ПАМЯТКА для РЕШЕНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ЗАДАЧ

Дата: 2011 год.


1. Внимательно ознакомьтесь с условием задачи. С помощью словарей, справочников или учебника выясните непонятные термины.
2. Соотнесите вопросы или предписания, сформулированные в задаче, с ее условием:
а) определите что дает условие для решения задачи;
б) подумайте, какие знания следует привлечь для решения задачи, к каким источникам обратиться;
в) подумайте, какими общими правилами познания следует руководствоваться при решении задачи.
3. Наметьте предполагаемый ответ в соответствии с вопросом или предписанием.
4. Продумайте аргументы, подкрепляющие ваше решение.
5. Убедитесь в правильности полученного вами ответа:
а) соответствует ли ответ существу вопроса(предписания) задачи;
б) если к задаче дано несколько вопросов, то дан ли ответ на каждый из них;
в) нет ли противоречий между вашими аргументами;
г) нет ли в условии задачи данных, противоречащих предполагаемому вами решению;
д) можно ли считать предложенный путь решения задачи единственно возможным;
е) не следует ли из условия задачи какие - либо другие выводы, помимо тех, которые намечены вами;
ж) готовы ли вы четко и убедительно изложить выводы и доказательства (факты, примеры, аргументы), объясните, каким путем получен ответ.
ПАМЯТКА
ВЫПОЛНЕНИЕ УЧЕБНО - ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ.
1.Уясните смысл требований (предписания) задания.
2. Подумайте. какие знания необходимы для выполнения задания.
3. Продумайте план выполнения задания:
а) наметьте вопросы на которые надо получить ответы;
б) определите, каким образом следует собрать необходимую для выполнения задания информацию (к каким источникам обратиться, с какими людьми побеседовать, какие объекты наблюдать);
в) подумайте, как вы будете фиксировать необходимые данные;
г) если задание выполняется в группе, распределите обязанности между ее членами;
д) определите сроки выполнения задания(по этапам).
е) обсудите с учителем или в группе намеченный план и при необходимости скорректируйте его.
4. Реализуйте составленный план.
5. Убедитесь , что задание выполнено полностью:
а) оцените, достаточно ли собранных данных, надежны ли они, нет ли ошибок при подсчете;
б) обдумайте собранную информацию, мысленно обобщите ее, сделайте практические предложения;
в) проверьте, насколько доказательны ваши выводы и предложения(практические рекомендации);
г) продумайте, все ли возможные выводы и предложения сделаны;
д) уточните дополнительные вопросы, возникшие в процессе выполнения задания в соответствии с указанием учителя в устной,
письменной или наглядной форме.
На первых порах целесообразно постоянно обращать внимание учащихся на содержание памяток, приучая их к определенной последовательности в работе. В дальнейшем такая необходимость отпадает, а обозначенные в памятке умственные действия выполняются в " том виде".


В содержание