Повышение качества профессионального образования через формирование национально-регионального компонента из опыта работы
Е.А.Склярук
преподавателя истории ПЛ - 59
Представила: Шарикова Н.И., зав. УМК истории и обществознания ООИПКРО
Дата: 19.03.02

Вопрос о месте региональной истории в общем цикле гуманитарных дисциплин среднего специального учебного заведения отнюдь не прост. К сожалению, сегодня эта дисциплина довольно часто подвергается незаслуженному остракизму и ей, как правило, не находится места.

Мне, как молодому специалисту, нередко приходилось обращаться за помощью к старшим коллегам, и мне отвечали: “Какой еще там региональный компонент? Нет программ, нет учебников, времени едва хватает на программный материал. Все это очередная выдумка”.

Я так не думаю. Полностью согласен с великим педагогом К.Д.Ушинским, который в своей статье “О необходимости сделать русские школы русскими” писал: “Самое разное, наиболее бросающееся в глаза отличие западного воспитания от нашего состоит вовсе не в преимущественном изучении классических языков на Западе, а в том, что человек западный не только образованный, но даже полуобразованный, всегда, всего более и всего более знаком со своим отечеством, с родным ему языком, литературой, историей, географией, политическими отношениями и т.д. А русский человек всего менее знаком именно с тем, что всего к нему ближе: со своей родиной и всем, что к ней относится.” И далее Константин Дмитриевич писал, что плохое состояние наших финансов, частный неуспех наших больших промышленных предприятий, неудачи многих наших административных мер, наши непроходимые проезжие пути, наши лопающиеся акции, пребывание громадных дел в руках безграмотных невежд, - все эти болезни зависят от незнания нами нашего отечества, и, что причина скудности наших знаний относительно всего, что касается России, очень проста. На свежую, еще ничем не загроможденную память вслед за азбукой должны ложиться необходимые знания своей родины. Без этого нельзя сделать никакого серьезного шага вперед.

Так было при Ушинском, к сожалению, так осталось и в наше время. У наших учащихся, как правило, имеются огромные пробелы в знании истории Отечества и истории родного края.

Исходя из этого, основными задачами, которые ставлю в процессе преподавания предмета, считаю:

1. Дать учащимся представление о своеобразии исторического развития Южного Урала в контексте общероссийского цивилизационного процесса.

2. Сформировать достаточно полное и ценностное отношение к историко-культурному наследию региона, обращаю внимание на тесное сплетение здесь культурного влияния Европы и Азии.

При изучении темы “Эпоха Петра Великого” доказываю, что Южный Урал является одним из древнейших центров металлургии; говорю об этнической пестроте южно-уральской застройки, о соседстве православного храма и мусульманской мечети.

Я твердо убежден, что привить любовь к родному краю, к своей маленькой Родине можно только через пробуждение личного интереса к какой-либо краеведческой проблеме. Поэтому привлекаю учащихся к обсуждению проблем края на уроках, пробуждаю интерес к краеведческой работе.

Большой интерес у учащихся вызвало изучение истории исчезнувших сел района. Это подтолкнуло их к добровольным поискам. Они общались с родственниками, знакомыми, находили старинные фотографии, грамоты, удостоверения, какие-то другие реликвии. И через историю своих предков, через историю своей семьи понимали и осмысливали пройденный народами Южного Урала исторический путь. Наиболее интересный материал из истории исчезнувших сел обрабатывался и помещался в литературно-исторической газете лицея.

При изучении темы: “Послепетровская Россия” часть часов отвожу на практические занятия - организую экскурсии в лицейский и Подольский народный музеи, где ребята знакомятся с проблемами исторического развития края, с заселением земель немцами, с тем, какое влияние на развитие края оказало это переселение. Ребятам очень интересна такая работа. Они с интересом готовят сообщения по истории своего села, своей улицы, своей родословной.

Многие немцы, уезжая на свою историческую родину, оставляют в своих домах массу старых и, казалось бы, ненужных вещей, среди которых подчас оказывается много уникального. В нашем лицейском лицее уже имеются: фис-гармонь середины IX века, часы времен императора Александра II и так далее. Все это нашли и принесли в музей учащиеся, которым интересна история района, а значит и страны.

Огромные возможности для изучения родного края дает тема: “Правление императрицы Екатерины II”. Среди учащихся есть много таких, чьи предки проживали в Оренбуржье со второй половины XVIII века и даже принимали участие в восстании Емельяна Пугачева. На этих уроках ребята не просто узнают, из каких категорий населения сформировалось оренбургское казачество, где и когда появились первые казачьи поселения, но и сами рассказывают много интересного о своих предках, приносят на уроки некоторые атрибуты тех далеких времен (саблю, сапоги, плеть и т.д.).

При изучении этой темы учащиеся узнают много нового об истории Оренбурга. Например, почему про Оренбург говорят, что он трижды зачат и единожды рожден, что Иван Иванович Неплюев был первым губернатором Оренбурга, Николай Андреевич Крыжановский - последним.

При изучении темы: “Культура России XIX века” учащиеся имеют возможность более полно ознакомиться с культурой родного края. Они узнают, что в 1869 г. в Оренбурге состоялось открытие городского театра, что на его сцене выступали Комисаржевская, Стрепетова, Писарев, пел Шаляпин, и о знаменитом доме полковника Тимашева. В его стенах побывали Александр Пушкин, Владимир Даль, поэты Жемчужников, Шевченко, Плещеев. Ребята делают самостоятельные сообщения о современной культуре Оренбурга по таким темам: “Театры и музеи Оренбурга”, “Церкви, монастыри и мечети”, “Живопись, архитектура, скульптура”, “Поэты и писатели Оренбуржья”.

Большие возможности для применения регионального компонента дают темы: “Революция и гражданская война”, “Коллективизация”, “Великая Отечественная война”. Через историю судеб своих родных и близких учащиеся лучше понимают историю судеб народа, Родины. Удивительно, что до этого момента многие не знали, на стороне белых или красных воевали их прадеды, где похоронен погибший на войне дед, сколько односельчан воевало, сколько погибло, кто какие имеет награды.

Как показал опыт, изучение местного материалы, историко-культурного наследия воспитывает у учащихся чувство самоуважения, национальной гордости, способствует их социализации, т.е. самоопределению как личности, пониманию ими своего места в обществе, своих исторических корней, пробуждению социальной памяти. Рассматриваю краеведение как воспитывающую науку, как важнейшее из средств связи обучения и воспитания с жизнью, что так необходимо для будущего специалиста.

Поэтому, на мой взгляд, преподавание региональной истории в средних специальных учебных заведениях должно получить дальнейшее развитие.

ИПКиППРО ОГПУ

Банк_педагогической_информации