Программа элективного курса «Этнография Оренбуржья»
из опыта работы
Румянцевой С.Е
учителя истории ПУ -29 г.Оренбурга

Представлено: зав.УМК обществознания ООИПКРО Н.И.Шариковой
Дата: 12 апреля 2011г

Данный опыт работы предназначен для учителей истории, осуществляющих профильное обучение по предмету и занимающихся вопросами формирования толерантности у школьников.

Использованные автором источники:

1. Амелин В.В. Многонациональное Оренбуржье. Оренбург; 1997г.

2. Введение в этнографию. Оренбург; ОГПУ., 1999г.

3. Программно-методические материалы Общественного института истории народов Оренбуржья им. М.Джалиля. 1998-2003гг. Оргнбург; ОГПИ.

4. Этнокультурная мозаика Оренбуржья. /ж. Из-во комитета по межнациональным отношениям при администрации Оренбургской обл./

5. Этнопанорама. /ж. Изд-во «Южный Урал», г.Оренбург./ все номера./

Пояснительная записка

Программа изучает социально-этнографическую и культурную жизнь народов Оренбуржья.

Оренбуржье - полиэтнический регион, поэтому изучение вопросов взаимоотношения национальных культур, межэтнического сотрудническтва национальных групп, проживающих в крае, является проблемой в современном обществе, особенно для воспитания молодого поколения.

Программа ставит цель: Формирование чувства толерантности, патриотизма и национального самосознания на основе исторических судеб народов Оренбуржья, интегрированных в единую евразийскую общность россиян.

При изучении этого курса решаются следующие задачи:

- научить учащихся ориентироваться в теоретической, фактоэтнографической литературе;

- сформировать навыки составления комплексной историко-этнографической характеристики народов Оренбуржья;

- способствовать социализации молодого человека, осознанию им своей принадлежности к определенной этно-национальной общности и пониманию того, что сотрудничество и мирное сосуществование различных национальных групп способствует процветанию, как целого региона, так и каждого человека в отдельности.

Изучение материала ведется на основе межпредметных связей с этнологией, краеведением, культурологией, социологией, археологией, литературой, географией, музыкой, ИЗО, ОБЖ.

На изучение курса можно выделить от 10 до 34 и более часов в зависимости от имеющихся за счет школьного и регирнального компонентов.

При усвоении обязательного минимума содержания курса учащиеся должны знать:

- культурное развитие этнокультурных общностей Оренбуржья, на основе сохранения традиций, самобытности, взаимообогащения и приумножения национальных ценностей;

- основные понятия, источники и методы изучения предмета этнографии;

- имена и достижения этнографов-историков в исследовательской работе по данной теме;

- достижения материальной и духовной культры народностей Оренбуржья;

- основные этапы развития национальных групп Оренбургского региона;

- родословную своих близких, свою собственную для более тесной связи времен и поколений, воспитания самосознания.

 

Учащиеся должны уметь:

- использовать в полном объеме исторические источники (письменные, устные, вещественные) для изучения этнографии народов Оренбуржья;

- проводить поиск информации, вести исследовательскую работу4 работать с источниками для написания рефератов и выполнения творческих работ;

- на основании текстов, иллюстраций, дополнительной литературы составлять письменное или устное описание традиций, быта, национального костюма народов нашего края;

- определять и аргументированно объяснять свое отношение и давать оценку работе этнографов и историков, ее полезности для положительного развития межнациональных отношений в регионе.

 

Возможные формы работы: анкетирование, рефераты, исследовательская работа, проведение выездных мероприятей на базе ГУК «Областного методического центра народного творчества», посещение учащимися выставок самодеятельных художников, встречи со специалистами по народным промыслам: резьба по дереву, работа по плетению лозы, обработка камня, вязание и т.п.

Приглашение гостей и сотрудничество с работниками музеев, представителями национальных диаспор г.Оренбурга, сотрудниками библтотек им. Я.Ямашева; им. Т.Шевченко, им.Гайдара.

Содержание программы

Тема 1. Этнография, основные понятия, источники и методы изучения.

