ДОСТИЖЕНИЯ УЧАЩИХСЯ КАК РЕЗУЛЬТАТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОВЕДЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН

Введение


Дата: 2011 год.


Школьные достижения представляют собой систему определенным образом связанных элементов. К таким элементам относятся: освоение учащимися основных понятий конкретных учебных дисциплин, сформированность умственных и практических умений и навыков.
В теоретической и практической педагогике важное место всегда принадлежало проблеме контроля, учета и оценки достижений учащихся в учебном процессе, ибо они являются необходимыми компонентами последнего. Актуальность данной проблемы сохраняется в многогранности и сложности разрешения. В соответствии с педагогической теорией функции контроля, оценки и учета являются информирование о результатах учебной работы и отражение динамики развития учащихся. Кроме того, они сами имеют воспитывающее и обучающее значение. Контроль представляет собой реализацию принципа обратной связи, без него невозможно управление. В процессе контроля происходит постоянное сравнение заданной программы учебной деятельности с фактическим выполнением. В традиционной педагогике выделяются следующие задачи контроля:
- установить готовность учащихся к восприятию и усвоению новых знаний;
- получить информацию о характере самостоятельной работы учащихся в процессе обучения;
- выявит трудности и ошибки, причины их возникновения;
- определить эффективность организации, методов, средств обучения; выявить степень правильности,
-объем, глубину знаний, умений учащихся.

Процесс  оценивания  должен  сопровождаться  конкретным  разбором положительных и отрицательных сторон и недостатков в знаниях, умениях учащегося. При этом необходимо учитывать: объем знаний, степень понимания, прочность, умение применять знания, качество изложения, количество и характер допущенных ошибок, своевременность выполнения, умение пользоваться учебными пособиями.
Данная система оценивания предусматривает использование оценочных суждений после выставления бальной оценки. Результаты исследований свидетельствуют о широком распространении в школе проверки усвоения фактического материала учащихся. Контроль за усвоением понимания сущности фактов, взаимосвязи между ними, уровня овладения законами и закономерностями невелик. Еще реже контролируется умения применять теоретические знания на практике; умения же, являющиеся основой умственного развития, в школьной практике вообще специально не контролируются. Требования, предъявляемые к результатам процесса обучения в школьной практике, явно недостаточны, и что в учебном процессе оцениванию подлежат не все компоненты содержания обучения, чаще всего контроль достижений учащихся сводится к контролю за усвоением учащимися определенной суммы знаний. Несовершенство данной системы оценивания достижений учащихся связано с целеполаганием, с односторонностью в определении целей учебного процесса. Использование только большой отметки как средство оценивания достижений учащихся при отсутствии надежного инструментария, позволяющего оценить достижения по всем заявленным параметрам, и, кроме того, наборе параметров, не отражающем результативности процесса обучения в целом, не может обеспечить необходимую эффективность процесса контроля и оценивания достижений учащихся.
Педагогическая практика потребовала более динамичной, объективной, всесторонней системы оценивания достижений учащихся в ходе учебного процесса, которая реализовала бы все присущие ему функции, в том числе функцию стимулирования учебной деятельности, т. к. проблема стимулирования учебных достижений учащихся весьма актуальна для современной школы.
Проблеме достижений учащихся, их сущности, критериям, по которым их можно было бы оценить, разработке инструментария, который обеспечил бы объективность оценки и др. посвящены многие педагогические и психологические исследования, над этой проблемой работали В. М. Блинов, В. П. Беспалько, Б. Битинас, Н. Д. Литвинов, Н. А. Менчинская, З. И. Калмыкова и др.

Оптимальным представляется подход к рассмотрению данной проблемы, сторонники которого предлагают учитывать в процессе оценивания достижений учащихся в комплексе:
- академическую успеваемость (с учетом образовательного стандарта);
- овладение фондом коммуникативных умений, приобретенных в ходе учебного процесса (личностные приобретения);
- сформированность мотивов учебной деятельности;
- личностные социальные приобретения;
- систему ценностей.

