Экспериментальное апробирование новых учебников по истории

Представили: зав.УМК обществознания ООИПКРО Н.И.Шарикова
Учителя гимназии №3:  Л.Н.Шаговая, И.М.Бояршинова, Т.А.Абакумова
Дата: 02.02.04

1. Загладин Н.В. (отв. редактор), Минаков С.Т., Козленко С.И.,  Петров Ю.А.. ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВА.ХХ век: Учебник для 9 класса основной школы. – М.: «ТИД «Русское слово – РС»,2002.

Начало эксперимента (ноябрь 2002 г.) совпало с началом второй четверти. Для проведения эксперимента были выделены экспериментальный и контрольный классы. Экспериментальный класс – 9б, контрольный класс – 9а. Работа в этих классах была организована в соответствии с программой Богдановой для общеобразовательных школ. Изучение тем проходило параллельно по двум учебникам: в 9б классе – по экспериментальному учебнику, в контрольном 9а классе – по учебнику А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной «История России.ХХ век.»

В соответствии с программой, ребятам были предложены контрольные срезы по темам курса.

«Великая Отечественная война 1941 – 1945 гг.»

Классы

Качество знаний

СОУ

СОК

Экспериментальный

72 %

70 %

4,33

Контрольный

73 %

66%

4,26

«От сталинизма к «оттепели»: Советский Союз в 1945 – 1964 гг.»

Классы

Качество знаний

СОУ

СОК

Экспериментальный

81,5%

69,5%

4,1

Контрольный

70 %

67%

4,0

« Итоги развития СССР в 1960-1980 годы»

Классы

Качество знаний

СОУ

СОК

Экспериментальный

81,5%

69,7%

4,1

Контрольный

84 %

73,7 %

4,25

«Итоги реформ 1985-1991 годов»

Классы

Качество знаний

СОУ

СОК

Экспериментальный

71%

66,8%

4,04

Контрольный

83%

73,2%

4,21

В целом результаты успеваемости детей радуют, практически на равных идут ребята обоих классов с небольшой незначительной разницей, что соответственно отражается и в общих итогах успеваемости по четвертям.

Итоги успеваемости по истории России за 2 четверть.

Классы

Качество знаний

СОУ

СОК

Экспериментальный

100 %

73,6 %

4,37

Контрольный

100 %

82,33 %

4,4

Итоги успеваемости по истории России за 3 четверть.

Классы

Качество знаний

СОУ

СОК

Экспериментальный

100 %

73,6 %

4,37

Контрольный

96 %

71,3 %

4,1

Итоги успеваемости по истории России за 4 четверть.

Классы

Качество знаний

СОУ

СОК

Экспериментальный

97 %

72,4 %

4,37

Контрольный

95 %

70,2 %

4,1

Итоги успеваемости по истории России за год.

Классы

Качество знаний

СОУ

СОК

Экспериментальный

100 %

73,6 %

4,37

Контрольный

96 %

71,3 %

4,1

Учебник 9 класса созданный коллективом авторов под редакцией Загладина Н.В. «ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВА. ХХ век» несомненно обладает целым рядом достоинств, которые и обусловили победу данного учебного пособия в престижном конкурсе учебников по новейшей отечественной истории для общеобразовательных учреждений РФ.

К их числу относится современный научно–систематизированный подход в расположении изучаемого материала. Методически удачно то, что текст учебника разделён на основной и дополнительный, предназначенный для углубленного изучения истории. Удачно сформулированы вводные вопросы к параграфам учебника, которые позволяют учителю к каждому уроку задавать домашнее задание на повторение, которое органично укладывается в канву урока и  логически предваряет объяснение новой темы. Учебник снабжён целым комплексом диаграмм, таблиц, схем, вопросы к которым помогают систематизации знаний учащихся в изучении нового материала. Документальные материалы в конце параграфов и  вопросы к ним позволяют организовать преподавание на проблемном уровне, удачно построит уроки-практикумы (задания на анализ, сравнение). Большое внимание уделили авторы учебника историческим и выдающимся личностям ХХ века – их биографии не только несут в себе информацию, но и позволяют понять их человеческую сущность на фоне эпохи. Удобно выделены ключевые понятия курса в параграфе, хотя и не все вошедшие в обязательный минимум содержания образования по истории России понятия есть в данном учебнике. В параграфе «Наука и культура России в начале ХХ века» нет упоминания о меценатах. Учебник снабжён цветными вклейками с картами и наиболее известными произведениями изобразительного искусства, а также иллюстрациями к темам, однако чёрно-белый вариант этих иллюстраций снижает эффект восприятия учащимися того или иного события.

