Дата: 2011 год

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
«О  повышении  правовой  культуры  и  образования учащихся

в  сфере  избирательного права и избирательного процесса»

 

Становлению демократического государства в нашей стране способствует правильно организованное гражданское образование. От успешности гражданского образования во многом зависит построение правового государства и гражданского общества в России. Цель гражданского образования - подготовка учащихся к ответственной и осмысленной жизни и деятельности в демократическом правовом государстве, гражданском обществе. Уроки истории и обществоведческих дисциплин способны внести значительный вклад в формирование гражданской личности, сочетающей в себе развитую нравственную, правовую и политическую культуру.
Особое место в ряду средств и материалов гражданского образования занимает Конституция Российской Федерации. Конституция - это нормативный акт, сочетающий в себе правовые и политические основы жизни нашего общества, т.е. то, что должно составлять квинтесенцию знаний и представлений гражданина России. Исторические и обществоведческие курсы, изучаемые в основной и полной школе содержат основной дидактический потенциал использования Конституции РФ. На уроках истории прослеживаются исторические корни конституционализма, раскрываются исторические конкретные факты формирования конституционного строя.

Уместно обращение к соответствующим положениям конституции РФ на уроках по курсам «Школьникам о праве», «Политика и право», «Человек и общество», «Граждановедение», «Основы правоведения», «Современный мир», политологии, экономики, прав человека, социологии, религиоведения и др.

В разделах интегративного курса «Человек и общество» целесообразно изложить главные положения Конституции. Концептуально в большей мере для раздела, изучаемого в 9 кл., подходит ключевой материал Основного Закона - о правах и свободах человека и гражданина. При изучении модульных курсов «Политика и право» (9 кл.) и «Основы правоведения» (10-11 кл.) следует уделять внимание роли Конституции в ряду других правовых актов, основам конституционного строя, основным правам и обязанностям человека и гражданина, устройству государства, органам власти, избирательной системе.

Особое значение подготовки учащихся к сознательной и активной деятельности в качестве избирателей обуславливает необходимость включения в перечисленные курсы избирательного права и избирательного процесса. Курс «Граждановедение» (5-9 классы) может служить средством пропедевтики освоения с старшем возрасте системы знаний гражданина как избирателя.

В 10-11 классах могут факультативно преподаваться отдельные курсы «Избирательное право», «Основы демократии» и др.

Из курсов истории Отечества и зарубежных стран учащиеся почерпнут знания об историко-политологических аспектах избирательных компаний в различных государствах. Педагоги могут использовать программу курса «Выборы в демократическом обществе». Программа рассчитана на 13 уроков, объединенных в четыре блока:

«Роль выборов в демократическом обществе»

«Мировой опыт проведения выборов. Избирательные системы»

«Политические партии в демократических выборах»

«Избирательная компания»

Образовательная подготовка школьников к управлению страной с позиции избирателей осуществляется особенно эффективно, если в учебном процессе используются активные формы овладения основами правовой культуры. Уместно практиковать ученические семинары и конференции по вопросам избирательного права с приглашением юристов, представителей местной администрации, людей, имеющих опыт работы в избирательных комиссиях. Пользу принесут и продуманные и правильно организованные посещения учащимися избирательных участков в период избирательных компаний.

Важное место среди активных форм обучения должны занять деловые и ролевые игры.

Наряду с Конституцией РФ правовой базой обучения будущих избирателей являются: Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав граждан РФ»; Федеральные законы о выборах и референдуме РФ, а также законы и иные нормативные акты субъектов РФ о выбор и референдумах.

ВОЗМОЖНЫЕ МОДЕЛИ УРОКОВ
к курсу: «Выборы в демократическом государстве».


I. РОЛЬ ВЫБОРОВ В ДЕМОКРАТИЧЕСКОМ ОБЩЕСТВЕ.

Цели:

- Подвести учащихся к пониманию, что демократия - это сложный процесс, требующий ответственности, уважения к оппоненту и способности к сотрудничеству, к пониманию важной роли выборов в демократическом обществе.

- Подвести учащихся к пониманию, что именно через выборы каждый гражданин реализует свое право голоса.

- Развить навыки: сбор и анализ информации, ее представление, защита своей точки зрения и выражение своего мнения, работа в группе.

Основные понятия: демократия (прямая и представительная), выборы, ответственность, право голоса, диктатура, тоталитаризм, анархия, парламент, правительство, меньшинство, кандидат в депутаты.

Вопросы для обсуждения:
Что такое демократия?

Чем характеризуется демократическое управление обществом? Что  еще  (кроме  выборов)  нужно,  чтобы  общество   было демократическим?

Могут ли люди в демократическом обществе повлиять на текущие события и законы? И каким путем?

В каком случае люди в демократическом обществе могут считать правительство своим?

Кто должен иметь право голоса?

Кто должен решить, какие члены общества имеют право голоса?

Каковы важнейшие проблемы сегодняшнего дня (дома, в школе, в области, в стане), и связываете ли вы их решения с нынешними выборами?

Как вы относитесь к позиции неучастия в выборах?

