СОВРЕМЕННЫЕ ФОРМЫ УРОКОВ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ
Материалы для дистантного обучения

Cоставитель: Шарикова Н.И., зав. УМК обществознания ООИПКРО
Дата: 20.01.11

Содержание:

1. Игры на уроках истории

2. Дискуссия на уроках истории

3. Методический прием "учимся вместе"

Основные направления планирования и анализа урока

Контрольные задания

Литература

В последние годы нетрадиционные формы уроков используются учителями истории довольно широко. Интерес к ним вызван многими обстоятельствами. Утверждается новый стиль педагогического мышления, ориентирующегося на интенсивное и эффективное решение образовательно-воспитательных задач в рамках сжимающегося объема учебного времени, на творческо-поисковую самостоятельность школьников, модернизацию процесса обучения. Учитель стремится, удивить ученика, который проводит свое время не за книгой или в библиотеке, а у телевизора, за компьютером, видеоиграми и пр.

Новое содержание исторического образования включает в себя альтернативные подходы к решению и оценке проблем прошлого, анализ ситуаций исторического выбора, нравственную оценку исторических личностей и событий. Рассмотрение этих вопросов без приобретения опыта ведения диалога, спора, дискуссии, без приобщения к творческой деятельности невозможно. Коммуникативный диалог, способность к моделированию и прогнозированию — это те качества личности, которые призван формировать школьный курс истории.


1. ИГРЫ НА УРОКАХ ИСТОРИИ

Игра на уроке истории — это активная форма учебного занятия, в ходе которого моделируется определенная ситуация прошлого или настоящего, «оживают» и действуют люди, участники исторической драмы.

Цель игры — создание игрового состояния, специфического;эмоционального отношения субъекта к исторической действительности.

Игра заставляет ребенка перевоплотиться в исторический персонаж. Он стоит перед своего рода необходимостью «прыгнуть выше себя», занять положение взрослого, жившего в ином историческом времени и пространстве. Школьники моделируют историческую реальность через «вживание» в мысли, чувства, переживания своих героев, Знания, приобретаемые ими, становятся личностно значимыми, эмоционально окрашенными. Ученик мобилизует все свои знания и умения, осваивает новые, развивает способность к эмпатии.

Методисты давно выделили два важнейших признака учебной исторической игры: наличие прямой речи (диалога) участников и воображаемой ситуации в прошлом или настоящем (в последнем случае — для обсуждения прошлого).

Не останавливаясь подробно на различных классификациях учебных игр, рассмотрим их основные виды.

Деловые игры

Деловая игра моделирует ситуацию прошлого таким образом, что ученик выступает в ней только в роли нашего современника (археолога, писателя, журналиста, любителя истории, потомка исторического персонажа).

Выделяют два подвида деловых игр — игры-обсуждения и игры-исследования.

В процессе игры-обсуждения воссоздается воображаемая ситуация нашего времени — диспут, симпозиум, «круглый стол», телемост, киносъемка, телепередача и др. В своей обучающей основе такие игры очень близки к дискуссиям, целиком строятся на учебном диалоге. Как правило, они ориентированы на импровизацию, хотя обязательно имеют определенную программу, план.

Так, на уроке-киностудии три «режиссера» создают свои творческие объединения, подбирают «сценаристов», «звукооператоров», «дикторов», «актеров». Учащиеся получают задание познакомиться с литературой по проблеме, определить жанр фильма, написать сценарий, создать иллюстрации, подобрать музыку, подготовить афишу. Целесообразно рассказать школьникам о возможных жанрах фильма: документальный фильм-хроника, основанный на воспроизведении хода событий; художественный фильм-воспоминание на документальной основе (по мемуарам и иным источникам); художественный фильм-диалог, построенный как беседы участников событий; фильм-экранизация литературного произведения.
Игра-исследование строится на воображаемой ситуации, возникающей в наши дни. В отличие от игры-обсуждения она основана на индивидуальной деятельности ее «героя», который пишет очерк, письмо, школьный учебник, фрагмент книги, статью в газету, научный доклад. Например, на повторительно-обобщаю щем уроке по теме «СССР в первые послевоенные годы» учитель предлагает ученикам написать фрагмент школьного учебника. Организовать работу позволяют задания, связанные с анализом учебника по истории СССР для 10 класса, впервые изданного в 1950 г. (под редакцией К.В.Базилевича, С.В.Бахрушина, А.М.Панкратовой, А.В.Фукса).

