Результаты экспериментального апробирования
новых учебников по истории Отечества в 6-х - 11-х классах
гимназии № 3 г.Оренбурга
в 2003\2004 учебном году

Представила: зав. УМК обществознания ООИПКРО Н.И.Шарикова
Дата: июнь 2011 год

 

В течении 2003\2004 учебного года на базе гимназии № 3 г.Оренбурга осуществлялась апробация следующих учебников по истории России:

Е.В.Пчелов «История Отечества» /6 класс/

Е.В.Пчелов «История России 17 - 18 вв. / 7 класс/

Н.В.Загладин, С.Т.Минаков, С.И.Козленко, Ю.А.Петров «Истории Отечества. 20 век» / 9 класс /

Н.В.Загладин, С.Т.Минаков, С.И.Козленко, Ю.А.Петров «Истории Отечества. 20 - начало 21 века / 11 класс /

Сахаров, А.Н.Боханов «История России с древнейших времен до конца 19 века» / 10 класс /

Н.В.Загладин «Всемирная история. 20 век» / 11 класс /

Преподавание велось учителями первой и высшей категории гимназии №3 г.Оренбурга: Т.В.Скориковой; Т.А.Абакумовой; Л.Н.Шаговой; И.М.Бояршиновой Руководство экспериментальной работой осуществляла заведующая учебно-методическим кабинетом обществознания Оренбургского областного института повышения квалификации работников образования Н.И.Шарикова.

Контрольные срезы знаний проводились после каждой учебной четверти в 6-х и 7-х классах и после первого и второго полугодий в 10-х и 11-х классах. Тексты контрольных заданий отражали содержание учебников и разрабатывались в УМК обществознания ООИПКРО. Проводилось анкетирование учащихся и родителей с целью выяснения их отношения к новым учебникам.

Результаты проделанной коллективом учителей гимназии № 3 под руководством зав. УМК ООИПКРО Шариковой Н.И следующие:

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ АПРОБИРОВАНИЕ
учебника Е. В.Пчелова «История Отечества» в 6 «А» классе МОУ «Гимназия №3» проведено в 2003 – 2004 учебном году
учителем высшей категории Скориковой Татьяной Витальевной.

Каким быть учебнику истории Отечества? Как с его помощью пробудить интерес к изучению? Как преподнести информацию? Как заставить размышлять, оценивать?

- Первая отличительная черта учебника Е. В. Пчелова - источник информации (основные даты - стр. 249; основные имена - стр. 253)

- Вторая особенность: связь исторического прошлого с сегодняшнем днем. Это выражается в обращении к учащимся, способствующем актуализации, имеющихся у них знаний, побуждающем относить прошлое и реальность.

Например - стр. 28 - задания к историческому документу «Из сочинения византийского историка Прокопия Кесарийского (VI в)»

задания к карте (§ 6) - стр. 7

стр. 230: как вы понимаете поговорку «Вот тебе, бабушка и Юрьев день»?

- Какие черты объединяли различные племена, населявшие Восточно-Европейскую равнину? (стр. 71)

- Третья особенность учебника: он организовывает деятельность учащихся с помощью системы заданий, часть из которых нацелена на освоение новых знаний. Например - какое влияние оказывала борьба между русскими князьями на степень господства Орды над русскими землями?

Чем власть владимирских князей отличается от власти новгородских князей? (§17)

- Какие природно - климатические факторы позволили Москве стать в центре объединения русских земель? (§22)

Задания для учащихся не являются отдельным компонентом, они составлены с учетом разного уровня познавательных возможностей учащихся, что позволяет дифференцировать процесс обучения. Они помогают ученикам воспроизвести изученный материал, проверить свои знания. Но главное - большая их часть предлагает подумать, обсудить, раскрыть значение исторического события. Например - Какое событие произошло в 1564 году?

