Методические материалы для профильных классов по обществоведению


Дата: 02.02.11

О планировании на 2002-2003 учебный год работы в экспериментальных 11 классах
по курсу “Человек и общество:
обществознание”. Под ред. Л.Н. Боголюбова и А.Ю. Лазебниковой.

Авторский коллектив названного учебника разработал планирование и подробные методические рекомендации, ориентированные на изучение курса в 10-11-х классах различных профилей. С учетом суммарного времени, отводимого для работы по курсу обществоведения, учителю представлены три варианта, рассчитанные на 70, 105 и 140 часов. Все варианты опираются на установленный обязательный минимум обществоведческого образования и одновременно учитывают разницу требований к обществоведческой подготовке в классах естественнонаучного (физико-математического, технологического и пр.) профиля и в классах социально-гуманитарного (историко-обществоведческого, социально-экономического и т.п.) профиля.

Предполагается, что в классах социально-гуманитарного профиля курс изучается 2 часа в неделю в 10 кл. и 2 часа в неделю в 11 классе, всего 140 час. В классах естественно-научного профиля — всего 70 час. В этих классах возможно изучение всего курса в течение одного года (в 10-м или 11-м классе по 2 ч. в неделю). В классах, в которых на изучение курса отведено 105 часов, предполагается, что 35 часов курс изучается в 10-м классе, и 70 часов в 11-м классе. Однако, возможно также изучение курса в течение одного года (10 или 11 класс) по 3 часа в неделю.

С учетом ресурса учебного времени учитель изберет вариант планирования, соответствующий конкретной ситуации в каждом из профильных классов.

Полностью три варианта планирования и методических рекомендаций для 10 и 11 кл. представлены в книге: “Обществознание: 10-11: методические рекомендации по изучению курса в соответствии с различными вариантами учебного плана. Пособие для учителя /Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Н.И. Жильцова и др. Под ред. Л.Н. Боголюбова. М. Просвещение.2001. Эти материалы в полном объеме опубликованы в журнале “Преподавание истории и обществознания в школе”. 2001 г., №№ 6, 7, 8, 9, 10.

Следует иметь в виду, что в этих материалах все рекомендации об использовании параграфов учебника ориентированы на новые учебные книги:

·         Человек и общество: Обществознание. Учеб. для учащихся 10-11 кл. общеобразоват. учреждений. В 2 ч. ч.1. 10 кл. Под ред. Л.Н. Боголюбова, А.Ю. Лазебниковой. М., Просвещение, 2002.

·          Человек и общество. Обществоведение. Учеб. для учащихся 10-11 кл. общеобразоват. учреждений. В 2 ч. ч.2. 11 кл. Под ред. Л.Н. Боголюбова, А.Ю. Лазебниковой. М. Просвещение. 2002.

Подробная характеристика нового учебника дана в статье Л.Н. Боголюбова в журнале “Преподавание истории и обществознания в школе” за 2000 год, №3. Этот учебник наиболее полно учитывает требования обязательного минимума обществоведческого образования, имеет значительно усовершенствованный методический аппарат.

В том случае, если работа проводится по предыдущим изданиям учебника того же авторского коллектива, целесообразно, используя предложенные варианты планирования, ориентироваться не на нумерацию параграфов, которая дана по новому учебнику, а на названия рекомендуемых параграфов, совпадающие с названиями в прежних изданиях учебника.

Учебно-методический комплект, сопровождающий данный учебник, представлен в рекомендациях о проведении эксперимента в 2001-2002 уч. году, а также в названной выше книге “Обществознание: 10-11. Методические рекомендации”. Учитывая, что учащиеся классов социально-гуманитарного профиля могут пожелать сдавать единый государственный экзамен по обществоведению, целесообразно список учебно-методических пособий по усмотрению учителя или учащихся дополнить книгами, включенными в каталог учебной литературы, одобренный Министерством образования РФ.


Тематическое планирование курса обществоведения 10-11 классы, вар. А (70 час.)

Данный вариант тематического планирования строго ориентирован на обязательный минимум содержания образования по обществоведению для средней (полной) школы, утвержденный Министерством образования РФ.

Все содержание планирования разделено на 68 уроков; сюда же входят и часы, отведенные на регионально-национальный компонент содержания. И еще два урока отведено на итоговое повторение.

Рекомендации, помимо основных вопросов содержания, включают методическую часть, где даются советы по организации учебной деятельности школьников.

Составители стремились к тому, чтобы названия уроков и их разделов в тематическом планировании по возможности совпадали с заголовками параграфов учебника и названиями его разделов.

Вместе с тем, следует отметить, что основное содержание тематического планирования, логика его построения в ряде случаев не совпадает с содержанием и структурой учебника. Это объясняется необходимостью перестройки содержания, обусловленной в данном варианте резким - почти на треть - сокращением количества часов на его изучение.

Наиболее существенные изменения (сокращения или полное исключение) коснулись раздела, содержащего вопросы истории цивилизации прошлого. Содержание остальных разделов перегруппировано, а в ряде случаев сокращено.

Содержание учебника в основном удовлетворяет требованиям предложенного планирования. Важно только помочь учащимся правильно ориентироваться в иной последовательности изучения параграфов, чем они представлены в учебнике.

Для этой цели рекомендации к каждому уроку, помимо названных выше элементов, включают указание на определенный параграф учебника, а при необходимости на тот или иной его раздел.

Данный вариант курса содержит семь тем. Первые две темы носят в большой степени общетеоретический характер и призваны создать научную базу для последующего изучения курса. Ключевой задачей этих тем является раскрытие роли деятельности (в том числе и познавательной), как главного условия и основы существования и развития человека и общества. Остальные пять тем раскрывают особенности развития основных сфер жизни современного общества - духовной культуры, экономической, политической, социальной и правовой.

Заканчивается курс уроком, посвященным духовному миру личности. Эта последняя тема завершает целостный круг школьного обществоведческого образования, в центре которого всегда находится человек.

Для того чтобы оказать учителю возможную помощь в организации изучения курса, авторы дают краткие методические советы (которые естественно следует принимать лишь в качестве рекомендаций). Главная задача педагога видится в организации активной самостоятельной деятельности учащихся. Для этого у учителя имеется широкий арсенал средств: это может быть школьная лекция, включающая проблемные вопросы и задания, элементы беседы, работу с таблицей, школьным словарем и т.д. На лабораторном занятии учащиеся могут работать с текстом учебника или хрестоматии. На практических занятиях привлекается комплект познавательных и практических заданий. Практические задания могут также использоваться при проведении семинарских занятий, а также занятий, имеющих нетрадиционную форму (групповая работа над проектом, с материалами периодической печати, дискуссия по определенной проблеме, сообщения учащихся с последующим обсуждением и т.д.).

К каждому уроку рекомендована литература для ученика: указаны, как мы уже отметили, номера параграфов учебника, а в отдельных случаях -дополнительные материалы к учебнику “Человек и общество”. Здесь же для учителя имеются отсылки к методическому пособию по курсу “Человек и общество”, 10-11 кл. (под редакцией Л. Н. Боголюбова).

