Дата: 2011г.


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ В ПОМОЩЬ УЧИТЕЛЮ, ПРЕПОДАЮЩЕМУ ПРОПЕДЕВТИЧЕСКИЙ КУРС ИСТОРИИ В НАЧАЛЬНОЙ ИЛИ СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ

Методические рекомендации по исторической пропедевтике

 

Приобщать детей к изучению истории возможно уже в начальной школе. На последующих этапах исторического образования школьники будут обращаться к узнаваемому материалу, решая на его основе все усложняющиеся задачи.

Дети должны читать, читать много, в том числе и книги по истории. Ранняя ориентация на текст позволяет значительно более успешно решать задачи исторического образования.

Не менее важно и умение самостоятельно писать, формулируя собственные взгляды, обрабатывая систему доказательств, аргументацию, уточняя собственную позицию. Всему этому дети могут в последствии научиться, работая с задачником по истории, с фрагментами исторических источников, отрывками из научной, научно-публицистической, художественной литературы.

Основная задача начального этапа обучения истории - ввести учащихся в контекст предмета и помочь детям ориентироваться в информации вообще и в исторической информации в частности. На этом этапе важнее всего научить работать с текстами, в том числе с такими их разновидностями, как карты, таблицы (хронологические, генеалогические и т.п.)

Уже в начальной школе детей следует учить дополнять текст картой, а карту текстом.

Научить детей читать текст, несущий информацию - также задача первостепенной важности. Необходимо привить ребятам умение и желание структурировать текст (разбивка на эпизоды, составление плана), формулировать вопросы к нему. По тексту не следует скользить: необходимо углубление в него. Тексты должны содержать фактическую историческую информацию.

В начальной школе (1-3 класс) реально познакомить учащихся с основными культурами и цивилизациями, существовавшими в истории человечества. Это знакомство можно осуществить в форме сказок-путешествий по основным историческим регионам и эпохам. В ходе "путешествий" дети учатся ориентироваться по карте, читать ее и генеалогические, хронологические таблицы, понимать "сложные" тексты, различать основные культурные и этнические особенности народов и т.п. В основу путешествий можно положить мифы, легенды и предания разных времен и этносов.

Тексты должны быть привязаны к конкретным местам на карте.

В настоящее время существует несколько программ и учебных пособий, которые учителя истории могут использовать для преподавания пропедевтического курса как в начальной (1-3, 1-4), так и в средней школе (5 класс).

Один из них - "ВВЕДЕНИЕ В ИСТОРИЮ". Задачи этого курса:

- ввести детей в мир истории, пробудив интерес к истории как к науке;

- познакомить учеников с методами исторического исследования и языком исторической науки;

- показать многообразие исторических источников и возможности каждого из них;

- формировать историческое сознание, воспитывая чувство сопричастности прошлому, прежде всего истории своей родины.

После вводных уроков, на которых формируется первоначальное представление об историческом источнике в целом, школьники встретятся с многообразием письменных и вещественных источников, затем учащиеся знакомятся со следующими вспомогательными дисциплинами: антропонимикой, геральдикой, генеалогией, нумизматикой, соррагистикой, топонимикой, исторической метрологией, хронологией.

Чтобы избежать перегруженности курса информацией, одни и те же источники, факты могут быть использованы при изучении разных тем, обрастая новыми подробностями и деталями. Так о берестяных грамотах учащиеся впервые узнают на уроках по изучению письменных источников.

Они же могут рассказать о том, какие имена звучали на Руси (антропонимика), какие применялись меры длины, веса, денежные единицы (метрология, нумизматика).

Задачи курса и возраст учеников требуют и соответствующей формы обучения. Наиболее приемлемой является сюжетно-образная форма. Введение в историю учеников осуществляется в игровой форме богиней Кино и свитой ее помощников, каждый из которых представляет определенную вспомогательную историческую дисциплину. Существенно повысит интерес учащихся приключенческая фабула, пробуждающая у них желание самостоятельно найти отгадку, совершить открытие. Содержание программы "Введение в историю" дает большие возможности для подобных открытий.

В 4-5 классах может преподаваться начальный курс "ИСТОРИИ НАШЕЙ РОДИНЫ" (Рассказы по родной истории). Авторы: Н.И. Ворошейкина, М.В. Соловьев, М.Т. Студенич. Авторы стремились показать ту или иную эпоху, событие через человека, его поступки и действия.

Вопросы и задания предусматривают работу учащихся с хронологией, картой, текстом и иллюстрациями учебника. В целом они нацелены на активизацию имеющихся заданий, на формирование умений. Этому же способствует рубрика "Проверь себя". В нее включены задания с элементами игры и информационно-познавательные материалы, содержащие дополнительные сведения.

Интересная программа и учебное пособие для 4-5 класса предлагает Омский государственный университет. Автор А.Н. Лукьянов "Всемирная история. История первобытных времен".