Глава 19. Строительство коммунизма в послевоенное время

Вторая мировая война еще более обострила экономические и политические противоречия капитализма и углубила общий кризис мировой капиталистической системы... Вторая мировая война расшатала и ослабила позиции империализма во всех странах, ранее находившихся в колониальной или полуколониальной зависимости... резко обозначились две линии мировой экономики. Одна — это линия непрерывного подъема народного хозяйства в Советском Союзе и в странах народной демократии, линия дружественного сотрудничества стран социалистического лагеря. Другая — это линия милитаризации экономики, однобокого развития отраслей производства, работающих на войну, линия конкурентной борьбы между странами и порабощения одних стран другими... Быстрый подъем всех отраслей народного хозяйства явился основой непрерывного повышения материального благосостояния и культурного уровня советского народа. Ярчайшим свидетельством заботы партии о повышении жизненного уровня советского народа является последовательное снижение цен на товары массового потребления. В стране осуществляется большое жилищное строительство. В послевоенные годы были восстановлены и вновь построены сотни тысяч жилых домов, большое количество больниц, санаториев, домов отдыха, школ, детских учреждений, библиотек, клубов, театров и кино.

Задания
1. Прокомментируйте название главы 19.
2. Сопоставьте документ с вашими собственными знаниями об этом периоде. Выскажите мнение о роли школьного учебника истории в идеологическом влиянии на общество. Подтвердите его текстом.
3. Как соотносятся реальные события, происходившие в стране, и их отражение в учебнике?
4. Напишите собственный вариант данной главы.

Ретроспективные игры

Наряду с термином «ретроспективные игры» используется также термин «реконструктивные игры». В ходе таких игр моделируется ситуация, ставящая учащихся в позицию очевидцев и участников событий прошлого. Каждый ученик получает роль представителя определенной общественной группы или исторической личности. Главные признаки ретроспективной игры — эффект присутствия и следование принципу исторической беллетристики («так могло быть»).

Школьник, как правило, придумывает имя, факты биографии, профессию, социальное положение своего героя, в некоторых случаях готовит костюм, продумывает внешний облик. Он должен иметь представление о характере, чувствах, мыслях и взглядах персонажа.

Ретроспективные игры помогают ученику «вжиться» в историческое время, почувствовать колорит эпохи. Увидеть конкретных людей с их миропониманием и поступками, «на некоторое время стать умнее, смелее, благороднее, справедливее».

И.В. Кучерук предлагает все ретроспективные игры разделить на несколько подвидов:

1) формально-реконструктивные игры, иллюстрирующие исторические события, документально воссоздающие обстановку определенной исторической эпохи (другое название — театрализованные представления);

2) формально-конструктивные игры, при которых в сюжет и уста «очевидцев» событий вкладываются их собственные оценки, учитывающие их жизненный опыт, опыт исторического развития (эти игры называют также театрализованными);

3) неформально-конструктивные игры, которые могут отступить от четкого сюжета и регламента, дают простор воображению и творческой деятельности участников (другое название — ролевые игры дискуссионного характера).

С учетом современного опыта проведения ретроспективных игр в данную классификацию необходимо внести уточнения. Их можно условно разделить на ролевые и неролевые.

Неролевые игры. близки к играм с внешними правилами, но они воссоздают историческое прошлое, их действие происходит в далекую эпоху. Целесообразно различать подвиды неролевых игр.

Конкурсные игры моделируют ситуацию прошлого, в которой люди определенной эпохи демонстрируют свое мастерство, достижения, смекалку. Учитель получает возможность проверить знания учащихся, а участники игры — применить эти знания. Соревновательный дух игры «зажигает» ребят, резко повышает мотивацию к познанию прошлого. Таковы, например, «Олимпийские игры в Древней Греции», «Город мастеров» (о средневековом городе), «На ярмарку в Шампань» (о средневековой торговле), «Европейцы в Новом Свете» (о Великих географических открытиях) и др.

Маршрутные игры (воображаемое путешествие, заочная экскурсия) — это особая форма урока, когда учащиеся переносятся в прошлое и «путешествуют» в определённой пространствен-нбй среде (прогулка по древнему городу, плавание по реке,полет на хроноле-те и пр.). Они четко определяют географические контуры исторической действительности, намечают маршрут, придумывают остановки, фрагменты бесед (интервью) с людьми, которых они «встречают» в путешествии.

Особенность этих игр состоит в том, что учащиеся не получают очевидных для них ролей. Если эти роли им предлагаются, то игра приобретает черты ролевой и неролевой одновременно.

Ролевые игры основаны на разыгры-вании определенных ролей участников исторических событий в воображаемой ситуации прошлого. Принято выделять несколько подвидов ролевых игр.