Межпредметная связь этнографии с этнологией, археологией, социологией, литературой, ОБЖ, музыкой, ИЗО. Связь этнографии и историей Оренбургского края. Этнографы-исследователи: В.И.Даль, В.Н.Татищев, Т.И. Рычков и др. Значение этнографических исследований для современной национальной политики.

Тема 2. История складывания многонационального и поликонфессисиального населения Оренбуржья.

Оренбуржье - геополитическое положение, связующее звено между Европейской Россией и Средней Азией, Казахстаном и Сибирью. История начала заселения региона с 30-х годов 18 века. Состав народностей заселяющих Оренбургскую губеонию, их социальный и религиозный состав. Роль казачества в истории Оренбургской губернии.

Тема 3. Этнографы и историки Оренбургского края.

Количественный состав населения в сеоедине 19 века в Оренбургской губеонии. Первые исследователи этнического состава Оренбургского края: П.И.Рычков, А.И.Левшин, В.И.Даль, П.И.Кудряшов и т.п. Исследователи конца 19 - начала 20 вв.:С.Г.Рыбаков, А.П.Кузнецов и др. Этнографы - исследователи Оренбургского казачества: И.И.Железнов, А.Б.Карлов, н.Савичев и др. Современные историки, преподаватели,ученые, занимающиеся этнографией. Этнографы казахского народа.

Тема 4. Традиции, быт, культура славянских народов Оренбуржья.

История расселения славянских народов на Оренбургской земле. % состав культурной славянской общности, их социальный статус. Традиции, культурно-бытовые особенности предтавителей русского, украинскрго и белорусского народа. Фольклор. Славянская духовность. Представители культуры, политики среди славянских народов в Оренбуржье.

Тема 5. Из истории православных храмов.

Распространение христианства в Оренбургском крае 18 - 19 вв. Православие, его роль в формировании национального самосознания. Христианизация через распространение православия, строительство храмов, название церквей, населенных пунктов христианскими именами. Установление престольных праздников. Взорванная вера. Годы забвения. Возвращение духовности чеоез возвращение храмов в Оренбуржье.

Тема 6. Этнография народов тюркской этнокультурной общности.

Процесс заселения Оренбургской губернии представителями тюркской этнокультурной общности. % состав населения тюркской группы, их социальный состав. Культурно-бытовые традиции.

Значение расселения представителей татарского, башкирского, казахского народов для развития Оренбургского региона. Вклад русских ученых в историко-этнографическое изучение тюркских народов. История в лицах.

Тема 6. Историческая судьба и культура ислама в Оренбургском регионе.

Распространение ислама в Оренбургском крае в 18 веке. Из истории строительства мечетей в 19-20 веках. Комплекс Караван-сарая и другие архитектурные памятники. Христианско-исламское взаимодействие в Оренбургском регионе.

Тема 7. Немцы в Оренбуржье (история и современность).

История заселения Оренбургского края российскими немцами. Традиции, быт, культура оренбургских немцев. История немецких сел Оренбургской области. Роль немецких ученых в исследовании Оренбургского края в 18 - 19 вв. Оренбургские немцы в сфере межнациональных отношений в советский период и наши дни. Сотрудничество: оренбургские немцы и Германия.

Тема 8. Народные промыслы и национальный костюм - часть культуры народа.

Народные промыслы и ремесла, составляющие части культуры каждого народа. Национальный костюм - душа народа, традиция, передающаяся из поколения в поколение.

Возрождение и развитие народных промыслов - подъем национальной культуры, снижение социальной напряженности, занятость трудоспособного населения, развитие торгово-экономических связей с республиками Башкортостан, Татарстан, а так же с ближним зарубежьем.

Тема 9. Средства массовой информации и национальная политика в регионе.

Влияние СМИ на состояние межнациональных отношений в регионе. Развитие СМИ на национальных языках и освещение национальных проблем. Роль ГТРК «Оренбург» в освещении проблем межнациональных отношений и укрепление этнологической обстановки в регионе. Национальные газеты и журналы как средство возрождения и сохранения национальной культуры. Основные направления и задачи по национальной политике в Оренбуржье в начале 21 века.

ИПКиППРО ОГПУ

Банк_педагогической_информации