Формы и методы: краткие сообщения учителя; работа в группах по 4-5 человек; общая дискуссия в классе; ролевая игра.

II. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ В ДЕМОКРАТИЧЕСКИХ ВЫБОРАХ
Цели:

Развить понимание природы (сущности), типов и роли политических партий в демократическом обществе.

Развить исследовательские (учебные) навыки: сбор, анализ и организация информации.

Развить навыки: представить информацию в классе, защитить свою точку зрения, уважать взгляды других.

Основные понятия: политическая партия, группа интересов, плюрализм, соревнование, платформа или программа партии, политическая стабильность, сосуществование партий.
Вопросы для обсуждения:

Каковы основные черты политической партии и партийной системы?

Каковы основные функции политических партий в демократическом обществе?

Почему стабильные демократические системы имеют обычно не менее двух и не более пяти партий?

Что такое программа или платформа партии?

Каковы компоненты программы партии?

Как учащиеся могут написать и защитить свою программу партии?

Программы каких партий пересекаются и делают таким образом возможными сотрудничество и компромисс?

Программы каких российских партий напоминают программы зарубежных партий? Почему?

Формы и методы:

Дискуссия, выбор учащимися утверждений из предложенного списка.

Сбор информации о существующих партиях и их программах из различных источников (газет, телевидения и интервью).

Работа в малых группах по сбору информации.

Моделирование возможных последствий прихода к власти той или иной партии.

 

III. ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ КАМПАНИЯ
Цели:

Подвести учащихся к пониманию Закона о выборах.

Сформировать навыки сбора и обобщения информации, работы в группах, проведения дискуссий и дебатов.

Сформировать практические навыки участия в выборах и организации избирательного процесса.

Основные понятия: Закон о выборах, гражданские права и обязанности, открытость и гласность выборов, выдвижение кандидатов, функции избирательной комиссии, роль политических партий в избирательной кампании, отражение хода избирательной кампании средствами массовой информации, день выборов.

Вопросы для обсуждения:
Почему так важно, голосуют граждане или нет?

Какими правами обладают участники избирательного процесса? Какие знания необходимы будущим избирателям для полноценного участия в демократических выборах?

Формы и методы: практикум, семинар, дискуссия, дебаты, урок-встреча, ролевые игры, моделирование различных ситуаций избирательного процесса, уроки-презентации, проводимые учащимися.

IV. ГРАЖДАНИН В ДЕМОКРАТИЧЕСКОМ ОБЩЕСТВЕ.
Цели урока:

Дать определение демократии.

Показать роль гражданина в демократическом обществе. Подвести  к  выводу,  что   в   демократическом   обществе гражданин имеет больше возможностей реализовать свои цели, но вместе с тем и несет большую ответственность за судьбу государства, в котором живет.

Вопросы для обсуждения:

Демократия - это хорошо или плохо? (В сравнении с диктатурой, анархией и т.п.)

Чем характеризуется демократическое управление обществом?

Является ли демократия народовластием?

Могут ли люди в демократическом обществе влиять на текущие события и принятие законов? Каким путем?

В каком случае люди в демократическом обществе могут считать правительство своим?

Почему успех демократии зависит от степени свободы и ответственности граждан?

Методические рекомендации:

Целесообразно разбить класс на учебные группы по 4-5 человек, предложить им обсудить плюсы и минусы демократии, диктатуры, анархии, а затем провести обсуждение. (При этом необходимо вести записи в тетрадях).

Можно предложить учащимся смоделировать процесс принятия какого-либо закона в диктаторском, а затем демократическом государстве и проанализировать эти процессы.

На уроке можно провести деловую мини-игру, дав каждой учебной группе социальный статус: группа бизнесменов, учителей, безработных, пенсионеров, шахтеров и т.д., предложить отреагировать на такие решения правительства, как: повышение налогов на бизнес; закрытие убыточных предприятий; понижение размеров пенсий и т.д.

V. ЗАЧЕМ НУЖНЫ ВЫБОРЫ?
Цели урока:

Показать учащимся, что выборы являются центральным механизмом демократического управления.

Сформировать представление о самом процессе выборов и в целом об избирательной кампании и ее целях.

Основные понятия: выборы, избирательная кампания, кандидат, предвыборная программа.

Вопросы для обсуждения:
Что такое выборы?

Как часто проводится избирательная кампания?

Что необходимо для сознательного участия в выборах?

Кто такие кандидаты? (В депутаты, президенты).

Какова роль средств массовой информации в ходе подготовки и проведения избирательной кампании?

Что такое предвыборная агитация и каковы ее формы?

Методические рекомендации:

Предложенный круг проблем необходимо обсудить всем классом, но чтобы разнообразить для ребят формы работы, можно организовать обсуждение в группах следующих ситуаций:

Выдвиньте из своей группы кандидата на должность президента (страны, школьной республики, класса).

Обоснуйте свой выбор, подчеркнув положительные стороны личности кандидата и обозначив позиции, над которыми ему еще нужно работать.

Составьте сообща его предвыборную программу (из 3-5 первоочередных задач).