Дайте характеристику деятельности Ивана Федоровича. (§33)

- Составьте таблицу «Архитектурные памятники России конца XV - XVI в» (§33)

Какие черты характерны для опричного войска (§31)

- Составьте таблицу «Категории населения Киевской Руси в X - XI вв.» (§10) В чем состоит полководческое искусство Александра Невского? (§19)

- Дайте характеристику Ивана Калите. (§22)

Важную дидактическую роль играют иллюстрации, учебные рисунки, карты-схемы (каждого периода), которыми богато снабжен учебник.

Иллюстрации в учебнике В.Пчелова являются не только украшением текста, но и его визуальным продолжением. Например, миниатюры XV-XVI вв.(§33; §26; §23; §18; §17; §16; §12;). Иконописные изображения (§32; §26; §22; §20;). Репродукции с картин В.М Васнецова, П.П. Чистякова, М.В Нестерова, М.И Авилова, В.А. Фаворского; (§24; §25; §23; §14;) Дизайн учебника очень функционален. Хочется отметить, что назначение этого учебника: облегчить восприятие информации и направлять деятельность ученика. Роль учащихся в учебном процессе уже не ограничивается пассивным восприятием текста с последующим его воспроизведением и совершением с ним логических операций. Работая с учебником Е. В. Пчелова, учащиеся не только учатся отвечать на вопросы, но и что еще более важно, учатся их задавать.


ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ АПРОБИРОВАНИЕ
Абакумова Татьяна Анатольевна–учитель истории первой категории

Пчелов Е.В. «История России XVII-XVII1 века» – М.: «ТИД «Русское слово – РС», 2002.

Эксперимент по учебнику Е. В. Пчелова «История России XVII-XV111 века» проводился в 7 «Б» классе гимназии №3 города Оренбурга в 2003 - 2004 учебном году.

Учащиеся данного класса продолжали обучение по учебнику Пчелова Е.В., начатое в 6 классе (в 2002 – 2003 уч. г.). Знания учащихся стабильны, о чем свидетельствуют контрольные срезы, проводимые в экспериментальном и контрольном классах.

Основные сложности вызвали задания, где необходимо было проявить четкое знание понятии и терминов, а также задания на распределении понятий и эпох, соотнесение личности и его деятельности.

Из результатов контрольных срезов видно, что основные знания, умения и навыки учащимися 7 «Б» класса усваивались лучше, чем учащимися 7 «А» класса. Допущенные ошибки были основаны на недостаточном внимании авторов учебника к понятийному аппарату учебника, а также смене структуры методического аппарата учебника (по сравнению с учебником 6 класса).


Основные сложности вызвали задания на соотнесение событий и деятелей, восстановление последовательности, распределении понятий и эпох, понятийные цепочки.

Учебник для 7 класса Е. В. ПЧЕЛОВА «ИСТОРИЯ РОССИИ XVII-XVIII века» (М.: ООО «Торгово-издательский дом «Русское слово-РС», 2002) продолжает лучшие традиции учебника для 6 класса: он красочен, научен, доступен по содержанию, интересен, рассчитан на развитие кругозора учащихся, а так же имеет разноуровневые задания для самостоятельной работы школьников. Задания разнообразные по своей направленности: от простых вопросов до составления таблиц, предложенных автором учебника. Например, таблица к параграфу №3 «Царь Василий Шуйский» - «Движение Болотникова» помогает выработать четкое представление о характеристике восстания по основным вопросам, а так же возможность сравнить его с другими движениями. Таблица «Первое ополчение» на странице 30 дает учителю возможность расширить навык логической характеристики и дополнить линии сравнения. Работа над таблицами продолжается планомерно на протяжении всего учебника: их 8 таблиц такие как «Движение под руководством С. Разина», «Землепроходцы и мореходы», «Участие России в Семилетней войне», «Географические открытия XVIII века», «Разделы Польши во второй половине XVIII века», «Жанры русской литературы второй половины XVIII века». Стиль изложения текста параграфа соответствует психологическим особенностям семиклассников. Он не содержит сложных и непонятных лексических оборотов, как учебник для 7 класса «Истории Отечества» под редакцией А.А.Преображенского, Б.А.Рыбакова. В учебнике работает даже шрифт на усвоение основных исторических понятий и терминов (они выделены курсивом и жирным шрифтом, что активизирует внимание школьников к статье учебника). Курсивом даются основные выводы после параграфа, что учит детей правильно формулировать выводы по содержанию учебной статьи.