Театрализованные представления имеют четко прописанный сценарий, воссоздают различные образы и картины прошлого, предполагают наличие костюмов и декораций. Смысл состоит не только в «оживлении» прошлого, но и в последующем обсуждении разыгранных сцен в классе. Здесь важны ассоциации, когда дети распознают время и место действия, исторические явления, представителей различных социальных слоев.

Театрализованные игры отличаются тем, что тексты персонажей не прописаны заранее, а рождаются в процессе игры. Здесь больше импровизации, но «осовременивание» прошлого не допускается, игра должна восстанавливать реальную историческую эпоху. Сценарий или программа игры задают ее общий ход. В театрализованной игре, в отличие от представления, могут участвовать все ученики данного класса.

В основе проблемно-дискуссионной игры лежит воображаемая ситуация прошлого, но действие строится не по сценарию, а вокруг обсуждения важного вопроса или проблемы (дискуссия участников). Роль учителя сводится к постановке проблемы и промежуточных вопросов, распределению ролей. Результат игры заранее не предопределяется, может быть предложено несколько решений или не принято ни одного. Главное в игре — участие каждого ученика в обсуждении проблемы.

Деловые игры с элементами ретроспективности

В играх такого рода участвуют как наши современники, так и «очевидцы событий», которые встречаются для обсуждения важных вопросов, ведут диалог о прошлом. «Очевидцы» могут участвовать в современных формах общения — телемостах, митингах, пресс-конференциях, судах, клубах путешественников и др. Модернизация исторической действительности в данном случае оправдывается тем, что игра позволяет одновременно решать две задачи: оценивание событий и их реконструкции.

Тренинговые игры

Приведенная выше классификация исторических игр основана на трех главных критериях:
- характер ролей участников;
- условия воображаемой ситуации;
-жесткость сценария, соотношение «заданности» и импровизации в деятельности участников.

Существуют также игры с внешними (жесткими) правилами и игры, основанные на алгоритме деятельности. Их называют тренинговыми. Таковы настольные игры (лото, домино, поле чудес); ребусы, кроссворды, шарады, головоломки; сюжетные игры («неотосланная депеша», расшифровка иероглифов, тексты с ошибками и др.).

Участники игры

Учитель может участвовать в игре в следующих игровых ролях:
- инструктора, объясняющего правила игры и последствия игровых действий;
- судьи, поддерживающего ход игры, контролирующего соблюдение правил, оценивающего деятельность школьников;
- тренера, дающего задания, подсказывающего, как поступить в той или иной ситуации, подбадривающего участников, поддерживающего игру;
- председателя (ведущего), дающего импульс к игре, регулирующего весь ее ход, подводящего итоги и сопоставляющего моделируемую ситуацию с реальной.

Роли учащихся: актеры; зрители; эксперты.

Актеры принимают участие в сценах, произносят тексты ролей, создают образы персонажей, взаимодействуют со зрителями, отвечают на вопросы и защищают свою позицию.

Зрители изучают дополнительную литературу, выполняют задания, участвуют в обсуждении, выражают свое отношение к происходящему, соотносят театральные образы с собственной системой ценностей, мысленно создают свой план игры, ставят себя на место актеров.

Эксперты анализируют игру, сравнивают моделируемую ситуацию с реальной, оценивают игру актеров. По ходу игры они делают записи, создают карточки анализа. В конце игры они выступают с результатами экспертизы, выставляют оценки участникам, отмечают наиболее и наименее удачные моменты, обращают внимание на поведение персонажей, адекватность реакции зрителей.

СХЕМА 1
КЛАССИФИКАЦИЯ ИСТОРИЧЕСКИХ ИГР

Памятка участнику ролевой игры:
1. Внимательно изучи рекомендованную учителем литературу и проанализируй ее, выбери необходимый материал.
2. Рассмотри иллюстрации в учебнике и иных источниках, обращая внимание на внешний облик людей, предметы обстановки и быта.
3. Представь внешний облик человека, чью роль тебе предстоит исполнять, мысленно составь его биографию, надели чертами характера.
4. Зная принадлежность данного че ловека к определенной общественной группе, его род занятий, время, когда он жил, попытайся понять, что могло его волновать, какие чувства он мог испытывать.
5. Сопоставив внешний облик и внутренний мир своего героя, составь небольшой рассказ от его имени.
6. Чтобы придать убедительность рассказу, включи в него общеупотребительные слова и выражения того времени, героем которого был данный человек.
7. Предположи, какие вопросы могут возникнуть у других участников игры к твоему герою, попытайся подготовить ответы на них.

