Дайджест «Обзор публикаций по профильному обучению: история, обществознание»

Программы элективных курсов по выбору.

Хотенков В.Ф., к.и.н., Иванова Л.Ф.,к.п.н., Заслуженный учитель РФ.// Журнал «Преподавание истории и обществознания в школе» - 2004 год-№6, с. 35-45.

«История техники» - курс по выбору для учащихся профильной школы (гуманитарный или социально-экономический профиль).Может быть интересен и учащимся других профилей, поскольку допускает модульное использование предлагаемых в учебном пособии материалов.

Преподавать курс в профильной школе или классе смогут учителя истории, технологиии, других предметов, имеющие необходимый уровень эрудициии современную общепедагогическую квалификацию. Курс можно использовать для организации предпрофильной подготовки в старших классах основной школы. Программа прошла экспериментальную проверку, имеет УМК, который включает:

- прграмму курса по выбору «История техники»;

- учебное пособие «История техники»;

- методические рекомендации;

- хрестоматию для учащихся.

Курс «История техники» межпредметный связан с историей отдельных стран. Даный курс электвный, т.е. выбирается по инициативе учащихся. При оценке результатов освоения программы рекомендуется нетрадиционная система оценивания – портфолио – оценку.

Качина О.А., учитель истории обществзнания лингвистического лицея №25 г. Ижевска, Удмуртской республики. // Журнал «Основы государства и права» - 2004 г. № -, с.59-89х

Авторская программа «Школа юного сенатора»

Программа интегрированного спецкурса по истории, обществознанию и курсу «Мой выбор» для учащихся 9-11 классов общеобразовательной школы.

Авторская работа Качиной О.А. учителя истории, победительницы Всероссийского конкурса авторских программ гражданского и правового образования «Парламентаризм и гражданское общество»заняла 3 призовое место и рекомендована педагогическому сообществу России.

Россия вошла в новую эпоху демократических отношений, изменилась политическая система, созданы новые институты власти, изменилась правовая система.

Сегодня большую роль играет гражданское образование, знакомство учащихся с историей становления и развития российского парламентаризма. В школьном курсе эта проблема решается фрагментарно, и не всегда носит системный характер, что объясняется малым количеством часов.

Существует две составляющих развития и укрепления гражданского общества:

1. Воспитание и просвещение граждан;

2. Создание условий, при которых индивиды смогут реализовать себя как граждане.

Сегодня по мере становления гражданского общества гражданское образование должно развивать у людей умение делать совместный выбор, создавать власть, строить отношения друг с другом и вырабатывать единую политическую волю, овладевать навыками гражданства и социального партнерства на собственном опыте.

Основными задачами парламентского просвещения является расширение связей Совета Федерации, Федерального собрания РФ с учащейся молодежью, стимулирование интереса учащихся к политической жизни страны, популяризация идеи парламентаризма среди молодежи, расширение ее информированности о деятельности верхней палаты парламента.

Данная программа «Школа юного сенатора» наиболее полно отражает тему становления российского парламентаризма и деятельности Федерального Собрания РФ.

Новая методика гражданско-правового образования основанная на активных, интерактивных подходах и направлена на формирование активной жизненной позиции школьников с опорой на его социальный опыт, жизненые интересы.

Эта программа может использоваться как курс по выбору, факультатив, элективный курс, как дополнительное образование. Позволяет реализовать важные педагогические принципы индивидуализации и дифференциации в обучении и воспитании юных граждан.

Швецова Н.А., учитель истории сош №1,г. Крапоткина Краснодарского края. Авторская программа спецкурса «Основы государства и права» (10-11 класс) // Журнал «Основы государства и права» №5 – 2004г.- С.

Данная программа может помочь учителю в изучении и преподавании права, а также в составлении собственных программ.

Цель спецкурса:

- формирование научного мировоззрения и общеправовой ориентации учащихся;

- привитие правовой культуры;

- способствовать принятию учащимися правильных решений;

- создать условия усвоения первоначальных знаний по теории государства;

- подробно изучить Конституцию РФ;

- овладеть знаниями теории права.

Спецкурс рассчитан на два учебных года (136 часов).

10 класс. Теория государства и Конституции Российской Федерации. – 68 час.

11 класс. Теория права и основные отрасли права. – 68 час.

Спецкурс прошел апробацию. Учащиеся показывают стабильно высокий уровень знаний. Результаты учащиеся подтверждают при поступлении в высшие учебные заведения.

 

ИПКиППРО ОГПУ

Банк_педагогической_информации