В учебнике используются лучшие репродукции и иллюстративный материал, на котором легко воспитывать любовь к прекрасному и чувство гордости за культуру России, а также патриотизм. Иллюстративный материал дает полное представление эпохи: от портрета правителя до простого крестьянина, царские палаты и избы простого народа, одежда бояр и крестьян, оружие эпохи русских воинов и чужеземных захватчиков, книги, изразцы, медали, монеты и многое другое, что порой можно увидеть только в столичных музеях. К каждой статье учебника не менее 3 иллюстраций, но и не более 7, причем обязательно одна из них репродукция картины знаменитого русского художника (например: К.Е.Маковского, С.В.Иванова, А.П.Рябушкина, И.Е.Репина, .И.Сурикова, В.Г.Перова, А.М.Васнецова, И.С.Горюшкина-Сорокопудова, В.Г.Шварца, И.К.Айвазовского и др.) В учебнике уместно использованы портреты исторических деятелей – он ими не перегружен. Все портреты характерные, яркие, хороши для описания личности, его особенностей и самобытности. Логика изложения учебного материала соблюдена, добавлен интересный материал по эпохе дворцовых переворотов, ранее не включаемый в школьные учебники: Брауншвейгское семейство, а так же материал о Лжедмитрии Третьем. К каждому параграфу подобран хороший докуентальный материал, с логичными заданиями к нему. К каждому документу прилагается 1-3 вопроса, которые помогают создать четкое представление об изучаемой эпохе и научить школьников анализировать документы, проводя свои первые исследования. В текстах учебника можно найти и отрывки из документов эпохи – Соборного уложения, Российского военного устава, Жалованной грамоты дворянству, записки, письма и рассказы современников, даже письмо казаков турецким послам, а так же репродукцию И.Е.Репина «Запорожцы пишут письмо к турецкому султану» к этому документу.

С помощью учебника легко прослеживаются межпредметные связи, в текст параграфа включены литературные отрывки из произведений классиков русской литературы, которые ярко иллюстрируют исторические факты и явления.

К сожалению, в учебнике 7 класса отсутствует словарь терминов, к наличию которого школьники привыкли, обучаясь по аналогичному учебнику в 6 классе. Поэтому на уроке приходиться тратить время на запись терминов, а не работать над формированием исторических ЗУН. Тем более что материал 7 класса подразумевает большой понятийный ряд и огромное количество ярких исторических событий и личностей и учитель становится перед выбором важности в рамках времени урока.

Картографический материал при хорошем подборе самих карт желательно использовать в более крупном масштабе, так как этими картами пользоваться не возможно без лупы – очень мелкие надписи.

Сложности в работе возникают и из-за того, что количество часов по программе не соответствует количеству параграфов в учебнике (параграфов больше чем программных часов). Например: в программе на второй раздел «Россия при первых Романовых» отводится всего 7 часов + 1 час повторения при 9 параграфах, каждый из которых очень важен и насыщен интересным материалом и обязательным понятийным рядом. Аналогично с третьим разделом «Эпоха Петра Первого» - 7 часов+1час повторения при 10 параграфах. Все параграфы на столько интересны, что жалко что-то пропустить или сократить. Хотелось бы видеть расчасовку или календарное планирование, задуманное автором учебника с учетом его видения курса.

Хочется сказать еще раз большое спасибо автору этого учебника Пчелову Е.В. за такой добротный учебник, по которому легко работать и интересно учиться детям, они его просто любят, а родители учеников заново изучают историю своей страны, порой открывая для себя новые страницы из жизни России.