В конце каждой темы дается также список литературы для учащихся и учителей из комплекта, утвержденного Министерством образования РФ. Помимо этого, в список рекомендованной литературы включены некоторые издания по отдельным отраслям знаний - философии, экономике, политологии, социологии, праву и др.

В заключение подчеркнем еще раз: все рекомендации планирования имеют примерный характер и ни в коей мере не должны ограничивать творчество учителя. В конечном итоге решение о том, как лучше организовать изучение курса, принимает сам учитель.

№ урока

Тема

Основное содержание

Учебно-методическая литература

1-2

Общество и общественные отношения

Общество как динамическая система. Основные сферы жизни общества, их взаимосвязь. Общество и природа. Важнейшие институты общества.

Учебник.Ч.1.10кл.§1.

Метод пособие. Ч.1. 10 кл. С. 6-11.

Дидакт. материалы. 10-11кл. С .6-8.

3

Исторический процесс, его участники

Сущность исторического процесса. Субъекты исторического процесса. Исторические личности.

Учебник. Ч.1. 10кл. §21. Методпособие. Ч.1. 10 кл. С. 138-145

4

Развитие общества: прогресс и регресс.

Проблемы общественного прогресса. Критерии прогресса. НТР.

Учебник. Ч.1 10 кл. §24. Учебник. Ч.2 11 кл. §12.

7-8

Деятельность - основа жизни общества (сущность человеческой деятельности)

Что такое деятельность. Роль деятельности в развитии общества. Структура деятельности. Поведение человека. Потребности и интересы. Сознательное и бессознательное.

Учебник. Ч.1 10 кл. §3. Методпособие. Ч.1. 10 кл. С. 23-31.

9

Многообразие деятельности

Виды деятельности. Творческая деятельность. Трудовая деятельность. Игра.

Учебник. Ч.1. 10 кл. С. 31-37.

10

Свобода в деятельности человека

Свобода личности. Свобода и ответственность. Свобода выбора свободного человека

Учебник. Ч.1 10 кл. §20 Методпособие. Ч.1 10 кл. С. 130-138.

11-12

Многообразие путей и форм общественного развития

Анализ общественного развития: формационный и цивилизационный подходы. Восток и Запад. Традиционное общество. Индустриальное общество. Постиндустриальное общество.

Учебник. Ч.2 10 кл. §§1, 10.

13

Особенности российской цивилизации

Исторический путь России: основные вехи. Особенности развития России. Россия между Востоком и Западом.

Учебник. Ч.2 11 кл. §9. Методпособие. Ч.2. С. 54-59 Дидакт. материалы. 10-11 кл. С. 105-109.

14

Целостность и противоречивость современного мира

Многообразие мира и единство человечества. Глобализация мирового хозяйства. Глобальные проблемы современности.

Учебник. Ч. 2. 11 кл. §11. Методпособие. Ч.2. 11 кл. С. 72-76.

15-16

Познавательная деятельность

Рациональное и чувственное познание. Истинное и ложное. Истина и ее критерии.

Учебник. Ч. 1 10 кл.§8,9. Методпособие. Ч. 1 10 кл. С .54-62; 62-67.

17

Научное и ненаучное познание

Многообразие форм человеческого знания. Особенности научного знания. Ненаучное знание: мифы, опыт, народная мудрость, паранаука.

Учебник. Ч.1. 10 кл. §10.

18

Социальное познание

Особенности социального познания. Науки о человеке и обществе. Социальное и гуманитарное знание. Самопознание.

Учебник. Ч.1  10кл.§12. Методпособие. Ч. 1 10 кл. С. 79-86.

19

Духовная культура

Понятие культуры. Формы и разновидности культуры (народная культура, массовая культура, элитарная культура). Диалог культур.

Учебник. Ч.2 11 кл. §26. Методпособие. Ч.2. 11 кл. С. 161-168.

20

Духовно-нравственные ориентиры деятельности

Мораль - духовный регулятор деятельности. Идеалы, ценности, категории морали. Моральная оценка деятельности.

Учебник. Ч.1 10 кл. §14. Методпособие. Ч.1 10 кл. С. 113-119.

21-

22

Наука, образование, искусство

Функции современной науки. Образование и самообразование. Искусство – форма культуры

Учебник. Ч. 2 11 кл. §27. Доп. материалы. §22

Методпособие. Ч .2 11 кл. С. 172-179. Дидакт. материалы. 10-11 кл. С. 159-161

23

Религия в современном мире

Религия и религиозное мышление. Многообразие религий. Веротерпимость. Роль религии в современном мире.

Учебник. Ч. 2 11 кл. §28. Методпособие. Ч. 2. 11 кл. С. 179-186.

24

Средства массовой коммуникации и культура

Что представляет собой массовая коммуникация. Функции массовой коммуникации. Телевидение и культура.

Учебник. Ч. 2 11 кл. §29.

25

Проблемы современно и отечественной культуры

Работа с материалами периодической печати.

Методпособие. Ч. 2 11 кл. С. 168-172.

26

Особенности культурно-духовной жизни региона

Возможны посещения выставки, музея, картинной галереи; встреча с работниками культуры - поэтами, писателями, художниками, артистами, музыкантами; экскурсия в библиотеку, посещение театра и т.п.

27

Обобщение по темам 2 и 3(1 ч.)

Учебник. Ч. 1.10 кл. Гл. 2; Ч. 2. 11 кл. Гл. 6.

28-29

Экономическая деятельность

Экономика: наука и хозяйство. Зачем нужна экономическая деятельность. Измерители экономической деятельности. Экономика производителя. Экономика потребителя.

Учебник. Ч. 1 10 кл. §19.

30-

31

Экономика в жизни современного общества

Экономические системы. Состояние экономики и уровень жизни. Экономический рост. Экономическое содержание собственности.

Учебник. Ч. 2. 11 кл. §13. Методпособие. Ч. 2 11 кл. С. 83-93.

32

Рыночные отношения в современно и экономике

Рынок и его роль в экономической жизни. Рынок и государство. Современный рынок.

Учебник. Ч. 2. 11 кл. §14. Методпособие. Ч. 2 11 кл. С. 88-93.

33-34

Экономическая политика государства

Денежно-кредитная политика. Налоговая политика. Государственный бюджет.

Учебник. Ч. 2. 11 кл. §15 Доп. мат. §14.

35-36

Человек в системе экономических отношений

Человек и труд. Человек и отношения собственности. Доходы и расходы. Экономическая культура.

Учебник. Ч. 2. 11 кл. §16. Доп. материалы. §15. Методпособие. Ч. 2 11 кл.

С. 106-113.

37

Экономика России на пути к рынку

Кризис российской экономики, его причина. Основные направления перехода к рынку. Начало движения и первые итоги.

Учебник. Ч. 2 11 кл. §14. Методпособие. Ч. 2 11 кл. С. 93-99. Задания и тесты. 11 кл.

