"Герменевтический подход как условие реализации полихудожественного развития учащихся профильных классов
на основе интеграции литературы и истории России ХХ века"
Из опыта работы
Павлениной Ольги Леонидовны,
учителя средней школы №2 г. Медногорска  

Представила: Шарикова Н.И.
Дата: 02.02.04

 

 

Условия возникновения проблемы, становление опыта:

Осознание того, что общей целью литературного и исторического образования является не только приобщение учащихся к богатствам отечественной и мировой литературы и истории, но и осмысление литературы как составной части духовной культуры, органически связанной с творческим наследием человечества и истории как неотъемлемой стороны жизни каждого человека и мира в целом, дающей целостное и вариативное восприятие мира послужило основание для понимания того, что базисные программы в лучшем случае позволяют обучать, но не развивать мыслящую личность, а значит, и не способствует осознанию учеником собственного «Я», полноценному обогащению его духовными ценностями.

Следовательно, возникает противоречие между задачами, поставленными перед учителем и реальными  требованиями учащихся, готовящихся продолжить образование и  самоопределиться в окружающем мире.

Актуальность и перспективность опыта, его практическая значимость  для повышения качества учебно - воспитательного процесса:

В процессе внедрения интегрированного спецкура создаются условия для:

-углубления знаний учащихся;

-самораскрытия личности;

-возрождения русской духовности.

Разработаны методически рекомендации учителям, которые будут работать в классах гуманитарного профиля.

 

Теоретическая база опыта:

Преподавание интегрированного курса литературы и истории невозможно без основательной теоретической подготовки учителя, потребности в систематическом расширении знаний по истории, философии, МХК, литературе, искусствоведению.

             Глубокие социальные, исторические, литературные процессы, проходившие в России прошлого столетия, нашли отражение в трудах историков советской, постсоветской и зарубежной школ, писателей советского периода, русского зарубежья, писателей современной эпохи. Очень важным является осмысление пласта религиозной философии ХХ века.

            Теоретические и практические основы развития творческого потенциала в условиях современной школы определены в работах Ю. И. Кулюткина, И.Я. Лернера, А. М. Матюшкина, В. Г. Рындак, А. П. Тряпицыной, изучающих конкретные, практические условия осуществления этого важного процесса.

           Интеграция как педагогическое явление имеет давние традиции. Теоретические основы процесса интеграции заложены в работах

И. Д. Зверева, В. Н. Максимовой, Т. Г. Браже.

 

Новизна опыта:

Предложена программа интегрированного спецкурса, новизна которой заключается:

-         в разработке идеи полихудожественного развития учащихся через применение в преподавании спецкурса основ драмогерменевтики;

-         в интегрированном курсе литературы и истории;

-         в своеобразной структуре, где рядом с основной формой – уроком, в традиционном и нетрадиционном его понимании, на равных правах существует историко- литературный клуб «Зеркало»;

-         в расширении знаний учащихся за счет введения тем, не предусмотренных программами общеобразовательных школ;

-         в усилении внимания к культурологическому и социальному аспектам жизни России в ХХ веке.

 

Технология опыта:

Разработан комплекс деятельности, который включает в себя программу спецкурса «Прощай, ХХ век», методические рекомендации по внедрению программы и проведению интегрированных уроков и заседаний историко- литературного клуба.

 

Результативность:

Предполагается, что программа спецкурса позволит осуществить полихудожественное развитие учащихся, если применить герменевтический подход в интегрировании школьных курсов литературы и истории.

 

Адресная направленность опыта:

Учителям литературы и истории, работающим в классах гуманитарного профиля.

 

При каких условиях , используя данный опыт, можно получить устойчивые результаты:

Работа по интегрированному курсу предполагает :

-высокий профессиональный уровень подготовки учителя, обладающего потребностью в нетрадиционных способах творческой педагогической деятельности;

-отбор учащихся гуманитарной направленности;

-создание особой духовной атмосферы.

ИПКиППРО ОГПУ

Банк_педагогической_информации