Главный итог работы по этому учебнику: практически все учащиеся класса выбрали для последующего обучения в гимназии гуманитарный профиль и успешно сдали вступительные экзамены по истории.

Вывод: В целом учебник порадовал. Хотелось бы его видеть как основную учебную литературу для 7-го класса, так как из всего обилия учебников он лучше всего подходит для общеобразовательных классов средних школ. Учебник современен, так как в нём используются новые модели заданий, таблиц, схем, позволяющие организовывать творческую работу учащихся. Детям учебник очень нравится.


ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ АПРОБИРОВАНИЕ
Шаговая Лариса Николаевна-учитель истории высшей категории

Заглядин Н.В (отв. редактор), Минаков С.Т., Козленко С.И., Петров Ю.А. История Отечества. XX век: Учебник для 9 класса основной школы. - М.: ТИД «Русское слово - PC»,2002.

2003- 2004 учебный год - это второй год эксперимента. Работа проходила в тех же классах, что и в 2002 - 2003 учебном году.

Работа в экспериментальном классе была организована в соответствии с программой С.И. Козленко, Н.В. Заглядина, К.Т. Заглядиной «История Отечества - XX век.» для 9 класса средних общеобразовательных заведений. - М.: «ТИД «Русское слово - PC», 2002. Работа в контрольном классе была организована в соответствии с программой Богдановой для общеобразовательных школ. Изучение проходило по двум учебникам: в 9 «б» по экспериментальному учебнику, контрольном 9 «в» классе - по учебнику А.А. Данилина, Л.Г Косулиной «История России. XX век» Наличие программы курса и тематическое планирование дали возможность орга­низовать работу и учителя, и учащихся более четко и последовательно в достижении ос­новной цели - ознакомить учащихся 9 класса с отечественной историей XX века. Программа рассчитана на 53 учебных часа, курс истории России на 68 часов, учебник имеет 48 параграфов, объем каждого не укладывается в рамки одного урока. Поэтому при составлении календарно-тематического планирования была сделана корректировка, исходя из практической деятельности. Например: Тема «Модернизационная политика в России: предпосылки и итоги» рассматривается на двух уроках (по программе 1 урок). Это позволило более глубоко изучить особенности российской модернизации, хорошо ус­воить выделенные ключевые понятия курса в параграфе. Так же рассматривалась тема §3 «Русско-японская война и начало русской революции 1905-1907 г.г.» На первом уроке изучалась тема: «Русско-японская война», на втором «Революция 1905-1907 г.г.»

Учебник 9 кл., созданный коллективом авторов под редакцией Загладина И.В. «Ис­тория Отечества. XX век» обладает и достоинствами и определенными слабыми сторонами. Одно из главных достоинств - методическая сторона. Введение знакомит учащихся с перспективой изучения истории России; авторы дают четкие рекомендации по работе с учебником, при этом учитывают уровень подго­товки ученика. Каждый параграф имеет четкую структуру: основной материал, который раскрыва­ется на базовых фактах; дополнительный (выделенный особым шрифтом). Авторы последовательно знакомят учащихся с новыми терминами, понятиями. Учебник содержит много иллюстраций, которые дают возможность ученикам, фак­ты из истории представить в образах. Диаграммы (стр.7), таблицы 1 (стр. 41, 64, 79, 146, 181, 202) органично дополняют материал учебника. Большое внимание авторы учебника уделили историческим и выдающимся лично­стям XX века.

Хорошо продумана работа с документами, именно эта работа ориентирует учащих­ся воспринимать предлагаемый им материал с максимальной объективностью, без коньюктурных политических и идеологических оценок (стр.241,173,145,126). Удачно сформулированы вопросы к параграфам учебника, которые предваряют объяснение новой темы.Учебник снабжен цветными вклейками с картами и наиболее известными произве­дениями изобразительного искусства.

