Основные измерители уровня обществоведческой подготовки школьников

Банк заданий для проверки выполне­ния требований образовательного стандарта по обществознанию вклю­чает основные виды заданий. Их пе­речень и образцы представлены ниже.

Свободные по форме: • текст из 1—3 предложений с про­пущенными словами или частью предложения, которые должны быть восстановлены, после того как будет правильно понят весь текст; задания на дополнение фразы, смыслового высказывания, фор­мулы или схемы с пропущенными элементами;

краткий ответ на вопрос типа “Как называется... ?”;

задания, связанные с формирова­нием оценочных суждений учащих­ся;

задания, ориентированные на по­нимание учащимися сущности и логики группировки понятий, идей, имен, формул, высказываний, схем и т.д.;

задания на определение основания для группировки понятий, утверж­дений, идей и т.д.;

задания на решение проблемной ситуации;

задания на анализ теоретических положений и применение их в практической жизни; задания исследовательского (твор­ческого) характера.

Предполагающие выбор ответа: задания на установление соответст­вия между элементами двух списков;

альтернативные задания, требующие выбора правильного суждения;

задания требующие выбора правильного суждения;

     задания с выбором из нескольких возможных предложений;

Приведем примеры некоторых  проверочных заданий :

1.   Текст из 1-3 предложений с пропущенными словами или частью предложения, которые должны быть

2.   восстановлены, после того как будет правильно понят весь текст.

Монах _______________ назвал книгу, в которой он изложил свой проект идеального общественного устройства, “ _________________”. Правителем в этом обществе является Метафизик, который делит власть с тремя соправителями: _____________________________.

Правильные ответы: Кампанелла; “Город Солнца”; Мощь, Мудрость, Любовь.

2.   Задания на дополнение фразы, смыслового высказывания, формулы или схемы с пропущенными элементами.

Существуют три вида политических режимов:

а) демократический;

б)________________;

в)________________;.

Правильный ответ: ( авторитарный, тоталитарный.

3 Задания на установление связей элементов. 1. Установите соответствие между A и Б:

А                          Б

1)Вольтер         1) “Абсолютная идея”

2) Ф.Ницше        2) Принцип “справедливой середины”

3) Ш Монтескье     3) Принцип “разделения властей”

4)Ж-Ж.Руссо     4) Вещь в себе”

5) Идея о “сверхчеловеке” 5)Фома Аквинский

6)   просвещенная монархия  6) Г.Гегель       

7)   общественный договор     7) И.Кант          

8) Стадии      экономического роста

Правильные ответы: 1—6:2—5;3—3; 4—7:5—2; 6—1: 7—4.

4. Задания, требующие выбора правильного суждения.

1. Синтоизм является одной из мировых рели­гий. (Да? Нет?) Правильный ответ: нет.

2. Наиболее известным произведением Н.Макиавелли, в котором он описывает способы со­здания сильного государства, является “Госу­дарь”. (Да? Нет?)

Правильный ответ: да.

3. Какую из двух точек зрения вы считаете пра­вильной?

а) Все человечество движется по единому магистральному пути развития; социальные, национальные, религиозные различия будут постепенно стираться.

б) Разнообразие по мере развития челове­чества будет нарастать; каждая цивилизация, каждый народ движется своим неповторимым, уникальным путем развития. Ответ подкрепите конкретными примерами.

5. Задания с выбором из нескольких возможных пред­ложений.

1. Что означало слово демократия у древних греков?

а) Власть народа; б) равные права:

в) равные возможности. Правильный ответ: а.

2. Какие формы правления Аристотель считал дурными, как бы выродившимися?

а) тиранию; б) олигархию:

в) крайнюю демократию; г) все указанное выше. Правильный ответ: г.

3. Кем был впервые введен в научный оборот термин социология?

а) М' Бербером; б) К .Марксом; в) О.Контом; г) правильного ответа нет. Правильный ответ: в.

4. Из списка предложенных ниже слов выберите одно, подходящее к данному предложению.

Человек как отдельный представитель че­ловеческой общности, носитель индивидуаль­ных свободных черт называется:

а) деятель: б) лидер: в) индивид; г) личность. Правильный ответ: в.

5. Сопоставьте следующие выражения, опре­делите собственную позицию по вопросу о ро­ли государственного управления:

а) государство — единственное средство избежать “войны всех против всех”:

б) государство — самое вопиющее, самое циничное, самое полное отрицание человече­ства, губитель индивидуальной свободы.

Выберите ответ: 1) только а: 2) только б; 3) а и б: 4) оба суждения неправильны; 5) затруд­няюсь ответить.

Комплекс аналогичных заданий содержится в пособии: Ос­новы современной цивилизации: Тесты / А.В.Абрамов и др., Под ред. О.И.Бородиной. М., 1993.

6 Задания на преобразование, требующее от учаще­гося анализа имеющихся данных и восстановле­ния или изменения последовательности в соответ­ствии с поставленным условием.

Что является лишним в ряду?