38

Экономическое развитие региона

Возможна организация встречи со специалистами администрации региона. Вариант: исследование региональной прессы по теме занятия.

39

Обобщение по теме: “Экономическое развитие общества”

Учебник. Ч. 2 11 кл. Гл. 3

40-41

Социальная структура и социальные отношения

Многообразие социальных групп. Неравенство и социальная стратификация. Социальная мобильность. Многообразие социальных ролей.

Учебник. Ч. 2 11 кл. §17 Методпособие. Ч.2 11 кл. С. 115-117.

42-43

Социальные нормы и отклоняющееся поведение

Социальная норма. Отклоняющееся поведение. Преступность. Социальный контроль и самоконтроль.

Учебник. Ч. 1 10 кл. §6. Методпособие. Ч. 1 10 кл. С. 44 -53. Дидакт. материалы. 10-11 кл. С. 23.

44

Семья в современном обществе

Семья как социальный институт. Семья как малая группа. Тенденции развития семьи.

Учебник. Ч. 2 11 кл. §17. Доп. материалы. §17.

45

Молодежь в современном обществе

Возрастная стратификация. Особенности социализации молодых людей. Специфические общественные функции молодежи.

Учебник. Ч. 2 11 кл. §18.

46

Нации и межнациональные отношения

Этнические общности людей. Межнациональные отношения. Национальная политика.

Учебник. Ч. 2. 11 кл. §19. Методпособие. Ч. 2 11 кл. С. 119-126.

47

Социальные процессы в современно и России

Возрастание социальной дифференциации и неравенства. Появление новых социальных групп. Проблема становления среднего класса.

Учебник. Ч. 2 11 кл. §17 Задания и тесты. 11 кл.

С. 73-76.

48

Социальные изменения в регионе

Встреча с социальными работниками. Вариант: анализ региональной прессы по теме занятия.

49

Обобщение по теме: “Социальное развитие общества (1 ч.)

50-

51

Политическая деятельность (6 ч.)

Политика как деятельность. Сущность власти и ее виды. Политическая идеология. Политическая культура. Избирательные системы.

Учебник. Ч. 1. 10 кл. §22.

Учебник. Ч. 2. 11 кл. §25.

52-

53

Политическая система и ее роль в жизни общества

Политическая жизнь как система.

Государство - главный институт

политической системы. Роль политических партий в политической системе.

Политические режимы, демократия. Типы политических систем.

Учебник. Ч. 2 11 кл. §21.

Доп. материалы. §19.

Методпособие. Ч. 2. 11 кл.

С. 133-136.

54

Политическая жизнь современно и России

Переходный период в жизни нашей страны.

Куда ведут реформы?

Противоречия переходного периода.

Особенности переходного состояния региона

Учебник. Ч. 2. 11 кл. §24.

Методпособие. Ч. 2 11 кл.

С. 154-155.

55

Политическое развитие региона

Рекомендуется встреча с помощником

депутата.

Вариант: анализ региональной прессы.

56-

57

Гражданское общество и государство

Основные признаки государства.

Государственный аппарат. Признаки

правового государства. Международные

документы о правах человека. Защита прав человека. Гражданское общество. Местное самоуправление.

Учебник. Ч. 2 11 кл. §22.

Доп. Материалы. §21.

Методпособие. Ч. 2. 11 кл.

С. 138-140. Дидакт. Материалы. 10-11 кл. С. 144-145.

58-

59

Право и его роль в жизни общества

Сущность права. Мораль и право. Источники права. Правовые акты. Конституция в иерархии нормативных актов.

Учебник. Ч. 1 10 кл. §7

60-

61

Система права

Основные отрасли права. Институты права. Нормы права. Публичное и частное право.

Учебник. Ч. 1. 10 кл. §7.

62-

63

Правонарушения и юридическая ответственность

Правоотношения. Правонарушение и его виды. Юридическая ответственность. Виды юридической ответственности.

Учебник. Ч. 1 10 кл. §7

64-

65

Современное российское законодательство:

Основы конституционного и административного права

Конституционное (государственное) право - ведущая отрасль российского права. Административное право - регулятор общественных отношений в сфере управления. Административное правонарушение. Административный проступок.

Учебник. Ч.2 11 кл. §23.

66-

67

Основы гражданского, трудового и уголовного права России

Гражданское право: основные понятия и нормы. Трудовое право: основные понятия и нормы. Уголовное право: основные понятия и нормы.

Учебник. Ч. 2 11 кл. § 23.

68

Духовный мир человека

Понятие духовного мира. Общечеловеческая культура и личность. Духовные ценности.

Учебник. Ч. 2. 11 кл. §30.

Дидакт. материалы.

10-11 кл. С. 166-167.

Школьный словарь по

обществознанию. М., 2002.

69-

70

Итоговое повторение

(2ч.)


ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЯ 10-11 КЛАССЫ. ВАРИАНТ 2 (105 ЧАС.)

Тематическое планирование на 105 час. Отражает логику и содержание Учебника, позиции Обязательного минимума содержания образования по обществознанию.

Название уроков соответствует заголовкам параграфов Учебника. В случае объединения содержания нескольких параграфов название темы урока имеет, как правило, двойной заголовок.

Методические рекомендации предусматривают активизацию самостоятельной деятельности учащихся с помощью комплекса учебно-познавательных задач и практических заданий, которые широко используются при проведении занятий в нетрадиционных формах (устный журнал, беседа за круглым столом, лабораторное занятие с различными текстами (в том числе и первоисточниками), практические занятия и т.д.). Для освоения важнейших социальных ролей личности, становления компетентного участника жизни общества в содержание уроков включены ролевые и деловые игры.

Все вышеозначенные формы предполагают освоение учащимися правил конструктивного ведения дискуссии, что способствует развитию толерантности.

Литература для учащихся включает методический комплект по обществознанию, разработанный авторским коллективом под ред. Л.Н. Боголюбова, а также другие учебные пособия Федерального комплекта учебной литературы, рекомендованной Министерством образования РФ для общеобразовательных школ. Помимо этого, учащимся рекомендуются книги по отдельным отраслям научного знания: экономике, политологии, социологии, философии и др.

В список рекомендуемой литературы для учителя включены массовые издания наиболее популярных вузовских учебников.

Национально-региональный компонент тематического планирования включает 10 час. Из них 4 час. Используются после изучения экономической, социальной, политической и духовной сфер жизни современного общества. В зависимости от особенностей развития региона, уровня подготовленности класса учитель самостоятельно планирует содержание и формы проведения занятий. Остальные 6 час. Национально-регионального компонента используются в конце курса по усмотрению учителя.

№ УРОК

ТЕМА

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

1-2

Общество и общественные отношения. Человек. Индивид, Личность.

Понятие об обществе. Соотношение общества и природы. Необходимость изучения общества. Человек как продукт биологической, социальной и культурной эволюции. Человек как личность.

Учебник. Ч 1. - 10 кл. Методпособие. Ч. 1. - 10 кл.

С. 6-16.