Требования к уровню подготовки учащихся по истории.
Неотъемлемой составной частью исторического образования в школе является программа овладения способами учебной деятельности школьников. Пусть постепенного усложнения деятельности учащихся при изучении школьных курсов истории лежит через овладение школьными приемами учебной работы и умственной деятельности, которое последовательно приводит к становлению у школьников учебного умения
Умения непосредственно связаны с содержанием исторического образования и формируются только в процессе его изучения. Они являются одновременно и результатом деятельности школьника, и необходимым условием дальнейшего развития его учебно- познавательности. При составлении учителем индивидуальной программы умений учащихся необходимо учитывать их классификацию. При всех разночтениях данной проблемы методисты в самом общем виде классифицируют умения на хронологические, картографические, образные, логически оценочные. Учитель сам определяет реальные возможности своих учеников и составляет индивидуальную программу их развития, исходя из реальности учебного процесса в данной школе.
Одним из важнейших умений при изучении истории являются умения, связанные с воссозданием образов и картин исторического прошлого. Программа развития умений такого типа связана с развитием воображения у школьников, исторических представлений и речевой подачи материала. От простого копирования несложных образов исторических памятников и картин жизни школьники постепенно переходят к самостоятельному и творческому их воссозданию. В старших классах образы значительно усложняются: социально-психологические характеристики, социальная обстановка в обществе, нравственные ценности и духовные искания людей, противоречивые отношения отдельных личностей и целых групп государств и т. п. Это предполагает достижение школьниками более высокого уровня развития умений образной реконструкции у старшеклассников, нежели в младших классах. Старшеклассника интересует суть, а не характерные детали.
Пространственная локализация в обучении истории является одной из необходимых предпосылок сущностного понимания исторического процесса с доступной школьникам глубиной. Событий не может быть вне пространства, поэтому применение карты и освоение картографического материала учащимися облегчает изучение истории. Формирование у школьников картографических знаний и умений начинается с простейших действий, знакомства со странами регионального, затем изучается история единого мира в тот или иной период, совокупность государств одновременно. Карта становится при изучении основных курсов в среднем звене одним из важнейших средств извлечения сущностных знаний. На заключительном этапе школьники поднимаются от знания исторической топографии и умения ею оперировать к представлениям о динамике геополитического положения государств, цивилизаций.
История не может быть вне определенного времени, поэтому не менее важно в процессе обучения предмету сформировать правильное, адекватное реальному историческому процессу отражение в сознании школьника исторического времени. От простого запоминания бытия и установления длительности и последовательности фактов истории школьники овладевают установлением временных связей между ними, ориентированием в синхронных временных отношениях между государствами и целыми регионами. Свободная ориентация в хронологическом материале и достаточно высокий уровень овладения умениями предполагает соотнесение школьниками дат, событий и явлений истории России с мировым историческим процессом в той или иной период.
Осмысление школьниками изучаемого исторического материала происходит посредством овладения ими умениями теоретико-аналитического характера. От характеристик школьники постепенно переходят к сравнительно--развернутым обобщениям, от простейших рассуждений - к проблемному изложению, от простых планов - к планам тезисам.
Тесно связаны с умениями теоретико-сущностного плана оценочные умения. От оценок одноуровневого плана, симпатий и антипатий к историческим деятелям, школьники постепенно переходят к аргументации противоположных оценок событий, раскрытию мотивов и ценностных ориентаций, выявлению критериев, лежащих в основе оценочной деятельности.
Развитию оценочных суждений школьников способствует и расширение исторической базы: от мифов и легенд школьники постепенно переходят к изучению хроник и летописей, законов, воспоминаний, периодической печати, статистики.
Таким образом, развитие познавательной деятельности школьников при обучении истории связано с совершенствованием всех ее компонентов и установлением определенной последовательности в овладении умениями. От степени овладения ими зависит качество ус программного материала.
Второй концентр (10 -11кл)

Изучение курсов истории в старших классах должно обеспечить учащихся возможность:
- получить целостное представление о процессе исторического развития различных стран и народов с акцентом их взаимоотношения с Россией;
- познакомиться с различными подходами к историческому процессу, вариативностью рассмотрения проблемных вопросов истории;
- понять смысл исторического процесса, его закономерности, культурологической уникальности разных народов, уделение более пристального внимания отечественной истории.
- освоить проблемный подход к истории России и других стран;
- узнать разные концепции истории России и ее место в мировой истории;
- осуществлять комплексный подход при изучении политических, экономических, культурологических и социальных сторон жизни разных стран.
Второй концентр (10-11класс)