1. Гегель: а) гражданское общество; б) абсо­лютный дух; в) отрицание идеи развития; г) от­рицание идеи разделения властей.

Правильный ответ: а.

2. Теория разделения властей: а) Г. Гегель; б) Ш .Монтескье: в).Дж. Локк.

Правильный ответ: а.

3. а) Т. Мор; б) Т. Кампанелла: в) Р. Оуэн; г) А. Сен-Симон.

Правильный ответ: г) так как признавал существо­вание частной собственности при новом строе.

7 Задания, ориентированные на понимание сущности и логики группировки понятий, идей, имен, высказы­ваний, схем .

По какому принципу образованы ряды?

а) христианство, буддизм, ислам: 6) логика, природа, дух; в) Вольтер, Монтескье, Руссо.

Правильные ответы: а) мировые религии, б) после­довательные стадии развития "абсолютной идеи" по Гегелю: в) французские просветители XVIII в.

8 Задания на определение основания для группиров­ки понятий, ведущих идей, имен и т.д.

Сгруппируйте предложенные понятия, суж­дения по определенным основаниям:

а) атомы, Платон, “Эйдос”, материализм, Демокрит, идеализм, мир вещей, движение;

б) авторитарный режим, многопартийность, политический плюрализм, запрет оппозиции, демократический режим, правящая партия огосударствлена, оппозиция действует легаль­но, система законов минимальная.

Правильные ответы:

а) Платон, "Эйдос", идеализм, мир вещей: Демокрит, атомы, материализм, движение; 6) авторитарный режим, запрет оппозиции, правящая партия огосударствлена, система законов минимальная:

демократический режим, многопартийность, политический плюрализм, оппозиция дей­ствует легально.

Задания по типу приведенных выше (1—8) могут вой­ти в состав теста, связанного с определением уровня ин­формированности учащихся по курсу обществознания, что позволит определить ориентацию учеников в данной пред­метной области.

9 Задания, связанные с формированием оценочных суждений учащихся (анализ различных высказыва­ний в публицистике и научной литературе, разных точек зрения (в том числе и противоположных) по одной и той же проблеме, формулирование собст­венной оценки данной проблемы).

1. Проанализируйте данные высказывания (изложения точек зрения) об обществе:

О.Конт: общество — это функционирующая система, основанная на разделении труда.

Г.Спенсер: общество — “композиция вся­кого рода идей, верований и чувств, которые реализуются через посредство индивидов".

К.Маркс: общество не просто совокупность индивидов, оно выражает сумму тех связей и

отношений, в которых эти индивиды находятся друг к другу.

Задание. Противоречат ли, на ваш взгляд, эти определения общества одно другому или они дополняют друг друга? Свою точку зрения аргументируйте.

2. Проанализируйте данные высказывания:

Э.Ю.Соловьев, философ: Маркс выдвинул в 1834—1844 гг. удивительно простую, емкую и решительную атеистическую антитезу основ­ного и отличительного христианского символа. Религии распятого Бога он противопоставил доктрину распятого богоподобного человека.

Богоподобный человек, возведенный капи­тализмом на Голгофу крайней бедности, уни­жения и презрения,— это пролетариат. Имен­но в него — в наиболее обездоленный и от­верженный класс гражданского общества — необходимо уверовать как в Спасителя”.

А.А.Гусейнов, философ: “Приводившаяся здесь аналогия с христианским учением, кото­рое нельзя отождествлять со средневековой христианской практикой, мне представляется не совсем уместной, так как христианство пе­реносит реализацию своего идеала в некий другой мир и связывает его осуществление с непосредственной деятельностью Бога”.

Задания;

1. Какая точка зрения вам представляется наиболее убедительной и почему?

2. Подумайте, что такое марксизм: а) рели­гия; б) наука, в) идеология; г) утопия; д) .... Свою позицию аргументируйте.

Аргументированность, полнота, логика изло­жения, использование материала в рамках учеб­ного пособия или сверх того, характер выводов, личностное отношение ученика позволяют опре­делить достижение (или недостижение) им кон­кретного вида компетентности. Так, широта аргу­ментов оценивания связана с общекультурной компетентностью, степень обоснованности оце­нивания в рамках профильной образовательной области — с допрофессиональной компетент­ностью, а целесообразность и разнообразие ис­пользованных способов аргументации — с ме­тодологической компетентностью.

Комплекс заданий на формирование оце­ночных суждений по курсу обществознания имеется в следующих пособиях:

Учебно-методический комплект по курсу “Человек и общество” (М., 1992); Основы современной циви­лизации: Дидактические материалы (М., 1992. Вып. 1—4); Сборник дидактических материалов по курсу “Гуманистические ценности европейских цивилиза­ций и проблемы современного мира”. Ч. 1. “Человек и общество” (IX—XI кл.). СПб., 1992.

Литература:

Баранов П.А. Основные измерители уровня обществоведческой подготовки учащихся. Ж. «Обществознание в школе», 1998г.,2.

Материалы подготовила зав. УМК обществознания Шарикова Н. И.


В содержание