Дата: 24.08.11г.

Загладин Н.В., Загладина Х.Т., Ермакова И.А.

Пояснительная записка

к примерному тематическому планированию курса

«Всемирная история. История России и мира с древ­нейших времен до наших дней», (Х-ХI классы).

(в двух частях)

Курс представляет широкую панораму развития челове­чества от первобытнообщинного строя до наших дней.  Он призван обеспечить решение ряда принципиально важных задач по завершению формирования у учащихся старших классов целостной картины всемирной истории во всей ее многомерности, без которой трудно ориентироваться в современной жизни.  Курс раскрывает неразрывное единство прошлого и настоящего, взаимосвязь  и взаимообусловленность процес­сов, протекавших в различных, нередко отдаленных друг от друга районах мира.

Важнейшая задача курса - обеспечение интеграции зна­ний по отечественной истории и истории зарубежных стран. Большое внимание в нем уделяется особенностям историче­ского пути России, который рассматривается в общем кон­тексте развития человечества. Такой подход необходим, по­скольку Отечественная история - неотъемлемая часть все­мирной истории. Формирование и жизнь народов России,  в том числе и русского, шли в постоянном взаимодействии де­сятков государств Евразии. Особенности процессов станов­ления духовного облика, традиции политического, социаль­но-экономического развития России можно понять только в их сравнении в разные периоды времени с переменами в жиз­ни других государств.

Углубленное изучение истории предполагает ознакомле­ние с различными взглядами на события прошлого. В этом плане, курс призван способствовать формированию у старшеклассников навыков самостоятельного осмысления реальностей окружающего мира, без чего невозможна активная граж­данская позиция молодежи.

Структурно учебник разделен на две части, каждая из которых рассчитана на 68 часов учебного времени. Первая - посвящена периоду с древнейших времен до конца XIX века, вторая - развитию России и зарубежных стран на протяжении XX века.

Тематическое планирование курса составлено на основе следующих  опубликованных  издательством  «Русское  слово» учебников и учебно-методических материалов: Загладин Н.В. Учебник. Всемирная история. История России и мира с древ­нейших времен до конца XIX века, М., 2001; Загладин Н.В., Загладина Х.Т. Всемирная история XX век. Программа курса. М.,  2000;  Загладин Н. В.  Учебник.  Всемирная история XX век,  М.,  1999;  Загладин Н.В.,  Загладина Х.Т.,  Новейшая история зарубежных стран. XX век. Методические материалы, М.,  2000; Загладин Н.В.,  Загладина Х.Т.,  Ермакова И.А. Новейшая история зарубежных стран. XX век.  Пособие для учителя. М., 2001; Загладин Н.В., Ермакова И.А. Всемирная история. XX век. Методические разработки для учителя. М., 2001; Загладин Н. В. Учебник. Всемирная история. История России и мира в XX веке (готовится к печати).

Примерное тематическое планирование курса «Всемирная история. История России и мира с древнейших времен до конца XIX века».

Х класс.

№ урока

Название тем, уроков, планы уроков

Рекомендации по проведению урока

Материалы учебника

Раздел I Меняющийся облик мира: опыт осмысления

1.

Тема 1. Пути и методы познания истории (4 часа)

Вводный урок

1. Краткая характеристика содержания курса. 2. Отечественная история - неотъемлемая часть всемирной истории. 3. Место исторической науки в познании общества.

Вводная лекция с элементами беседы, озна­комление с учебником, его структурой и со­держанием разделов.

Предисло­вие

2.

Этапы развития исторического знания

1. У истоков исторической науки

2. Историческая наука античного мира 3. Историческая наука в Средние века и Новое время

4. Историческая наука в XX веке.

Лекция учителя, выделения и характеристики основных этапов исторического познания, ра­бота с документами. Заполнение таблицы «Этапы развития исторических знаний». Ра­бота с иллюстративным материалом учебника

1

3.

Закономерности и случайности в жизни народов

1. Религиозно-мистические взгляды на историю. 2. Проблема движущих сил историческо­го развития в философии ХVIIIIХ веков. 3. Становление и развитие материалисти­ческих взглядов на мир. 4. Философия истории в XX веке.

Комментарии учителя к схемам учебника. Об­суждение вопросов о роли личности в исто­рии, о влиянии политики на формирование исторических взглядов. Выявление спорных проблем философии истории XX в.

2

4.

Проблемы периодизации всемирной

истории

1. Принципы периодизации в истории. 2. Этапы развития человечества 3. Периодизация новейшей истории.

Комментарии к схемам учебника. Заполнение таблицы «Этапы развития человечества». Дискуссия по проблемам периодизации но­вейшей истории. Работа с документами.

3

Раздел II. Человечество на заре своей истории

5.

Тема II. Первобытная эпоха (2 часа) У истоков рода человеческого.

1. Человеческое общество и природные сообщества. 2. Эволюция человека. 3. Человек осваивает планету.

Вводная лекция, выявление факторов и на­правлений эволюции человека. Работа с тек­стом учебника и картой «Стоянки первобыт­ного человека» .

4

6.

Неолитическая революция.

1. Человек и природа: первый конфликт, 2. Аграрно-скотоводческие культуры. 3. Переход от матриархата к патриарха­ту. 4. Переход к энеолиту.

Объяснение процесса перехода от присваи­вающего к производственному типу хозяйства. Комментарии к схемам учебника «От пер­вобытности к ранней государственности».

5

7.

Тема III. Первые государства Древнего мира (3 часа)

Деспотии Востока.

1. Предпосылки возникновения госу­дарства. 2. Рабовладение и общественные от­ношения в древних государствах. 3. Культура и верования в Древнем Египте.

Указание причин образования государств, перечисление признаков государства.

 Характеристика общественных отношений в древ­них государствах, комментарии к схемам «Социальная структура древнеегипетского общества». Подготовка сообщений учащими­ся «Религия и духовная жизнь Древнего Египта»

6

8.

Расширение ареала цивилизации

1. Военные деспотии Древнего мира. 2. Истоки слабости деспотий древности. 3. Древняя Индия. 4. Китай в эпоху древности 5. Новый этап духовной жизни.

Лекция учителя, составление плана «Военные деспотии Древнего мира», заполнение табли­цы «Новый этап духовной жизни». Выявле­ние отличий новых религий от прежних веро­ваний.

7

9.

Семинар по теме: «Первые государства древнего мира».

 

10.

Тема IV Античная эпоха в истории чело­вечества (3 часа)

Города-государства Греции и Италии.

1. Античная Греция.

2. Города-государства Греции. 3. Города-государства Италии. Основание Рима.

Сравнительный анализ исторического разви­тия древних городов-государств: Афин, Спар­ты, Рима. Составление сравнительной табли­цы «Варианты развития полиса»

8

11.

Борьба за господство в Средиземноморье.

1. Греко-персидские войны. 2. Пелопонесские войны IV-V вв. до н.э. 3. Возвышение Македонии. 4. Завоевания Александра Македонского.

Хроника борьбы "а господство в Средиземно­морье. Комментарии к схеме учебника «Фор­мирование и распад державы Александра Ма­кедонского». Подготовка сообщения на тему «Исторический портрет Александра Македон­ского»

9

12.

Возвышение Рима.

1. Господство над Италией. 2. Пунические войны. 3. Кризис Римской республики. 4. Становление Римской империи.

Обзорная лекция «Основные периоды Рим­ской истории». Сравнительный анализ путей развития греческих и римского полисов, вы­деление общих черт и особенностей. Составление развернутого плана «Этапы раз­вития римской государственности».