Первая часть этого учебника составляет непосредственно пропедевтический курс "Введение в историческую науку". Такие разделы как:

- "Что такое история и для чего она нужна в школе?"

- "Работа юного историка";

- "Историческая наука в прошлом и настоящем";

- "Другие исторические науки";

- "Календари и счет лет в истории" и др.

позволяют приобщить учащихся начальной школы к миру исторических знаний, подготовит их к восприятию II части "Возникновение людей и общества". Этот материал учитель может преподавать на II полугодие 4-5 класса. Хорошим подспорьем в работе учителя может служить "Добрынина книжка" /"на заре истории"/. Это иллюстрированное издание по истории первобытных времен.

Осуществлять преподавание пропедевтического курса учитель истории может и по учебному пособию "Путешествие в историю", авторы Саплина Е.В. и Саплин А.И. Книга рассчитана на детей начальной школы и помогает подготовиться младшим школьникам к восприятию исторической науки, приобрести навыки самостоятельной работы над историческими источниками. Курс построен в занимательной форме путешествий и учитывает возрастные способности детского сознания и восприятия. К учебнику прилагается как приложение рабочая тетрадь, которая позволит учителю решать некоторые методические проблемы, в частности организацию самостоятельной работы учащихся.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

"Работа с документами и историческими источниками на уроках истории"

 

Творчески работающие учителя истории всегда искали пути и способы совершенствования преподавания истории. Традиционные методы обучения подвергались критике.

Обновление содержания образования требует новой методики. Традиционные методы обучения построены на запоминании, вопросно-ответном методе обучения (когда в голове учителя всегда есть эталон правильного ответа), иллюстративность должны уйти в прошлое.

Нужна новая методика - активная, несущая высокую степень самостоятельности учащихся.

Одним из способов построения урока истории, который стимулировал бы самостоятельную деятельность учащихся, формировал потребность в знаниях, интерес к истории является ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИСТОРИЧЕСКИХ ИСТОЧНИКОВ.

Преодолеть догматизм преподавания можно только в том случае, если всю познавательную деятельность ученика приблизить к методам исследования науки. Добиться этого можно только в том случае, если обучение будет построено на знакомстве с первоисточниками, с "сырым" документальным материалом. Данный метод получил название ЛАБОРАТОРНОГО. Развивая интерес к истории, лабораторный метод позволяет индивидуализировать преподавание с учетом возраста и степени подготовленности учащихся, их умственного развития; повысить интенсивность труда старшеклассников; научить его анализировать материал и делать самостоятельные выводы; формировать историческое сознание. Основными способами "учебного исследования" выступает исторический анализ и критика источников.

Исторический анализ предполагает введение следующих понятий - факт, историческая закономерность, историческая аналогия, причинно-следственная связь и др. Этот вид работы призван установить связь между различными событиями, помочь ученику проникнуть в механику исторических явлений и действий отдельных лиц. Именно здесь с наибольшей полнотой раскрывается богатство воображения, сила логики историка, понимание причинно-следственных связей и закономерностей исторического процесса. Увидеть за событиями факты, за намерениями цели и средства, за оценками позиции, за случайностью закономерность - это и значит понять. Недаром ведь говорится, что самое интересное в истории - исследование несоответствия намерений и их последствий.

Историческая критика есть рефлексивное обращение к основаниям тех или иных утверждений, мнений и свидетельств. Эта работа вводит в словарь школьника такие понятия, как заблуждение, подделка, подлинник, несоответствие, противоречие. Историческая критика начинается с формулирования сомнений в подлинности документа или в истинности сделанных в нем выводов, оценок. Для разрешения сомнений осуществляется поиск противоречий внутри источника (внутренняя критика), сравнение его с другими источниками (внешняя критика), фиксация разногласий.

После этого анализируется и оценивается вероятность и правдоподобность конкретного свидетельства и его интерпретаций.

САМОЕ ГЛАВНОЕ в ЛАБОРАТОРНОМ МЕТОДЕ - самостоятельный поиск учениками истины, развитие их критического мышления.

Становление рационального понимания событий и явлений предполагает введение в процесс обучения источников разного типа.

Уже на начальных этапах обучения необходимо использовать фрагменты подлинных исторических текстов (в V классе это Гесиод, Плутарх, Гомер; в VI - Плутарх, Цезарь, Цицерон, Флавий, Библия). Основные задачи работы с источниками на этих этапах - внимательное чтение, понимание, интерпретация.

Целесообразно знакомить школьников с вторичными источниками. На этом материале учащиеся обучаются критической работе с интерпретациями. Поиск ошибок может быть главной задачей; ее решение способствует развитию критических способностей учащихся.

Новая структура исторического образования создает условия для широкого изучения на уроках истории произведений древнерусской литературы. Когда отечественная история до конца XVIII в. изучалась только на ранних этапах школьного образования (V-VIII классы) не было и речи о серьезной работе с документами, с историческими текстами, с произведениями древнерусской словесности.