А вот теперь кандидаты в президенты могут выступать с агитационными речами (до 3 минут)! Это будет повод для общего обсуждения.

Если вас не привлекает работа в группах, то ее можно заменить индивидуальной работой дома с газетами, журналами о сбору информации о том, как используются СМИ в ходе подготовки и проведения предвыборной кампании. А на уроке каждый ребенок под руководством учителя постарается определить, какие черты его характера позволят ему в будущем занять ответственный пост в обществе, а какие нет. Или какими способами можно вести предвыборную агитацию.

 

БИБЛИОГРАФИЯ
1. Конституция Российской Федерации. М., 1993.

2. Федеральный закон «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации». М., 1995.

3. Федеральный закон «О выборах Президента Российской Федерации». М., 1995.

4. Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации». М., 1995.

5. Афанасьев М.Н. Поведение избирателей и электронная политика в России. // ПОЛИС (Политические исследования), 1995, N3, с.105-117.

6. Боголюбов Л.Н. Человек и общество. ч. II. М., 1993.

7. Бузин А.Ю. Влияние социально-экономического развития регионов России на итоги выборов в Государственную Думу Федерального Собрания РФ второго созыва.// ПОЛИС, 1996, N1, с. 103-118.

8. Бутенко А. Советская многопартийность: проблемы формирования. М., 1991.

9. Вятр Е. Социология политических отношений. М., 1979.

10. Гельман В.Я. Избирательные кампании в России: испытание электоральной формулы. //ПОЛИС, 1996, N 2, с. 84-100.

11. Герасимов А.П. 53 вопроса и ответа о Конституции Российской Федерации. С-Пб., 1994.

12. Данилов А.А., Засорин С.А. Политические партии Российской Федерации на современном этапе. М., 1992.

13.  Демократия:   государство   и   общество.   Под   ред. Т.А. Алексеевой и Н.М. Воскресенской. М., 1995.

14. Зотова З.М.  Партии  России:  испытание  выборами.  М., 1994.

15. Избирательный закон: материалы к обсуждению. М., 1993.

16. История государства и права зарубежных стран. М., 1980.

17. Калинычев Ф.И. Государственная дума в России. Сборник документов и материалов. М., 1957.

18. Ковлер А.И., Смирнов В.В. Демократия и участие в политике. М., 1986.

19. Колосов В.А. Политические ориентации российских регионов: произошел ли в декабре 1995 «обвал»? (Анализ голосования по партийным спискам).// ПОЛИС. 1996, N1, с.91-102.

20. Кудрявцев И. Две линии в российском политическом спектре. М., 1991.

21. Лидеры XXI века. Сборник статей. М., 1996.

22. Любарев А.Е. Корреляционный анализ результатов парламентских выборов 1995 года. // ПОЛИС, 1996, N2, с.116-129.

23. Марченко Г.В. Россия между выборами (Социополитический анализ и прогноз состояния электората).// ПОЛИС, 1996, N2, с.101-115.

24. Мерло П. Электоральная практика, права человека и общественное доверие к демократической системе.// ПОЛИС, 1995, N4, с.123-130.

25. Мерло П. Избирательные кампании и проблемы их подготовки: «равное игровое поле» и демократические выборы. // ПОЛИС, 1995, N4, с.131-138.

26. Мишин А.А. Государственное право США. М., 1976.

27. Мушинский В.О. Основы правоведения. М., 1994.

28. Никитин А.Ф. Избирательное право. Избирательный процесс. М., 1996.

29. Основы государства и права.  Отв. ред. Кутафин  О.Е.  М., 1992.

30. Парламенты мира. Сборник статей. М., 1991.

31. Партии и политические блоки в России. Ред. Коваль  В.И. М., 1993.

32. Пастухов В.Б. Перспективы посткоммунистического консерватизма и президентские выборы. // ПОЛИС, 1996, N2, с.75-83.

33. Политические проблемы теории государства. М., 1993.

34. Политология. Энциклопедический словарь. М., 1993.

35. Право и власть. Сборник статей. М., 1990.

36. Право и многопартийность в России. Сборник статей.  М., 1994.

37. Пугачев Б.М. Политическое развитие современной  России. М., 1994.

38. Сидельников С.М. Образование и деятельность 1 Государственной думы. М., 1962.

39. Сидней и Беатриса Вебб. Советский коммунизм - новая цивилизация. М., 1937.

40. Собянин А.А., Суховольский В.Г. Демократия, ограниченная фальсификациями. Выборы и референдумы в России в 1991-1993. М., 1995.

41. Соколов Я.В. Граждановедение.  Российская  Конституция. М., 1995.

42. Тихомиров Ю.А. Действие закона. М., 1992.

43. Хрестоматия по истории СССР 1861-1917. Под ред. Тюкавкина В.Г. М., 1990.

44. Юридическая защита прав человека. Под ред. Л.И. Богораз. М., 1993. Вып.5.

45. Шишкина Н.Э. Избирательные системы (практика зарубежных стран). М., 1993.

46. Шмачкова Т.В. Теория коалиций и становление российской многопартийности.// ПОЛИС, 1996, N5, с.28-52.


В содержание