3-4

Сущность человеческой деятельности

Деятельность как способ человеческого бытия Деятельность человека и поведение животных. Структура деятельности. Потребности человека, интересы и мотивы деятельности.

Задания и тесты. - 10 кл.

Учебник. Ч.1. - 10 кл.

Методпособие. ч.1. - 10 кл. - С. 23-31

Дидактические материалы. — 10-11 кл.

5

Многообразие деятельности

Виды деятельности. Творческая деятельность. Трудовая деятельность. Игра. Учебная деятельность. Соотношение деятельности и общения.

Учебник. Ч. 1. - 10 кл.

Методпособие. Ч.1. — 10 кл. - С. 31-37.

Задания и тесты. - 10 кл.

6

Социальные нормы и отклоняющее поведение

Социальные нормы. Социальный контроль. Отклоняющееся поведение. Преступность, алкоголизм и наркомания.

Учебник. Ч. 1. – 10 кл. Методпособие. Ч. 1. - 10 кл. - С. 44-52

Дидакт. материалы. -10-11 кл.

7-8

Право в системе социальных норм

Мораль и право. Отрасли и институты права. Источники права. Правовые нормы правоотношения. Правонарушения. Юридическая ответственность.

Учебник. Ч. 1.-10 кл.

9

Познавательная деятельность человека

Роль знаний в жизни человека. Чувственное и рациональное познание. Спор эмпириков и рационалистов.

Учебник. Ч. 1 - 10 кл.

Методпособие. Ч. 1. - 10 кл. - С. 54-62

Дидакт. материалы-10-11 кл.

10-11

Истина и ее критерии

Понятие об агностицизме. Критерии истины. Объективность истины. Абсолютные и относительные истины. Истина и заблуждение.

Учебник. Ч. 1. - 10 кл.

Методпособие. Ч. 1. -10 кл. С. 62-67

Дидакт. материалы -10-11 кл. С. 27-30.

12-13

Научное и ненаучное познание

Многообразие путей познания. Особенности научного познания. Научное мышление и современный человек. Мифология и познание. Жизненный опыт и здравый смысл. Паранаука.

Учебник. Ч. 1. - 10 кл. Методпособие. Ч. 1. - 10 кл. С. 67-79.

Дидакт. материалы.- 10-11 кл. С. 31-36.

14

Социальное познание

Особенности социального познания. Конкретно-исторический подход к социальным явлениям. Факты, интерпретации, Оценки. Соотношение объективного и субъективного в социальном познании.

Учебник. Ч. 1. - 10 кл.

Методпособие. Ч. 1. - 10 кл. - С. 79-86.

Дидакт. материалы - 10-11 кл. - С. 36-40.

15

Самопознание

Познание человеком самого себя. Самооценка. Самоисповедь.

Учебник. Ч. 1. - 10 кл.

Методпособие. Ч. 1. – 10 кл. - С.86-95.

Дидакт.материалы. - 10-11 кл. - С.40-43.

Задания и тесты. - 10 кл.

16-17

Деятельность в сфере духовной культуры

Сущность и виды духовной деятельности. Своеобразие духовного производства. Сохранение и распространение духовных ценностей. Духовное потребление.

Учебник. Ч. 1. – 10 кл.

Методпособие. 4.1. - 10 кл. - С. 95-97.

Дидакт.материалы. - 10-11 кл. - С. 44-46.

18

Нравственные ориентиры деятельности

Золотое правило и категорический императив. Идеалы, ценности, категории морали. Моральная оценка. Моральный выбор.

Учебник. Ч. 1. - 10 кл.

Задания и тесты. — 10 кл.

19

Мировоззрение.

Убеждение. Вера.

Что такое мировоззрение.

Типы мировоззрения: обыденное, религиозное, научное. Убеждение и вера. Мировоззрение и деятельность. Менталитет.

Учебник. Ч. 1. - 10 кл.

Методпособие. Ч. 1. - 10 кл. - С. 104-113.

Дидакт. Материалы. - 10-11 кл. - С. 50-54.

Задания и тесты. - 10 кл. Школьный словарь по обществознанию.

20-21

Экономическая деятельность

Сущность и структура экономической деятельности. Производство, распределение, потребление. Измерители экономической деятельности.

Учебник. Ч. 1. – 10 кл.

22-23

Трудовая изобретательская деятельность

Труд в сфере материального производства. Современный работник. Проблема гуманизации труда. Как делаются изобретения. Знания и изобретательская деятельность

Учебник. Ч. 1. - 10 кл.

Методпособие. Ч. 1. - 10 кл. С. 120-121.

Дидакт. материалы. - 10-11 кл. С. 54- 60

24-25

Предпринимательская деятельность

Сущность и свойства предпринимательства. Социальная и экономическая функции предпринимательства в обществе. Четвертый фактор производства. Возрождение российского предпринимательства. Мораль и бизнес.

Доп. материалы, параграф 13.

26-27

Свобода деятельность человека.

Деятельность людей - реальная движущая сила общественного прогресса. Значение свободы личности для самореализации человека. Границы свободы. Развитие взглядов на соотношение свободы и необходимости в деятельности. Свобода и ответственность. Что такое свободное общество.

Учебник. Ч. 1. - 10 кл.

Методпособие. 4.1. — 10 кл. - С. 130-131.

28

Исторический процесс и его участники

Понятие исторического процесса. Народ-субъект исторического процесса. Социальные группы, общественные объединения как участники исторического процесса. Исторические личности. Многообразие путей и форм общественного развития

Учебник. Ч. 1. - 10 кл.

Методпособие. Ч. 1. - 10 кл. - С.64-68.

Задания и тесты. - 10 кл.

29-30

Политическая деятельность

Политика как деятельность. Субъекты и объекты политики. Соотношение цели и средств в политике. Власть и властная деятельность.

Учебник. Ч. 1. - 10 кл. Методпособие. Ч. 1. - 10 кл. - С. 145-154. Задания и тесты. - 10 кл.

31-32

Политическая идеология

Понятие идеологии. Соотношение идеологии и науки. Современные политические идеологии. Политическая идеология и политическая деятельность.

Учебник. Ч. 1. – 10 кл.

33

Общественный прогресс

Прогресс и регресс. Противоречивость прогресса. Критерии прогресса. Прогрессивные общественные силы.

Учебник. Ч. 1. - 10 кл.

Методпособие. Ч. 1. - 10 кл. - С. 154-158.

Дидакт. материалы. - 10-11 кл. - С. 72-77.

34-35

Смысл и направленность общественного развития

Стадиальный и локально-цивилизационный подходы к анализу общественного развития. Соотношение понятий “цивилизация” т “культура”. Типы цивилизаций. Духовные ценности западной и восточной цивилизаций. Станет ли человечество единой цивилизацией?

Учебник. Ч. 2. - 11 кл.

Методпособие. Ч. 2. - 11 кл. - С. 66-72.

36-37

Цивилизации прошлого становление обществознания

Особенности древних цивилизаций. Древние мыслители и мире и человеке. Цивилизация эпохи Средневековья и христианство. Переход к индустриальной цивилизации. Взгляды на общество и человека в индустриальную эпоху.