10

13.

Тема V Крушение империй Древнего мира (3 часа).

Наступление «варваров» в Евразии.

1. Народы Европы. 2. Кочевые племена Азии и Китая. 3. .Начало Великого переселения народов. 4. Возникновение христианства.

Работа с картой, характеристика уклада коче­вых племен Азии. Обсуждение проблемы «Великое переселение народов». Выявление комплекса факторов, способствовавших кри­зису духовной жизни Рима, зарождению и распространению христианства. Анализ исто­рических аспектов библейских сказаний.

11

14.

Закат Римской империи.

1. «Золотой век» Рима. 2. Кризис Римской империи. [

3. Христианство в Римской империи. 4. Падение Западной Римской империи

Лекция учителя. Составление плана «Факторы кризиса Империи». Комментарии к схеме «Распад Римской империи».

12

15.

Контрольная работа: «Античная эпоха в истории человечества».

 

Раздел III. Русь, Европа и Азия в Средние века.

16.

Тема VI. Период раннего средневековья (У-Х вв.) 5 часов

Раннефеодальные империи в Европе и их распад.

 1. Облик феодального общества. 2. Роль христианства в раннем средневе­ковье. 3. Империя Карла Великого и ее распад. 4. Нормандские завоевания. 5. Священная Римская империя герман­ской нации.

Характеристика феодализма как специфиче­ской формы общественного уклада. Коммен­тарии к схеме «Образование Франкской им­перии и ее распад». Выявление особенностей развития германских и итальянских земель.

13

17.

Экспансия ислама.

1. Возникновение исламской религии. 2. Создание Арабского халифата и его распад. 3. Общественно-политическое устройство исламских стран.

Анализ общественного уклада арабов, роли природного фактора в развитии, выявление комплекса причин, приведших к возникнове­нию ислама. Работа с картой «Образование и распад Арабского халифата.

14

18.

Славянские земли в V-IХ веках

1. Источники изучения. 2. Расселение и занятия славян. 3. Общественное устройство. Религия славянских княжеств. 4. Образование Древнерусского государства.

Обзор археологических памятников и пись­менных источников по ранней истории сла­вян. Работа с документами. Выделение специфических черт в общественном укладе славян, характеристики географических и климатических факторов развития. Анализ теорий происхождения Древнерусского государства.

15

19.

Византия и Русь

1. Особенности развития Византийской империи. 2. Русь в орбите европейской политики и торговли. 3. Принятие христианства на Руси. 4. Раскол христианской церкви.

Лекция учителя по истории Византии. Работа с картой. Заполнение таблицы: «Формирование аппарата власти древнерусского государства». Составление развернутого плана по вопросу «Принятие христианства на Руси». Комментарии к схеме «Раскол христианской церкви».

16

20.

Обобщающее повторение: период «Раннего средневековья» (V-X вв.)

 

21.

Тема VII. Эпоха классического средневековья (XI-XV вв.) 6 часов.

Феодальная раздробленность на Руси.

1. Феодальная раздробленность как закономерный этап развития общества и государства. 2. Социально-экономические и политические факторы раздробленности. 3. Варианты исторического развития русских земель.

Сравнительный анализ исторического развития Владимира-Суздальского, Галицко-Волынского, Смоленского княжеств, Новгорода и Пскова. Оценка деятельности русских князей.

17

22.

Западная Европа XII-XIII веков. Крестовые походы и Русь.

1. Светская власть и римско-католическая церковь в Западной Европе. 2. Крестовые походы и Византия. 3. Борьба земель северо-запада Руси с крестоносцами.

Работа с текстом учебника. Обсуждение вопроса о причинах крестовых походов на Восток.

Роль Александра Невского в разгроме крестоносцев.

18

23-24.

Монгольские завоевания в Азии и русские

земли. 1. Монгольские завоевания в Азии и Ев­ропе. 2. Русские земли и монгольское нашест­вие. 3. Русь между Востоком и Западом. Поль­ское и Литовское государства.

Составление таблицы «Образование империи Чингисхана». Комментарии к схеме «Походы Батыя на Русь и их последствия». Анализ по­литики и военной деятельности Александра Невского. Диспут на тему «Русские земли между агрессией Востока и Запада: проблема выживания». Обсуждение точек зрения рос­сийских историков на влияние татаро-монгольского завоевания на русские земли

19-20

25.

Образование централизованных госу­дарств в Западной Европе.

1. Рост городов и сословный строй в Ев­ропе. 2. Династические войны, 100 - летняя война. 3. Эпоха возрождения и ее влияние.

Выявление социально-экономических и поли­тических факторов процесса централизации. Сравнительная характеристика централизо­ванных государств во Франции и Англии. Объяснение учителем соотношения церков­ной и светской власти в общественном разви­тии Европейских государств.

21

26-27.

Объединение русских земель вокруг Мо­сквы.

1. Предпосылки образования централизо­ванного государства. 2..«Собирание земель» вокруг Москвы. 3. Соперничество Москвы, Польши, Лит­вы, Твери. 4.Противостояние золотоордынскому игу. Куликовская битва. 5. Ослабление и распад Монгольской дер­жавы. 5. Православная церковь в XIV веке.

Классический урок. Анализ особенностей становления Московского государства и

влияния традиций политической и культурной жизни Московского княжества на последую­щее развитие России. Составление конспекта по теме, развернутого плана или сообщения по одному из вопросов. Рассмотрение причин распада Монгольской державы.

22-23

28.

Семинар по теме: Русь, Европа и Азия в эпоху классического Средневековья (Х1-ХУ вв.).

 

29.

Тема VIII. Позднее средневековье (XVI-начало XVII вв.) 6 часов. Эпоха великих географических открытий.

Завоевание Америки.

 1. Направления географических от крытий. Великие путешественники. 2. Американские цивилизации доко-лумбовой эпохи 3. Мировая торговля и создание коло­ниальных империй. 4. Европейское соперничество за коло­нии.

Лекция с элементами беседы, заполнение таблицы «Великие географические откры­тия и их последствия», работа с картой. Ре­комендуется обсудить заранее подготовлен­ные сообщения учащихся по теме: «Судьба народов доколумбовой Америки». Измене­ния в соотношении сил европейских держав.

24

30.

Западная Европа и Россия в эпоху Ренессан­са.

1. Становление культуры ренессанса в Ев­ропе ее значение. Гуманистическая идео­логия. 2. Политическое- развитие и абсолютизм. Специфика Российской монархии. 3. Цеховая и мануфактурная стадия произ­водства. 4.Россия в противоборстве политических сил в Европе.

Лекция учителя: «Культура Ренессанса и ее общеевропейское значение». Объяснение я о роли и места русской культуры в общеевро­пейской. Выявление общих черт в полити­ческом развитии европейских стран. Харак­теристика абсолютизма как закономерного этапа развития государственности. Сравни­тельная характеристика цеховой и мануфак­турной стадии производства. Работа с поня­тиями.

25

31.

Реформация, контрреформация и религиоз­ные войны на Европейском континенте.

1. Кризис римско-католической церкви. 2. Идеология Реформации. Учения Мартина Лютера, Т. Мюнцера, Цвингли и Ж. Кальвина. 3. Контрреформация. 4. Народные движения.