Требования к уровню подготовки учащихся.
При изучении курсов истории в старших классах учащиеся должны:
- приводить примеры, подтверждающие теоретический анализ основных тенденций исторического процесса, иллюстрирующие общее и особенное в развитии народов;
- знать основные теории общественного развития, понятия, наиболее важные идеи и политические течения, имена исторических деятелей, последовательность наиболее важных событий;
- сравнивать общественные процессы, происходящие в различных регионах, выявляя их историческую закономерность социокультурную уникальность;
- применять умение анализа исторических источников и статистических данных для конструирования элементов исторического процесса;
- определить причинно - следственные связи исторического процесса. место того или иного события и его значимость в мировой истории.

В результате изучения обществоведческих дисциплин в основной школе учащиеся должны научиться:
- раскрывать причинно- следственные связи в социальных процессах;
- прослеживать развитие явления от его возникновения до зрелого состояния;
- изучать личность человека в развитии;
- выявлять структуру социального объекта (процесса), соотношения и функции его элементов;
- рассматривать деятельность как способ существования человека и общества в целом;
- определить роль и место общения в жизни человека и общества;
- раскрывать влияние ближайшего окружения (малой группы) на личность и обратное влияние.

В результате изучения обществоведческих дисциплин в средней (полной) школе учащиеся должны научится:

- выявлять противоречия в общественном развитии и способы их разрешения;
- выявлять качественно новое и преемственное в конкретных процессах и явлениях;
- выявлять специфику различных видов деятельности и ее основных характеристик: социальности, продуктивности, предметности, целесообразности, сознательности;
- раскрыть соотношения общего - особенного - единственного в развитии того или иного процесса (явления);
-раскрывать в процессах и явлениях закономерности общественного развития;
- выявлять соотношение объективной необходимости и сознательной деятельности людей;
- раскрывать роль материальных и духовных факторов в развитии общества;
- определить тенденции развития данного общественного явления или их совокупности;
- раскрывать движущие силы социального прогресса и их роль;
- раскрывать роль и соотношение частных, групповых, национальных, государственных, общечеловеческих интересов в конкретной ситуации.

При изучении социально - гуманитарных дисциплин должна быть организована деятельность, обеспечивающая формирование общеучебных умений, в том числе:
- выделить главную мысль текста, составлять план, тезисы;
- конспектировать, в старших классах не только на основе текста, но и но определенной проблеме на основе нескольких источников;
- делать выводы по изучаемому вопросу и аргументировать их;
- участвовать в дискуссии, сопоставлять различные точки зрения, выдвигать аргументы в обосновании собственной позиции и контраргументы по отношению к иным взглядам.
Историческое и обществоведческое образование должно быть направлено и на формирование специальных умений, а также творческого опыта решения проблем, возникающих при изучении истории, общества и человека.

Объектами проверки учебных достижений школьников по истории являются:
- знание исторических фактов, событий, дат, имен, терминов;
- усвоение общих исторических представлений, понятий, идей;
- владение элементами исторического анализа и объяснения (раскрытие причинно-следственных связей между историческими явлениями, сравнение, определение сущности событий и др.)
-умение оперировать историческими знаниями, извлекать их из исторических источников, применять в новой ситуации;
- умения оценивать исторические явления, действия людей в истории;
- обоснованность личностного отношения к историческим событиям, их участникам, творениям культуры и т. д. специфика проверки знаний по истории определяется особенностями истории как области знаний. Она содержит объективную информацию о конкретных свершениях, необратимых событиях и их участниках и вместе с тем субъективное восприятие, толкование этих, связанное с системой индивидуальных и общественных ценностей. Исходя из этого, компоненты исторической подготовки школьников могут быть условно разделены на объективизированные (формализованные) и субъективированные.

