Рейтинговая система оценки –
эффективный фактор повышения мотивации и качества успеваемости в изучении истории
из опыта работы
Деминой Екатерины Фоминичны,
учителя сш № 3 МО г.Кувандык

Представила: Шарикова Н.И.
Дата: 03.02.11

Условия возникновения проблемы, становления опыта: Наблюдения в течение многих лет за реакцией детей на оценку показали, что пятибалльная система оценки знаний учащихся из-за узости шкалы, деления оценок на положительные и отрицательные ограничивает мотивационные функции оценки.

Неудовлетворенность пятибалльной системой оценки привела к поиску новой системы оценки достижений учащихся, заставила проанализировать методику использования многобалльной системы оценки во внеклассной работе по истории (викторины, конкурсы, олимпиады), а затем внедрить ее отдельные элементы в учебный процесс на уроке. Использование многобалльной оценки на уроках граждановедения показало ее преимущество по сравнению с пятибалльной оценкой в стимулировании познавательной деятельности учеников, в повышении качества успеваемости. Только после этих обнадеживающих успехов началась работа над созданием рейтинговой системы оценки достижений учащихся. С 2000 года началась апробация новой системы в курсе преподавания истории России в 7ж классе средней школы № 3 г.Кувандыка

Актуальность и перспективность опыта, его практическая значимость для повышения качества учебно-воспитательного процесса: Актуальность внедрения рейтинговой системы оценки объясняется потребностью в объективной оценке достижений учащихся. Многообразие исторических знаний, умений (начиная с описания и анализа отдельных событий, сравнения их с другими событиями до использования приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни возможно объективно оценить с помощью многобалльной системы оценки, а не пятибалльной. Рейтинговая оценка, обладая большей мотивационной функцией, чем пятибалльная, способна активизировать познавательную деятельность учеников и повысить качество обучения.

Теоретическая база опыта: Теоретическую основу опыта составляют идеи Бабанского Ю.К., Выготского Л.С., Якиманской И.С., Лернера И.Я., Фридмана Л.М.

Новизна опыта: Новизна опыта заключается в разработке рейтинговой системы оценки достижений учащихся в изучении истории России. Рейтинговая оценка может стать накопительной оценкой, позволяющей объективно оценить уровень готовности учащихся к продолжению образования по профилю, а также основой конкурсного набора в старшую профильную школу.

Результативность: Возросла мотивация в учении: при изучении материала по каждому блоку 30-60% учащихся выбирали добровольно дополнительные задания, что является внешним проявлением мотива самообразования, соответствующего высокому уровню познавательных мотивов; 26% учащихся не ограничивались максимальным рейтингом, достаточным, чтобы получить четвертную оценку «5», а продолжали активно заниматься познавательной деятельностью; повысили свой рейтинг во второй четверти по сравнению с первой - 26% «хорошистов», 22% «троечников» и 8% «отличников». Рейтинговая оценка создавала ситуацию успеха для каждой группы учащихся, за каждый вид учебных действий она поощряла ребенка, укрепляла веру в собственные силы, положительно влияла на самооценку ребенка, на отношения с учителем и одноклассниками.

Адресная направленность опыта: Разработка рейтинговой системы оценки достижений учащихся может быть использована любым учителем, заинтересованным в повышении мотивации учения и качества обучения.

При каких условиях, используя данный опыт, можно получить устойчивые положительные результаты:


- выработка у учащихся достаточно сильной мотивации к учению, обеспечивающей взаимозависимость текущей учебы и конечных результатов;
- создание материальной базы, обеспечивающей полную гласность и наглядность результатов учебы каждого ученика;
- составление тематического планирования по блокам, выделение в каждом блоке конкретных исторических знаний и умений, которые учащиеся должны изучить, а учитель оценить; предусмотреть проведение контрольных работ после изучения каждого блока;
- использование разработанной автором математической системы оценок (определение объема рейтингового исчисления, исходной рейтинговой позиции, формулы подсчета рейтинга оценок), критериев оценки знаний, умений и творческих способностей учащихся;
- ознакомление учащихся с оценкой каждого вида учебной деятельности до начала работы по рейтинговой системе, фиксирование результатов каждого действия ученика, проведение подсчета общего рейтинга каждого ученика не только в конце четверти, но и в течение четверти.
- Подробно опыт работы учителя представлен на бумажном носителе в ООИПКРО.

ИПКиППРО ОГПУ

Банк_педагогической_информации