Лекция учителя. Сопоставление протестант­ских религиозных доктрин . Составление развернутого плана на тему «Контррефор­мация и религиозные войны в Европе». Комментарии к схеме «Последствия рефор­мации», составление таблицы «Народные движения в Европе», выявление закономер­ностей и локальных особенностей социаль­ных движений XVI- в начале XVII веков.

26

32.

Смутное время в России и тридцатилетняя война.

1. Кризис власти в России в конце XVI -начале XVII веков. Польско-литовская и шведская интервенция в России. Преодо­ление «смуты». 2. Общеевропейские узлы противоречий. 3. Тридцатилетняя война и ее последствия.

Аналитический обзор событий Смутного времени, выявление политических и соци­альных факторов «смуты». Комментарии к схеме «Узлы европейских противоречий в начале XVII века. Составление таблицы «Тридцатилетняя война - основные перио­ды». Анализ последствий войны для между­народного положения России.

27

33.

Государства Азии после распада Монголь­

ской державы. 1. Китай под властью маньчжурской дина­стии. 2. Государство Великих Моголов в Индии 3. Падение Византии и возвышение Осман­ской империи. 4.Проникновение европейцев в Азию.

Работа с картой и текстом учебника. Подготовка сообщений на тему «Государст­ва Востока в ХУ-ХУП веках» Комментарии к схеме «Образование Осман­ской империи». Характеристика обществен­ного уклада. Комментарии к схеме «Распад монгольской державы». Обзор основных со­бытий истории Китая и Индии.

28

34.

Обобщающее повторение: «Позднее средневековье ХУ1-начало XVII вв.»

 

Х класс. 2-ое полугодие.

Раздел IV. Новое время - эпоха европейского господства.

35

Тема IX. Европа на новом этапе развития (конец ХУП-ХУШ века).

Кризис сословного строя в Европе. Буржуаз­ная революция в Англии.

1. Причины английской буржуазной революции.

2. Религиозный фактор в гражданской войне в Англии. 3. Режим Кромвеля и реставрация. Итоги революции в Англии.

Обсуждение характера, социальных и поли­тических предпосылок революции в Анг­лии. Уяснение вопроса о том, почему эта

революция вошла в историю как «буржуаз­ная».

Анализ реставрации как формы компро­мисса между земельной аристократией и предпринимательскими слоями города, ро­ли низов города и деревни в революции.

29

36

Эпоха Просвещения и просвещенный абсо­лютизм.

1. Просветители и характеристика их взглядов. 2. Особенности Просвещения во Фран­ции. 3. Просвещенный абсолютизм в Австрии и Пруссии: опыт реформ «сверху».

Лекция учителя, сопоставление взглядов просветителей Англии, Франции, герман­ских государств. Объяснение феномена «просвещенного абсолютизма» и причин его ограниченности.

30

37-38

Россия: становление великой державы.

1. Укрепление основ российской госу­дарственности в середине XVII века. 2. Войны России с Польшей, Турцией и Швецией. 3. Реформы Петра I. 4. Северная война и ее итоги.

Ознакомление с материалами, характери­зующими рост абсолютистских тенденций в России. Анализ внешних факторов уси­ления роли государства. Роль внешних об­стоятельств в развитии российской госу­дарственности. Значение победы России в Северной войне.

31-32

39-40

Россия и Европа во второй половине XVIII

века. 1. Просвещенный абсолютизм в России и его особенности. 2. Россия в Семилетней войне.

3. Особенности развития Польши и ее раздел великими державами.

Работа с текстом учебника и дополнитель­ными материалами. Обсуждение особенно­стей просвещенного абсолютизма в России. Обращение к вопросу о растущей роли Рос­сии в европейской политике. Сравнение путей развития России, стран Западной Евро­пы и Польши, объяснение причин ее слабо­сти и раздела великими державами.

33-34

41

Промышленный переворот в Англии и его последствия

1. Научно-технические предпосылки промышленного переворота. 2. Развитие мануфактурного производст­ва и его значение. 3. Новые черты социальных отношений промышленного общества.

Лекция учителя, работа с материалами учебника. Объяснение исторической зна­чимости промышленного переворота в крупном государстве Европы. Дискуссия по вопросу о том, почему именно Англия ста­ла родиной перехода к новому типу циви-лизационного развития.

35

42

Мир Востока в XVIII веке: наступление ко­лониальной системы.

1. Начало завоевания Индии. 2. Китайское общество: политика изоля­ционизма. 3. Развитие кризиса Османской империи.

Объяснение причин замедленного развития стран Востока, возникновения возможно­стей их подчинения промышленными дер­жавами. Обсуждение вопроса о роли эко­номических и военных факторов в экспан­сии европейских держав.

 

43

Обобщающее занятие «Западная Европа и Россия в ХУП-ХУШ веках»

   

44

Тема X. Время потрясений и перемен (конец XVIII - начало XIX века).

Война за независимость в Северной Амери­ки

1. Особенности развития североамери­канских колоний Англии. 2. Освободительная война в Северной Америке и европейские державы. 3 Утверждение демократии в США и ее особенности.

Работа с текстом учебника. Анализ событий в североамериканских колониях Англии как первой успешной освободительной, демо­кратической революции, приведшей к реа­лизации многих из идей эпохи Просвеще­ния. Влияние образования США на политическое развитие Европы.

37

45

Великая Французская революция и ее по­следствия для Европы.

1. Причины революции во Франции. 2. Установление якобинской диктатуры и ее итоги. 3. Термидорианский режим и истоки его слабости.

Лекция учителя об историческом значении революции во Франции, ее воздействии на судьбы народов Европы. Дискуссия на тему «Почему революция во Франции вошла в историю как Великая?». Анализ опыта якобинской диктатуры, его сопоставление с идеалами эпохи Просвещения.

38

46-47

Наполеоновские войны. Отечественная вой­на 1812 г.

1. Переворот во Франции и создание им­перии Наполеона I. 2.  Войны Франции в континентальной Европе. Кризис экономической поли­тики империи и освободительная борьба народов. 3. Вторжение Наполеона в Россию и Отечественная война 1812 г. 4. Крушение империи во Франции. 5.  «100 дней» Наполеона Бонапарта и Венский мир 1815 г.

Обсуждение с учащимися феномена На­полеона, значения его личности для наро­дов Европы. Сильные и слабые стороны режима Империи во Франции. Сопостави­тельный анализ положения России и Франции в начале XIX века. Роль России как ве­дущей державы в поддержании равновесия сил в Европе. Политика Александра I после заключения Тильзитского мира. Тактика России в Отечественной войне 1812 г. Ев­ропейская политика 1813-1815 гг., ее осо­бенности. Подъем национализма в европей­ских странах и его значение. Работа с понятиями.

39

48

Реакция и революции в Европе 1820-1840-х гг.

1. Духовный климат в Европе после на­полеоновских войн. 2. Создание Священного союза и роль в нем России. 3. Кризис политики Священного союза. Революции 1830-1840-х гг. в Европе.

Объяснение материалов учебника. Священ­ный союз как первая в истории система ев­ропейской безопасности. Характер поставленных им целей и кризис его политики. Революционные движения в Европе и Рос­сия: зарождение конфликта. Причины огра­ниченности результатов революций 1848-1849 гг. в Европе.

41

49-50

Россия в первой половине XIX века. Крым­ская война.

1. Кризис политики «просвещенного аб­солютизма» в России. 2. Восстание декабристов в 1825 г. и по­литика Николая I. 3. Отставание России от стран Запада. Крымская война. 4. Тенденции духовной жизни России начала и середины XIX века.

