Контроль за качеством преподавания обществознания

Для повышения качества обучения педагогу необходимо уметь грамотно и к месту выбирать и применять существующие формы и методы педагогического контроля, четко определять его цели и функции.                    

Целями внутришкольного контроля являются обеспечение высокого качества обучения и воспитания, выявление недостатков и их причин. На основе анализа полученных данных определяются направления и задачи дальнейшей деятельности педагогического коллектива.

 В теории и практике внутришкольного управления наибольшее распространение получили следующие формы и методы педагогического контроля:

- тематический - глубокое изучение знаний и умений учащихся по ключевым темам учебной программы ( изучение системы работы учителя в границах учебной темы);

- фронтально - обзорный - пилотажное изучение знаний и умений коллектива учащихся ( успешность работы группы учителей) по общим вопросам;

- сравнительно - параллельное изучение личности учащихся, учебных групп, отдельных педагогов;

- персональный - всестороннее изучение личности конкретного ребенка, системы профессиональной деятельности отдельного педагога;

- классно - обобщающий - изучение качеств знаний и умений учащихся ( качества преподавания) в конкретном классе;

- предметно - обобщающий - изучение качеств знаний и умений учащихся ( качества преподавания) по отдельным учебным курсам;

- комплексно - обобщающий - всестороннее изучение качеств знаний и умений учащихся в конкретном классе на начальной, основной или полной средней ступени школы;

- оперативный - изучение неожиданно возникших проблем в образовательном процессе;

- формирующий - оценивание осуществляется в течение всего времени обучения для установления обратной связи от обучаемых к преподавателю;

- итоговый - оценивание направлено на подведение конечных результатов обучения.

Интересные формы контроля, для отслеживания  интеллектуальных и коммуникативных умений, предлагают Т. И. Шамова, Н.А. Шарай ( ж. "Завуч"№1,98г.):

1.   Урочные ( традиционные):

а) контрольные работы ( теоретические, практические) ;

б) тесты;

в) зачеты ( устные и письменные);

г) творческие работы ( рефераты, составление различных познавательных задач, сочинение на историческую тему и т.д.);

д) семинары.

2.   Внеурочные:

а)  публичная защита рефератов;

б) Интеллектуальный марафон;

в)осуществление метода " проектов";

3.   Урочные ( нетрадиционные):

а) КСО;

б) круглые столы;

в) дидактические игры;

г) дискуссии;

д) "учебные мастерские"

е) " модульные уроки".

  

В конце учебного года администрация школы составляет сводный план внутришкольного контроля по следующей форме:

примерные сроки

класс

тема урока

цели контроля

Методы и формы  контроля

   
             

 При контрольных мероприятий применяются следующие методы:

- устная проверка знаний учащихся ;

- письменная проверка;

- комбинированная проверка и т.д.

   Практика последних лет убеждает в том, что оптимальной формой внутришкольного контроля по истории является итоговый тематический контроль, проводимый в виде письменных проверочных работ, содержащих в основном вопросы тестового характера. Так проверяется усвоение исторических фактов, дат, событий, сформированность основных понятий, уровень знаний по исторической географии, теоретических знаний.

 Проверка результатов обучения с помощью тестов проходит, в основном, на репродуктивном уровне, препятствует развитию развернутой устной и письменной речи, формированию широкого спектра познавательных умений и обусловленных ими логических и образных способностей, проявлению творческой индивидуальности учащихся, обретению ими собственного социального опыта. А между тем, именно эта, личностная, сторона познания истории представляется более актуальной и значимой. Вот почему проверка учебных результатов не может ориентироваться на формализованные компоненты и ограничиваться тестами. Наряду с ними в методическом арсенале должны быть задания произвольной формы, объема и содержания (проблемные задачи, проверочные задания поискового и творческого характера и т.д.). При оценивании заданий такого рода, учитель сосредотачивает внимание на том, насколько самостоятельно и зрело школьники выполнили задание, какие приемы учебной работы использовали, какими умениями они владеют в совершенстве или недостаточно, в чем проявили свою индивидуальность, критическое и творческое отношение к фактам, источникам.