Рассчитанный на изучение курса в течение 68 часов, учебник имеет 48 параграфов, объём каждого из которых не укладывается в рамки урока, а это создаёт определённые неудобства в изучении курса. Необходимо к числу явных недостатков учебника отнести некоторую тенденциозность в преподнесении материала (нет разговора о белом терроре, не показан процесс «оттепели» 60-х годов, крайне неудачная фотография Г. Зюганова, практически отсутствует материал, содержащий альтернативные точки зрения). Сухая хроника событий материала параграфа предполагает эмоциональное окрашивание событий учителем, обширные знания учителя и умение легко выходить за рамки учебника, давая ребятам знания, которых к сожалению нет в данном учебнике. Это означает, что учебник не способен самостоятельно включить ребёнка в происходящие события, оставляя его сторонним наблюдателем. А это исключает лёгкость самостоятельной работы учащихся с данным учебником.

Несомненно облегчила бы работу с учебником рабочая тетрадь по данному  курсу.

Вывод: Данный учебник конечно необходим современной школе, однако, чтобы он отвечал всем современным требованиям необходима серьёзная его доработка с учётом всех замечаний, отмеченных практикующими учителями истории.


ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ АПРОБИРОВАНИЕ учебного пособия

2. Певцова Е.А. ПРАВО. Основы правовой культуры.9 класс. – М.: «ТИД «Русское слово – РС»,2001.

Начало эксперимента (ноябрь 2002 г.)совпало с началом второй четверти. Для проведения эксперимента были выделены экспериментальный и контрольный классы. Экспериментальный класс – 9г, контрольный класс – 9а. Работа в этих классах была организована в соответствии с программой Боголюбова для общеобразовательных школ. Изучение тем в экспериментальном 9г классе проходило параллельно по двум учебным пособиям, а в контрольном 9а классе –  только по учебнику Боголюбова А.А.

В соответствии с программой, ребятам были предложены контрольные срезы по темам курса.

«Права человека. Защита прав человека (гражданина)».

Классы

Качество знаний

СОУ

Экспериментальный

88,2 %

69,2 %

Контрольный

86,2 %

64 %

«Труд и собственность. Правовая культура в сфере бизнеса».

Классы

Качество знаний

СОУ

Экспериментальный

91,6 %

80 %

Контрольный

85,7 %

75,4 %

Итоги успеваемости по обществознанию за 2 четверть.

Классы

Качество знаний

СОУ

СОК

Экспериментальный

100 %

74 %

4,23

Контрольный

100 %

72,1 %

4,1

Итоги успеваемости по обществознанию за 3 четверть.

Классы

Качество знаний

СОУ

СОК

Экспериментальный

96,4 %

77,2 %

4,22

Контрольный

82 %

65,8 %

3,67

Итоги успеваемости по обществознанию за 4 четверть.

Классы

Качество знаний

СОУ

СОК

Экспериментальный

96,4 %

77,2 %

4,22

Контрольный

78 %

62 %

3,4

Итоги успеваемости по обществознанию за год.

Классы

Качество знаний

СОУ

СОК

Экспериментальный

96,4 %

77,2 %

4,22

Контрольный

80 %

65 %

3,6

Результаты эксперимента несомненно говорят сами за себя. Учащиеся экспериментального класса показывают более глубокие знания, особенно это касается практических вопросов применения знаний, полученных на уроках права в повседневной жизни.