Попытки реформ в России и причины их провала. Дискуссия на тему «Самодержавие и оппозиция в России: развитие противо­стояния». Работа с текстом учебника и кар­той. Сообщения учащихся о героической обороне Севастополя. Дискуссия на тему: «Россия и Запад в середине XIX века: при­чины конфликта».

42-43

51

Итоговая дискуссия на тему: «Меняющийся облик мира и Россия»

   

52

Тема XI. Становление индустриальной ци­вилизации: вторая половина XIX века.

Страны Европы: облик и противоречия про­мышленной эпохи.

1. Промышленный переворот в странах Западной и Центральной Европы. 2. Новый характер и требования рабочего движения.

Сообщение учителя о значении распро­странения промышленного переворота на страны континентальной Европы. Предпо­сылки углубления промышленного перево-

рота и его социальные последствия. Чарти­стские движение в Англии, требования пролетариев стран Центральной Европы.

44

53-54

Колониализм и кризис «традиционного об­щества» в странах Востока.

1. Завершение покорения Индии. 2. «Опиумные войны» в Китае и его под­чинение индустриальным державам. 3. Реставрация Мэйдзи в Японии.

Осмысление понятий, работа с картой. Со­общения учащихся о колониальных войнах европейских держав. Особенности сопро­тивления колонизаторам в странах Востока. Анализ уникальности положения в Японии и предпосылок ее перехода к индустриаль­ному развитию.

45-46

55

Национализм в Европе: возникновение новых индустриальных держав.

1. Революционное движение в Италии и создание единого итальянского госу­дарства. 2. Возвышение Пруссии. 3. Франко-прусская война. Парижская коммуна и создание Германской импе­рии.

Лекция учителя о предпосылках возникно­вения крупных национальных государств в Германии и Италии. Работа со схемами и картами. Обсуждение уроков Парижской коммуны и ее значения для революционно­го движения в Европе.

47

56

Страны Западного полушария в XIX веке.

1. Освободительные революции в стра­нах Латинской Америки и их итоги. 2. Развитие стран Америки в первой половине XIX века. 3. Гражданская война в США и ее значе­ние.

Сообщения учащихся о лидерах революци­онного движения в Латинской Америке. Значение отмены рабства в США для раз­вития американской демократии. Уроки и

опыт гражданской войны в США. Работа с текстом учебника, картой и схемой.

48

57-58

Незавершенные преобразования в России:

опыт и особенности. 1. Реформы Александра II и их значение. 2. Формирование либеральной и револю­ционной оппозиций курсу реформ. 3. Особенности политики Александра III. 4. Итоги реформ конца XIX века.

Предпосылки осуществления реформ в России. Политические условия осуществ­ления реформ «сверху» и причины кон­фликта между властью и обществом. Осо­бенности политики Александра III. Консер­ватизм и либерализм в российском общест­ве.

49-50

59

Завершение колониального раздела мира.

Покорение народов Африки.

1. Колониальная политика Великобрита­нии. Захваты на юге Африки. 2. Обострение соперничества колониаль­ных держав. 3. Итоги колониальной политики.

Работа с картой и текстом учебника. Объ­яснение учителем причин особой агрессив­ности Англии в проведении колониальной политики. Развитие соперничества евро­пейских держав в борьбе за колонии. Ана­лиз последствий колониальной экспансии для европейских держав.

51

60

Россия: многонациональная империя.

1. Формирование этнической карты Рос­сийской империи. 2. Национальная политика самодержавия.

Работа с картами. Выделение основных этапов расширения границ Российской им­перии. Характеристика национальной поли­тики самодержавия.

•52

61

Обшественно-политическое развитие стран Западной Европы и России во второй поло­вине XIX века.

1. Либерализм XIX века. 2. Консервативная идеология и ее особенности. 3. От утопического социализма к мар­ксизму.

Выделение основных направлений в обще­ственно-политической мысли. Сообщения учащихся о ведущих представителях ее главных течений. Марксизм и его роль в развитии рабочего, революционного движения. Особенности общественно-политической мысли России.

53

62-63

Наука и искусство в ХУШ-Х1Х веках. 1. Развитие естественнонаучных знаний. 2. Основные направления в литературе и художественном творчестве.

Доклады учащихся о выдающихся деятелях науки и культуры. Принципы развития ес­тественнонаучных знаний, роль материали­стических воззрений в науке. Характери­стика основных направлений в литературе XIX века.

54-55

64

     

65-68

Итоговая проверка знаний. Резерв времени.

   

ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ ИСТОРИЯ РОССИИ И МИРА В XX ВЕКЕ

11-ый класс, Раздел I. Мир в индустриальную эпоху: 1900-1945

№ уро­ка

Название тем, уроков, планы уроков

Рекомендации по проведению урока

Материалы учебника

1.

Вводный урок

1.Краткая характеристика содержания курса

2.Особенности и проблемы изучения отечественной и зарубежной истории XX века.

Вводная лекция с элементами беседы,

ознакомление с учебником, его струк­турой и содержанием разделов.

Преди­словие

2.

Тема I. Обострение противоречий ми­рового развития на рубеже Х1Х-ХХ веков (7 часов).

Научно-технические достижения и прогресс индустрии в начале XX ве­ка.

1.Причины ускорения научно-технического прогресса в XX веке. 2.Достижения научной и технической мысли. Вклад ученых и инженеров России в ее развитие. 3.Становление крупносерийного, кон­вейерного производства. Создание гигантов индустрии.

Лекция учителя, работа с материалом учеб­ника. Заполнение таблицы «Научный и технический прогресс: основные направления».

Сообщения учащихся об известных ученых и изобретателях начала XX века.

1

3.

Опыт индустриального развития стран Западной Европы, США и Японии.

1.Концентрация производства и цен­трализация капитала, образование монополий в ведущих индустриальных странах. 2. Роль государства в осуществлении модернизации: две модели. 3.Социальные последствия индустриа­лизации в развитых странах.

Актуализация пройденного материала.

Работа с опорными понятиями по тексту учебника, статистическими материала­ми, характеризующими динамику перемен в ведущих странах мира. Заполнение таблицы «Две модели модернизации про­мышленных стран».

2

4-5.

Россия: противоречия незавершенной модернизации.

1.Россия в мире начала XX века. 2.Особенности социально-экономического и общественно-политического развития России. 3.Причины обострения противоречий в российском обществе. Революция 1905-1907 гг. и ее значение. 4.Столыпинские реформы и их итоги.

Комментарии учителя к материалам учебника. Сравнение путей модерниза­ции России с индустриальными странами Западной, Центральной Европы и Япо­нии. Обсуждение вопроса о специфике России, ее «догоняющем» или «самобытном» развитии. Сообщение о личности Столыпина. Дискуссия об итогах прове­денных им реформ.

3-4

6.

Новый этап развития стран Азии, Аф­рики и Латинской Америки.

1.Положение колониальных и зависи­мых стран в начале XX века. 2.Перспективы модернизации в госу­дарствах континентальной Азии. 3.Подъем революционного движения в Азии и Латинской Америке и колони­альные державы.

Учитель акцентирует внимание на новых чертах колониальной политики, особенностях освободительного и рево­люционного движения в странах Азии и Латинской Америки. Заполнение таблицы «Национально-освободительные и рево­люционные движения начала XX века в колониальных и зависимых странах».

5

7 .

Державное соперничество и начало первой мировой войны.

