ДАЙДЖЕСТ
по профильному обучению истории


Дата: 19.01.11

1. Символы российской государственности.
Пособие для учителя. Автор: В.К.Романовский. М., Русское слово, 2002г. Издание адресовано учителям.

В пособии речь идет о главных символах российской государственности, вернувшихся в наше общество после длительного периода забвения. К сожалению, в большинстве школьных учебников по отечественной истории информация об этом крайне скупа, а порой и вовсе отсутствует (исключение составляет упоминание о том, что при Иване III на печатях Московского государства появляется двуглавый орел и утверждается государственный герб страны). В библиотечных фондах школ книги по данной проблематике — довольно редкое явление. Между тем на всех трех ступенях общеобразовательной школы (в 1—4, 5—9, 10—11 классах) изучаются различные предметы гуманитарного цикла, в большей или меньшей степени связанные с историей российской государственной символики, и на возникающие у учеников вопросы учитель должен давать простые и ясные ответы. Поэтому для учителей начальных классов, преподавателей истории, граждановедения, обществознания данное издание может быть весьма полезным. Основная цель работы — в популярной, доступной и лаконичной форме, используя исследования известных специалистов по истории отечественной символики (В. Артамонова, Г. Вилинбахова, В. Лебедева, Н. Соболевой и др.), рассказать об истории возникновения, утверждения и эволюции главных символов российской государственности — герба, флага, гимна, помочь учителям и учащимся найти необходимые сведения по этой тематике. Конечно автор не претендует на полное освещение всех аспектов этой сложной проблемы, тем более, что по целому ряду вопросов среди исследователей существуют различные точки зрения.

Одна из важных задач, которая стоит перед учителем, обратившимся к данной теме — не оставить ребят равнодушными, вызвать у них уважительное отношение к государственным символам России, ее многовековой истории, чувство гордости за свое Отечество.
Прежде чем знакомиться с историей отечественных символов, необходимо разобраться в смысле самого понятия «символ». В переводе с греческого это слово (5утЬо1оп) означает опознавательный знак для членов определенной общественной группы, тайного общества; знак, обозначающий или напоминающий какое-либо понятие; образ, воплощающий какую-либо идею.

Символ — это знак, примета, пароль, сигнал, предзнаменование. Но не каждый знак или примета имеют символическое значение. Так, человеческий голос за стеной — знак присутствия человека в соседней комнате. Свежие лужи на земле — примета прошедшего дождя. Но ни то, ни другое нельзя назвать символом. Следовательно, понятие символа гораздо шире. Символ передает смысл вещи или события, является его смысловым отражением и обобщает его, но по-своему первоначальному содержанию не имеет непосредственной связи с обозначаемым объектом. Вслед за известным русским философом А.Ф. Лосевым можно повторить: символ есть концентрированное зримое выражение идеи, явления или понятия, основанное на структурном сходстве символа и элементов символизируемого содержания. Сама структура символа направлена на то, чтобы дать через каждое частное явление целостный образ мира.

Как соотносятся между собой понятия «символ» и «эмблема»? Эмблема — греческое слово, означающее вставку, выпуклое изображение. Эмблема — это тот же символ, но особого значения. В отличие от символа, значение которого подвижно, текуче, под эмблемой понимают знак с зафиксированным и общепризнанным значением.

2. Е.В. Пчелов. Государственные символы России. Герб, флаг, гимн.
М., Русское слово, 2002г. Книга предназначена для школьников.

Народы всех стран гордятся своими государственными символами. Важно не только знать как выглядят герб, флаг и гимн страны, но и понимать их символику. А для этого нужно иметь представление об их истории. О том, как возникли эти символы и какой путь прошли сквозь века и рассказывает книга.

Эти символы - часть российской истории,, воплощение ее героических и трагических страниц, отражение жизни народов нашей страны.

Эту книгу автор предлагает использовать при подготовке докладов и рефератов, а при профильном обучении и как элективный курс.

Уже знакомые по курсу отечественной истории события далекого прошлого увидятся уч-ся по-новому. Учащиеся узнают, как и почему эти события повлияли на изменения государственных символов страны.
И, конечно, в книге - судьбы десятков людей, чья деятельность, творчество нашли свое отражение в создании государственной символики России.

3. Н.А.Соболева. Старинные гербы Российских городов.
М.; Наука; 1985г.

Книга знакомит с интересным памятником прошлого - российскими гербами. В ней рассказывается об исторических условиях, времени и причинах появления в России городских гербов, о применении их в общественной жизни.

Читатель получит представление о том, как складывались эмблемы, составляющие гербы, кто, где и когда их сочинял и рисовал. Вопрос о возникновени и функционировании городских гербов увязывается с общей проблематикой русского города, в частности с политикой самодержавия в отношении городов. Затронуты вопросы идеологии, духовной жизни и культуры русского общества. Приводятся многочисленные факты об учреждениях, принимавших участие а разработке городских гербов, об отдельных лицах - известных историках и государственных деятелях, создававших проекты территориальных гербов, а также о непосредственных исполнителях, безвестных ранее талантливых художниках - самоучках и профессионалах.

