ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ
ПО ГРАЖДАНСКО-ПРОВОВОМУ ОБРАЗОВАНИЮ ШКОЛЬНИКОВ
/в помощь учителям обществознания/

Представила: Шарикова Н.И.
Дата: 03.02.11

1. Проблемы правового образования в контексте модернизации общего образования. М., «Новый учебник», 2002г.
Данный сборник содержит материалы Всероссийской научно-практической конференции, на которой поднимались вопросы: состояние и перспективы развития правового образования в общеобразовательных учреждениях; цели иоценка результатов правового образования в контексте компетентностного подхода; правовое образование: теоретические основания и подходы; содержание и результаты правового образования на различных ступенях общего образования; опыт организации правового образования в общеобразовательных учреждениях; современные информационные технологии в правовом образовании.

2. Теоретические и методические основы преподавания права в школе. М., «Новый учебник», 2002г.
Сборник содержит лекции. Прочитанные учеными, методистами, юристами. В лекциях рассматриваются состояние и перспективные направления правовой подготовки школьников в тесной взаимосвязи с общей стратегией развития и модернизации образования, а также предлагается анализ методических подходов и педагогических средств организации преподавания права в школе, образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования.

3. В.А.Вакуленко, И.Е.Уколова, Е.С.Королькова. Методическое пособие по интерактивным методам преподавания права в школе. М., «Новый учебник», 2002г.
Пособие вводит в теорию и практику использования современных интерактивных методов обучения при организации правовой подготовки школьников. Пособие предназначено для учителей школ, как еачинающих, так и имеющих опыт работы.

4. А.Н.Иоффе, Е.С.Королькова и др. Организация внеурочной работы по праву. М., «Новый учебник», 2002г.
Пособие посвящено целям и функциям правового воспитания, организации внеурочной работы п в общеобразовательных учреждениях. В нем рассматриваются возможности социального проектирования, социально-ролевых игр и проектной деятельности учащихся в процессе правового воспитания и обучения в школе.

5. Организация преподавания права в общеобразовательном учреждении. Региональный опыт./Сборник материалов/ М., «Новый учебник», 2002г.
В сборнике представлены разработки учителей и методистов. Особое внимание уделяется вопросам организации и проведения уроков права, уровневой диагностики, использования активных методов обучения, содержания правовой подготовки. Рассматриваются формы и методы правового обучения и воспитания школьников, как в начальной, так и в основной и старшей школе.

6. Правовое образование: организация внеурочной работы. Региональный опыт./Сборник материалов/. М., «Новый учебник», 2002г.

В сборнике представлены материалы из опыта работы организации правового обучения и воспитания в регионах России. Особое внимание уделяется моделям и формам организации внеклассной и внеурочной работы с учащимися общеобразовательных школ и их родителями.

7. С.А.Морозова. Методика преподавания права в школе. М., «Новый учебник», 2002г.
В пособии рассматриваются методические основы построения и преподавания правовых знаний в школе, пути и средства повышения уровня обучения и воспитания школьников в области права.

8. .Н.Г.Суворова, Т.В.Петрова. Оценивание достижений учащихся в области правового образования. М., «Новый учебник», 2002г.
Пособие посвящено проблеме оценивания достижений учащихся. Оно включает разнообразные тесты и задания, использование которых позволит учителю осуществить дифференцированный подход к оценке знаний и умений учащихся, изучающих курс «Основы правовых знаний», а также получить представление об эффективности учебно-воспитательной деятельности в этой области.

9. Н.Г.Суворова. Основы правовых знаний. Методическое пособие по курсу. 7 класс. М., «Вече», 2003г.
Пособие ориентирует учителей на творческое сочетание традиционных и иновационных педагогических технологий. Пособие содержит разнообразные познавательные и развивающие задания, которые помогают вовлечь а активную деятельность на уроке всех учащихся. Кроме того, в пособии в качестве материала для самообразования учителя представлена обширная правовая информация, отражающая изменения в современном российском законодательстве.

10. Н.Г.Суворова. Основы правовых знаний. Методическое пособие по курсу. 8-9 класс. М., «Вече», 2003г.
Пособие может быть использовано учителем при подготовке к урокам не только по правоведению, но и по обществознанию в целом, поскольку его фактический материал затрагивает как правовую, так и политическую и экономическую сферы жизни человека и общества.