Однако карты настолько малы, что трудно воспри­нимать динамику событий (карты «Великая Отечественная война»). Другие карты (с.28, с 58) выполнены в черно-белом варианте, что снижает эффект восприятия учащимися того или иного события.

Вывод: Учебник с некоторыми замечаниями, способствует развитию инте­реса к истории Отечества, нравственному воспитанию, формирование у школьников цен­ностных ориентации и личностного осмысления опыта истории и современной жизни России.


ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ АПРОБИРОВАНИЕ
Бояршинова Ирина Михайловна - учитель истории высшей категории

Загладин Н.В. (отв. редактор), Минаков С.Т., Козленко С.И., Петров Ю.А.. ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВА. ХХ – начало ХХI века: учебник для 11 класса средних общеобразовательных учебных заведений. М.: «ТИД «Русское слово – РС»,2003.

Экспериментальное апробирование учебника проводилось в течение 2003-2004 учебного года. Для проведения эксперимента были выделены экспериментальный и контрольный классы. Экспериментальный класс – 11б, контрольный класс – 11в. Уровень общей подготовки учащихся данных классов приблизительно одинаковый. 11Б – класс математического профиля, 11в – класс естественного профиля, что позволило подойти к организации преподавания на среднем общеобразовательном уровне, а не в углублённом варианте (как предполагает работа в гуманитарном профиле). Одинаково в данных классах и количество часов, выделенных на изучение курса истории России. Работа в этих классах была организована в соответствии с программой Богдановой для общеобразовательных школ. Преподавание в 11б классе велось по экспериментальному учебнику, а в контрольном 11в классе по учебнику Левандовского А.А. «История России. ХХ век», что позволяло синхронистическое соответствие заявленных учебников.

В соответствии с программой, учащимся были предложены контрольные срезы по темам курса.

Учебник 11класса созданный коллективом авторов под редацией Загладина Н.В. «ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВА. ХХ – начало ХХI века» обладает целым рядом достоинств, которые обусловили победу данного учебного пособия в престижном конкурсе учебников по новейшей отечественной истории для общеобразовательных учреждений РФ. Аналогично учебнику для 9 класса, данный учебник имеет современный научно–систематизированный подход в расположении изучаемого материала.

Методически удачно то, что текст учебника разделён на основной и дополнительный, предназначенный для углубленного изучения истории. Удачно сформулированы вводные вопросы к параграфам учебника, которые позволяют учителю к каждому уроку задавать домашнее задание на повторение, которое органично укладывается в канву урока и логически предваряет объяснение новой темы.

Учебник снабжён целым комплексом таблиц, схем, вопросы к которым помогают систематизации знаний учащихся в изучении нового материала. Документальные материалы в конце параграфов и вопросы к ним позволяют организовать преподавание на проблемном уровне, удачно построит уроки-практикумы (задания на анализ, сравнение).

Очень большое внимание уделили авторы учебника историческим и выдающимся личностям ХХ века, среди которых проявились те, о ком ещё совсем недавно в истории не упоминалось совсем или упоминалось вскользь (Путилов А.И., Милюков П.Н., Чернов В.М., Рябушинский П.П., Зиновьев Г.Е., Чичерин Г.В.,. и др.)– их биографии не только несут в себе информацию, но и позволяют понять их человеческую сущность на фоне эпохи.

Удачный подбор персоналий позволяет учащимся глубже и всесторонне понять изучаемый период, особенно удачны в этом плане параграфы 43-46 (глава 8).

Авторы учебника пошли по пути органичного внедрения понятий и терминов в текст учебника, что впрочем объяснимо тем, что учащиеся в основном знакомы с ними по курсу истории России ХХ века, изучаемого в 9 классе. Удобно было бы дополнительно выделить ключевые понятия курса в конце учебника, так как сделали это с ключевыми датами курса. Нужно отметить их оптимальное количество, которое не перегружает восприятие учащихся.