4. Федоров-Давыдов Г.А. Монеты рассказывают.
М.: Педагогика, 1981г.

Книга посвящена нумизматике - науке, имеющей важное значение для раскрытия тайн прошлого, для изучения хозяйства, торговли, истории человечества. Монеты помогают в познании общества, законов его развития, в понимании борьбы господствующих и угнетенных кдассов, реконструкции событий, скрытых далью веков. Она знакомит с историей нумизматики, с ее основными понятиями и методами.

Книга рассказывает о монетах Древней Греции и Рима, арабского Востока и Византии, средневековой Европы, о деньгах и монетах недавнего прошлого и современных.


5. Л.А.Лапин, А.М.Белов. Глиняные книги.
Ленинград; Детгиз; 1955г.

Книга адресована школьникам для внеклассного чтения и может использоваться учителями для работы по преподаванию элективных курсов по истории Древнего Востока, археологии, сфрагистике, письменным источникам и др.

В увлекательной форме книга знакомит с деятельностью выдающихся русских исследователей истории Древнего Востока, сумевших прочитать древние ассирийские книги и поведать миру об истории древнейших цивилизаций, об интереснейших событиях древнего Двуречья. Авторы книги повествуют в доступной форме о том как изготавливались глинянные книги, как выглядели нинивейские библиотеки, о мифах и сказаниях древнего Двуречья. Из книги можно узнать о развитии точных и естественных наук, медицины, фармакологии. Авторы ведут читателей по древнему Вавилону, знакомят с древнеассирийскими барельефами и статуями, открытиями вавилонских математиков и астрономов; перед глазами читателей проходит страшная жизнь древневосточных рабов и жалкая судьба «живого залога», обреченного на вечное рабство. Читатели становятся свидетелями жестоких войн, которые вели ассирийские цари и как рухнула в бездну ассирийская военно-паразитическая держава, казавшаяся современникам всесильной и вечной.

Книга иллюстрирована документами, фотографиями, рисунками, усиливающими представления и понимание данной цивилизации. В книге имеется словарь, который окажет помощь в правильном понимании текста.

6. Проблемы обществоведческой подготовки в профильных классах.
ж. Преподавание истории и обществознания в школе.; 2003г., №6.


7. Короткова М.В. Путешествие в историю русского быта.
М., «Русское слово», 2001г.

Книга для чтения в средней школе. В книге в увлекательной форме рассказывается о русском быте крестьян, горожан, монахов, дворян. Читатель «посетит» двор боярина, крестьянскую избу, Кремль, православный храм и дворянскую учадьбу. В книге можно найти уникальные историко-бытовые сведения о разных столетиях и сравнить одежду, трапезу, распорядок дня и нравы людей Древней Руси и новой России. В связи с модернизацией образования и введением профильного обучения, книга может быть использована учителем истории для преподавания элективного курса «Этнография», так как книга представляет собой целостную картину быта и нравов целой эпохи, своеобразную энциклопедию русского быта.

8. Балязин В.Н. 1000 занимательных сюжетов из русской истории: книга для учащихся.
М., Просвещение., 1996г.

1000 маленьких рассказов, легенд, крылатых слов и прочей занятной и поучительной всякой всячины - именно так определяет содержание своей книги В.Н.Балязин, писатель и ученый-историк. В книге представлены занимательные истории из жизни великих деятелей прошлого: Петра 1, Екатерины 11, А.В.Суворова и др. и тех людей, о ком мы почти или совсем ничего не знаем (царских шутов - И.А.Балакирева, Т.Кульковского и др.); рассказывается о русских обычаях, нравах, наградах, гербах, девизах. Книга предназначена для учащихся старших классов и может использоватся учителем при преподаваниии элективного курса по этнографии.

9. Костомаров Н.И., Забелин И.Е. О жизни, быте и нравах русского народа.
М., Просвящение.,1996г.

Книга известного русского историка Н.И.Костомарова посвящена отечественной старине и содержит сведения о быте, нравах, традициях и обычаях русского народа. Интереснейший материал, собранный в результате кропотливых розысков Н.И.Костомаровым, сделает элективный курс особо привлекательным для учащихся.

10. Серия «Подвижники России.»
М., «Русское слово», 2001, 2002гг.

Книги данной серии могут быть использованы учителями истории для преподавания элективного курса «Подвижники России» и курса « Из истории русского самодержавия».