1.Причины обострения борьбы за рын­ки и сферы влияния между ведущими индустриальными державами. 2.Создание военно-политических сою­зов и первые войны за передел мира. 3.Причины и повод мировой войны.

Углубленное усвоение понятий. Рабо­та с картой и схемами. Рассмотрение основных очагов соперничества между ведущими державами мира. Характери­стика их интересов и особенностей по­литики. Составление таблицы «Первые войны за передел мира».

6

8.

Россия в мировой войне 1914-1918 г.

1.Вступление России в первую миро­вую 'войну. 2.Роль Восточного фронта в войне 1914-1918 гг.

3.Обострение противоречий в воюющих державах.

Работа с материалом учебника, таб­лицами и схемами. Дискуссия по теме «Россия и союзники в мировой войне: проблемы взаимоотношений».

7

9.

Тема 2. Теории и практика общественного развития С5 часов)

Марксизм, ревизионизм и социал-демократия.

1.Идейно-теоретическая борьба во­круг идейно-теоретического наследия К. Маркса и Ф. Энгельса в начале XX века. 2. Ревизионизм, его истоки и теоре­тическое обоснование. 3. Революционное течение в социал-демократической мысли. Идеи В. И. Ленина.

Объяснение причин обострения разно­гласий в социал-демократическом дви­жении. Анализ особенностей взглядов В.И. Ленина. Составление таблицы «Ре­волюционное и реформистское течение в социал-демократическом движении». Со­общения учащихся о наиболее известных лидерах социал-демократии.

8

10.

Социальные отношения и рабочее дви­жение в индустриальных странах.

1.Формирование основ социально ори­ентированной рыночной экономики. 2. Социал-демократическое и профсо­юзное движение в развитых странах.

II Интернационал. 3. Особенности развития рабочего и социал-демократического движения в России.

Лекция учителя и работа с материа­лами учебника. Дискуссия на тему «Со­циальная благотворительность и соци­альная политика». Сравнение путей развития рабочего, социал-демократического движения в России и странах Запада.

9

11.

Реформы и революции в общественно-политическом развитии начала XX ве­ка.

1.Реформы и революции в теоретиче­ской мысли социал-демократии. Война и революция. 2.Реформизм в политической жизни индустриальных стран. 3. Опыт революций и реформ в странах Азии и Латинской Америки в начале XX века.

Комментарии учителя, работа с текстом учебника и документами. Дискус­сия на тему «реформа и революция». Работа с картой.

10

12-13

Революционное движение 1917 г. и гражданская война в России

1. Общественно-политический кризис 1917 г. в России. 2. Февральская революция 1917 г. и

ее итоги. 3. Приход партии большевиков к вла­сти. 4. Брестский мир и гражданская война в России. 5. Политика «военного коммунизма» и ее итоги. 6. Последствия революции 1917 г. для России.

Комментарии учителя к материалам учебника. Объяснение различий между событиями февраля и октября 1917 г., анализ обещаний партии большевиков и ее практической политики. Оценка Бре­стского мира. Раскрытие связи между Брестским миром, первым кризисом Со­ветской власти и началом гражданской войны. Дискуссия на тему «Возможные альтернативы развития России в 1917 г.»

11-12

14-15

Тема 3. Развитие индустриальных

стран в 1920-1930-е годы (6 часов)

Государства либеральной демократии: США, Англия, Франция.

1.Последствия первой мировой войны для стран Запада. 2.США: от процветания к кризису 1929-1932 гг. З. Меры государственного регулирования экономики в США. «Новый курс» Ф.Д.Рузвельта.

4.Опыт выхода из кризиса Англии и Франции: сравнительный анализ.

Объяснение причин перехода в стра­нах демократии к государственному ре­гулированию экономики в мирное время. Раскрытие новых функций и задач государства в странах с рыночной экономи­кой. Анализ, на базе материалов учеб­ника, национально-специфических осо­бенностей развития стран Запада в 1920-1930-е годы.

13-14

16

Тоталитаризм как феномен XX века

1. Понятие «тоталитаризм» и его зна­чение. 2. Тоталитарные идеологии и полити­ка. 3. Роль лидера и бюрократии в тота­литарной системе.

Комментарии учителя к тексту учебни­ка, работа с документами. Объяснение исторической уникальности феномена тоталитаризма, его черт, многообразия их проявления. Дискуссия на тему «Критерии тоталитарного общества».

16

17

Фашизм в Италии и Германии, милита­ристское государство в Японии.

1.Предпосылки установления фашист­ских режимов в Италии и Германии. 2. Утверждение фашистских тоталитар­ных государств. 3. Милитаристский режим в Японии.

Работа с текстом учебника и доку­ментами. Раскрытие учащимся общих и различных черт фашизма в Италии и Германии, милитаризма в Японии. Зара­нее подготовленное сообщение учащихся о тоталитарных диктаторах - А. Гитле­ре и Б. Муссолини с последующим обсу­ждением.

16

18-19

Советская модель тоталитаризма

1.Переход от «военного коммунизма» к нэпу. Создание СССР. 2. Политическое развитие советского общества в 1920-е гг. 3.Советская модель модернизации. Индустриализация и коллективизация. 4. Сталинизм и его особенности. Тер­рор 1930-х гг. 5. Итоги развития СССР в 1920-1930-е гг.

Комментарии учителя к материалам учебникам и документам. Анализ возможных альтернатив развития СССР по материалам внутрипартийных дискуссий 1920-х гг. Раскрытие особенностей то­талитаризма в СССР, причин его утвер­ждения, показ сильных и слабых сторон советской модели развития. Рассказ учителя о дискуссиях посвященных роли личности Сталина в современной исто­рической науке.

17-18

20.

Тема 4. Мировое развитие и междуна­родные отношения: 1920-1940-е гг. (7 часов)

Проблемы войны и мира в 1920-е годы. Милитаризм и пацифизм 1.Версальско-Вашингтонская система и ее противоречия.. 2.Лига Наций: попытки создания ста­бильного миропорядка. 3.Проблема победителей и побежденных в первой мировой войне.

Работа с понятиями по материалам учебника. Анализ международного по­слевоенного развития 1920-х гг., осо­бенностей интересов ведущих стран ми­ра и их политики в этот период. Обсу­ждение вопроса о причинах роста паци­фистских настроений в странах Запада, их влияния на их политику.

19

21.

Внешняя политика СССР и международ­ные отношениях в 1920-е годы

1.Идея «мировой революции» во внеш­ней политике СССР. 2.Политика мирного сосуществования и деятельность Коминтерна. З.СССР и революционное движение в странах Азии в 1920-е годы.

Лекция с элементами беседы, в кото­рой учитель раскрывает смысл таких понятий как «мировая революция» и «мирное сосуществование», прослежива­ет соотношение деятельности Коминтер­на и советской дипломатии, объясняет причины конфликтов между СССР и стра­нами Запада в 1920-е годы.

20

22-23

На путях ко второй мировой войне

1.Возникновение очагов военной опасности в Европе и Азии. 2.Проблемы коллективной безопасно­сти в Европе. 3.Гражданская война в Испании и ее международные последствия. 4.Расширение фашистской агрессии и политика «умиротворения». Мюнхен­ский сговор. 5.Советско-германские отношения накануне второй мировой войны.

Аналитическая беседа. Причины роста военной опасности. Постановка пробле­мы виновников провала попыток предот­вращения второй мировой войны. Дис­куссия, посвященная урокам и опыту 1930-х гг., показывающая ограничен­ность политики, преследующей узко по­нятые национальные и классовые цели перед лицом общей для всех народов угрозы. Обобщение материалов полемики в исторической науке о мотивах советско-германского сближения в 1939 г. Работа с картой.