Предлагаем вашему вниманию контрольные работы которые проводились в ходе инспекторских проверок ГУО в 1998 - 1999 учебном году.  Контрольные работы составлены с учетом содержания действующих учебников истории. Обычно контрольная работа содержит от 3 до 5 вопросов. В каждый варианты включены:

а) 1 -2 вопроса проверяющий умения учащихся оценивать исторические явления, действия людей, умения оперировать историческими знаниями, обосновать личное отношение к историческим событиям, их участникам, творениям культуры.

Эти задания требуют развернутого письменного ответа. Именно такие задания вызывают наибольшие сложности у учащихся. Ответы неполные, логически не верно построены, чаще всего представляют собой набор фактов, без анализа и личной оценки.

б) 2 - 4 вопроса, с помощью которых проверяются знания основных фактов и понятий.

Контрольная работа по истории Древнего мира. 5класс.

Концентрическая система. Базовый уровень.

1. Реши задачи:

а) Сколько лет и полных веков продолжается наша эра?

б) Археологи нашли клад, закопанный в 100 году до н.э.?

Сколько лет клад пролежал в земле?

2. Вставь пропущенные слова:

а) Египет - так называется страна, которая располагалась(где?)_________________________________.

б) Первая столица Египта стал город _________________.

в) По Египту несет свои воды река ____________________.

г)Напишите название морей, омывающих Египет ___________________________________.

3. Объясни понятия:

Фараон; жрецы; саркофаг.

4. Кто по мнению египтян, произнес эти слова? Кому они были сказаны?:

" Уши мальчика на спине его?" Почему вы так думаете?

5. Как Вы думаете, с  какой целью сооружались пирамиды в Египте? Что давало фараонам возможность и средства для их возведения?

( Отвечая на 4-5 вопросы постарайтесь ответить подробнее).

Контрольная работа по истории. 7 класс ( концентрическая система). Базовый уровень.( 1 урок).


I - вариант.

1. Найдите ошибку.

С восстанием И. Болотникова связаны следующие географические названия:

Путивль, Оренбург, Кромы, Калуга, Тула.

2. Дайте определение:

Оброк -

Сословно - представительная монархия -

3. Что Вам известно о правлении Алексея Михайловича. Составьте его краткий исторический портрет.

4. Соотнесите события и даты:

1240                                                                           Принятие судебника                                         

1380                                                                           Опричнина                                                          

1565 - 1572                                                                Невская битва русских со шведами

1497                                                                           Восстание под предводительством С. Разина .

1670 - 1671                                                                Принятие Судебника.

II - вариант.

1. Найдите ошибку.

С восстанием С. Разина связаны следующие географические названия:

Царицын, Астрахань, Саратов, Самара, Симбирск, Нижний Новгород.

2. Дайте определение:

Барщина -

Земский собор -

3. Что Вам известно о правлении Петра I. Составьте его краткий исторический портрет.

4. Соотнесите даты и события:

1242                                                                                                           Куликовская битва

1380                                                                                           Правление Михаила Романова

1581 - 1585                                                                                Ледовое побоище             

1612                                                                           II ополчение, освобождение Москвы

1613 - 1645                                                                                Поход Ермака в Сибирь.

  

Контрольная работа по истории России 8 класс ( концентрическая структура)

   1. Кратко охарактеризуйте ( в хронологической последовательности) основные события истории России в XIX веке. Какое из них Вы считаете наиболее важным? Почему? Свой ответ поясните.

   2. Объясните кем были эти люди:

а) Кутузов М. И.;

б) Пестель П.И.;

в) Некрасов Н.А.;

г) Александр II;

   3. В XIX веке в Московской губернии возникло 464 кустарных заведения ( предприятия). Вот данные об их основании:

1820 - 6;  1850 - 37;  1860-е гг.- 121; 1870 -е. гг. - 275.

Какие выводы можно сделать из сопоставления этих данных?

Чем объясняется резкий рост числа предприятий в 1860 -е гг.

   4. Дайте определение понятий:

- самодержавие;

- временнообязнные крестьяне;

- народничество..

Литература:

Акопова Л.И., Ястребова С.А. Внутришкольный контроль по истории. Ж. ПИШ., 3,1998г.

Шамова Т.И., Шарай Н.А. Система промежуточной аттестации школьников. Ж. Завуч 1,1998г.

Материалы подготовлены методистом УМК обществознания Ушаковой О.А.


В содержание