Учебник. Ч. 2. - 11 кл.

Методпособие. Ч. 2. - 11 кл. - С. 40-51.

38-39

Российская цивилизация

Исторический путь развития России: основные вехи. Императорская Россия. Особенности развития цивилизации России. Россия между Востоком и Западом. Славянофилы, западники, евразийцы о типе российской цивилизации и путях ее развития.

Учебник. Ч. 2. -11 кл.

Методпособие. Ч. 2. - 11 кл. - С. 54- 60.

40

Современные цивилизации

Причины многообразия общественной жизни. Традиционное общество. Индустриальное общество. Постиндустриальная цивилизация.

Учебник. Ч. 2. - 11 кл

Методпособие. Ч. 2. - 11 кл. - С. 66-72.

41

Россия в полосе перемен

Направления и содержание реформ. Противоречия переходного периода.

42-43

Целостность и противоречивость современного мира

Возникновение глобальных проблем и их взаимосвязь. Процесс глобализации в современном мире. Соотношение понятий “научно-технический прогресс” и “научно-техническая революция”. Сущность и противоречия НТР. Стратегия выживания человечества в условиях глобальных проблем.

Учебник. Ч. 2. -11 кл.

Дидакт. материалы. - 10-11 кл.

44

Экономика и ее роль  в жизни современного общества

Состояние экономики и уровень жизни. Экономический рост. Собственность, многообразие ее форм.

Учебник. Ч. 2. - 11 кл.

Методпособие. Ч. 2. - 11 кл. - С. 80-83

Дидакт. материалы. - 10-11 кл. - С. 116-119.

45-46

Рыночные отношения в современной экономике

Понятие рынка, его роль в экономической жизни. Многообразие рынков. Конкуренция и монополия. Распределение доходов. Рынок и государство. Современный рынок.

Задания и тесты. - 11 кл. Учебник. Ч. 2. — 11 кл.

Методпособие. Ч..2. – 11 кл.- С.88-93.

Школьный словарь по

обществознанию.

47

Экономика России на пути к рынку

Необходимость рыночных реформ. Условия перехода к рыночной экономике. Споры о путях экономического развития страны.

Учебник. Ч. 2. - 11 кл.

Дидакт. материалы. - 10-11 кл. - С. 119-123

48-50

Экономическая политика государства

Понятие “экономическая политика государства”. Методы и формы государственного регулирования экономики. Финансовая система. Финансовая политика: денежно-кредитная и бюджетно-налоговая политика. Государственный долг.

Учебник. Ч. 2. - 11 кл. Школьный словарь по обществознанию

51-52

Человек в системе экономических отношения.

Человек и отношения собственности. Человек и труд. Предпринимательство. Доходы и расходы. Прожиточный минимум. Экономическая культура.

Учебник. Ч. 2. - 11 кл. Методпособие. Ч. 2. - 11 кл. - С. 106-113.

53-54

Потребитель в экономике

Связь производства с потреблением. Проблема потребительского выбора. Как сберечь и приумножить доходы потребителя. Права потребителя.

Доп. материалы.

55

Экономическое развитие региона

56

Социальная структура и социальные отношения

Социальная дифференциация и социальная структура общества. Социальная мобильность. Семья в современном обществе. Тенденции развития социальных отношений.

Учебник Ч. 2. – 11 кл. Методпособие. Ч. 2. – 11 кл.- С. 115-119.

57

Социальные отношения в современной российском обществе

Возрастание социальной дифференциации и неравенства. Новые социальные группы. Политика государства в сфере социальных отношений.

Учебник. Ч. 2. - 11 кл.

Методпособие. Ч. 2. – 11-кл. - С. 115-119

Дидакт. материалы.- 10-11 кл. - С. 131-135.

58-59

Молодежь в современном обществе

Молодежь как социальная группа. Гражданское совершеннолетие. Проблемы молодежи в условиях современных перемен. Молодежная субкультура. Молодежь как субъект социального развития.

Учебник Ч. 2 – 11 кл.

60-61

Нации и национальные отношения

Этнические общности. Национальное самосознание. Развитие межнациональных отношений в современном мире. Причины межнациональных конфликтов и пути их преодоления. Национальная политика.

Учебник Ч. 2 – 11 кл.

Методпособие. Ч. 2. - 11 кл. - С. 133-137.

Дидакт. Материалы - 10-11 кл. - С. 141-144.

Школьный словарь по

обществознанию

62-63

Социальный статус личности

Понятие социального статуса. Социальные роли личности. Сущность и главные институты процесса социализации личности. Социальная адаптация.

Учебник. Ч. 2. - 11 кл.

Методпособие. Ч. 2. - 11 кл. - С. 127-130

64

Социальное развитие региона

65-67

Политическая система и ее роль в жизни общества

Структура и сущность политической системы. Особенности государства как главного института политической системы. Роль партий в политической системе. Связь организаций, политических норм, политической культуры. Взаимодействие политической системы с другими сферами в процессе реализации власти и управления. Политические режимы и типы политических систем.

Учебник. Ч. 2. - 11кл.

Методпособие Ч. 2. - 11 кл.

С.133-137

Дидакт. материалы - 10-11 кл. — С. 141-144.

Школьный словарь по

обществознанию

68-69

Правовое государство и гражданское общество

Признаки правового государства. Взаимоотношения ветвей государственной власти в республиках и парламентских монархиях. Гражданское общество как сфера самодеятельности граждан. Местное самоуправление. Взаимосвязь правового государства и гражданского общества.

Учебник. Ч. 2. - 11 кл.

Методпособие Ч. 2. - 11 кл. - С. 138-140

Дидакт. материалы. - 10- 11 кл. - С. 144-148.

70

Права человека -центральная идея в теории и практике правового государства

Естественный и неотчуждаемый характер прав человека. Международные документы о правах человека. Личные(гражданские), экономические, социальные, политические , культурные и экологические права. Защита прав человека.

71-72

Демократия

Ведущие принципы и формы демократии. Сущность политического плюрализма. Многопартийность. Парламентаризм.

Учебник. Ч. 2. - 11 кл.

Методпособие. Ч. 2. - 11 кл. - С. 140-154.

Дидакт. материалы. - 10-11 кл. - С. 148-175.

Задания и тесты. - 11 кл.

73-74

Политический статус личности

Многообразие политических ролей личности. Демократическая политическая культура как условие эффективного выполнения ролей. Сущность и значение роли избирателя в современном обществе. Избирательные компании и типы избирательных систем. Компетентный выбор российского избирателя.

Учебник. Ч. 2 - 11 кл.

Методпособие. Ч. 2. - 11 кл. - С. 155-159

75

Политическая жизнь современной России. Особенности политического развития России.

Учебник. Ч. 2. - 11 кл. Методпособие. Ч. 2. - 11 кл. - С. 140-155.

Школьный словарь по

обществознанию.

Задания и тесты. - 11 кл.

