Активизация познавательного интереса учащихся к истории через систему внеурочной деятельности
(из опыта работы учителя истории Новоорской школы № 2 Коменды В.Н)

Представила: Шарикова Н.И., зав. УМК обществознания ООИПКРО
Дата: 02.12.02                     

      Проблемами преподавания истории в школе являются формирование устойчивого интереса к предмету и навыков углубленного самостоятельного изучения первоисточников, установление связей исторических событий с местным краеведческим материалом. Учитель высшей категории Коменда В.Н занимается этими проблемами уже много лет. Учитель считает, что в учебном процессе недостаточно времени отводится изучению истории родного края, хотя вся необходимая литература в школьных библиотеках есть. Это книги «История Оренбуржья», «Любовь и Восток», «Тайны пятимиров», «Вся Россия» т.д. Как правило, на уроках истории материалы этих произведений используются отрывочно в связи с изучением каких-то конкретных тем в виде сообщений или рефератов. Решению этих проблем, по мнению учителя, способствует внеурочная деятельность учащихся.

Новоорский район, где работает учитель, известен своей краеведческой работой. Еще в 50-тые годы при одной из школ был создан краеведческий кружок, который стал инициатором создания школьного историко-краеведческого музея, которому в 1988г. было присвоено звание народного.

    Используя занятия кружка «Краевед», материалы местного краеведческого музея, Валерий Николаевич решил организовать углубленное изучение истории родного края с помощью широкой внеклассной деятельности: летних школьных поисковых экспедиций и  игры «Брейн-ринг». Совместно с коллегами по МО, учитель разработал специальную программу, которая предполагает изучение исторического материала с использованием современных форм интеллектуальных игр. Данная программа стала одним из вариантов решения проблемы занятости детей и их оздоровления. Вот некоторые особенности ее реализации:

n    при подготовке к игре учащиеся углубленно и самостоятельно изучают исторические источники в таком объеме и с таким качеством, которые при обычных формах можно изучить только в течение нескольких лет;

n    образуются неформальные разновозрастные коллективы со своими лидерами, которые формируются самостоятельно, принимают самостоятельные решения, и ядро этих коллективов является постоянным;

n    формируется постоянный и устойчивый интерес к изучению родного края, гордость за свою малую родину;

n    укрепляется связь урока с внеурочной деятельностью учащихся;

n    программа предусматривает изучение исторического материала в течение всего года с использованием различных форм: факультативов, игр, экспедиций.

    Работа, проводимая по реализации программы, доказала свою эффективность, и поэтому многие организации и предприниматели района оказывают финансовую поддержку: «чем больше наших ребят будет рыться в книжках, изучая исторический материал на темы брейн-ринговских «сражений», тем меньше их будет в подворотнях, без дела слонятся по улице».

    Игра «Брейн-ринг» пользуется среди ребят  всего района необыкновенной популярностью. В период подготовки к игре в библиотеках поселков и школ книги по теме игры найти невозможно. Ребята не только с удовольствием изучают дополнительную литературу, но и готовят вопросы к игре. Желающих принять участие в этой исторической игре так много, что на каждую школу установлена квота, в каждой школе проводятся отборочные игры.

В течение четырех лет проведено 22 игры. Игры проводились по темам: «Декабристы», «Петр», «Екатерина 2», «А.С.Пушкин», «История России», «История родного края», «Рюриковичи», «История Оренбуржья», «Губернаторы Оренбуржья», «История Оренбургского казачьего войска».

В игре принимают участие ребята из г.Орска, г.Челябинска, г.Оренбурга, г.Новотроицка.

     Программа учителя включает: работу кружка «Краевед» в зимнее время, в летнее время - экспедиции по территории района, в ходе которых открыты: три стоянки древних людей эпохи бронзы, найдено более 500 экспонатов, разработан маршрут «Краевед». Совершены экспедиции «К пятой цивилизации», сняты видеофильмы, которые используются для изучения заселения новой пограничной линии по валу Перовского, а также знакомства с древними городами Аркаим, Аланское, историческими памятниками на территории Новоорского района.

В 2001-2002гг. организована совместная экспедиция по изучению стоянок эпохи бронзы  на территории Новоорского района под руководством ученых УГУ и проведена игра «брейн-ринг» на базе музея-заповедника «Аркаим».

     В прцессе реализации программы была создана игра «Турнир» и начался выпуск альманаха «Станица». Все материалы об экспедициях, игре «Брейн-ринг» печатаются в газетах «Южный УРАЛ», «Новоорская газета».

     Схема: поисковая экспедиция - кружок «Краевед» - музей -урок - внеклассные мероприятия «Брейн-ринг». «Турнир», КВН - позволяет связать воедино интерес ученика, задачи предмета, внеклассной работы с современными требованиями обучения.

Подробно с опытом работы учителя истории высшей категории  Новоорской средней школы №2 В.Н.Коменды по организации внеклассной работы по предмету можно ознакомиться в УМК обществознания ООИПКРО. В кабинете обществознания имеется авторская программа и видеофильм.

ИПКиППРО ОГПУ

Банк_педагогической_информации