Памятка участнику исторической игры
1. Осознай, в чем состоит задача игровой ситуации.
2. Поверь в то, что происходит в дан- р ной ситуации.
3. Выбери роль, исходя из своего опыта, характера и интересов.
4. Тщательно готовься к игре, продумай свое выступление.
5. Чувствуй своих партнеров по игре, не перебивай их, внимательно прислушивайся к их выступлениям, реагируй на них.
6. Подчиняйся правилам игры.
7. Участвуй в подведении итогов, поставь себе оценку.
8. Оцени игровую ситуацию с точки зрения ее соответствия исторической реальности.

Основные этапы игры

Подготовительный этап. Предшествует уроку-игре. Готовятся замысел и стратегия игры, пишутся сценарий, план, проводится инструктаж, готовится реквизит. Учитель объясняет игровую задачу, распределяет роли, дает дополнительную литературу, составляет опережающие задания, проводит индивидуальные консультации, вносит коррективы в сценарий.

Вводный этап. Проводится в начале урока. Учитель вновь объясняет классу задачи и возможности игры, роль участников, формулирует познавательное задание, создает игровой настрой.

Игровой этап. Игра в собственном смысле слова. Роли учащихся и учителя описаны выше.

Оценочный этап. Проводится в завершение игры. Включает в себя анализ игры, оценку и самооценку участников, результативность их игровых действий. Особо рассматривается вопрос о соответствии моделируемой ситуации реальной. Учитель предоставляет слово экспертам, раздает карточки для анализа игры. Уместно провести блицинтервью и анкетирование.

Карточка оценки результативности игры
1. Ясна ли была цель игры и твоя роль?
2. Сумел ли ведущий добиться игрового состояния?
3. Оцени ведущего с точки зрения владения материалом, приемами игры, стиля общения.
4. Оправдала ли игра твои ожидания?
5. Что показалось наиболее интересным? Что запомнилось?
6. Появилось ли у тебя желание узнать больше об эпохе?
7. Хотел бы ты участвовать в следующей игре?
8. Твои предложения: как сделать игру интереснее?


2. ДИСКУССИЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ

В самом общем педагогическом смысле дискуссия призвана выявить существующее многообразие точек зрения ее участников на ту или иную проблему, провести (при необходимости) всесторонний анализ каждой из них, внести вклад в формирование собственной позиции каждого ученика.

В последние годы в педагогической практике утвердились дискуссии, основанные на групповой работе. Соединение работы в группах с решением проблемной ситуации создает наиболее эффективные условия для обмена знаниями, идеями и мнениями, обеспечивает всесторонний анализ и обоснованный выбор решения той или иной темы. Школьники овладевают ораторскими умениями, искусством ведения полемики, что само по себе вносит Важный вклад в их личностное развитие.

В самом общем виде в зависимости от принципов организации, задач и планируемых результатов можно выделить несколько видов исторических дискуссий.

СХЕМА 2
КЛАССИФИКАЦИЯ ДИСКУССИОННЫХ ЗАНЯТИЙ ПО ИСТОРИИ

Структурированная (регламентированная) дискуссия. Название говорит само за себя: ученики получают четкий план, структуру и регламент обсуждения. Сущность данного вида занятия состоит в том, что в малых группах происходит обсуждение ряда частных аспектов одной общей проблемы, которую предстоит решить всему классу.
В начале урока учитель формулирует общую проблему, выдвигает возможные гипотезы ее решения. Каждая гипотеза становится предметом обсуждения в малой группе. Учитель определяет структуру малых групп, регламентирует их деятельность и указывает, какие знания должна добыть каждая группа в процессе работы.
Примерная структура малой группы: ведущий (организует обсуждение проблемы, привлекает всех членов группы); аналитик (задает вопросы, подвергает сомнению высказываемые предложения); протоколист (фиксирует предложения, представляет позицию группы перед классом); наблюдатель (дает оценку работы каждого члена группы).

Дискуссия с элементами игрового моделирования. Сущность данного вида дискуссии состоит в том, чтобы взглянуть на проблему с позиции не только нашего современника, но и представителей определенных социальных или политических сил прошлого.
Часть ребят представляют «реальных», т.е. современных нам экспертов, высказывают более поздние оценки тех или иных событий. Другие участники, абстрагируясь от оценок, представленных в учебнике и дополнительной литературе, выступают от имени «очевидцев». Группы формируются довольно большие по составу (как правило, по рядам).