76

Политическая жизнь региона

77-78

Конституционное право

Конституционное право -

ведущая отрасль российского права. Источники конституционного права. Основы конституционного строя в РФ. Конституционные характеристики Российского государства. Организация государственной власти и местного самоуправления в РФ.

Учебник. Ч. 2. - 11 кл.

79

Административное право

Основные черты и виды административно-правовых отношений. Административное правонарушение (проступок). Административная ответственность. Виды административных взысканий.

Учебник. Ч. 2. - 11 кл. Школьный словарь по обществознанию.

Задания и тесты. - 9 кл.

80

Гражданское право

Имущественные и личные неимущественные гражданско-правовые отношения, их виды и участники. Дееспособность и правоспособность граждан. Право собственности физических и юридических лиц. Договорные и внедоговорные гражданско-правовые обязательства. Гражданско-правовая ответственность за нарушение обязательств по договору и вследствие причинения вреда.

Учебник. Ч. 2. - 11 кл. Школьный словарь по обществознанию.

Задания и тесты. - 9 кл.

81

Трудовое право

Понятие трудового права. Трудовой договор (контракт) и коллективный договор. Рабочее время и время отдыха. Оплата труда. Трудовая дисциплина. Трудовые споры и порядок их разрешения.

Учебник. Ч. 2. - 11 кл. Школьный словарь по обществознанию.

Задания и тесты. - 9 кл.

82

Уголовное право

Особенности уголовного права.

Преступление и наказание. Классификация преступлений.

Обстоятельства смягчающие и отягчающие наказание. Цель и виды наказаний.

Учебник. Ч. 2. - 11 кл. Школьный словарь по обществознанию.

Задания и тесты. - 9 кл.

83-84

Духовная культура

Традиции и новаторство в культуре. Формы и разновидности культуры:

народная, массовая, элитарная. Диалог культур. Проблемы современной отечественной культуры.

Учебник. Ч. 2. - 11 кл.

Методпособие. Ч. 2. - 11 кл. — С. 161-168.

Дидакт. материалы. - 10-11 кл. - С. 155-160.

85-86

Наука, образование, искусство

Понятие науки. Функции современной науки. Проблема этики в науке. Цели и роль образования в современном мире. Гуманизация, гуманитаризация и интернационализация образования. Искусство в системе культуры.

Учебник. Ч. 2. - 11 кл.

Методпособие. Ч. 2. - 11 кл. - С. 172-179.

Дидакт. материалы. - 10-11 кл. - С.159-162.

 

87-88

Религия в современном мире

Особенности религии и религиозного мышления. Многообразие религий. Мировые религии: буддизм, христианство, ислам. Роль религий в современном мире. Веротерпимость.

Учебник. Ч. 2. - 11 кл.

Методпособие. - Ч. 2. - 11 кл. - С. 179-186.

Дидакт. материалы . - 10-11 кл. - С. 162-166.

89-90

Средства массовой коммуникации и культура

Понятие массовой коммуникации. Средства массовой коммуникации и массовая аудитория. Учет особенностей групп потребителей при создании коммуникативных средств. Функции массовой коммуникации в современном мире. Телевидение и культура.

Учебник. Ч. 2. - 11 кл.

91-92

Духовный мир человека и путь к духовной личности

Понятие духовного мира личности. Механизм активности человека. Инициатива и ответственность как форма активности Духовное богатство личности. Интеллигентность. Необходимость развития социального мышления, самостоятельности и индивидуальной жизненной позиции.

Учебник. Ч. 2. - 11 кл.

Методпособие. Ч. 2. - 11 кл. - С. 186- 191.

Дидакт. материалы. - 10-11 кл. - С. 166-168.

93

Духовная жизнь региона

94-99

Заключительное повторение


Тематическое планирование курса обществознания для 11 класса (140 часов)

Настоящий вариант тематического планирования является продолжением аналогичного варианта для 10 класса и предназначен для классов социально-гуманитарного профиля. Указаны последовательность и темы уроков, основные вопросы их содержания, даны методические рекомендации по организации учебного процесса.

По сравнению с традиционным уровнем изучения курса предусматривается раскрытие новых аспектов основных тем и более глубокое изучение тех проблем, которые представлены в учебнике.

Высокий уровень обществоведческой подготовки может быть достигнут только на основе активной учебной деятельности учащихся, их возрастающей познавательной самостоятельности и с учетом направленности их интересов.

Названные задачи могут быть решены на основе максимального использования возможностей методического комплекса, созданного по курсу “Человек и общество”. Входящие в этот комплекс пособия призваны обеспечить реализацию всех видов деятельности, направленной на изучение содержания курса как на занятиях, так и вне уроков: лабораторные занятия с текстом обновленного учебника и первоисточниками, включенными в хрестоматию (“Дидактические материалы...”), практические занятия по решению проблемных и прикладных задач, семинарские занятия, дискуссии, собеседования, фронтальные, групповые и индивидуальные задания, подготовку и защиту рефератов, выполнение проектных заданий, рецензирование отдельных публикаций, ролевые игры и т.п.

Современная концепция обществоведческого образования предусматривает усиление экономической и правовой подготовки учащихся. Если в школе, где используется данный вариант планирования будут введены в 10-11 классах предусмотренные в профильных классах самостоятельные курсы “Основы экономики” и “Основы права”. То во избежание дублирования учитель может сократить объем времени, отводимый на изучение экономических и правовых вопросов в курсе обществознания, сохранив, однако, тот учебный материал, без которого невозможно понять роль экономики и права в жизни общества как целого. Высвободившиеся часы учитель по своему усмотрению может использовать на более глубокое освоение других тем. Если учитель обществознания сам будет вести курсы экономики и права, он самостоятельно может определить соотношение между этими тремя курсами. В тех случаях, когда курсы экономики и права будут вести другие преподаватели, целесообразно вместе с ними внести коррективы в соответствующие разделы курса обществознания и продумать межкурсовые связи.

Большое значение имеют межпредметные связи обществознания с историей. Их реализация зависит от избранного в данной школе варианта исторической подготовки учащихся и места курса истории в учебном плане.

Все предложенные ниже рекомендации о распределении учебной работы являются примерными, и учитель внесет в них те изменения, которые сочтет нужными в конкретных условиях своего образовательного учреждения и с учетом предшествующей обществоведческой подготовки своих учеников.

урока

Тема

Основное содержание

Учебно-методическая литература

71

Многообразие современного мира.

Многообразие путей и форм общественного развития. Особенности традиционного общества. Достижения и противоречия западной цивилизации. Кризис индустриальной цивилизации. Переход к постиндустриальному обществу.

Учебник.- Ч. 2 – 11

кл. §10, Методпособие.- Ч. 2.-11 кл. С.65-72

Дидакт. материалы. - 10-11 кл. -С. 112-113

72

Россия в полосе перемен.

Направление и содержание реформ. Противоречия переходного периода.

Учебник .- Ч. 2 - 11

кл. §10, Методпособие. - Ч. 2.-11 кл. С. 72-76

73

Целостность и противоречивость современного мира.