В серии представлены книги:
1. Боханов А.Н. «Император Александр 111»
2. Боханов А.Н. «Император Николай 11»
3. Сахаров А.Н., Назаров В.Д., Боханов А.Н. «Подвижники России»
4. Преображенский А.А., Морозова Л.Е., Демидова Н.Ф. «Первые Романовы на российском престоле»
5. Оболенский Г.Л. «Император Павел 1»

Героями серии стали люди беззаветно и жертвенно любившие свою страну, боровшиеся и страдавшие за нее. Жизнь каждого из них драматична, противоречива, но верность нравственным ценностям, избранным ими раз и навсегда, помогла выстоять и озарить « ярким светом и саму личность, и Отечество».

Главная цель книг «Император Александр111», «Император Николай 11» - создать жизнеописание русских царей, очертииь их земной путь, показать мысли,чувства, представления, прояснить их отношение к богу, к людям, к миру, к монаршему долгу и России.
Портреты монархов создаются практически «с чистого листа». В их основе - разнообразные документы личного и общественного характера, а также свидетельства непосредственных очевидцев событий, до сих пор неизвестные широкой публике.

11. Древняя русская летопись в переложении С.М.Соловьева для детей.
/Составитель Е.А.Крючкова/. М., Просвещение.,1996г.

Сегодня, как никогда, велик интерес к отечественной истории. Особенно ценны знания первоисточников. К сожалению, все они написаны языком своего времени, трудны для прочтения и потому малодоступны. В этом плане очень выгодно отличается древняя русская летопись, переложенная выдающимся русским историком С.М.Соловьевым для детей. В книге представлена не только древняя русская летопись, но и статья С.М.Соловьева «Взгляд на историю установления государственного порядка в России до Петра Великого», которая послужит превосходным комментарием. Ценность книги состоит еще и в том, что она богато иллюстрирована цветными миниатюрами, фотоснимками самых ранних памятников русской архитектуры. Сочетание удачного литературного переложения летописи, превосходного комментария, прекрассного иллюстративного ряда делают книгу незаменимой при организации преподавания элективного курса «Письменные источники».

12. Матюшин Г.Н. Археологический словарь.
М., «Просвещение», 1996г.

Данное издание - первый отечественный словарь по археологии. В нем раскрываются важнейшие термины археологии. Особое внимание уделяется проблемам происхождения человека, становления современной цивилизации.
Книга окажет большую помощь учителям истории, преподающим элективный курс «Археология».

13. Козленко С.И. О профильном обучении в средних общеобразовательных учреждениях.
Журнал «Преподавание истории и обществознания в школе», 2003г., №8

Становление профильной школы в российских общеобразовательных учреждениях с одной стороны является инновационным процессом, с другой стороны, профильная школа - не совсем новое явление в нашей стране.

Например. Дифференцированное обучения 60-х г. 19 века ( классическая гимназия - подготовка в университет; реальная гимназия - подготовка в специальные учебные заведения); проведены в 1960 - 1970-е гг.20 в. эксперименты: дифференциация по трем направлениям ( физико-математическому, техническому, биолого-агрономическому; социально-экономическому и гуманитарному; введение двух форм дифференциации: факультативные занятия (классы) и школы с углубленным изучением ряда предметов. Таким образом, создание современной профильной школы - процесс, происходящий на базе осмысления сложившегося опыта в сочетании с учетом новых требований и условий этой работы в общем контексте модернизации российского образования.

Далее автор затрагивает вопрос о понимании различий между профессиональной и прфильной школой; о изменениях, которые должны произойти в содержании предметов, призванных поддержать профильных характер обучения; о методике преподавания, где автор обращается к вопросу об интеграционных возможностях профильного обучения.

Статья представляет интерес для всех учителей истории, интересующихсяпрофтльным обучением и готовящихся к нему.

14. Полянский С.М. Путешествие в православную Москву.
М., «Русское слово», 2002г.

В книге прослеживается история православной Москвы, освещается деятельность московских патриархов. В книге большое место уделяется архитектуре православной Москвы, Книга хорошо иллюстрирована.

15. Рассказы русских летописей. Перевод с древнерусского языка Михельсон Т.Н.
М., «Русское слово»., 2002г.

Рассказы начальной русской летописи. Книга уникальна по своей структуре и содержанию. Она состоит из двух разделов: летописи и пояснения. В первой книге представлены рассказы «Начальной русской летописи» - так принято называть «Повесть временных лет», составленную в начале 12 века Нестором, - монахом Киево-Печерского монастыря.

Рассказы русских летописей 12 - 14вв.

Во вторую книгу вошли избранные рассказы из русских летописей, повествующие о событиях 12-14 веков; о смерти Владимира Мономаха; о княжеских распрях и бортбе за Киевский престол, о жизни в Новгороде и Владимире, о князе Александре Невском; о монголо-татарском нашествии; о победе Дмитрия Донского над Ордою и т.п.

Рассказы русских летописей 15-17 веков.

В третью книгу входят легенды, предания, рассказы из летописей 15-17 вв.; о патриотизме русского народа; об объединении русских земель вокруг Москвы.

Все книги найдут широкое применение при изучении элективного курса «Письменные источники».


ИПКиППРО ОГПУ

Банк_педагогической_информации