Учебник снабжён цветными вклейками с картами, однако очень мелкий шрифт и перегруженность карт географическими названиями снижает эффект восприятия учащимися данного материала.

Украшают учебник цветные вклейки с наиболее известными произведениями изобразительного искусства, плакатами, фото архитектурных памятников эпохи.

К числу несомненных плюсов следует отнести сохранение основ классической схемы изучения материала (по основным сферам жизни общества - экономической, политической, духовной).

Рассчитанный на изучение курса в течение 68 часов, учебник имеет 49 параграфов, объём каждого, из которых не укладывается в рамки урока, а это создаёт определённые неудобства в изучении курса.

Восприятие учащимися 11 класса исторических событий отличается от того, как воспринимают их учащиеся 9 класса. Данный учебник, несомненно, рассчитан на подготовленного учащегося, уже знакомого с историей ХХ века. Именно поэтому принципиально похожий на учебник истории для 9 класса, учебник 11 класса работает более успешно и воспринимается учащимися без тех проблем и сложностей, с которыми они сталкивались в процессе изучения истории 9 класса.

Вывод: Данный учебник необходим современной школе, он обеспечивает высокий уровень подготовки учащихся к экзаменам и различного рода проверкам в рамках изучаемого курса, соответствует современным требованиям преподавания истории. Использование данного учебника истории поможет учителю и ученику найти ответы на многие вопросы, которые ставит перед нами современная историческая ситуация в стране.


ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ АПРОБИРОВАНИЕ
Бояршинова Ирина Михайловна - учитель истории высшей категории

Загладин Н.В. ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ: ХХ ВЕК : учебник для 11 класса средних общеобразовательных учебных заведений. М.: «ТИД «Русское слово – РС»,2002.

Экспериментальное апробирование учебника проводилось в течение 2003-2004 учебного года. Для проведения эксперимента были выделены экспериментальный и контрольный классы. Экспериментальный класс – 11б, контрольный класс – 11в. Уровень общей подготовки учащихся данных классов приблизительно одинаковый. Как и количество часов, выделенных на изучение курса. Сложность организации эксперимента по курсу всеобщей истории заключалась в том, что работа в контрольном классе была организована по учебнику Хачатурян В.М. «История мировых цивилизаций» и в соответствии с программой Хачатурян В.М, которая принципиально отличается от подхода, заявленного учебником Загладина Н.В. ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ: ХХ ВЕК. Для организации эксперимента в русле естественно-научной парадигмы (контрольное тестирование, параллельный контроль знаний) сразу появилась проблема соотнесения столь принципиально различных курсов. Выход был в организации выборочного тестирования лишь по тем темам, которые пересекаются в этих курсах. Соответственно вопросы контрольных срезов подбирались таким образом, чтобы они рассматривались в контексте двух учебных пособий, что определяло чистоту эксперимента и позволило сделать выводы об уровне преподнесения материала, доступности его для учащихся и т.д. В соответствии с заявленными программами, ребятам были предложены контрольные срезы по темам.

«Научно-технический прогресс: основные направления (Загладин Н.В. ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ: ХХ ВЕК. §§1-2.Глава 1.)


Анализируя результаты контрольных срезов следует отметить стабильную положительную тенденцию. Результаты контрольных срезов в экспериментальном классе не просто лучше, наблюдается стабильный качественный рост, по сравнению с контрольным классом.

Развитие мировой цивилизации в ХХ веке – сложнейший процесс включающий в себя огромное множество составляющих. Анализ развития мировой цивилизации за этот период даётся автором на достаточно высоком уровне в соответствии с современными требованиями преподавания всеобщей истории для старшего концентра обучения. Учебник Загладина Н.В. ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ: ХХ ВЕК несомненно способствует формированию у старшеклассников реалистической, целостной картины мира, позволяющей ориентироваться в современной жизни.

