Школьный курс истории и обществознания как фактор формирования толерантности учащихся.
Из опыта работы
Масленниковой Н.П.
директор вечерней (сменной) школы и учитель истории и обществознания г. Орска
Составитель: методист Орского филиала ООИПКРО Мельникова Е.А.
Дата: май 2004 год

В течение 15 лет Масленникова Надежда Петровна работает директором вечерней (сменной) школы и учителем истории и обществознания. По-разному складывается жизнь детей и подростков, некоторым из них приходится получать образование в вечерней (сменной) школе. Особенности ученического коллектива влияют на стиль работы директора школы, педагогов. Поскольку обучающиеся в основном из социально незащищенных слоёв населения, педагоги во главе с директором школы много работают в плане социальной поддержки учащихся, защите их прав. В обучении истории Надежда Петровна опирается на дифференцированный подход к учащимся, так как в вечернюю школу приходят учиться люди с разным уровнем подготовки, разного возраста, однако на уроках Надежды Петровны царит атмосфера взаимопонимания и сотрудничества.

В условиях реформирования российского общества в русле становления правового государства и гражданского общества возникает необходимость перехода к новому — толерантному — типу отно­шений между людьми. Для его осуществления в обществе должны быть развита культура толерант­ных отношений.

В «Словаре иностранных слов и выражений» (М., 1998) толерантность определяется как «терпимость к чужим мнениям, верованиям, пове­дению, снисходительность к чему-либо или кому-либо». В Преамбуле Устава ООН сказано: «...проявлять терпимость и жить вместе, в мире друг с другом, как добрые соседи». Толерантность — не пассивное поко­рение мнению, взглядам и действиям других; не покор­ное терпение, а активная нравственная позиция и пси­хологическая готовность к терпимости во имя взаимо­понимания между этносами, социальными группами, во имя позитивного взаимодействия с людьми иной культурной, национальной, религиозной или социаль­ной среды. Школа призвана распростра­нять позитивный подход к спорным вопросам и пре­дотвращать любые проявления расизма, шовинизма, экстремизма.

Принципы толерантности воплощаются в педа­гогике сотрудничества, воспитания учащихся в духе мира, терпимости, гуманного общения. Поэтому при планировании работы школы №18 Надежда Петровна созда­ёт систему социальных и педагогических условий, способствующих формированию толерантных убежде­ний, взглядов и навыков толерантного поведения учащихся.

В вечерней школе №18 обучаются учащиеся разных национальностей, конфессий, и межнациональное общение предпола­гает создание условий для позитивного взаимодействия и взаимообогащения представителей разных культурных, нацио­нальных, религиозных и социальных групп. В течение учебного года в школе проходил Фестиваль национальной культуры народов, населяющих Оренбургскую область. Учащиеся демонстрировали песни, танцы, обряды, традиции, костюмы, кухню русских, украинцев, белорусов, казахов, татар, башкир, немцев, евреев. Приняли участие в Фестивале и сотрудники библиотеки имени Горького, краеведческого музея, домовых клубов, колледжа экономики и права, вечерней школы №44. Такой широкий круг участников Фестиваля способствовал межнациональному общению и формированию атмосферы взаимопонимания и сотрудничества не только в школе, но и за её пределами.

Формирование понятия толерантности происходит постепенно, в зависимости от возрастных способностей учащихся и особенностей изучаемого материала. Отдельный урок по толерантности не сможет сформировать толерантного сознания. Созданию толерантной атмосферы в классе способствует система уроков – диалоги, дискуссии, в процессе которых учащиеся разных национальностей и конфессий учатся понимать другой тип поведения, мышления.

Изучая тему «Подъём общественного движения в России во второй половине XIX века» учитель обращает внимание учащихся на террористические акты организации «Народная воля» и в ходе обсуждения учащиеся приходят к выводу, что сама толерантность основывается на уважении к естественным правам любой личности и не может проявляться в их нарушении. Проблема терроризма и толерантности учителем решается на уроке таким образом: исторический опыт применения террора в политической борьбе свидетельствует, что террор исключает возможность достижения между сторонами конструктивного компромисса. Толерантного отношения к террору не может быть. Рассматривая конкретные проявления толерантности в историческом процессе, учащиеся приходят к философскому осмыслению толерантности.

При изучении темы «Общественно-политические массовые движения: история и современность» Надежда Петровна определила цель: формирование толерантности учащихся; чтобы убедить учащихся жить в обществе в мире с различными идеологиями, религиями, нравами. Были изучены такие движения, как профсоюзное движение, социал-демократическое движение, неофашизм, движение сторонников мира, пацифизм и антимилитаризм, религиозные движения, феминизм, национальные движения. В результате, учащиеся сделали вывод, что в мире идет процесс развития гражданского общества, утверждения прав человека и демократизации общества. Но акты терроризма на территории России, США, Ирака, Израиля, которые совершают экстремисты, в результате которых гибнут невинные женщины, старики, дети, заставляют учащихся думать о толерантности, как условии сохранения мира, решения спорных вопросов мирным путем, путем политических переговоров.

Толерантность является ключевым духовно-нравственным принципом гражданского общества. В настоящее время проблема толерантности в многонациональной и многоконфессиональной России стоит особенно остро: резкое расслоение общества по экономическим, социальным, морально-этическим признакам, в условиях распада СССР, локальных войн, крушения господствовавшей идеологии. Для современной молодёжи толерантность – не абстрактное понятие, а насущный вопрос.

Надежда Петровна на открытом уроке обществознания «Религия в современном мире» поставила следующую цель: способствовать воспитанию толерантной личности, уважающей как религиозные, так и атеистические взгляды общества на мир. В процессе обучения в средней школе учащиеся знакомились с различными религиями мира, их историей, значением в жизни общества; в выпускном классе эти знания необходимо обобщить, привести в соответствие с современными реалиями, определить собственную позицию по отношению к религии. Урок в форме «Круглого стола» предполагает не только равную возможность, свободу изложения мнений и суждений, но и возможность в итоге прийти к взаимопониманию и сотрудничеству, оставаясь при своём мнении. Понятийный ряд учащиеся вспомнили, отгадывая кроссворд, краткий экскурс в историю религий позволил учащимся систематизировать знания. Все религии содержат абсолютные, вечные, неизменные нравственные ценности, призывают к милосердию, являются основой духовной культуры. В этом направлении религиозные воззрения способствуют воспитанию толерантности учащихся во имя доброго соседства, мирного сотрудничества. Но учащиеся обращали внимание и на такие явления, как религиозные войны, религиозный фанатизм. В этом случае учащиеся высказывали пожелания проявлять толерантность верующим различных конфессий, так как политические вопросы следует решать политическим путем без опоры на религиозные постулаты.

Таким образом, формирование то­лерантности учащихся в процессе изучения истории и обществознания создает благо­приятные условия для дальнейшего его распространения в другие сферы соци­альных отношений, создания современного российского гражданского общества.


ИПКиППРО ОГПУ

Банк_педагогической_информации