К первым относятся:
- точное указание исторических дат, фактов, имен и т. п.;
- соотнесение события десятилетием, веком, эпохой;
- рассмотрение событий с учетом их хронологического предшествования и последовательности;
- выявление места локального события в серии однотипных событий по горизонтали и вертикали;
- сравнение событий по заданным параметрам, выявление общего и особенного в них и др.
Эти компоненты знаний проявляются в определенных (однозначных) ответах и действиях школьников. Они могут быть проверены с помощью конкретных измерителей, содержащих правильный ответ (или его элементы).
С другой стороны, в знаниях учащихся отражается присущая истории неоднозначность объединения событий. Прежде всего речь идет о разных версиях, трактовках одних и тех сюжетов, с которыми школьники могут встретится в различных учебниках. Элементы субъективного привносятся в знаниях учащихся и вследствие их личностного восприятия истории.

Субъективные, вариативные свойства исторических знаний школьников проявляются:
- в выборе фактического материала для характеристики событий, процессов;
- в основаниях для классификации и оценки значения событий, действий людей (критерии оценки);
- в характере обобщений, выводов и т. д.
В силу этого при проверке исторической подготовки школьника изложение им материала остается в значительной степени "открытым", не предполагает единственно возможной формулировки. Проверка в этом случае осуществляется с помощью " рамочных" параметров в пределах используемых учебных пособий). В ответах оцениваются точность сообщаемых фактов, полнота и логика изложения, использование материала в рамках учебника или сверх того и т. д.
Все виды проверки знаний по истории: текущая, этапно-тематическая, итоговая - должны быть ориентированы как на объективированные (формализованные), так и на субъективные компоненты (это условие применимо и к тестам по истории)
В отличие от других учебных дисциплин история имеет дело не с существующим в данный момент объектом, а с его реконструкцией. Отсюда специфика ее требований к мыслительным умениям, в которых должны сочетаться критичное восприятие и моделирование хо тий, личностное сопереживание ("вживание" в ситуацию) и осмысление явлений, определение, обоснование своей позиции.
Опорными содержательными категориями являются, историческое время, пространство, движение.
По каждой из этих категорий существуют знания, мыслительные действия школьников, которые могут быть предметом проверки.

Историческое время:
- знание дат, хронологии событий;
- соотнесение даты (единичного события) и явления, процесса;
- периодизация событий, процессов.

Историческое пространство:
-знание исторической топографии;
-представления о геополитическом положении цивилизаций, государств;
-знания об изменении исторической карты мира, регионов,  стран в
разные эпохи.

Историческое движение:
- знание фактов, событий, имен, названий, терминов;
- описание событий, явлений;
- соотнесение факта (единичного события) и процесса, явления, обобщение фактов;
- выявление причинно-следственных связей, взаимосвязанности исторических событий;
- раскрытие тенденций, динамики, диалектики исторических событий и процессов;
- сравнение исторических событий, ситуаций, явлений;
- определение сущности, принадлежности, типологии событий и явлений;
- оценка событий, деятельности людей и др.

Все виды проверки достижений учащихся по истории предполагают и устную, и письменную формы ответов. В одних случаях может быть избрана одна из этих форм: устная или письменная. В других обе формы сочетаются. Так при итоговой аттестационной проверке (экзамене) письменный ответ (реферат) может сопровождаться устным комментарием, защитой и т. д.
Основным квалификационным видом проверки учебных достижений школьников по истории служит полугодовая и годовая проверка.

Образцы вопросов для проверки уровня школьников по истории.
I. Историческое время.
Проверке подлежат следующие элементы уровня исторической подготовки учащиеся.
1. Знание дат, хронологий событий. Основные виды вопросов и заданий:
- на указание даты события (когда, в каком году?) или события по дате (что произошло в... году?);
- на выбор даты из серии дат;
- на соотнесение события и даты;
- на определение длительности, хронологической последовательности событий.
2. Соотнесение даты (единичного события) и явления, процесса. Основные виды вопросов и заданий:
- на указание (или выбор из предложенного перечня) дат, которые относятся к определенным процессам;
- на составление хронологических рядов, таблиц.
3. Периодизация событий, процессов. Основные виды вопросов и заданий:
- на определение (обоснование) периодов, этапов в событиях, истории государств, движений и т. д.,
- на отнесение события к этапу, периоду;
- на выявление "ключевых", "переломных" событий;
- на обоснование критериев периодизации.

