Информация об опыте работы учителей истории области
по профильному обучению

Дата: 07.05.11

Учитель профильной школы обязан быть специалистом высокого уровня, соответствующим профилю и специализации своей деятельности, должен обеспечивать:

- вариативность и личностную ориентацию образовательного процесса (проектирование индивидуальных образовательных траекторий);

- практическую ориентацию образовательного процесса с введением интерактивных, деятельностных компонентов ( освоение проектно-исследовательских и коммуникативных методов);

- завершение профильного самоопределения старшеклассников и формирование способностей и компетентностей, необходимых для продолжения образования в соответствующей сфере профессионального образования.

В настоящее время, по данным ЦДИТ преподавание истории в области осуществляет 2014 учителей истории и обществоведческих дисциплин, из них специалистов 1216, т.е. 61%, в том числе учителей с высшей категорией - 100 человек, т.е 5 %., 691 человек - 1категории, 474 человек - 2 категории. На сегодняшний день не разработаны критерии отбора учителей в банк данных педагогов, способных работать в профильной школе, но, по всей видимости, ими должны стать учителя высшей категории, имеющие свои программы, спецкурсы, пособия, обладающие глубокими знаниями в области преподаваемой дисциплины, учителя , работающие экспертами на ЕГЭ и ставшими специалистами, владеющими новой профессиональной компетентностью, связанной с проверкой части «С». Есть группа учителей, создавшие учебно-методические пособия, среди них:

1. Машурина М.А.- программа по историческому краеведению. (г.Бугуруслан)

2. Верушкин Ю.В - рабочая тетрадь по истории Илекского р-она.

3. Федоренко Г.В - рабочая тетрадь по истории Оренбуржья и Бузулукского р-она.

4. Шайдуллина Х.К - программа по истории татарского народа на территории Абдулинского р-она.

5. Шкваровский И.В - Программа по экономике. (Новоорская школа №)

6. Ганаева Е.А - программа по историческому краеведению «Край. В котором ты живешь» (шк. №24 г.Оренбург)

7. Батурина М.В - «Наш край», программа по историческому краеведению для 6 класса.

8. Бакланова М.Н - программа интегрированного курса «История Оренбуржья» для 8-9-х классов. (шк. №26 г.Оренбург)

9. Шамардина Т.В - спецкурс «Общечеловеческие ценности и жизнь общества» (гимназия №4)

10.Коменда В.Н - программа организации познавательного досуга детей и подростков в форме ролевой игры в экспедицию

11.Шумова Л.А - программа «Вера. Мышление. Нравственность»

12. Козырева М.В - программа и спецкурс по истории казачества (шк.№17, г.Новотроицк

13. Петина Т.Л - программа «История и культура Оренбургского края (с древнейших времен до конца 18 века)».

14. Шумова Л.А - программа развивающего обучения по истории (9 - 18 века) для гуманитарного профиля.

15. Русанова И.Ф. - программа «Историческое прошлое и настоящее родного края».

16. Румянцева С.Е - программа «Этнография Оренбургской области» и др.

Опытно-экспериментальная работа.

УМК считает необходимым изучать первый опыт по профильному обучению.

Так, разработанный учителем Румянцевой С.Е. факультативный курс «Этнография народов Оренбургской области» может лечь в основу элективного курса «Этнография». Опыт работы учителя был изучен УМК, подготовлен ИПМ, который помещен в банк ЦДИТ.

Опыт работы учителя средней школы №2 г.Медногорска Павлениной по проблеме: «Герменевтический подход как условие реализации полихудожественного развития учащихся профильных классов на основе интеграции литературы и истории России» представлен к ознакомлению учителей истории области через банк ЦДИТ и на бумажных носителях в УМК.

Ведется работа по апробации учебников и программ для профильного обучения по истории и обществознанию для социально-экономического и гуманитарного профилей на базе гимназии №3 /Учитель Бояршинова И.М./ и № 4./ Юлдашева Г.А /. Результаты представлены в банке УМК ООИПК РО

Опыт работы учителя истории средней школы №1 г.Кувандыка Кужахметовой Наили Габитовны

Название проблемы, над которой учитель работает и имеет устойчивые положительные результаты: Организация ученического исследования в процессе урочной и внеурочной деятельности по истории.

Условия возникновения проблемы, становление опыта: необходимость дифференциации системы обучения истории в условиях концентрической системы; требование качественного обновления технологии обучения истории на основе самостоятельной исследовательской деятельности учащихся в связи с планируемым переходом на профильное обучение, осуществление приемственности средней школы и высшего образования.

Актуальность и перспективность опыта, его практическая значимость для повышения качества учебно-воспитательного процесса: обновление содержания исторического образования, повышение качества образования нацелено на приобщение учащихся к исследовательской деятельности как методу освоения новых знаний; организация ученического исследования способствует развитию личности учащегося; созданию субъектных отношений между учителем и учеником в образовательном процессе.

Новизна опыта: создана и обоснована система дидактических заданий исследовательского характера по истории и методические рекомендации по их использованию; обосновано содержание внеурочной исследовательской деятельности учащихся; решена проблема организации систематического ученического исследования при изучении истории; уточнены и практически обоснованы принципы организации ученического исследования.

Технология опыта: на основе технологии развивающего обучения, технологии проблемного обучения разработана система дидактических заданий по истории, способствующая развитию интеллектуальных умений учащихся; задания используются на разных этапах урока и на разных типах уроков. Урочная деятельность находит продолжение во внеурочной самостоятельной деятельности учащихся.

Результативность (устойчивые положительные результаты деятельности): используя диагностические и дидактические материалы можно повысить общий интеллектуальный уровень учащихся, сформировать устойчивую положительную мотивацию, активизировать познавательный интерес учащихся.