Глобализация мирового хозяйства. Противоречивые последствия глобализации. Глобальные проблемы современности. Происхождение глобальных проблем и их взаимосвязь. Угроза экологического кризиса. Проблемы

войны и мира. “Север” - “Юг”.

Учебник.- 4.2 - 11 кл. §11, Методпособие. - Ч.2.- 11 кл. С.7-762

74

Научно-технический прогресс.

Научно-техническая революция. НТР и природная среда. Научно-технический прогресс и экологическая альтернатива. Противоречия научно-технической

революции.

Учебник. – Ч .2 - 11 кл. §12, Методпособие. - Ч. 2. - 11 кл. С. 76-80 Дидакт. материалы. -10-11 кл. - С. 125-126

75-77

Экономика и ее роль в жизни современного общества.

Производство, факторы производства. Зависимость уровня жизни от состояния экономики. Экономические отношения. Собственность, многообразие ее форм. Распределительные отношения.

Учебник. - Ч. 2 - 11 кл. §13, Методпособие. - Ч. 2.-11 кл.   С. 80-88 Дидакт. материалы. - 10-11 кл. - С. 116-117

78-80

Рыночные отношения в современной экономике.

Понятие рынка. Различные варианты организации экономической жизни. Роль рынка в экономической жизни. Закон спроса и предложения. Конкуренция и монополия. Рынок и государство. Современный рынок.

Учебник.- Ч. 2 - 11 кл. §14, Методпособие. - Ч. 2. -11 кл. С. 88-93

81-

82

Россия на пути к рынку.

Необходимость рыночных реформ. Условия перехода к рыночной экономике. Споры о путях экономического развития страны.

Учебник. - Ч. 2 - 11

кл. §14, Дидакт. материалы. - 10-11 кл. – С 122-123

83

Бизнес и экономика.

Что такое предпринимательство. Возрождение российского предпринимательства. Этика предпринимательства.

Доп. материалы. - §13, Дидакт. материалы. - 10-11 кл. - С. 129-130

84-

86

Экономическая политика государства.

Содержание экономической политики. Государственный бюджет. Государственный долг. Финансовая система. Денежно-

кредитная политика. Налоговая политика.

Учебник.- Ч. 2 - 11

кл. §15, Доп. материалы. - §14,

87-89

Человек в системе экономических отношений.

Человек и отношения собственности. Человек и труд. Свобода экономической деятельности. Доходы и расходы. Потребитель в экономике. Прожиточный минимум.

Учебник. - Ч. 2 - 11 кл. §16, Доп. материалы. - §15,

Дидакт. материалы. - 10-11 кл. - С. 130-131

90-91

Экономичес кое развитие региона.

Основные показатели экономического развития региона. Проблемы и перспективы.

Возможно исследование региональной прессы.

92-93

Социальная структура и социальные отношения.

Социальная дифференциация. Социально-классовая структура. Социальная мобильность. Тенденции в развитии социальных отношений. Люмпены и маргиналы.

Учебник.- Ч. 2 - 11 кл. §17, Методпособие. - Ч. 2.- 11 кл. C. 115-117. Дидакт. материалы.

- 10-11 кл.-С. 131-

132.

94

Проблемы народонаселения.

Население мира. Демографическая ситуация в России. Миграционные процессы. Демографическая

политика.

Доп. материалы. - § 16.

95

Семья и семейные отношения.

Современная семья. Семья как социальный институт. Государственная политика по отношению к семье.

Доп. материалы. - § 17.

96

Социальная справедливость.

Понятие социальной справедливости. Как справедливо распределять общественные богатства. Социальная политика и социальные гарантии.

Доп. материалы. - § 18

97

Социальные процессы в современной России.

Возрастание социальной дифференциации и неравенства. Появление новых социальных групп. Проблема становления “среднего класса”. Политика

государства в сфере социальных отношений.

Учебник. - Ч. 2 - 11 кл. §17,

98-99

Нации и межнациональные отношения.

Этнические общности. Этническое многообразие человечества. Нации. Национальное самосознание. Развитие наций и межнациональных отношений в современном мире. Межнациональные конфликты и пути их преодоления. Национальная политика.

Учебник. - Ч. 2 - 11 кл. §19, Методпособие. - Ч. 2. - 11 кл. С. 119-126. Дидакт. материалы. - 10-11 кл. - С. 135-136.

100

Молодежь в современном обществе.

Возрастная стратификация. Особенности социализации

молодых людей. Специфические общественные функции молодежи.

Учебник. - Ч. 2 - 11 кл. §18.

101-102

Социальный статус личности.

Понятие социального статуса. Оценка значимости социальных

позиций: авторитет, престиж. Социальные роли личности.

Социальная адаптация.

Учебник. - Ч. 2 - 11 кл. §20, Методпособие. - Ч. 2.-11 кл. С. 127-130.

103-

104

Социальное развитие региона.

Наш регион в зеркале социологии.

Тенденции социального развития региона.

Возможна встреча с социальными работниками. Вариант: анализ региональной

прессы.

105-

106

Политическая система и ее роль в жизни общества.

Политические отношения.

Структура политической системы. Политика и управление.

Учебник. - Ч. 2 - 11 кл. §21, Методпособие. - Ч. 2. 11кл. С. 133-138. Дидакт. материалы. - 10-11 кл. - С.141- 142.

107-

108

Правовое государство и гражданское общество.

Признаки правового государства. Гуманистическая роль естественного права Гражданское общество как сфера самодеятельности граждан. Права человека. Местное самоуправление.

Взаимосвязь правового государства и гражданского общества.

Учебник. - Ч. 2 -

11 кл. §22, Доп. материалы. - § 21, Методпособие.- Ч. 2. -11кл. - С. 138-140.

109-110

Демократия.

Что такое демократия. Политический плюрализм. Многопартийность и партийные системы. Современный парламентаризм. Демократическая политическая культура.

Учебник. - Ч.2 - 11 кл. §24, Доп. материалы. - §20 Методпособие. - Ч. 2.-11 кл. С. 140-154.

Дидакт. материалы. - 10-11 кл.-С. 148-151.

111

Политическая жизнь современной России.

Демократические преобразования в Российской Федерации.

Учебник. - Ч. 2 - 11 кл. §24, Методпособие. - Ч. 2.-11 кл. С. 154-155.

112-

113

Отрасли российского права

Отрасли российского права: основные понятия и нормы. Конституционное право. Административное право. Понятие и нормы гражданского права. Трудовое право. Уголовное право.

Учебник. - Ч. 2 - 11 кл. §23.

114-

115

Политический статус личности.

Многообразие политических ролей личности. Роль избирателя. Критерии оценки предвыборных программ и личных качеств кандидатов в депутаты. Политическая культура личности.

Учебник. - Ч. 2 - 11 кл. §25, Методпособие. - Ч. 2.-

11 кл. С. 155-159.

Дидакт. материалы. - 10-11 кл. - С. 152-155.

116-

117

Политическая жизнь региона.

Процессы развития политической системы в нашем регионе. Развитие демократии и местного самоуправления.

