О проведении «Урока России»  в ОУ РФ накануне дня Конституции РФ

Исполнители:Зав. УМК обществознания Шарикова Н.И., Зав УМК русского языка и литературы Смирнова Е.В.
Дата: 28.11.2002

УМК обществознания и УМК русского языка и литературы для учителей истории области
по проведению в 5 - 9-х классах основной школы «Урока России»

Концепция модернизации российского образования определила важнейшие задачи воспитания школьников.  Ее реализация призвана способствовать сохранению исторической преемственности поколений, воспитанию бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России, формированию у них понимания ценностей демократического общества и важнейших качеств личности: гражданской позиции, толерантности, патриотизма. Особую значимость в этой связи приобретает обращение к государственной символике России: герб, флаг, гимн, а также - Конституция, Президент, Московский Кремль и др. значимые для России символы.

В связи с письмом МО РФ № 13- 51 - 111/13 от 01.10.2002г. - «О проведении урока России»  и  с целью оказания помощи учителям истории в его проведении УМК обществознания ООИПКРО предлагает следующие мероприятия:

n    групповая консультация  «Символы российской государственности: история   и современность»;

n    групповая консультация «Методика организации работы с учащимися по изучению российской государственной символики»;

n    проведение открытого урока «Символы государства Российского» для молодых учителей истории ( на базе школы № 27, гимназии №1, лицея №2);

n    список учебных пособий для подготовки к «Уроку России».

n    Деловая игра «Свобода выбора».

Участники: ведущий, три команды, арбитры, наблюдатели.

          Основные положения:

1.   Обсуждение важнейших положений Конституции, определяющих права и обязанности граждан России.

2.  Воспитание уважения к символам государства.

3.    Всеобщая декларация прав человека (1948 г.)

I.      Ведущий. В Конституции РФ много место отведено правам человека – тем возможностям, которые должны предоставляться каждому.

Первейшая обязанность государства – признание, соблюдение и защита этих прав. Права российских граждан, записанные в Конституции, учитывают общепризнанные правила и международные нормы, в первую очередь – всеобщую декларацию прав человека, принятую большинством стран мира еще в 1948 г. Для того, чтобы люди в нашей стране могли работать, отдыхать, учиться, нужны законы. Главный закон, определяющий жизнь государства, права и обязанности его граждан, - это Конституция РФ. Поэтому день принятия Конституции – 12 декабря – является государственным праздником.

II.   Работа в группах. (в форме презентации)

1 группа – гимн России.

2 группа -  герб России.

3 группа -  флаг России.

III.   Историческая справка (наблюдателя).

Скипетр – это жезл, украшенный затейливой резьбой, золотом и драгоценными камнями. Держава представляет собой золотой шар с крестом на верху. С древности корона, скипетр и держава служили знаками царской власти. Они напоминают нам об историческом прошлом нашей родины, символизируют единство РФ и независимость ее от других государств. Крылья орла похожи на солнечные лучи, а сама золотая птица – на солнце. На груди орла помешено изображение всадника на фоне красного щита. Это – Святой Георгий Победоносец. Он на белом коне, за его плечами развевается синий плащ, в правой руке у него серебряное копье, которое помогло ему победить змея. Черный змий – это символ зла. Он повержен героем. Верный конь воина топчет дракона копытами. Герб Росси символизирует красоту и справедливость, победу добра над злом.

IV.     Лексическая работа в группах (понятийный аппарат).

Конституция, Родина, Кремль, Президент.

V.     Мозговой штурм (проводит арбитр)

1.   Как называется государственный праздник нашей страны, который отмечается 12 декабря?

2.  Что такое Конституция?

3.  Расскажите об известных Вам правах и обязанностях граждан России.

4.   Как можно объяснить то, что еще в древности появились законы, которые действовали на территории государства? Какие из них Вам известны?

5.      Что такое символ? Какие символы нашего государства вам известны?

6.      Когда появились на российском гербе изображения двуглавого орла, трех императорских корон над ним, скипетра и державы в лапах орла?

7.      Объясните значение цветов российского государственного флага.

VI.     Заключительное слово ведущего.

Символы государства – это и история страны и ее сегодняшний день. Они выражают особенности исторического пути страны, и к ним необходимо относится с уважением. Посягательство на государственный герб и флаг во всех странах мира воспринимается как знак неуважения и враждебности к стране и ее народу.

ИПКиППРО ОГПУ

Банк_педагогической_информации