 

Б - 30

П - 20

В -  7

ВО-40

КО-10

РО - 7

 

 72

 

 180

 

* Задания С1-С7 не закреплены за определенным разделом курса. В разных вариантах они могут относиться к разным разделам, но в целом сочетание заданий С1-С7 охватывает все основные разделы курса.

4.   Демоверсия 2003года. (для просмотра демоверсии - перейдите по ссылке)

Для проведения ЕГЭ подготовлены демонстрационные варианты контрольных измерительных материалов по истории. Они адресованы учителям, преподавателям вузов, абитуриентам, родителям, всем, кто связан с российским образованием. Чрезвычайно важно, чтобы эти материалы были глубоко и обстоятельно изучены и, прежде всего учителями истории и, конечно, учащимися.



[1] Обозначение заданий в работе и бланке ответов: А - задания с выбором ответа, В - задания с кратким открытым ответом, С - задания с развернутым открытым ответом.

[2] Уровни сложности: Б - базовый, П - повышенный, В - высокий

[3] Тип задания (обозначение в банке заданий ЕГЭ): ВО - задание с выбором ответа, КО - задание с кратким ответом, РО - задание с развернутым ответом.

ИПКиППРО ОГПУ

Банк_педагогической_информации