Исследовательская деятельность учащихся
из опыта работы
Ламановой И.П.,
учителя истории школы № 37 г. Орска

Мельникова Е.А., методист Орского филиала ООИПКРО
Дата: апрель 2011

 

Теоретическая база опыта:

- теории развивающего обучения (В.В. Давыдов, Л. В. Занков, И. С. Якиманская и др.);

- психолого-педагогические аспекты исследовательской деятельности учащихся (Лернер И. Я., Запорожец Н. И., Донской Г.М.).

Актуальность:

Предлагаемый способ работы позволяет преодолеть отрыв теоретических знаний от общественной практики. Школьники могут усвоить инструментарий, с помощью которого он сможет познать действительность, выстроить свою позицию по общественно-значимому вопросу и аргументировать ее.

Основополагающими принципами педагогической системы являются:

Системный подход в организации исследовательской деятельности школьников.

- обучение на высоком уровне трудности,

- осознание школьниками процесса обучения,

- успешность обучения.

Условия возникновения и становления опыта:

- эрудиция учителя, творческое отношение учителя к методам и приемам, активизирующим учебную и внеучебную деятельность учащихся,

- наличие методической литературы по данной проблеме,

- сотрудничество единомышленников: учителя и учащихся.

Сущность:

Системный подход в организации исследовательской деятельности школьников.

Мотивация.

Обучение приемам исследования

Выбор темы проекта

Планирование и организация работы над проектом

Предполагаемые трудности в работе над проектом.

Формы представления проектов

Оформлению результатов исследования

Уровни представления проектов.

Результативность работы в технологии учебного исследования

Новизна:

- организация исследовательской деятельности учащихся способствует формированию самостоятельного мышления учащихся, развитию мыслительных операций (анализ, синтез и т.д.), поиску оптимальных решений проблемных ситуаций.

Система работы учителя:

- главная цель учителя – подготовка учеников к творческой деятельности, учащиеся выступают в роли исследователей, самостоятельно добывающих знания, использующих разнообразные источники и материалы. ( См. сущность опыта.)

I. Системный подход в организации исследовательской деятельности школьников. Мотивация.

Большую подготовительную работу проводит учитель в начале учебного года. Важно выявить желающих заняться исследовательской работой. Основные мотивы учащихся заняться исследовательской работой: интерес к предмету; желание углубить свои знания, расширить кругозор; связь с будущей профессией; удовлетворение процессом работы; желание самоутвердиться; получить награду на конкурсе; поступить в вуз; и другие.

II. Обучение приемам исследования

Любая судьба неразрывно связана с судьбой страны, с близкой нам российской историей, поэтому главной целью работы учащихся должна стать задача: проследить эту связь через судьбы живых свидетелей и участников грандиозных военных событий и сделать все возможное, чтобы то, что они хранят в памяти, было зафиксировано, стало историческим документом.

Учащиеся, как правило, встречаются с героями (или их родственниками) своих исследовательских работ, знакомятся с документами, личными архивами, беседуют с людьми, хорошо знающими героя, находят и изучают печатный материал - газетные статьи, брошюры и книги. Это кропотливая и трудоемкая работа, ведут ее учащиеся самостоятельно. Это самый важный этап исследовательской деятельности учащихся.

Ребятам необходимо научиться работать не только с письменными, но и с устными источниками - воспоминаниями и рассказами самих людей. Поэтому необходимо научить юных исследователей вести беседу, интервью, просто слушать рассказ, технике ведения записей, правильно оформлять свои работы.

Ученик должен определить и сформулировать объект и предмет исследования, обосновать стратегическую цель и тактические задачи исследовательской работы.

Исследовательские проекты – довольно сложный вид деятельности как для школьников, так и для тех, кто руководит ими. В журнале «Исследовательская работа школьников» №4, 2003г помещена статья Леонтович А.В. с рекомендациями по организации исследовательской работы школьников; опираясь на нее, Ламанова И.П. организует спецкурс «Учебное исследование». На занятиях учитель раскрывает алгоритм научного способа познания, дает отличие учебного исследования от научной работы, а также творческой работы в форме реферата. Учащиеся знакомятся с научной терминологией, видами научных источников и формами работы с ними, а также методами исследования, видами оформления результатов и критериями оценки проекта. Учатся составлять библиографию, план исследования, собирать и обобщать материал, проводить эксперимент, писать научную статью, доклад, тезисы, аннотации, выступать с докладом и оппонировать. Учащиеся получают справочные материалы: «Типовая структура исследовательской работы», «Как выступить с докладом», «Как написать аннотацию», «Как выступить с рецензией». Эти справочные материалы хранятся в школе, в кабинете истории.

III. Выбор темы проекта

Любая судьба неразрывно связана с судьбой страны, с близкой нам российской историей, поэтому главная цель работы учащихся - проследить эту связь через судьбы живых свидетелей и участников грандиозных исторических военных событий и сделать все возможное, чтобы то, что они хранят в памяти, было зафиксировано, стало историческим документом. Ламанова И.П. творчески подходит к выбору тем исследовательских работ. «Мои истоки» (Хафизов М., ученик 10 класса), «Бабушки XX века» (Бурдадина Екатерина, ученица 10 класса), «Целина в судьбе орчан старшего поколения» (Нуржанова Лариса, ученица 10 класса) и т.д. Подобная тематика учебно-исследовательских работ учащихся ориентирует на работу с документами в библиотеке и в архивах домашнем и государственном. Прежде всего определяется круг источников, исследуется степень изученности вопроса, выдвигается гипотеза исследования. Работа с документами формирует у учащихся умение сравнивать, выявлять главное, умение различать позиции, оценивать объективность информации.