Проектная дискуссия. В ее основе лежит предварительная работа групп учащихся над проектами. Модель анализа проблемы сообщается за одну-две недели до урока:
1) исторический анализ проблемы;
2) выявление трудностей, связанных с исследованием проблемы;
3) разделение проблемы на отдельные вопросы;
4) поиск и разработка частных задач решения общей проблемы;
5) выработка гипотезы по решению проблемы в определенных исторических условиях.
На уроке ученики выявляют предпосылки возникновения данной проблемы. Предмет дискуссии состоит в том, что в результате ее исследования и выявления трудностей решения школьники намечают возможные способы ее разрешения. Проекты представляют собой ке что иное, как обоснованные гипотезы (предложения) решения данной проблемы. Проекты готовятся в малых группах и обсуждаются в классе.

Командная дискуссия (дебаты). Модель проведения командных дебатов разработана псковским методистом М.С.Ерохиной. На обсуждение выносится четко сформулированный тезис, который одна команда должна защитить, а другая опровергнуть.
В каждой команде — по три спикера. В команде, защищающей тезис, первый спикер представляет аргументы в его пользу, второй — усиливает аргументацию, третий — представляет заключительный ответ, опровергает контрдов '-ды команды, критикующей данный тезис. Спикеры другой команды выдвигают все возможные аргументы в поддержку своей позиции. Третий спикер готовит заключительный ответ оппонентам. Таймкипер следит за регламентом. Жюри ведет протокол, оценивает выступления спикеров.

Парная дискуссия («вертушка»). Целью данного вида дискуссии, по мнению Ерохиной, является вовлечение всех учащихся в обсуждение проблемы.
Создаются два круга — внутренний и. внешний. Участники дискуссии сидят лицом друг к другу. Внутренний круг неподвижный, внешний — подвижный (учащиеся по сигналу учителя пересаживаются на стул вправо). Дискуссия помогает участникам отточить собственную аргументацию, услышать контрдоводы оппонентов, приобрести опыт коммуникации.

Дискуссия — «круглый стол». Особенность состоит в том, что непосредственно в обсуждении проблемы участвует небольшая часть класса. Разновидностями «круглого стола» могут быть заседание экспертной группы, научный симпозиум.

К дискуссиям относят также уроки-митинги, уроки-суды, уроки-диспуты и др.

Памятка участнику дискуссии
1. Прежде чем выступать, четко определи свою позицию.
2. Проверь, правильно ли ты понимаешь проблему.
3. Внимательно слушай оппонента, затем излагай свою точку зрения.
4. Помни, что лучшим способом доказательства или опровержения являются бесспорные факты.
5. Не забывай о четкой аргументации и логике.
6. Спорь честно и искренне, не искажай мыслей и слов оппонентов.
7. Говори ясно, точно, просто, отчетливо, своими словами, не «по бумажке».
8. Имей мужество признать правоту оппонента, если ты не прав.
9. Никогда не «навешивай ярлыков», не допускай грубостей и насмешек.
10. Заканчивая выступления, подведи итоги и сформулируй выводы.

Роль учителя

Роль учителя состоит в том, что он поддерживает установленный порядок, ставит проблему обсуждения, корректно формулирует ее, предлагает стимулирующие вопросы, подбадривает участников, суммирует их высказывания, выявляет разногласия, обращается к мнению меньшинства, включает в работу пассивных учеников.

Следует помнить о правилах проведения дискуссии: давать время на обдумывание, избегать неопределенных и двусмысленных вопросов, обращать внимание на каждый ответ, изменять ход рассуждений учеников, высказывая противоположное мнение, уточнять позиции участников для всего класса, задавать конкретизирующие вопросы.

Учителю приходится также останавливать тех, кто много говорит, лишая других возможности высказаться. Если дискуссия «топчется на месте» или отклонилась от темы, учитель обязан взять инициативу в свои руки. Значение имеет его готовность вовремя потушить страсти, которые могут возникнуть в дискуссии.

Правила ведения дискуссии
1. Нельзя критиковать людей — только их позиции и мнения.
2. Цель дискуссии — не в победе, а в поиске согласия.
3. Все участники должны быть вовлечены в обсуждение.
4. Желающие взять слово должны попросить разрешения у ведущего.
5. Каждый участник имеет право и возможность высказаться
6. Обсуждению подлежат все высказанные мнения.
7. Участники имеют право изменить свою позицию под воздействием фактов и аргументов.
8. Необходимо подводить промежуточные и конечные выводы.