Встреча с помощником депутата.

Вариант: анализ региональной прессы.

118-

119

Духовная культура.

Понятие культуры. Традиции и новаторство в культуре. Многообразие культур в современном обществе. Народная культура. Диалог культур.

Учебник. - Ч. 2 - 11 кл. §26, Методпособие. - Ч. 2.-11 кл. С. 159-168.

120-122

Наука, образование, искусство.

Что такое наука. Функции современной науки. Этика науки. Роль образования в современном мире. Мир искусства как иная реальность. Миф и реальность

современного искусства. Элитарное и массовое искусство.

Учебник. - Ч. 2 - 11 кл. §27, Доп. материалы. - §22

Методпособие. - Ч. 2 .- 11 кл. С. 172-179.

Дидакт. материалы. - 10-11 кл. - С. 158-159.

123-124

Религия в современном мире.

Религия как одна из форм культуры. Многообразие религий. Мировые религии. Роль религии в современном мире. Веротерпимость и свобода совести как духовные ценности.

Учебник. - Ч. 2 - 11 кл. §28, Дидакт. материалы. - 10-11 кл. - С. 162-166.

125

Средства массовой коммуника ции и культура.

Что такое массовая коммуникация. СМИ и массовая информация. Функции массовой коммуникации.

Телевидение и культура.

Учебник. - Ч. 2.-11 кл. - §29.

126

Проблемы современной отечественной культуры.

Методпособие. - Ч. 2. - 10-11 кл. С. 168- 172.

Работа с материалами периодической печати.

127-128

Культурная жизнь региона.

Встреча с работниками культуры, экскурсия в библиотеку, музей, картинную галерею и т.п.

129

Духовный мир человека.

Понятие духовного мира. Общечеловеческая культура и личность. Интеграция личности в систему национальной и мировой культуры. Духовные ценности.

Учебник. - Ч.2 - 11 кл. §30, Дидакт. материалы. - 10-11 кл. – С.16б-167.

130

Путь к духовной личности.

Российский менталитет. Социальное мышление.

Учебник. - Ч. 2 - 11 кл. §31, Дидакт. материалы. - 10-11 кл. - С.171-174.

131

Итоговое собеседование.

132-140

Заключительное повторение.


Об изучении обществоведения в 11-х классах школ,
принимающих участие в эксперименте по профильному обучению.
2002-2003 учебный год.

В 11 классах рекомендуется продолжить работу по программам и учебникам тех авторов (авторских коллективов), по которым осуществлялось обучение в 10 классах.

Для работы в экспериментальных классах были рекомендованы учебники:

- “Человек и общество”. Под ред. Л.Н. Боголюбова и А.Ю. Лазебниковой.

- А.И. Кравченко. “Обществознание”.

- Е.Н. Салыгин, Ю.Г. Салыгина. “Обществознание”.

Каждый из названных учебников излагает содержание курса в своей логике и собственной методической системе, поэтому, начав в 10 классе работу по одному из них, следует продолжать работу на основе того же учебника.

В некоторых школах первые два учебника использовались в изданиях предыдущих лет, рассчитанных на 10 и 11 класс. Третий учебник вышел только в первой части (для 10-го класса). К новому учебному году все три учебника выходят в двух частях: раздельно для 10 и 11 классов. Целесообразно работать с последними изданиями этих учебных книг, непосредственно предназначенными для 11 класса. Однако, возможно использовать предыдущие издания, в которых материал 10 и 11 классов представлен в одной книге.

Характеристика учебно-методических комплектов по названным учебным курсам дана в “Методических рекомендациях по преподаванию обществоведения в экспериментальных классах на 2001-2002 учебный год. М. Просвещение”.

При планировании работы в 11 классе следует учесть общее количество учебных часов в 10 и 11 классе, выделенных в данной школе на изучение обществоведения в классах различных профилей. После этого выбрать тот вариант изучения оставшейся части курса, который соответствует учебному времени в 11 классе для каждого профиля.

Следует иметь ввиду, что во всех 10-11 классах предполагается ввести самостоятельный курс “Основы экономики”, а в классах социально-гуманитарного профиля - и курс “Основы права”. Для этих двух курсов в учебном плане дополнительно выделено специальное время. Если такие курсы будут введены в данной школе, то целесообразно значительно сократить в интегральном обществоведческом курсе учебный материал по экономике и праву, сохранив лишь ту его часть, которая позволяет показать общество как целостность, взаимосвязь структурных элементов общества как системы. Это позволит избежать дублирования, а также использовать освободившееся время для более глубокого изучения других вопросов обществоведческого курса.

В классах социально-экономического профиля при наличии обязательных курсов обществоведения повышенного уровня, экономики, права, согласно второму варианту базисного учебного права остается 4 часа школьного компонента в каждом из 10-х и 11-х профильных классов. Это означает, что учащимся социально-экономического профиля можно предложить четыре 35-часовых курса в 10 классе, и столько же в 11 (т.е. 8 учебных курсов по 35 часов). С учетом специфики школы и запросов учащихся эти часы могут быть использованы по-разному. Например, могут быть даны 4 обществоведческих, и 4 исторических спецкурса (например, в обществоведческом цикле “Введение в социологию”, “Введение в политологию”, “Введение в культурологию”, “Введение в философию”, “Логика”, “Психология”). Могут быть изменены пропорции разделения часов школьного компонента в пользу исторического или, напротив, обществоведческого цикла.

Могут быть предложены курсы, интегрирующие обществоведческие, исторические, а также географические знания (например, “Современный мир”, “Основы религиоведения” и т.п.). Наконец, возможно в часы школьного компонента ввести специальные курсы по одной из общественных дисциплин (например, только по экономике: “Основы предпринимательства”, “Основы менеджмента” и т.п.). Вопросы “надстройки” над базовыми курсами обществоведения, экономики, права решает школа.

В ходе эксперимента целесообразно проверить различные варианты планирования курса для каждого из профильных классов, возможность достижения в отведенное время целей обществоведческого образования.

Желательна сравнительная проверка педагогических возможностей различных учебников обществоведения, рекомендованных Министерства образования для школ, участвующих в эксперименте.

В конце учебного года в экспериментальных 11 классах будет проведен заключительный этап мониторинга. Учащимся предстоит выполнить задания теста, который по форме напоминает работу, проведенную в начале эксперимента. Но она охватит весь курс обществоведения, обязательный минимум знаний по которому установлен нормативными документами Министерства образования.

Подготовить учащихся к итоговой аттестации учителю помогут книги:

- Оценка качества подготовки выпускников средней школы по обществоведению. М. Дрофа.-2000

- Материалы для подготовки и проведения итоговой аттестации

выпускников средних общеобразовательных учреждений по

обществознанию. 11 кл. Дрофа.-2001 г.

В классах социально-гуманитарного (историко-обществоведческого) профиля целесообразно использовать публикуемые материалы единого государственного экзамена по обществоведению.

 

ИПКиППРО ОГПУ

Банк_педагогической_информации