Историческое краеведение как средство воспитания патриотизма и гражданственности
из опыта работы
Баклановой Ольги Николаевны
учителя истории школы №26
Представила: Шарикова Н.И., зав. УМК истории и обществознания ООИПКРО
Дата: 19.03.11

«Одна из главных задач исторического образования сегодня - это не только объективное изложение происходивших событий и фактов, но именно воспитание чувства любви к своей Родине у школьников, гордости культурными достижениями, осознание высокой гражданственности и своего долга перед Отечеством». Такова позиция учителя истории высшей категории Ольги Николаевны Баклановой.

Данная проблема была заявлена в нашей области в 1995г., и в обязательный компонент школьной программы был введен предмет «История и культура Оренбуржья». Предмет был введен, но возникло немало проблем: во-первых, не было четкой программы, во-вторых, не было методического обеспечения. Поэтому Ольга Николаевна поставила перед собой задачу - создать такую программу и необходимое методическое пособие. Новизна работы заключалась еще и в том, что известные программы школьного краеведения не охватывали события родной истории целиком (с древнейших времен до наших дней) и созданы без учета перехода на концентрическую структуру, которая позволяет именно в 9 классе завершить рассмотрение событий конца 20 века. Интегрированная программа позволила бы изучать события и факты в единстве и целостности истории малой Родины с историей России. Поэтому учителем была составлена программа интегрированного курса «История Оренбуржья» для учащихся 8-х – 9-х классов, которая, во-первых, соответствует концентрической системе исторического образования, во-вторых, учитывает требования государственного стандарта исторического образования в создании так называемого «идеального образа» выпускника средней школы, в-третьих, способствует осуществлению главной цели учебно-воспитательного процесса - формированию зрелой личности, в-четвертых, учитывает возрастные и индивидуальные особенности школьников. Программа, созданная Баклановой О.Н рассчитана на 2 года обучения - 68 часов и включает:

- Объяснительную записку, где обосновывается необходимость данного учебного курса, раскрываются цели и задачи, критерии отбора содержания, количество часов.

- Содержание программы в виде перечня тем, ведущих проблем, идей, понятий.

- Основные требования к знаниям и умениям учащихся,

- Указания на возможные варианты реализации межпредметных связей

- Описание учебно-методического обеспечения курса.

Программа составлена в соответствии с проблемно-хронологическим подходом к построению содержания. Каждый раздел программы освещает развитие культуры в крае на всех периодах, уделяя должное внимание выдающимся личностям, таким как И.К. Кирилов, В.Н. Татищев, И.И. Неплюев, В.А. Перовский и др. Освещение их роли и места в истории нашего края позволяет по мнению учителя осуществить учащимся идентификацию себя с конкретными историческими деятелями - носителями культуры и героизма.

Примеры героизма наших земляков помогают через персонификацию воспитанию патриотизма и гражданственности у учащихся. Ольга Николаевна считает, что на каждом уроке краеведения важно развивать потребность в постоянном саморазвитии, в нравственном самосовершенствовании, нельзя допустить обнищания души подрастающего поколения. Программа учителя предоставляет возможность систематически использовать следующие формы изучения материала: уроки-лекции, семинары, деловые игры, путешествия в прошлое, творческие задания, экскурсии, задания индивидуального исследовательского характера, рефераты и др.

Изучение исторического краеведения ведется по «Истории Оренбуржья» под редакцией Л.И. Футорянского. Учебник не рассчитан на подростков, в нем нет иллюстраций, вопросы и задания не соответствуют возрастным особенностям, отсутствуют схемы, почти нет карт. Поэтому перед учителем встала задача -облегчить, упростить усвоения материала по краеведению, сделать его более доступным для учащихся. Так учитель пришел к мысли создать специальное методическое пособие, в котором на взгляд Ольги Николаевны должны содержаться формы, приемы изучения и проверки усвоения материала6 схемы, таблицы, карты, варианты работы с документам, все что помогает активизировать учебную деятельность, способствует привитию интереса к родной истории. В этом методическом пособии учитель представил красочные рисунки учащихся, которые на ее взгляд не только заполнили определенный вакуум в средствах наглядности, но и способствовали росту воображения детей, развитию их творчества. Кроме этого они являются идеальным средством для организации проблемного урока и исследовательской работы школьников.

На каждом своем уроке по истории края О.Н. Бакланова развивает детей, учит и воспитывает, создает эмоциональные ситуации, возбуждающих у учащихся патриотические и интернациональные переживания, раздумья о прошлом и настоящем Родины.

Ознакомление с фактами из истории края, города, сопричастность к ним помогают школьникам лучше усвоить общие закономерности развития нашей страны, сделать их более понятными, близкими, органически связать изучаемый материал с прошлым и настоящим своего района, города и тем самым способствуя формированию глубоких идей и превращению их в убеждения.

Учителя области могут ознакомиться более подробно с опытом работы О.Н. Баклановой и созданной ею программой по истории края в УМК обществознания ООИПКРО.

ИПКиППРО ОГПУ

Банк_педагогической_информации