Основные этапы урока-дискуссии

Вводный этап. Подготовка и включение класса в дискуссию. На этом этапе формулируется проблема, которая записывается на доске, намечаются узловые вопросы, определяются основные точки зрения участников, а также регламент, правила и условия обсуждения, проводится инструктаж, распределяются роли, раздается необходимый дидактический материал.
По словам М.В.Кларина, «проведение дискуссии на основе исторических материалов следует начинать с постановки конкретного исторического вопроса. Ни в коем случае не следует формулировать его в духе того, кто был прав, а кто нет. В центре внимания должны быть возможности хода событий. Что было возможным при том или ином стечении обстоятельств? Какие действия мог бы предпринять тот или иной исторический деятель для достижения данной цели и от каких действий воздержаться?.. Были ли возможны альтернативные действия?»
Именно на вводном этапе учитель переводит проблемный вопрос в проблемную ситуацию путем его углубления и расширения, поиска новых граней его решения, сопоставления различных гипотез, выдвижением альтернатив.
К последним, как правило, относят ситуацию нравственного выбора перед принятием важного решения; обсуждение вопроса о целях и средствах деятельности; анализ цены того или иного события в истории.

Выделяют два типа альтернатив: альтернативы в историческом процессе и альтернативы в оценках событий, личностей, явлений.

Памятка для анализа альтернатив в историческом процессе
1. Сформулируйте сущность каждого из предложенных путей решения проблемы.
2. Выявите историческую обусловленность каждого из них.
3. Определите свое отношение к ним.
4. Объясните достоинства и недостатки избранного пути решения.
5. Оцените последствия и значение осуществленного выбора.

Памятка для анализа альтернативы, в оценках событий и личностей
1. Сформулируйте сущность извест-
ных вам оценок исторического события (личности).
2. Выясните, какие критерии лежат в основе каждой из них.
3. Определите возможность сопоставления оценок.
4. Оцените, на какие источники опираются авторы этих оценок, их объективность.
5. Проанализируйте их аргументацию.
6. Сделайте собственный выбор.
7. Предложите свою оценку.
8. Аргументируйте свою позицию.

Основной этап. Содержание деятельности учителя и учащихся на этом этапе описано выше.
Этап подведения итогов. Делается Краткое резюме, суммируются высказанные мнения, обсуждаются пути дальнейшей работы, применения полученных выводов. Учитель вместе с экспертами оценивает, правильно ли шло обсуждение, кто выдвигал идеи, чья критика повлияла на результаты, выявляются наиболее активные и пассивные Участники, выставляются оценки и дается домашнее задание.


3. МЕТОДИЧЕСКИЙ ПРИЕМ «УЧИМСЯ ВМЕСТЕ»
/ на уроках «Основы правовых знаний» /

Познакомимся с возможностями использования на уроках методического приема технологии «критического мышления».

Данный прием позволяет направить обучение на уровень понимания, а не простого воспроизведения информации. Использование приема открывает возможности по организаии различных видов деятельности учащихся: одним предстоит прочитать текст и объяснить прочитанное, другим - прочитать текст и подготовить вопросы к нему. При этом всем ученикам, независимо от задания, приходится глубоко осмысливать текст, перегруппировывать его, задавать вопросы и отвечать на них.

РОЛЬ УЧИТЕЛЯ
1. Определить учебный текст, с которым будет идти работа. Здесь возможны варианты. Эио может быть специально подобранный текст, например, составленный из фрагментов каких-то статей или книг. В данном случае важно, чтобы текст был проблемным по содержанию материала, достаточно сложным и позволял бы развернуть обсуждение, дискуссию. Работа может строится на основе текста учебника или хрестоматии по праву.
2. Учителю необходимо разделить текст на три смысловых фрагмента или три части. В случае работы с текстом учебника такими частями выступают фонарики параграфа. Если их оказывается больше трех, то какие-то из них объединяются в один.
3. Ученикам следует дать четкую инструкцию, как работать с текстом. Класс заранее должен быть разделен на шесть групп. Одну и ту же часть текста читают две группы, но задания у них разные. Содержание заданий меняется в зависимости от содержания текста, поэтому с ними лучше познакомиться на конкретных примерах Вот как это выглядит в таблице.

4.Учителю необходимо контролировать ход выполнения заданий в группах, следить за реглпментом.
5. Нужно предумотреть общее задание для всех учеников, которое им предстоит выполнять по ходу урока.
6. Для работы поьребуются большие листы бумаги и фломастеры.