Сейчас, работающий в старших классах учитель получил возможность без чрезмерных упрощений говорить о событиях Киевской и Московской Руси, опираясь на документы. Формы использования древнерусских текстов на уроках в старших классах могут быть различными, равно как и решаемые на этих уроках задачи. Многое зависит от того, в рамках какого курса, в каком контексте учитель и школьники анализируют памятники отечественной истории.

Так, например, работа с фрагментами "Жития протопопа Аввакума" уместна на занятиях по курсу истории религий; в этом случае текст произведения станет источником сведений о расколе как факте церковной истории, об особенностях мировосприятия старообрядцев, о религиозном смысле и психологических причинах противостояния Никона и Аввакума и т.п. Иной подход возможен в рамках курса "Российская цивилизация".

Здесь "Житие ..." способно помочь школьникам увидеть, почувствовать, оценить многие черты русского национального самосознания, серьезно повлиявшие на духовное и социальное развитие страны. Учитель может провести семинарское занятие, основанное на сопоставлении "автобиографического" сочинения мятежного протопопа и автобиографических произведений, созданных в иные эпохи (например, "Поучение Владимира Мономаха", "Записки" Гавриила Державина). Сравнивая разные варианты восприятия Бога и мира, сложившиеся на российской почве, учащиеся лучше поймут и специфику общественной жизни XII, XVII, XVIII столетий и особенности самосознания личности в каждую из этих эпох.

Проведение таких занятий облегчают учебные пособия, в которых собраны тексты, адаптированные с учетом восприятия школьников. В частности учитель может воспользоваться книгой для чтения "Древнерусская литература" (автор Е.Рогачевская, изд. Школа-Пресс, 1993г.). В книге приведены фрагменты "Повести временных лет", "Слово о разорении Рязани Батыем", "Слово о законе и благодати", извлечения из "Домостроя", "Житие протопопа Аввакума" и др. 

С опытом изучения первоисточников памятников древнерусской литературы учитель истории может познакомиться на страницах журнала "Преподавание истории в школе" N8, 1994г., стр. 24-28

На многих уроках, посвященных прошлому России, можно использовать фрагменты трудов крупнейших российских историков: В.Н. Татищева, Н.М. Карамзина, Д.О. Ключевского, Н.И. Ключевского, Н.И. Костомарова, С.М. Соловьева, Е.В. Тарле.

Уже на первых занятиях "Истории России" уместно использовать отрывки из курса лекций В.О. Ключевского "Курс русской истории" (отрывки из лекций VII-IX).

При изучении древнейшей истории восточных славян и киевского периода предлагать учащимся самостоятельно работать с текстом "Курса" не следует. Он слишком труден. Самостоятельно поработать с текстом (лекция XXI) школьники могут при изучении проблемы объединения русских земель вокруг Москвы. Анализируя текст учащиеся делают выводы о политических, торговых преимуществах Москвы. Вполне по силам учащимся и самостоятельно прочитать те страницы, где историк создает портреты исторических деятелей. Учащиеся могут подготовить сообщения, рефераты, сочинения-рассуждения.

Труд В.О. Ключевского учитель может использовать не только при изучении систематического курса, но и при проведении факультативных занятий. В рамках курса "История религий", учитель может предложить школьникам проанализировать различные воззрения на причины и сущность церковного раскола (лекция LIV-LV). На основе лекций, посвященных истории XVII-XIX вв. учитель может построить спецкурсы: "Государственная власть в самодержавной России" или "Социальные и политические реформы в Российской империи".

Использование на уроках работ Н.И. Костомарова "Личность царя Ивана Васильевича Грозного", "Царевна Софья", "Царевич Алексей Петрович. Самодержавный отрок" поможет ребятам осознать отечественную историю как историю человека, его жизни, взглядов, убеждений.

Решению актуальной задачи "очеловечивания" истории может способствовать использование на уроках фрагментов монографии "Очерк домашней жизни и нравов великорусского народа в XVI-XVII столетиях".

Учащиеся получат представление о картине мира, заложенной в сознании людей прошлого, об их мировоззренческих установках, нормах социального поведения, особенностях менталитета.

На многих уроках отечественной и всеобщей истории уместно использовать фрагменты работ Е.В. Тарле. Это может быть самостоятельное знакомство учащегося с их текстом или включение содержащихся в них сведений в объяснение нового материала. Монографию Е.В. Тарле "Наполеон" учитель может порекомендовать для внеклассного чтения с тем, чтобы учащиеся подготовили сообщения и рефераты. Некоторые страницы монографии дают обильный материал для аналитических заданий.

Так, можно предложить найти в книге факты, подтверждающие вывод, что континентальная блокада н. XIX в. была стержнем "всей экономической и политической борьбы" и сыграла огромную роль в истории Европы.

Использование на уроках трудов выдающихся российских историков, расширит кругозор учащихся, сделает их учебную деятельность более разнообразной.