Учебник умело сочетает теоретический материал по курсу права с практическим материалом, а также авторы умело вкрапливают материалы по истории правовых отношений. Это несомненно сильная сторона данного учебного пособия. Вопросы для самоконтроля, а также задания для самостоятельной работы, содержащиеся в конце параграфов, позволяют на высоком уровне организовать самостоятельную работу учащихся. Наличие увлекательных иллюстрированных таблиц украшает содержание курса и позволяет включить в работу образное представление о той или иной теме. Специальный шрифт в тексте параграфа, а также наличие словаря в конце каждой главы облегчает работу с ключевыми понятиями и терминами правоведческого курса. Почти половина книги занимает приложение, содержащее бесценный материал для различного рода практических занятий.

 Вывод: Появление такого пособия давно ждали школьные правоведы. Именно такой подход позволяет на должном уровне формировать правовую культуру населения современной России, основы которой закладываются в школе.


ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ АПРОБИРОВАНИЕ

3. Боханов А.Н. ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВА.ХIХ век: Учебник для 8 класса основной школы. – М.: «ТИД «Русское слово – РС»,2002.

Начало эксперимента (ноябрь 2002 г.) совпало с началом второй четверти. Для проведения эксперимента были выделены экспериментальный и контрольный классы. Экспериментальный класс 8б – класс с высокими учебными возможностями, математического профиля. В данном классе нагрузка увеличена по предметам физико-математического цикла. Контрольный класс 8в – естественно-математического профиля. Цель – проследить, не существует ли перегрузки в учебном процессе в этой группе учащихся по предмету «история». Работа в этих классах была организована в соответствии с программой Богдановой для общеобразовательных школ. Изучение тем проходило параллельно по двум учебникам: в 8б классе – по экспериментальному учебнику, в контрольном 9а классе – по учебнику Зырянова «История России. ХIХ век.»

В соответствии с программой, ребятам были предложены контрольные срезы по темам курса.

«Отечественная война 1812 года»

Классы

Качество знаний

СОУ

СОК

Экспериментальный

89,2 %

73,8 %

4,2

Контрольный

64,3 %

65,6 %

3,96

 «Общественные движения в конце ХVIII века»

Классы

Качество знаний

СОУ

СОК

Экспериментальный

82,1 %

77,0 %

4,25

Контрольный

75,0 %

67,3 %

4,04

Итоги успеваемости по истории России за 2 четверть .

Классы

Качество знаний

СОУ

СОК

Экспериментальный

100 %

80,7 %

4,37

Контрольный

82%

62%

4,1

Достоинство и наиболее сильная сторона учебника состоит в том, что он насыщен живым материалом – картинами жизни и быта людей, человеческими переживаниями, тревогами, яркими выдержками из памятников художественной и научной культуры и документальных свидетельств эпохи. Автор стремиться передать ученикам определённый запас фактических знаний и реально нацеливает их на приобретение навыков самостоятельной мысли, побуждает попробовать себя в научном поиске. Для того, чтобы решать эту задачу успешно автор хорошо продумал расположение материала, разнообразные блоки вопросов и заданий, работу с документами. На полях учебника размещены даты для запоминания, иллюстрации т.д.

По нашему мнению, учебник не относится к числу тех, где вместо истории предлагаются голые социологические схемы, казённые формулировки, однообразные биографии.

Введение даёт представление ученикам, чем была Российская история в тот период времени, который они будут изучать. Автор приглашает ребят к раздумьям, к творческой работе, в которой учебник должен служить ориентиром.

Учебник содержит более конкретные сведения и иллюстративный материал о сословиях (с. 22-25). Более доступно излагается материал о Русской Православной Церкви (с.122-126), при этом объём сокращён без отрицательных моментов. То же самое можно сказать о теме «Отечественная война 1812 года» (с. 39).

Учебник содержит больше сведений о национальном вопросе, что описано в главе V «Национальный вопрос и имперские интересы в период царствования Николая I».

В главах учебника даётся биография Н.М. Карамзина, В.И. Ленина, Иоанна Кронштадского, а также Николая I, Александра II, Александра III  , Николая II. Характеристика царей дана, как государственных деятелей и обычных людей. Считаем, что автору удалось отойти от стереотипа: если уж царь, то обязательно плохой человек.