Познакомимся с данным приемом на примере урока работы с текстом параграфа №37 «Права несовершеннолетних по трудовому законодательству». К данному уроку в учебнике нет схем, есть только два рисунка, поэтому возможности для изобразительного ряда неограниченные. В тексте 4 фонарика. Первый из них читаюит первая и вторая группы; второй - третья и четвертая; третий и четвертый фонарик - пятая и шестая группы.

ХОД УРОКА

Вызов. На стадии вызова все уч-ся читают ситуацию-вырезку к параграфу, а затем высказывают свои предложения относительно причин отказа 17-летней девушке в приеме на работу.

Осмысление. Каждая группа получает свое задание по работе с текстом параграфа.

Задание А (для трех групп): внимательно прочитайте данную часть учебника.
1. Попробуйте найти и выделить основные положения и ключевые слова в тексте.
2. Постарайтесь объяснить своими словами основные положения прочитанного фрагмента.
3. Попытайтесь представить основной смысл прочитанного в наглядной форме (таблицы, схемы, рисунка или любой иной формы наглядности), чтобы прочитанное вами стало понятно тем ученикам, которые не читали данный текст.

Задание Б. (для трех групп): внимательно прочитайте данную часть параграфа учебника.
1. Попробуйте найти и выделить основные положения и ключевые слова в тексте.
2. Сформулируйте по данному тексту не менее 4-х вопросов разного уровня сложности (от фактологических вопросов до вопросов оценки), которае позволили бы понять, о чем идет речь в данном фрагменте текста. Вопросы не должны выходить за рамки текста.
3. Напишите ваши вопросы от имени группы на отдельном листе бумаги.

Выполнение заданий начинается с этапа индивидуальной работы, затем идет групповое обсуждение, а потом каждая группа знакомит класс с тем, как выполнено ее задание.

В качестве общего задания для всех можно предложить уч-ся написать короткий рассказ на иему «Несовершеннолетний пришел устраиваться на работу» на основе ключевых слов данной темы. Жанр рассказа может быть: юмаристическим, дедективным или повествовательным.

Рефлексия. Представление собственного объяснения или вопросов - это отчасти уже рефлексия, но в большей степени ею будет написание жанровых рассказов.

Методический прием технологии «Критическое мышление» - «Зигзаг».

Это еще один из вариантов самостоятельно работы с текстом учебника и взаимообучения на уроке. Известно, что легче всего научиться, обучая других. Отсюда возник данный прием, который позволяет уч-ся оказаться в роли учителя, в роли объясняющего, в роли задающего вопросы и отвечающего на них. Этот прием наиболее эффективен при работе с информативным текстом.
Работает весь класс. Необходимо разделить его на шесть или семь базовых групп - не более, в каждой группе 4 человека. Назовем эти группы «ученики».

Урок начинается с вызова, перваначального обсуждения какой-то проблемы внутри базовых групп и сбора мнений по проблеме в «корзине идей». Затем ученики рассчитываются на 1-4 и временно расходятся по новым группам. Все первые номера собираются за одним столом, все вторые - за другим и т.д. Назовем эти группы «учителя». В итоге мы имеем четыре группы «учителей». в каждой - по 6-7 участников.

Группы «учителя» работают с разными частями текста (фонариками), но имеют одинаковое задание: они готовятся к объяснению учебного материала. Им предстоит вернуться в свои первоначальные группы «учеников» и там выступить в роли учителя. После того как каждый участник группы прочитал текст (про себя), необходимо сделать следующее:

1. Выделить главное в прочитанном, т.е. определить, какую информацию, сведения, понятия, иермины, факты и пр. Необходимо сообщить «ученикам».

2. Предложить наилучший способ объяснения.

3. Сформулировать вопросы, которые им могут быть заданы по ходу объяснения.
Удобние всего, если, готовясь к роли учителя, уч-ся разделят лист тетради на три части и заполнят каждую из них:


После этапа самостоятельной работы участникам групп «учителей» следует:

- обсудить прочитанное;

- договориться о том, что именно они будут объяснять;

- договориться о том, каким способом они будут излагать материал.

Главная задача учителя на данном этапе - позаботиться о том, чтобы способы передачи информации, выработанные учениками, были самыми разными. Это позволит учитывать наиболее распространенные типы восприятия (аналитический, визуальный, аудиальный, рефлексивный и др.) и всякий раз «совпадать» с детьми того или иного природного типа.

После этого участники групп «учителя» возвращаются в свои первоначальные группы «ученики» ( отсюда и пошло название -зигзаг) и по очереди выступают в роли учителя (сначало первый номер, затем второй и т.д.). Каждому предоставляется 5 минут на объяснение и ответы на возможные вопросы.