21-22

24.

От европейской к мировой войне

1.Начало второй мировой войны. 2.Поражение Франции и новая ситуа­ция в Европе. 3.Расширение японской агрессии в Азии. 4.Политика СССР в 1939-1941 гг.

Работа с материалами учебника и до­кументами. Объяснение причин побед германской армии в Европе. Раскрытие характера изменений в политике СССР, его действий в период советско-финской войны и аннексии Прибалтики. Обсуждение сущности перемен в советско-германских отношениях в 1940-41 гг. Работа с картой.

23

25.

СССР в Великой Отечественной войне

1.Начальный период войны и его осо­бенности. 2. Организация отпора фашистской аг­рессии.

3.Освобождение советской земли от захватчиков.

Лекция учителя, посвященная пробле­мам и различным версиям начала Вели­кой Отечественной войны. Обсуждение причин неудач Советской армии на на­чальном ее периоде, характеристика мер по мобилизации тыла, значении об­щенационального патриотического подъ­ема в СССР. Работа с картой.

24

26.

Антифашистская коалиция и итоги

второй мировой войны.

1.Создание антифашистской коалиции. 2.Проблема второго фронта и освобо­ждение Европы. 3.Особенности войны на Тихом океа­не . 4. Проблема роли СССР в победе над фашизмом. 5.Итоги второй мировой войны.

Комментарии учителя к тексту учебника и документальным материалам. Рассказ учителя о дискуссиях по пово­ду коренного перелома в ходе войны, вклада союзников в разгром фашизма. Обзор полемики в исторической литера­туре по итогам мировой войны. Значе­ние победы над фашизмом, создания ООН. Роль СССР в победе над Японией.

25

27.

Тема 5. Мир в эпоху «холодной войны» СССР и преобразования в Восточной Европе

1.Антифашистские, демократические преобразования в освобожденных странах. 2.Политика СССР в Восточной Европе. 3. Установление тоталитарных режимов в восточноевропейских странах.

Информация учителя, работа с доку­ментами. Обсуждение вопроса о мотивах политики СССР в Восточной Европе, особенностях тоталитарных режимов в восточноевропейских странах и их по­литике. Рассмотрение вопроса о значе­нии конфликта между И. Сталиным, И. Тито и Г. Димитровым.

26

28.

Начало «холодной войны» и становление двухполюсного мира

1.Причины «холодной войны». 2.«План Маршалла» и начало создания системы военно-политических союзов в Европе.

3. «Холодная война» в Азии.

Рассмотрение геополитических, идео­логических и субъективных факторов начала «холодной войны». Сравнение политики СССР и США в Европе и Азии. Анализ значения «плана Маршалла». Ра­бота со схемами.

27

29.

Холодная война»: от Берлинского до Карибского кризиса

1.Кризисы начального периода «хо­лодной войны» и их особенности. 2.Развитие военного противостояния СССР и США. З.Карибский кризис 1962 г. и его уроки.

Работа с материалами учебника и до­кументами. Рассмотрение причин кон­фликтов между СССР и США, роли воен­но-технического фактора их противо­стояния. Анализ возможностей и усло­вий достижения компромиссов.

28

30.

Крушение колониальной системы и ло­кальные конфликты.

1.Предпосылки крушения колониализ­ма.

2.Пути освобождения народов Азии и Африки. 3.Влияние условий «холодной войны» на антиколониальное движение.

Выявление причин подъема освободи­тельного движения в колониальных странах после второй мировой войны. Анализ влияния политики СССР и США на развитие антиколониальной борьбы на­родов. Освободившиеся страны и воен­но-блоковая политика. Сообщения уча­щихся о лидерах освободительного дви­жения.

29

31.

Период «партнерства и соперничест­ва» между СССР и США.

1.Установление военного паритета между СССР и США и его значение. 2.Развитие процесса разрядки напря­женности в Европе. 3.Противоречия разрядки и причины обострения советско-американских отношений в начале 1980-х гг.

Работа с материалами учебника и до­кументами. Обсуждения проблем «правил игры» в ракетно-ядерную эпоху и ее отражения в международных документах. Анализ возможностей укрепления между­народной безопасности и стратегиче­ской стабильности в условиях паритета «сверхдержав». Дискуссия о причинах срыв разрядки. Отработка понятийного аппарата.

30

32.

Тема б. Духовная жизнь и развитие миро­вой культуры в первую половину XX века (3 часа).

Тенденции духовной жизни

1.Развитие философской, общественно-политической науки. 2.Новые экономические теории. Кейнсианство. 3. З.Фрейд и его учение. Социальная психология.

Лекция учителя. Работа с материалами учебника и документами. Дискуссия:

«Реальности эпохи и проблемы их тео­ретического осмысления». Доклады уча­щихся с последующим обсуждением.

31

33.

Изобразительное искусство и архитектура

1.Новые направления в изобразитель­ном искусстве. 2. Зодчество и архитектура: тоталитарный и модернистский стиль.

Работа с материалами учебника, дополнительной литературой. Дискуссия на тему «Искусство и жизнь». Доклады учащихся, посещение музеев.

32

34.

Художественная литература, музыкальная жизнь, театр, кино

1. Основные направления в художест­венном творчестве. Социалистический реализм. 2. Искусство театра. 3. Зарождение киноискусства.

Работа с материалами учебника. Дис­куссия на тему «Государство и культу­ра» с использованием материалов курса по истории отечественной литературы. Доклады учащихся с последующим обсуж­дением.

33

11-ый класс, 2-е полугодие.

Раздел 2. Человечество на рубеже новой эры.

№ уро­ка

Название тем, уроков, планы уроков

Рекомендации по проведению уроков

Материалы учебника

35.

Тема 7.Ускорение научно-

технического развития и его последствия (6 часов).

Технологии новой эпохи

1.Новый уровень научно-технических зна­ний.

2.Информационные технологии и их значение.

Работа с материалами учебника, по­яснения учителя. Обсуждение современ­ных горизонтов научно-технического развития. Новые материалы, биотехно­логии и их использование.

34

36.

Информационное общество: основные черты.

1.Понятие «информационного общест­ва» 2.Автоматизация производства и ин­дустрия знаний. 3.Информационные технологии в по­вседневной жизни.

Лекция учителя. Работа с материала­ми учебника. Актуализация полученных знаний, выявление и опора на межпредметные связи, отработка понятийного аппарата.

35

37-38.

Социальные процессы в информацион­ном обществе

1.Современные теории социальной стратификации. 2.«Революция менеджеров» и новый состав правящей элиты. 3.«Средний класс» и новая роль спе­циалистов . 4.Новые маргинальные слои. 5.Национально-специфические и ре­гиональные особенности социальных перемен.

Лекция учителя, изучение материалов учебника. Составление таблицы «Соци­альная структура современного разви­того общества». Дискуссия на тему «Социальные противоречия информацион­ного общества». Использование мате­риалов периодической печати, теле- и радионовостей. Работа над понятиями.

36-37

39.

Глобализация мировой экономики и ее последствия

1.Понятие «глобализация» примени­тельно к экономическим процессам. 2.Предпосылки глобализации. Возник­новение ТНК и ТНБ. 3.«Центр» и «периферия» мировой экономики.