Интересно и динамично излагается внешняя политика России (с.184,188,225,248). Конкретным заполнением к темам служат красочные, тематические карты (с.48-49, с.258-259, с.179, с.278-279).

Автор в отдельный параграф сосредоточил материал о рабочем движении в конце XIX века (с. 255) при этом удачно сочетается и хронологический и статистический материалы (с.256,261).

Учитывая скудное состояние учебно - материальной базы преподавания истории в большинстве школ, автор уделяет большое внимание методике работы с таблицами (с.133,286), тестами (с.157), документами(с.63,73,79,85,121,164 и т.д.), информационному материалу (на с.311-313 находится именной указатель). Учебник достоин хороших оценок. Начиная с вводного обращения к учащимся, видно неравнодушие автора к школьникам, стремление вести диалог с ними. Материал учебника написан ярким, образным языком, отличается системностью, яркостью изложения учебного материала, определённостью и чёткостью вводимых понятий и терминов. Авторы соблюдают нормы русского языка. Достаточно высокий (хороший) дидактический уровень. Удачно подобраны вопросы и задания. При этом речь идёт не о механическом запоминании, воспроизведении, а о систематизации, анализе, решении проблемных ситуаций, творческих задачах.

Пособие имеет разнообразный и выразительный материал. На полях учебника размещены даты для запоминания, иллюстрации, вопросы и т.д. Автор учебника, на наш взгляд, сумел преодолеть наметившееся снижение воспитывающей функции школьного предмета истории. Материал пособия способствует воспитанию патриотизма, гражданственности, исторического оптимизма.

Вывод: Учебник А.Н. Боханова ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВА.ХIХ век для 8 класса создаёт предпосылки для более активного и заинтересованного изучения школьниками истории России, развития важнейших мировоззренческих представлений, социализации личности.


ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ АПРОБИРОВАНИЕ учебного пособия

4. Пчелова Е.В. ИСТОРИЯ РОССИИ С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЁН ДО КОНЦА XVI ВЕКА. 6 класс. – М.: «ТИД «Русское слово – РС»,2002.

Апробирован в 6б классе МОУ «Гимназия №3» г. Оренбурга в 2002-2003 учебном году учителем первой категории АБАКУМОВОЙ Татьяной Анатольевной.

Для проведения эксперимента были выделены экспериментальный и контрольный классы. Экспериментальный класс – 6б, контрольный класс – 6в. Работа в этих классах была организована в соответствии с программой Богдановой для общеобразовательных школ. Изучение тем в экспериментальном 6б классе проходила по экспериментальному учебнику, а в контрольном 6в классе    по учебнику Рыбакова Б.А., Преображенского А.А. «История Отечества» (6-7 класс общеобразовательных учреждений) – М.: Просвещение, 2002 г. (и другие издания).

Учебник Пчелова Е.В. ИСТОРИЯ РОССИИ С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЁН ДО КОНЦА XVI ВЕКА соответствует современным требованиям, предъявляемым к школьным учебникам. Он адаптирован к возрастным особенностям учащихся. Лингвистический материал, построение предложений и самого учебного текста упрощено и доступно ребёнку (без потери обязательного минимума знаний) по сравнению с учебником Рыбакова Б.А., Преображенского А.А. «История Отечества» (6-7 класс), где преобладают предложения сложной конструкции, трудные для осмысления и запоминания детьми двенадцатилетнего возраста. В соответствии с программой, ребятам были предложены контрольные срезы по темам курса.

«Киевская Русь в IX – XII веках»

Классы

Качество знаний

СОУ

СОК

Экспериментальный

71 %

61,1 %

3,85

Контрольный

64 %

58,2 %

3,76

«Московская Русь».

Классы

Качество знаний

СОУ

СОК

Экспериментальный

81 %

69%

4,1

Контрольный

88  %

65,3%

4,0

Итоги успеваемости по истории за 3 четверть.

Классы

Качество знаний

СОУ

СОК

Экспериментальный

92,4 %

75 %

4,22

Контрольный

82 %

67,8 %

3,67

Итоги успеваемости по истории за 4 четверть.