Адресная направленность опыта: может быть рекомендован учителям истории и обществознания, работающих как в общеобразовательных, так и в профильных классах.

При каких условиях, используя данный опыт, можно получить устойчивые положительные результаты:

- содержание заданий соответствует возрастным и психическим особенностям учащихся;

- работа по развитию интеллектуальных умений осуществляется систематически;

- организация исследовательской деятельности учащихся сочетает урочные и внеурочные формы;

- соблюдаются основные принципы организации исследовательской деятельности учащихся: осмысленности, доступности, наглядности, естественности, культуросообразности, самодеятельности.

Опыт работы учителя истории средней школы № 69 г.Оренбурга Баклановой Ольги Николаевны

Название проблемы: Система интегрированных уроков истории России через включение краеведческого материала как средство воспитания патриотизма гражданственности.

Условия возникновения проблемы, становление опыта:

- в современном обществе стала более заметна постепенная утрата традиционного российского патриотического сознания, медленно идёт поиск национальной идеи, способной консолидировать общество, резко снизилась воспитательное воздействие культуры и образования.

- основным результатом образования сегодня должна стать не система З. У. Н. сама по себе, а набор ключевых компетентностей. Основные условия достижения новых целей образования включают разгрузку учебного материала, вариативность, интегративность и личную направленность системы образования.

- Именно интегрированные уроки способствуют созданию целостного мировоззрения, углублённому изучению предметов, обучению самостоятельности, обеспечив высокую интенсивность обучения.

Актуальность и перспективность опыта, его практическая значимость для повышения качества учебно-воспитательного процесса: Государственная программа патриотического воспитания определяет современные приоритеты в образовании. Именно краеведческий материал способствует этому в большей степени.

Курс интегрированной истории последовательно показывает единство истории, позволяя влиять на этническое сознание и национальное самосознание учащихся.

Система интегрированных уроков, дающая знания в целостности, позволяет учащимся соотносить свои установки и ориентации с жизненными позициями других людей, определять своё место в обществе, давать оценку своему нравственному облику и интересам, идеалам и мотивам поведения.

Новизна опыта: Интегрированные уроки позволяют показать глубинную взаимосвязь и “линии взаимодействия” гуманитарных дисциплин, обеспечив высокую интенсивность обучения.

Технология опыта: представляет сочетание процесса обучения с процессом воспитания на каждом уроке истории.

Методическую основу представляют индивидуализация и дифференциация учебного процесса, который строится на следующих основополагающих принципах интегративного личностно развивающего образования:

- личностный подход;

- приоритет смыслообразующих мотивов (чем выше уровень обобщения – таблицы, схемы, алгоритмы, тем теоретические знания лучше, прочнее);

- проблемность;

- диалогичность;

- системность.

Результативность (устойчивые положительные результаты деятельности): Каждый урок истории несёт в себе огромный воспитательный потенциал.

Результативность интегрированных уроков характеризуется:

- умением работать самостоятельно;

- умением применять полученные знания на других предметах;

- развитием памяти;

- высокой активностью на уроке.

Адресная направленность опыта: Использовать данную технологию может любой учитель истории при условии творческого подхода к планированию, отбору учебного материала, использование учениками межкурсовых и межпредметных связей с соблюдением единой системы требований.

 

Опыт работы учителя истории Нижнеозернинской средней школы Фёдоровой Елены Александровны

Название проблемы, над которой работает учитель и имеет устойчивые положительные результаты:

Использование компьютерных технологий в преподавании истории.

Условия возникновение проблемы, становления опыта: всеобщая информатизация общества, требующая новых подходов к обучению школьников, огромное влияние компьютеризации на образование в целом, огромные возможности использования компьютеров в рамках личностно-ориентированного обучения школьников, способность новых компьютерных технологий существенно углубить содержание исторического материала.

Актуальность и перспективность опыта, его практическая значимость для повышения качества учебно-воспитательного процесса: Отсутствие широкого распространения компьютерных технологий в практике преподавания истории вследствие отсутствия комплексного методического подхода к программному обеспечению, компьютерных технологий, неподготовленности к их использованию педагогами. Использование мультимедиа способствует повышению эффективности процесса обучения, использование этих систем требуют от педагогов новых способностей и навыков, но большинство педагогов не знакомы со своей ролью.

Новизна опыта: Использование компьютерных технологий в практике преподавания истории на данный момент мало изучено, использование компьютеров в процессе преподавания истории рассматривается как фактор развития мышления, внимания, творческих способностей школьников.

Технология опыта: Использование компьютерных технологий в творческой деятельности учащихся, а также разработка различных вариантов использования мультимедийных продуктов в обучении истории России в старших классах.

Результативность (устойчивые положительные результаты деятельности)

Повышение мотивации школьников, направленной на изучение истории России, повышение качества знаний учащихся, увеличение % уч-ся, занимающихся историей на «5», уч-ся занимают призовые места на районных предметных олимпиадах, успешно сдают выпускные экзамены по истории, в т.ч. ЕГЭ.

Адресная направленность опыта:

состоит в том, чтобы помочь учителям истории активнее внедрять в свою практику новые технологии, основанные на использовании компьютеров, так как применение нетрадиционных методик оказывает влияние на формирование практических умений и навыков учащихся в освоении исторического материала и повышения эффективности учебного процесса.

При каких условиях, используя данный опыт, можно получить устойчивые положительные результаты:

наличие компьютерного класса или хотя бы одного компьютера в школе, овладение компьютерной

грамотностью(учителя и учеников), педагогическое мастерство, общекультурная подготовка ,

наличие творческих способностей педагога.


ИПКиППРО ОГПУ

Банк_педагогической_информации