IV. Планирование и организация работы над проектом

Успех деятельности во многом зависит от ее четкой организации. Под руководством учителя составляется план-график выполнения учебного исследования: определяются временные рамки, объем работы и этапы ее выполнения. Как правило, Ламанова И.П. организует начало работы над проектом в начале учебного года, в январе проект в основном готов, начинается оформление работы, в марте проходит защита проекта на различных конкурсах и конференциях.

V. Предполагаемые трудности в работе над проектом.

выявление проблемы исследования; учащиеся обычно не видят проблемы, они воспринимают окружающую действительность как данность, возраст «почемучек» далеко позади, поэтому Ирина Павловна помогает учащимся осознать проблему исследования;
постановка цели и задач, определение объекта и предмета исследования;
отбор и структурирование материала; работа в библиотеке, встречи и интервью с участниками событий требуют определенных навыков, поэтому с элементами исследовательской деятельности Ирина Павловна знакомит учащихся еще в основной школе;
соответствие собранного материала теме и целям исследования; в данном случае учитель выступает в роли консультанта и координатора.

VI. Формы представления проектов

Исследовательские проекты представляются авторами в разной форме, в зависимости от целей и содержания:

доклад (т.е. текст для устного выступления), в этом случае учащиеся выступают на обобщительно-повторительном уроке, на научно-практической конференции
стендовый материал (оформление наглядного материала, текста и иллюстраций) для заседаний научного общества учащихся;
реферат проблемного характера.

VII. К оформлению результатов исследования учитель предъявляет следующие требования:

наличие титульного листа, сносок, оформление приложений. Во введении четко определяются цели исследования, актуальность, степень изученности темы, обзор литературы. В основной части в логической последовательности излагаются результаты исследования. Выводы должны быть краткими и четкими, соответствовать целям, задачам, гипотезе исследования. Разработка конечного продукта исследования в виде выводов, собственных оценок и доказательств, сравнительных оценок и рецензий, эссе, докладов, рефератов, зачетных работ с постоянной отработкой навыков оформления примечаний, источников и литературы.

VIII. Уровни представления проектов. Выполненные работы рецензируются учителем и представляются на различных уровнях.

Часть из них заслушивается на кафедрах и методических объединениях, где ученик может получить дельный совет и критические замечания для улучшения работы.
Учащиеся выступают со своими исследованиями на уроках, классных часах, конференциях.
Учащиеся школы №37 участвуют в различных конкурсах школьных исследовательских работ, добиваясь на них успехов. В 2004-2005 учебном году проект «Целина в судьбе орчан старшего поколения» занял первое место на конкурсе НОУ в гимназии №1.
В 2002 году И.П.Ламанова с учащимися приняла участие в конкурсе проектов для старшеклассников в Открытом университете гражданских прав и свобод «Достоинство гражданина» (г.Екитеринбург), где два проекта (Сазонова Артема и Топильчук Ирины) были отмечен в числе лучших, за что учитель была удостоена благодарности.
В 2003 году ученица Ламановой И.П. Бурдадина Екатерина приняла участие в Всероссийском конкурсе «Человек в истории. Россия –XX век». Проект «Бабушки XX века» также был отмечен в числе лучших.
В 2004 году работа ученицы 9 класса школы №37 Ламановой Ирины «50-летию освоения целины посвящается …» удостоена Почетного Диплома Союза журналистов Оренбуржья.

IX. Результативность работы в технологии учебного исследования

Анализируя результативность работы учащихся в технологии учебного исследования, можно сделать следующие выводы:

усвоение алгоритма научного исследования способствует формированию научного мировоззрения учащихся; значительно расширяется учащихся в предметных областях;
вооружает учащихся универсальными способами учебной деятельности, дает импульс к саморазвитию, способности к анализу, целеполаганию, организации, контролю и самооценке;
формирует социальный опыт учащихся в труде и общении,
учащиеся школы №37, определяя свой профессиональный путь, опираются на тот социальный опыт, что приобретен во время исследовательской работы в школе.

В заключение нужно отметить, что нетрадиционные методы преподавания истории с использованием исследовательской деятельности учащихся приводят к желаемому результату, то есть развитие творческого мышления учащихся является условием формирования высокого уровня знаний учащихся по истории.

Литература.

1. Дьяченко В.К. Новая дидактика. М. “Народное образование”, 2001г.

2. Современные подходы к преподаванию истории. Материалы международного семинара. – СПб., М. 1996г.

3. ВяземскийЕ.Е. и Стрелова О.Ю. Методика преподавания истории в школе. М. “Владос”, 2000г.

4. Вяземский Е.Е. и Стрелова О.Ю. Методические рекомендации учителю истории. Основы профессионального мастерства. М. “Владос”, 2000г.

5. Степанищев А.Т. Методич6еский справочник учителя истории. М. “Владос”, 2000г.

6. Вяземский Е.Е. и Стрелова О.Ю. Как сегодня преподавать историю. М. “Просвещение”, 2000г.

7. Устав исследовательского общества учащихся школы-гимназии №168 г.Санкт-Перербурга. Ж. «Завуч», №2, 2000г.

8. Алексеева М.Л. «Работа над рефератом», Ж. «Преподавание истории в школе», №4, 2003г.

9. Леонтович А.В. «Об основных понятиях концепции развития исследовательской и практической деятельности учащихся», Ж.»Исследовательская деятельность школьников», №4,2003г.

 

ИПКиППРО ОГПУ

Банк_педагогической_информации