В оставшееся время урока идет подведение итогов и рефлексия. В качестве задания на последней стадии урока можно предложить ученикам написать короткий отзыв о том, как проходило обсуждение темы внутри групп «ученики». Например, можно продолжить предложение: «Мне понравилось объяснение.., потому что...» или «Я хотел бы подробнее узнать о...», или «Я так и не понял...» и др. на усмотрение учителя.

Этот прием, в отличие от приема «учимся вместе», открывает дополнительные возможности для развития навыков монологической речи учеников, но пока в микрогруппе.


ПАМЯТКА
по планированию и оценке уроков права в технологии критического мышления
(Основные направления планирования и анализа урока)

1. Организация урока:
- организация рабочего пространства;
- оснащенность вспомогательными средствами;
- фиксация групповой работы;
- оптимальное распределение времени по стадиям.

2. Технология:
- наличие базовой модели (вызов - осмысление - рефлексия);
- соразмерность стадий;
- гибкое использование приемов;
- неперегруженность приемами.

3. Деятельность учителя:
- безоценочность по отношению к ученику;
- поощрение, стимулирование ответа, активности учащихся;
- создание доброжелательной обстановки;
- разнообразие каналов передачи информации.

4. Деятельность и поведение учащихся:
- кооперативные умения (умение работать в группе);
- умение вести диалог с другими позициями (участниками);
- активность слушания, степень вовлеченности в урок (характер задаваемых вопросов, самостоятельность, инициатива).

5. Ценности, используемые учителем и развиваемые у ученика:
- опора на опыт учащихся (личностно-ориентированное знание);
- признание права ученика на собственное мнение и собственную позицию;
- поощрение участия во всех видах интеллектуальной деятельности;
- поддержка коммуникативной состоятельности ученика (социальных, «жизненных» умений).

Дополнительную информацию по проблеме учителя обществознания могут получить в информационном банке УМК в ЦДИТ ООИПКРО в разделах:

- «Современные технологии обучения истории и обществознанию»

- «Нетрадиционные формы занятий при изучении курса «Человек и общество».



КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ


1. Каковы цели нетрадиционных форм организации уроков истории?
2. Какие нетрадиционные формы урока истории можно использовать в основной школе?
3. Какие из нетрадиционных форм уроков особенно эффективны в старших классах и почему?
4. Предложите к каждому уроку одной из тем курса современную форму и обоснуйте выбор.
5. Разработайте урок-игру-исследование для 8-9 класса.
6. Разработайте урок-дискуссию по одной из тем 10-11класса.

ЛИТЕРАТУРА


1. Ахметов Н.К., Хайдаров Ж.С. Игра как процесс обучения. Алма-Ата, 1985;
2. Семенов В.Г. Динамическая классификационная модель игры. Киев, 1988;
3.Селевко Г.К., Басов А.В. Новое педагогическое мышление: педагогический поиск и экспериментирование. Ярославль, 1991;
4.Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М., 1998;
5. Кучерук И.В. Учебные игры на уроках истории // Преподавание истории в школе. 1989. № 4.
6. Лук А.Н. Эмоции и чувства. М., 1972.
7. Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. Н; 1994.
8. Громозди В.Г. Альтернативы в истории // Преподавание истории в школе. 1991. № 5;
9. Лазукова Н.Н. Альтернативные ситуации на уроках истории // ПИШ. 1993. №1.
10. Методическое пособие по интерактивным методам преподавания права в школе. М., «Новый учебник»; 2002г.
11. Теоретические и методические основы преподавания права в школе.
М., «Новый учебник»; 2002г.
12. Диагностические контрольные работы. Н - М Центр. С-Петербург.,2000г.
13. Янченкова Е. «Когда урок интересен». Жур. «Учитель». М., 2001г., №4
14. Нетрадиционные формы занятий. /Из опыта работы учителей истории г.Новокузнецка/. Новокузнецк, 1999г.
15. Жарова Л.Н, Мишина И.А. Книга для учителя по новой истории. М., «Русскре слово», 2001г.
16. Певцова Е.И. Книга для учителя к курсу «Обществознание». М., «Русское слово». 2001г.
17. Короткова М.В. Нетрадиционные формы уроков. Жур. ПИиОБЩ. 2002г.№7
18. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Как сегодня преподавать историю в школе. М., Просвещение, 1999г.
19. «Я иду на урок истории». Книга для учителя. М.: Изд. «Первое сентября»,1999г.

ИПКиППРО ОГПУ

Банк_педагогической_информации