11. Н.Г.Суворова. Основы правовых знаний. Хрестоматия по курсу. 8-9 класс. М., «Вече», 2003г.
Эта книга - сборник фрагментов из нормативно-правовых актов, действующих в настоящее время. В хрестоматии представлен широкий спектр источников права: извлечения из Конституции РФ, из кодексов законов, положений, писем, регулирующих тот или иной вопрос.

12. И.Е.Уколова, И.Л.Друбочевская и др. Внеурочная деятельность по правовому образованию школьников. Методическое пособие для учителей. М., Российский фонд правовых реформ. Проект «Правовое образование в школе». 1999г.
Российский фонд правовых реформ, занимающийся проектом «Правовое образование в школе» разработал рекомендации с целью помочь педагогам организовать внеурочную деятельность по правовому образованию. Авторы предлагают учителям возможные формы деятельности школьников вне урока: кружок правовых знаний, клубные объединения. В пособии рассматриваются формы организации и методика групповой работы: «Большой круг», «Вертушка», «Междусобойчик», «Аквариум», «Диспут», «Дебаты», «Мозаика», «Мозговой штурм», «Телекоммуникационный образовательный проект». Учителя знакомятся: - с учебными играми по праву (дидактическими, сюжетно-ролевыми играми, деловыми играми, акциями: виды и методы); - с кониактами с правоохранительными органами: экскурсии и приглашения; - с вариантами лабораторных работ в Интернете; - с правовой практикой старшеклассников в местных некоммерческих организациях и тд.

13.И.А.Исаев. История государства и права в России. М., 1993г.
Книга позволяет расширить и углубить знания учителей в области истории государства и права в России; поможет учителю подобрать интересный фактический материал для организации содержательной стороны уроков.

14.Учебно-методические пособия по Граждановедению. М., «Дрофа», 2003г.

- Л.К.Белова, Е.В.Попова, Я.В.Соколов. «Граждановедение». 5 класс. Методическое пособие.
- Н.А.Кузьмина, Я.В.Соколов. «Граждановедение». 6 класс. Методическое пособие.
- И.Ю.Горева, Н.Е.Марков, Я.В.Соколов. «Граждановедение». 7 класс. Методическое пособие.
- М.А.Шкрабова. «Граждановедение». 8 класс. Методическое пособие.
- П.С.Даминова. «Граждановедение. 9 класс. Методическое пособие.

Данные методические пособия позволяют учителю современно, интересно и грамотно построить уроки по граждановедению.

- А.Ф.Никитин. Школьный юридический словарь.

- А.В.Кашанин. Основы государства и права. 9-11 классы. Краткий справочник школьника.

Подготовленные с учетом программ, пособия содержат сведения по предмету, изложенные кратко и доступно. Книгами можно пользоваться как при изучении соответствующих тем, так и при повторении уже пройденного. Их основное назначение - помочь быстро найти, восстановить в памяти и использовать на практике нужную информацию, они дают ответы на типовые вопросы, которые чаще всего задают в школе и при поступлении в вузы.

- А.Ю.Головатенко и др. Правоведение. 8-11 классы. Школьные олимпиады.

В пособии приведены условия задач, предлагавшихся в последние годы на всероссийских олимпиадах по дисциплинам «Политика и право», «Основы государства и права». Все задачи сопровождаются подробными комментариями.

15. Е.А.Певцова. Книга для учителя к учебнику «Обществознание» для 8-9 классов. М., «Русское слово», 2002г.
Методическое пособие содержит современные подходы к методике преподавания, поурочное планирование, список примерных экзаменационных билетов, темы для исследований.

16. Е.А.Певцова. Книга для учителя к учебнику «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ» для 10-11 классов. М., «Русское слово», 2002г.
В книге для учителя дается тематическое планирование; разъясняются особенности преподавания курса в старших классах.

17. Е.А.Певцова. Основы правовой культуры. Учебное пособие для 8-9 классов. М., «Русское слово», 2002г.

Пособие показывает, что формирование правовой культуры должно стать неотъемлемой чертой общественной жизни школьников. В книге с позиции права рассматриваются различные аспекты поведения человека в экономической, социальной, политической и духовной сферах. Содержание пособия нацелено не на заучивание правовых норм, а на формирование правовой культуры.

18. Концепция гражданского образования. Журнал «Преподавание истории и обществознания в школе», 2002г., № 4.
В Крнцепции раскоывается сущность и цели гражданского образования в школе.

19. «О гражданском образовании учащихся общеобразовательных учрежденрй Российской Федерации».
Письмо МО РФ от 15.01.03г. № 13 - 51 - 08.13.

ИПКиППРО ОГПУ

Банк_педагогической_информации