Научно-систематизированное построение учебного материала позволяет рассматривать изучаемый период в условном делении на исторический материал первой половины ХХ века и послевоенный период, включая события рубежа ХХ – начала ХХI веков. Подобный вариант систематизации не только удобен для восприятия учащихся, но и позволяет понять процессы изучаемого периода в их взаимосвязи друг с другом.

Информационная насыщенность учебника позволяет расширить рамки узучаемого периода. Однако, следует отметить в связи с этим сложность отбора материала для начинающего учителя истории. Очень помогают в этой работе, изданные в 2001 году, методические разработки для учителя Н.В.Загладина,И.А.Ермаковой, однако из 15 глав в них рассмотрено только девять.

Подача материала на проблемном уровне умело сочетается с конкретно-историческим изложением, что позволяет учащимся разобраться в сложных вопросах исторической действительности, организовать самостоятельную работу на уроке. Различные формы работы с учебником показали, что наилучшим образом данное учебное пособие позволяет организовать работу на уроках-практикумах, где учащиеся, опираясь на документы эпохи могут сделать самостоятельные выводы. Удачный вариант подбора документального материала также позволяет организовывать работу с учащимися в опережающем варианте, т.е. задавая домашнее задание на следующий урок.

Учебник имеет комплект различных схем и таблиц: содержащих данные статистики (стр.38-39,166, 369), позволяющих систематизировать изучаемый материал (стр.95,223) и т.д. Удачно расположена в конце учебника «Краткая хронология событий ХХ века».

Понятия выделены в тексте специальным шрифтом, что даёт возможность организовать работу с ними. Но наиболее удачным вариантом всё-таки остаётся вынесение основных понятий курса в конец учебника и создание «Словаря понятий и терминов». Неудобным, с точки зрения подачи материала, является распределение материала учебника на 49 параграфов, поскольку количество часов, выделяемых на изучение курса всеобщей истории в 11 классе не превышает 34 часов. Часть материала остаётся за бортом урока. В процессе работы над календарно-тематическим планированием по курсу, выяснилось, что некоторые темы нужно давать не в той последовательности, в какой они расположены в учебнике, а раньше или позже (например, сначала §12, а затем §10; сначала §30, а затем §19-21 и т.д.) Хотелось бы иметь такую программу по курсу, которая отвечала бы требованию соответствия параграфам учебника.

Вывод: Один из интереснейших учебников по новейшей истории, позволяет осуществлять преподавание на самом современном уровне в соответствии с требованиями, предъявляемыми к учебным пособиям нового поколения.


ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ АПРОБИРОВАНИЕ
Бояршинова Ирина Михайловна - учитель истории высшей категории

Сахаров А.Н. Боханов А.Н. ИСТОРИЯ РОССИИ с древнейших времён до конца ХIХ века (в двух книгах). Комплект учебников для 10 класса средних общеобразовательных учебных заведений. М.: «ТИД «Русское слово – РС»,2003.

Экспериментальное апробирование учебника проводилось в течение 2003-2004 учебного года. Для проведения эксперимента в параллели 10-х классов были выделены экспериментальный и контрольный классы. Экспериментальный класс – 10а, контрольный класс – 10в. Оба класса гуманитарные, но количество часов, выделенных на изучение курса истории России в этих классах, является аналогичным программе изучения истории в общеобразовательных классах. Уровень подготовки учащихся данных классов приблизительно одинаковый.

В экспериментальном классе преподавание было организовано в соответствии с программой курса. Авторы программы: А.Н.Сахаров, А.Н.Боханов, С.И.Козленко. Изучение тем проходило параллельно по двум учебникам: в 10а классе – по экспериментальному учебнику, в контрольном 10в классе – по учебнику Буганов, Зырянов, Сахаров «ИСТОРИЯ РОССИИ с древнейших времён до конца ХIХ века» учебная программа (в двух книгах). Организация эксперимента в 10-х классах не представляла трудности, т.к. в основном изучаемый материал в заявленных учабниках расположен хронологически параллельно. Это упрощало задачу проведения эксперимента в русле естественно-научной парадигмы.