Актуализация ранее полученных зна­ний. Проведение сравнительного анали­за процессов централизации и концен­трации производства и капитала в на­чале XX века с глобализацией мировой экономики. Обсуждение противоречий ее «центра» и «периферии». Отработка по­нятийного аппарата.

38

40.

Этносоциальные проблемы в современ­ном мире.

1.Понятие этносоциальных проблем. 2.Миграции населения в информацион­ный век и этнические проблемы раз­витых стран. 3.Сепаратизм национальных регионов: истоки проблемы.

Лекция учителя об этнических про­блемах в современном мире, существую­щем мировом опыте снижения их остро­ты. Составление таблицы «Очаги этно­социальных проблем в Европе». Работа над понятиями.

39

41.

Тема 8-Евроатлантические страны и Япо­ния: тенденции развития (5 часов)

«Общество всеобщего благоденствия»: за­рождение и развитие.

1.Послевоенная реконструкция и ста­новление социально ориентированной рыночной экономики в Западной Евро­пе . 2.«Великое общество» 1960-х гг. в США. 3. Японская модель развития.

Комментарии учителя к материалам учебника. Объяснение причин и предпо­сылок перехода к социально ориентиро­ванной рыночной экономике в развитых странах. Сравнение моделей развития США, Западной Европы и Японии в 1950-1960-е гг. Составление развернутого плана по теме урока.

40

42.

Кризис модели развития: 1970-е гг.

1.Социально-экономические проблемы развитых стран начала 1970-х гг. 2.Еврокоммунизм и «новые левые» в Западной Европе. 3.«Кризис доверия» в США.

Лекция учителя, рассмотрение вопроса о причинах кризиса социально ори­ентированной политики в развитых странах. Составление таблицы «Евро-коммунисты, коммунисты и социал-демократы: особенности идеологии».

41

43.

Неоконсервативная модернизация 1980-х гг.

1.Становление идеологии неоконсер­ватизма . 2. «Тэтчеризм» в Англии и «рейгано-мика» в США: общее и особенное. 3. Неоконсервативная волна в развитых странах 1980-х гг.

Анализ особенностей неоконсервативной идеологии и политики, модели модернизация

экономики развитых стран в 1980-е гг., и ее социальных последствий. Составление таб­лицы «Неоконсесиатизм и либерализм: характерные черты»

42

44.

Социал-демократия и неолиберализм в 1990-е гг.

1.Социал-демократия и массовые дви­жения в 1980-1990-е гг. 2.«Третий путь» администрации У. Клинтона в США. 3.Социал-демократический реванш в

Западной Европе в конце 1990-х гг. 4.Особенности общественно-политического развития Японии в конце XX - начале XXI века.

Работа с текстом учебника, докумен­тами. Обсуждение особенностей общест­венно-политической жизни развитых стран в 1990-е гг. Аналитическая бе­седа. Использование материалов перио­дической печати, информации теле- и радионовостей, Интернета.

43

45.

Интеграция развитых стран и ее по­следствия .

1.Предпосылки и этапы развития ин­теграционных процессов в Западной Европе. 2.Итоги и перспективы европейской интеграции. 3.Интеграционные процессы в Америке и Азиатско-тихоокеанском регионе.

Лекция учителя, объяснение объек­тивного характера интеграционных про­цессов в современном мире, возможно­сти альтернативных моделей интегра­ции. Составление таблицы «Интеграци­онные объединения в мире начала XXI века».

44

46.

Тема Э.СССР и страны Восточной Ев­ропы во второй половине XX века (7 часов).

Восточная Европа: обострение проти­воречий.

1.Причины кризиса тоталитарного со­циализма в Восточной Европе.

2.Революционное движение 1956 г. в Венгрии и Чехословакии 1968 г. 3.Углубление кризиса в восточноев­ропейских странах в 1980-е годы.

Актуализация пройденного материала. Итоги войны (образование социалисти­ческих стран). Работа с текстом учеб­ника, документами, картой. Анализ со­отношения внешних и внутренних факто­ров обострения противоречий в странах Восточной Европы. Дискуссия о мотивах и целях советской политики в отноше­нии стран Варшавского договора в ус­ловиях «холодной войны».

45

47-48.

Развитие кризиса тоталитарного со­циализма в СССР.

1.Послевоенное восстановление эко­номики СССР и кризис власти начала 1950-х. 2. XX съезд КПСС и итоги политики «десталинизации». З.СССР и страны Запада: динамика развития. Попытки реформирования советской экономики. 4.Период «застоя» и кризисные явле­ния в советском обществе. 5. Перестройка и «новое мышление». Углубление кризиса СССР.

Лекция учителя, работа с текстом учебника и документами. Анализ причин провала попыток перехода СССР к ин­формационной стадии развития. Дискус­сия о возможных альтернативах разви­тия советского общества. Подведение итогов по проблеме: «Тоталитарный со­циализм: достижения и проблемы». Рас­смотрение особенностей политики М. С. Горбачева.

46-47

49-50.

СССР и Восточная Европа: опыт демо­кратической революции.

1.Демократические революции в Вос­точной Европе: причины и следствия. 2.Объединение Германии и его по­следствия . 3.Восточная Европа на рубеже ХХ-ХХ1 веков. 4.Политический кризис в августе 1991 г. и распад СССР. 5.Создание СНГ и его развитие.

Комментарии учителя к тексту учеб­ника, документам. Составление таблицы «Демократические революции в Восточ­ной Европе». Проведение сравнения политического развития восточноевропей­ских стран и России. Анализ последст­вий кризиса в СССР в августе 1991 г., итогов рыночных преобразований в Рос­сии, социальных и идеологических ос­нов режимов, сложившихся в странах СНГ в начале 1990-х годов. Рекоменду­ется обсудить заранее подготовленные сообщения учащихся о современном по­ложении в странах Восточной Европы по материалам периодической печати.

48-49

51-52.

Российская Федерация: поиск пути развития.

1.Концепции модернизации России и опыт первых рыночных преобразова­ний . 2. Кризис 1993 г. и принятие новой Конституции России.

3. Развитие российского общества на рубеже ХХ-ХХ1 веков. 4.Россия и страны СНГ: изменение модели взаимоотношений. 5. Поиск путей  самоидентификации России на международной арене. 6.Духовная жизнь российского обще­ства в условиях демократии.

Работа с текстом учебника, докумен­тами, материалами текущей прессы. Воспроизведение знаний учащихся, по­лученных ими в рамках курса «Обществознание», ознакомление с текущими материалами политических партий Рос­сии. Дискуссия о возможных альтернативах реформирования социально-экономических отношений в России. Рассмотрение взглядов современных «западников», «евразийцев» и «почвен­ников». Анализ проблемы роли стран Запада в реформировании России.

50-51

53.

Тема 10.Страны Азии, Африки и Ла­тинской Америки: проблемы модерни­зации (6 часов).

Модели социально-экономического разви­тия освободившихся стран.

1.Проблемы модернизации стран Азии и Африки после освобождения от ко­лониального господства. 2. Социалистическая ориентация и ее пределы. 3. Традиционализм и национализм в освободившихся странах.

Лекция учителя. Заполнение таблицы «Модели развития освободившихся стран». Анализ сложностей и противо­речий модернизации. Объяснение при­чин, по которым демократическая и со­циалистическая модели развития не по­лучили распространения в освободив­шихся странах. Привлечение статисти­ческого материала.

52

54 .

Государства социалистического выбо­ра в Азии.

