УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
дисциплины
ИСТОРИЯ

курса
ЭТНОГРАФИЯ НАРОДОВ ОРЕНБУРЖЬЯ


Дата: 20.01.11

Содержание:

1. Введение

2. Содержание тем курса

3. Методические рекомендации и пособия

4. Контрольные задания

5. Литература

6. Учебно-тематический план курса


1. Введение

Данная программа способствует изучению социально-этнографической и культурной жизни народов Оренбуржья.

Оренбуржье - полиэтнический регион и изучение вопросов взаимоотношения национальных культур, межэтнического сотрудничества национальных групп является важной проблемой в современном обществе, особенно для воспитания молодого поколения.

Цель: Обеспечить современную научно-теоретическую подготовку слушателей к последующей работе в качестве преподавателя в профильной школе элективного курса «Этнография народов Оренбуржья».

Задачи:

- ввести учителей истории в курс научных проблем в освещении вопросов этнографии вообще и этнографии Оренбургского края в частности;

- подготовить слушателей теоретически и методически к преподаванию данного элективного курса в старших классах профильной школы.


2. Содержание тем курса

Тема 1. Этнография, основные понятия, источники и методы изучения предмета.

Понятие этнографии. История развития науки этнография.
Связь этнографии с этнологией, археологией, культурологией, социологией, литературой, музыкой. Значение этнографических исследований для современной национальной политики.

Тема 2. Историография науки «Этнография».

Этнографы и историки Оренбургского края. Первые исследователи этнического состава Оренбургского края: П.И.Рычков, А.И.Левшин, В.И.Даль, П.И.Кудряшов. Исследователи конца 19 - начала 20 веков: С.Г.Рыбаков, А.П.Кузнецов. Этнографы - исследователи Оренбургского казачества: И.И.Железнов, А.Б.Карлов, Н.Савичев и др. Этнографы казахского народа. Современные истории, занимающиеся этнографией.

Тема 3. История складывания многонационального и поликонфессионального населения Оренбуржья.

Оренбургский край - геополитическое положение, связующее звено между Европейской Россией, Средней Азией, Казахстаном и Сибирью.
История начала заселения региона с 30-х-годов 18 века. Состав народностей заселяющих Оренбургскую губернию, их социальный и религиозный состав. Появление и роль казачества в истории Оренбургской губернии.

Тема 4. Быт. Культура. Традиции славянских народов в Оренбуржье.

История расселения славянских народов на Оренбургской земле. Процентный состав славянской общности. Социальный статус славян.
Традиции, культурно-бытовые особенности русского, украинского и белорусского народа. Фольклор. Славянская духовность.

Тема 5. Из истории христианства в Оренбуржье.

Распространение христианства в Оренбургском крае в 18 - 19 вв.
Христианизация через распространение православия, строительство храмов, название населенных пунктов христианскими именами. Установление престольных праздников.

Тема 6. Этнография народов тюркской этнокультурной общности.

Процесс заселения Оренбургской губернии представителями тюркской этнокультурной общности. Процентный состав населения тюркской группы, их социальный состав. Культурно-бытовые традиции. Значение расселения татарского, башкирского, казахского народов для развития Обенбургского региона. История в лицах.

Тема 7. Историческая судьба и культура ислама в Оренбургском крае.

Распространение ислама а Оренбургском крае в 18 веке.Из истории строительства мечетей в 19 начале 20 вв. Комплекс Караван-сарай. Архитектура и духовно-материальные ценности мусульманской региональной культуры. Особенности христианско-исламского взаимодействия в Оренбуржье.

Тема 8. Этнокультурная мозаика Оренбуржья.

Чувашский народ на территории Оренбуржья. Мордовский народ в Оренбургском крае. Культура, быт, традиции их роль и значения для развития региональной культуры.

Тема 9. Немцы в Оренбуржье.
История заселения Оренбургского края немцами. Процентный состав и социальный статус. Немецкие ученые в исследовании Оренбургского края. Традиции, культура и быт немцев Оренбуржья. Роль немецкой культуры для Оренбуржья.

Тема 10. Народные промыслы и национальный костюм - часть культуры народа.

Народные промыслы и ремесла - составляющие части культуры каждого народа. Национальный костюм - душа народа, традиции поколений. Их роль в развитии региональной культуры.

Тема 11. Воспитание толерантности школьников средствами этнопедагогики и диалога культур.

Методика работы с учащимися по изучению этнографии.

Тема 12. Активизация познавательного интереса учащихся к истории народов Оренбуржья через систему внеурочной деятельности по этнографии.

Тема 13. Модернизация образования и задачи учителей истории в связи с профилизацией исторического образования.

Тема 14. Модернизация исторического образования. проблемы введения элективных курсов в практику преподавания истории в школе: проблемы, опыт, решения. Круглый стол.


3. Методические рекомендации и пособия

Для успешного освоения программного материала слушателями курсов , осуществляющим подготовку в области преподавания элективного курса
«Этнография», следует рекомендовать изучить нормативные документы по модернизации российского образования и переходу на профильное обучение, определяющие работу учителя истории на современном этапе.

Лучшая форма проведения занятий - сочетание лекционных занятий с практическими.

Помощь слушателям курсов могут оказать следующие пособия и документы:
1. Концепция Модернизации Российского образования.
2. Концепция профильного обучения на старшей ступени образования. Приказ МО РФ №2783 от 18.07.02.
3. О программе модернизации пед образования. /ж.Развитие личности., 2003г.. №2/.
4. А.В.Усова. Требования к подготовке учителя в свете концепции модернизации российского образования. /ж. Педогогическое образование и наука.; 2003г., №2/.
5. Е.Ф.Сабурова. Образование в современной России. /ж. ОНС.; 2003г.,№4/.
6. Региональная программа перехода на профильное обучение на старшей ступени образования в общеобразовательных учреждениях Оренбургской области на 2003-2006гг.


4. Контрольные задания

Итоговый контроль осуществляется за счет проведения зачетного занятия.

Слушателям предлагаются на выбор следующие задания:

1. Слушателям предлагается разработать небольшой спецкурс по изучению с учащимися истории любого этноса на территории Оренбургского края с указанием литературы и методических рекомендаций.

2. Разработать внеклассное мероприятие из истории культуры любого народа, проживающего в регионе.

3. Составить дайджест по этнографии вообще или этнографии Оренбуржья.


5. Литература


1. Амелин В.В. Многонациональное Оренбуржье. Оренбург; 1997г.
2. Введение в этнографию. Оренбург; ОГПУ., 1999г.
3. Программно-методические материалы Общественного института истории народов Оренбуржья им. М.Джалиля. 1998-2003гг. Оргнбург; ОГПИ.
4. Этнокультурная мозаика Оренбуржья. /ж. Из-во комитета по межнациональным отношениям при администрации Оренбургской обл./
5. Этнопанорама. /ж. Изд-во «Южный Урал», г.Оренбург./ все номера./


УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
образовательной программы проблемных курсов учителей истории
«Этнография народов Оренбуржья»

Цель: Обеспечить современную научно-теоретическую и методическую подготовку слушателей к последующей работе в качестве преподавателя элективного курса «Этнография народов Оренбуржья».

Категория слушателей: учителя истории

Срок обучения: 2 недели

Форма обучения: очная

Режим занятий: 6 часов в день

Количество часов: 56


ИПКиППРО ОГПУ

Банк_педагогической_информации