Классы

Качество знаний

СОУ

СОК

Экспериментальный

 85,8%

69 %

4,1

Контрольный

78 %

 65,3%

4,0

Итоги успеваемости по истории год.

Классы

Качество знаний

СОУ

СОК

Экспериментальный

88,5 %

70,7 %

 4,14

Контрольный

80 %

 67,8%

4,08

Тесты проведены по материалам образцов заданий для проверки достижений подготовки выпускников основной школы. С тестами справились все учащиеся. Вызвали затруднения в контрольном классе задания на формирование понятий, с которыми учащиеся экспериментального класса хорошо справились.

Учебник снабжён справочным материалом, особенно радует наличие словаря, что экономит время на уроке, так как не нужно записывать основные понятия, предназначенные для запоминания. Хорошо продуман иллюстративный материал, что позволяет на каждом уроке развивать описательные, образные знания, умения и навыки учащихся, повышает интерес к изучаемой теме, помогает создать наглядный образ предмета и расширить представления об эпохе.

 Подбор документов к каждой теме оптимален и достаточен для работы по развитию специфических знаний, умений и навыков, облегчает организацию работы на уроках практикумах. Вопросы и задания к каждой теме настолько продуманы, что позволяют не только систематизировать, но и развивать знания, умения и навыки учащихся.

Учебник направлен на развитие гармоничной личности, воспитывает чувство любви к Родине и уважение к её прошлому. Дети читают учебник с удовольствием, как художественную литературу. Ученикам легко даётся пересказ параграфов, несмотря на насыщенность изучаемого материала. Удобное размещение изучаемого материала, начиная с деления текста на подпункты, иллюстрации, вопросы, задания, до разумно подобранных карт и схем, позволяет продуктивно работать с учебным параграфом, а не листать весь учебник от начала до конца в поисках карт к параграфу.

Выводы в учебнике чётко оформлены и написаны доступным языком, что помогает ребёнку выделить главное в тексте. В учебнике использован яркий запоминающийся материал. Работать с таким учебником было легко и приятно. Спасибо автору!

Хочется высказать некоторые рекомендации, которые, на наш взгляд, позволят качественно улучшить работу с учебником.

В учебнике не достаёт вопросов и заданий итогового повторения по разделам.

Можно добавить задания и вопросы повышенной сложности, логические задачи (из сборника Смирнова или другие).

В справочном разделе учебника хотелось бы видеть таблицу мер веса, длины и денежных единиц, так как в этом возрасте дети проявляют особый интерес к сравнению точных параметров.

Хорошо бы иметь схемы управления и органов власти в разный период истории Руси.

Не лишним был бы и список дополнительной литературы.

Хотелось бы иметь карту «Борьба народов нашей Родины с иноземными захватчиками в XIII веке», так как она наглядно показывает положение Руси. Раздираемой с Востока и Запада интервентами.

Яркими литературными иллюстрациями к историческим событиям могли бы служить стихотворные отрывки из литературных произведений. Например, из книги Н. Канчаловской «Наша древняя столица» или Симонова «Ледовое побоище».В разделы параграфов по культуре можно было бы включить отрывки литературных произведений того времени, о котором идёт речь.

К сожалению в учебнике встречаются понятия, которые не объяснены ни в тексте, ни в словаре ( диаконы - параграф 11, миниатюра – параграф12, оброк – параграф 28 и др.) или их определения даются нечётко, или не так как в учебнике «Средних веков». Хотелось бы в этом вопросе соблюсти преемственность курсов.

Вывод: В целом учебник очень порадовал. Хотелось бы его видеть как основную учебную литературу для 6-го класса, так как из всего обилия учебников этот учебник лучше всего подходит для общеобразовательных классов средних школ. Учебник современен, так как в нём используются новые модели заданий, таблиц, схем, позволяющие организовывать творческую работу учащихся. Детям учебник очень нравится.

Данные учебники, прошедшие апробацию на базе гимназии №3 г. Оренбурга будут рекомендованы УМК обществознания ООИПКРО к использованию в школах области.

ИПКиППРО ОГПУ

Банк_педагогической_информации