1.Особенности развития Китая. Советско-китайские отношения. 2.Вьетнам: социалистический выбор. 3.Северная Корея в современном ми­ре.

Работа с текстом учебника и доку­ментами. Обсуждение особенностей мо­дернизации тоталитарной модели социа­лизма в странах Азии, развитие рыноч­ной экономики в условиях партийно-государственного контроля над процес­сами политической жизни. Использова­ние материалов прессы.

53

55.

Опыт модернизации в новых индустри­альных странах и Индии

1.Новые индустриальные страны и особенности их развития. 2.«Второй эшелон» НИС. 3.Особенности развития Индии.

Лекция-беседа. Работа с картой. Роль НИС в мировой экономике. Станов­ление НИС и особенности их политиче­ской жизни и социального развития. Модель НИС как образец для подражания в странах Юго-Восточной Азии. Специ­фика Индии. Сообщения учащихся с ис­пользованием материалов прессы.

54

56.

Исламский мир между национализмом и традиционализмом.

1.Национально-патриотическая модель развития исламских стран.

2.Традиционализм в исламском мире 3.Исламский фундаментализм в совре­менном мире и факторы солидарности исламских стран.

Работа с текстом учебника, докумен­тами, картами. Объяснение причин сближения исламских стран, возрожде­ния исламского фундаментализма. Дискуссия «Исламский фактор в современ­ном мире». Отработка понятийного ап­парата. Составление развернутого пла­на по теме уроке.

55

57.

Проблемы модернизации в Африке к Югу от Сахары

1.Особенности положения в странах Африки после освобождения. Трайбализм и модернизация.

2.Истоки военных конфликтов на аф­риканском континенте. 3.Интеграционные процессы в совре­менной Африке.

Работа с картой. Комментарии учителя к тексту учебника. Актуализация полученных знаний. Объяснение исторической уникальности положения в странах Африки, влияния блокового и державного соперничества на их

развитие. Анализ роли бывших колониаль­ных держав в африканских странах. Созда­ние и эволюция Британского и Французского содружеств.

56

58.

Латинская Америка: от авторитаризма к демократии.

1.Страны Латинской Америки после второй мировой войны: поиск путей национальной самоидентификации.

2.Революция на Кубе и ее влияние на страны Латинской Америки. 3.Модернизация, авторитаризм и пе­реход к демократии в латиноамери­канских странах в 1980-1990-е гг.

Работа с текстом учебника и доку­ментами. Анализ особенностей развития латиноамериканских стран, теории «за­висимого капитализма». Дискуссия о революционном национализме в Латинской Америке, эволюции идеологии ре­волюционного движения. Обсуждение возможностей независимого развития государств Южной Америки на базе ин­теграции в современных условиях. Со­общения учащихся о лидерах освободи­тельного движения.

57

59

Тема 11. Мировая цивилизация: новые проблемы на рубеже тысячелетий СЗ часа)

Глобальные проблемы современности

1 .Научно-технический прогресс и военная угроза: новые вызовы. 2. Экологические проблемы и кризис инду­стриальной цивилизации. 3.Глобальные проблемы современности и

международное сотрудничество.

Лекция по материалам учебника. Выяв­ление межпредметных связей. Актуали­зация знаний пройденного материала. Обзор проблем, решение которых жиз­ненно важно для выживания рода чело­веческого, сохранения достижений ци­вилизации. Составление таблицы «Гло­бальные проблемы современности».

58

60

Устойчиво-безопасное развитие: дос­тижения и проблемы.

1.Материально-технические возможности решения глобальных проблем со­временности 2.Международные организации и их роль в мировом развитии. 3. Концепция – устойчиво безопасного развития и опыт ее реализации.

Обсуждение текста учебника и доку­ментов. Анализ роли ООН и ее специа­лизированных организаций в современном мире, значения ее рекомендаций. Рассмотрение прогнозов развития мира и возможностей выбора конструктивных сценариев решения противоречий гло­бального уровня.

 

61

Международные конфликты и модели миропорядка XXI века.

1.Особенности развития системы меж­дународных отношений после заверше­ния «холодной войны».

2.Рост конфликтности в мировой по­литике и его причины. Роль США в современном мире. 3.Военные конфликты 1990-х годов и их последствия.

Работа с текстом учебника, картой, доку­ментами, материалами текущей прессы. Анализ конфликтов 1990-х гг. (вокруг Ирака, на Балканах, в Афганистане, Ближнем Востоке и других), их причин и последствий.

Дискуссия по теме: «Политика США и меж­дународное миротворчество».

60

62

Россия в современной системе между­народной безопасности.

1.Роль России в поддержании международной стратегической стабильности.

2.Россия и «горячие точки» современного мира.

Обсуждение материалов учебника, до­кументов, текущей прессы. Анализ вклада России в обеспечение междуна­родной безопасности, перспектив взаимодействия России и стран Запада в мирном урегулировании конфликтов. Проблемы стратегических вызовов инте­ресам России в современном мире. За­ранее подготовленные сообщения уча­щихся по материалам периодических из­даний о встречах руководителей России на высшем уровне.

61

63

Тема 12. Особенности духовной жизни второй половины XX века (3 часа).

Общественно-политическая мысль но­вой эпохи.

1. Концепции «конца идеологии» и реидеологизации. 2.Современные теории общественного - развития. Постструктурализм. 3.Развитие прикладных исследований в области политологии и социологии.

Комментарии учителя к материалам учебника. Обсуждение вопроса о влия­нии условий «холодной войны», ее за­вершения, создания глобальной сети обмена информацией на общественно-политическую мысль, особенности ее развития в России. Доклады учащихся о ведущих представителях современной общественно-политической мысли.

62

64

Тенденции развития культуры и ис­кусства

1.Постмодернизм в живописи и худо­жественной литературе. 2.Национальные культуры стран Азии, Африки и Латинской Америки: новый этап развития. 3.Духовная жизнь в советском и рос­сийском обществе.

Работа с текстом учебника, дополни­тельной литературой, материалами (по усмотрению учителя). Обсуждение про­блемы «Диссиденты в советской культу­ре: творчество и политика». Посещение музеев, выставок, вернисажей, галерей с последующим обсуждением проблем современного искусства.

63

65

Массовая культура

1. Особенности современной массовой культуры. 2. Контркультуры молодежного протес­та. 3. Технологии информационного обще­ства и искусство.

Работа с текстом учебника. Обсужде­ние вопроса «Массовая культура и контркультуры в современной России». Подготовка докладов, написание рефе­ратов.

64

66

Тема 13. История человечества: опыт изу­чения.

Противоречия исторического развития: проблемы осмысления.

1.Этапы развития человечества и движущие силы истории. 2.Кризисы цивилизаций и их роль в общественном развитии.

Лекция. Подведение итогов изучения всемирной истории. Тенденции изменения облика мира, характера объектив­ных процессов прошлого и особенностей их восприятия современниками. Рас­смотрение проблемы пределов человече­ского сознания в осмыслении реально­стей мира.

65

67

Кризис индустриальной цивилизации и его особенности.

1.Днтиглобализм как феномен начала XXI века. 2.Современные прогнозы историческо­го развития в 3-ем тысячелетии. Детерминированность и случайность в мировом развитии.

Аналитическая беседа. Анализ совре­менных противоречий глобализации. Со­общение учащихся по материалам прессы о выступлениях антиглобалистов и их требованиях. Дискуссия на тему «Пер­спективы человечества в 3-ем тысяче­летии».

66

68

Повторительно-обобщающий урок.