Составитель: Михайлова Л.В.Учитель начальных классов Акбулакской СШ №1
Дата: 17.12.01.
Развитие и саморазвитие ученика через учебную книгу

Развитие учащегося как личности, как субъекта  деятельности – важнейшая цель и задача любой образовательной системы. В современной школьной практике «развитие», однако, вовсе не всегда понимается как комплексная задача. Проблемам 1) интеллектуального развития и 2) личностного развития внимание уделяется не в равной мере – первый аспект оказывается важнее. Более того, часто проблема развития подменяется вопросом о передаче знаний учащимся.

Но если принять во внимание, что на данный момент информация в мире каждое десятилетие удваивается, и каждые 7 лет обновляется на 50%, в таких условиях усвоение дат, цифр, фактов становится сизифовым трудом. И ученик, закончив 11 классов обнаруживает, что информация, полученная им в школе устарела. Поэтому лозунг современного гласит: «Познание важнее знания!»

Школа, как социальный институт, должна готовить к жизни. А жизнь – это не только академические знания. В современном изменяющимся мире нельзя добиться успеха, действуя по заученной инструкции. Теория развивающегося обучения позволяет создать такую педагогическую технологию, которая как раз способствует развитию личности ученика и самого учителя.

Работая с составной частью развивающего комплекта «Гармония» - учебником математики Н.Б. Истоминой – я могу наблюдать за развитием ученика как субъекта деятельности, и это развитие включает с себя?

-         развитие интеллекта;

-         развитие эмоциональной сферы;

-         развитие уверенности в себе;

-         развитие позитивного отношения к миру к миру;

-         развитие самостоятельности;

-         развитие мотивации самосовершенствования, саморазвития;

Материал учебника математики Н.Б. Истоминой подобран так, что дети уже не будут являться лишь почвой для посева «разумного, доброго, вечного», а станут добровольными соучастниками образовательного процесса. Таким образом ученик превращается из объекта в субъект обучения. Но субъективная активная деятельность предполагает вмешательство ученика в материю урока, и учитель должен быть готов к тому, что программируя начало занятия, он не всегда будет знать, чем оно закончится.

Цель такого обучения состоит в том, чтобы подготовить учащихся к самостоятельному освоению знаний, поиску истины, а также к независимости в повседневной жизни (способности «жить своим умом»). Учитель создает условия для организации поискового процесса, который активизирует память, воображение, разные формы мышления учащихся. Кроме того, учитель сам открыт к восприятию и обсуждению  различных точек зрения, предоставляемых учениками в различных формах (доклада, комментария, спора, диалога). Так, при изучении темы «Прямоугольник и квадрат» (Математика, 2 класс, с.66, №170) в задании «Закрой лишнюю  фигуру» учитель не может ждать однозначного ответа. В моем классе учащиеся нашли 3 варианта решения этой задачи: «Лишняя – фигура №3, т.к. она одна синего цвета, у нее нет пары по цвету, а у других фигур есть», «Лишняя – фигура №2, потому что у нее 5 углов, а у остальных по 4 угла», и наконец, «Лишняя фигура - №9, т.к. у нее нет ни одного прямого угла, а у остальных есть хотя бы один прямой угол».

Подобные задания направлены на формирование механизмов мышления, а не на простую эксплуатацию памяти. Разработанные мыслительные механизмы позволяют учащемуся далее саморазвиваться, самообразовываться. Кроме того, ученик как бы «переживает№ весь познавательный цикл, осваивая его в единстве эмпирического и теоретического познания.

 Содержание учебного материала в учебнике отобрано согласно критериям проблемности. В процессе изложения проблемы я стремлюсь выстроить отношения диалога с учениками. В этих условиях обучение обеспечивает «контекст открытия». Для математических заданий по программе Н.Б. Истоминой характерны следующие обращения к детям: «сравни», «докажи», «выдели главное», «сделай выбор и аргументируй его», «предложи свой вариант», «объясни и сделай вывод».

В задаче №156 (Математика, 2 класс, с.62) можно наглядно проследить, какую работу по формированию механизмов мышления проводит учитель, опираясь на диалог с учащимися. При выборе схемы, соответствующей задаче, учащиеся выполняют следующие мыслительные операции: «сравни», «сделай выбор и аргументируй его»; при выяснении смысла выражений, записанных по условию, - «докажи», «выдели главное»; при разгадывании смысла равенств типа: а+б+в=г – «выдели главное, «объясни и сделай вывод». При таком стиле обучения деятельность учащихся носит частично-поисковый, поисковый, проблемный и даже исследовательский характер.

Даже выполнение вычислительных упражнений сопровождается выявлением определенных зависимостей, связей, закономерностей. Для этого в заданиях подобраны математические выражения, при анализе которых дети используют математические понятия, свойства и приемы умственных действий. Например, в №317 (Математика, 2 класс, с.107) задание звучит так: «По какому правилу составлен каждый столбик выражений? Вычисли значения всех выражений и продолжи каждый столбик по тому же правилу:

93-8

93-18

93-28

93-38

93-48…» и т.п.

Мы видим, что в данном случае обеспечивается движение мысли от общего к частному: сначала учащийся выделяет общие свойства и отношения объекта познания, затем частные, наконец, подбирает частные задачи, которые можно решить или описать подобным образом.

Итак, педагогическая деятельность включает профессиональную активность учителя, направленную на решение задач развития и обучения подрастающего поколения. Учебный процесс как по содержанию, так и по формам организации и проведения следует строить как процесс развития, а обучение знаниям, умениям и навыкам – как составную часть развития, как его основное средство. А при выборе средств способов педагогических воздействий учитель, работающий по комплекту «Гармония», должен быть в первую очередь ориентирован:

- на ученика как на центральную фигуру педагогического процесса, на стимулирование нравственного, эмоционального, интеллектуального развития каждого ученика, на проектирование новых уровней его психического развития;

- на выбор методов, организационных форм взаимодействия с учащимися и учащихся друг с другом, создание атмосферы живого общения, положительного эмоционально-психологического климата;

- на отбор содержания учебного материала.

Содержание программного материала в учебниках Н.Б. Истоминой прекрасно сочетается с имеющимися у ребенка знаниями и внутренним опытом, будит интерес, фантазию, выдумку, интуицию. Это дает возможность развивать у ребенка потребность в знаниях, быть открытым всему новому, а значит, сформировать стремление к самообучению, саморазвитию.

В заключение хочу привести слова Л.Н. Толстого, которые, по-моему, как нельзя лучше отражают цель работы с учебниками математики Н.Б. Истоминой; «Знание только тогда знание, когда приобретено усилием своей мысли, а не памятью…»