II. Историческое пространство.
Проверке подлежат следующие элементы исторической подготовки учащихся.
1. Знание исторической топографии (мест, где происходили события, расположение городов и др., границ расселения народов, государств, направлений походов, передвижений народов и т. п.). Основные виды вопросов и заданий предполагают указание и описание картографических данных.
2. Представление о геополитическом положении государств, цивилизаций. Основные виды вопросов и заданий:
- на описание геополитического положения (показ на карте и объяснение);
- на сравнение геополитических ситуаций, выявление их изменения.
3. Знание об изменении карты мира, региона, стран в результате этнических, социально- политических, государственных и др. процессов.
Вопросы и задания на показ по карте и объяснение.
Проверка проводится устно - с использованием исторических карт или письменно - при наличии контурных карт и компьютерных программ с картографическим материалом.
Историческое движение.
Категория исторического движения объединяет историю человека и человеческих общностей (этнических, политических, религиозных и т. д.), историю политическую, экономическую, историю культуры, духовной жизни и т. д. Ее основные содержательные линии выделены условно. В реальных знаниях ученика, как и в самой действительности, история предстает целостно, нерасчленённо. Поэтому и в проверке исторической подготовки школьников вопросы издания ориентированы на факты, явления, и другие аспекты.

Проверке подлежат следующие элементы исторической подготовки учащихся:
1. Знание фактов, событий, имен, названий, терминов.
Основные виды вопросов и заданий:
- на указание (выбор предложенного перечня) фактов, имен и т. д.; на идентификацию (узнавание) фактов;
- на объяснение исторических названий, терминов.
2. Описание событий, явлений
Основные виды вопросов и заданий предполагают:
- рассказ о событии, человеке, движении и т. д.;
- описание облика людей, исторических объектов и т. д.;
- рассказ о представлениях, мыслях, идеях людей.
3. Соотнесение факта (единичного события) и процесса, явления, обобщение фактов.
Основные виды вопросов и заданий:
- на определение принадлежности исторического факта, имени и т. д.;
- на указание (отбор) ряда фактов, представляющих процесс, явление;
- на анализ, обобщение фактов и определение стоящего за ними процесса;
- на раскрытие проявлений процессов в конкретных фактах, ситуациях.
4. Выявление причинно- следственных связей, взаимосвязанности исторических событий.
Основные виды вопросов и заданий предполагают:
- указание (выявление) причин и следствий исторических событий (сравнение по горизонтали и вертикали);
- определение иерархии, классификацию причин событий;
- определение причин событий по их следствиям и следствий - по причинам.
5. Раскрытие тенденций, динамики, диалектики исторических событий и процессов.
Основные виды вопросов и заданий:
- на выявление направленности событий;
- на прослеживание противоречий, разных тенденций в разных событиях;
- на характеристику альтернатив, развития отдельных ситуаций, объединение того, почему события сложились именно таким, а не иным образом (при этом присутствуют элементы анализа причинно - следственных связей).
6. Сравнение исторических событий, ситуаций, явлений и т. д. Вопросы и задания предполагают:
- выявление общего и различного в сравнительных объектах;
- раскрытие своеобразия событий, явлений в их исторической обусловленности;
- суждения (умозаключения) по аналогии;
- сопоставление и противопоставление событий по заданным признакам;
- выделение и обоснование линий, критериев сравнения.
7. Определение сущности, характера, принадлежности событий, явлений, понятий, их типология.
Вопросы и задания предполагают:
- выявление характерных черт событий, процессов;
- определение сущности событий, явлений, процессов;
- раскрытие типичности событий, явления, принадлежности его к группе сходных событий и т. д.;
- составление типологических разрядов.
8. Оценка событий, поступков и деятельности людей, обоснование своего отношения.
Основные виды вопросов и заданий:
- на изложение представленных в учебной литературе оценок событий (в том числе отличающихся друг от друга, противоположных);
- на сопоставительное рассмотрение различных оценок, разъяснение лежащих в их основе подходов;
- на понимание и раскрытие мотивов и критериев оценок, ценностных подходов людей в различные эпохи истории и к самой истории;
- на выбор оценки из числа предложенных;
- на обоснование, аргументацию своей позиции, оценки.


В содержание