Контрольные срезы проводились параллельно по темам. Формы проведения контрольных срезов были различны: устный зачёт, тестирование, письменная работа по проблемным вопросам.

Результаты срезов дают полную картину восприятия нового учебника. Учебник нравится учащимся. Подготовка к контрольным срезам, по мнению учащихся, способствовала не только успешному усвоению материала, но и заинтересовывала, заставляла задуматься о том, или ином историческом событии, способствовала лучшему закреплению знаний учащихся. Главным достоинством данного учебника является умелое сочетание методического аппарата и интереснейший проблемный подход в изложении материала. Ребята, уже привыкшие к тусклым, сухим по изложению материала учебникам прошлых лет были просто в восторге, когда получили этот новый, великолепно оформленный учебник. С первых же уроков по новому учебнику чувствовалось, с какой любовью относятся авторы учебника к истории России и детям, изучающим эту историю. Удачно спланировано соответствие количества параграфов и количество уроков по курсу истории России. Логично для учителя после изучения каждого раздела посвятить урок закреплению и контролю знаний учащихся. Этому очень помогают вопросы и задания к каждой главе в конце разделов.

Помогает восприятию учащихся иллюстративный материал, основу которого составляют шедевры портретной живописи, репродукции картин и гравюр известных художников, фотоматериал по истории архитектуры, символики, быта.

Преподносимый учебником материал, выводит учащихся на новый уровень понимания событий, не приукрашивая их и в тоже время реально оценивая. Например, когда заходит речь о последствиях смутного времени (кн.2,стр.39),говориться о решительной борьбе с пьянством, которое в период Смуты приобрело фантастические размеры. Никогда школьные учебники не касались таких тем, там более ценен подход Андрея Николаевича Сахарова и Александра Николаевича Боханова к столь современно-значимому показу русской истории, через проблемы, с которыми сталкивалась Россия в ходе своей историии вариантами их решения. Учебник не только рассказывает о том, что было давно, он постоянно выводит ребят на оценку аналогичных современных событий, что в свою очередь формирует тип научно-исторического мировоззрения у учащихся 10 класса, а это и является важнейшей задачей второго концентра изучения истории.

Удобно расположены в конце учебника основные даты курса, однако не все коментарии к датам привычны для восприятия. Например не все учащиеся сразу отождествят Положение о земских учреждениях с земской реформой, Судебный устав с судебной реформой. Тем более что на уроке учитель даёт учащимся более привычную для него запись событий (1864 год- судебная реформа). Хотя это вопрос спорный и, возможно, это то направление, в котором необходимо развиваться и перестраиваться самому учителю.

К числу явных недостатков хочется отнести крайне неудачные карты в конце учебника (мелкий шрифт, перегруженность символами), а также отсутствие словаря понятий и терминов по курсу.

Вывод: Замечательный учебник, работать с которым большое удовольствие. Его ждали и ученики, и учителя, и родители и общество в целом. Учебник способствует формированию лучших качеств: патриотизма, гуманизма, толерантности и пр. Учебник просто необходим современной школе.

Эксперимент, проводимый группой учителей гимназии № 3 г.Оренбурга показал, что предложенные издательством «Русское слово» учебники Истории России могут и должны использоваться в практике преподавания истории в школе. Результаты эксперимента рассмотрены на заседании Общественного Совета УМК обществознания ООИПКРО, приняты решения: руководителям РМО (районных методических объединений) учителей истории области рекомендовать учителям истории на августовских совещаниях 2004г. осуществлять преподавание истории в новом учебном году по данным учебным пособиям; УМК ООИПКРО выйти в Департамент образования области с предложением обеспечить данными учебными пособиями все школы области.


ИПКиППРО ОГПУ

Банк_педагогической_информации