Моделирование, обновление образовательного процесса в начальной школе. Интеллектуальное развитие младших школьников через интеграцию предметного преподавания.
Информационно-педагогический модуль
Подлесной Зинаиды Александровны,
учителя начальных классов Комаровской средней общеобразовательной школы г. Ясного

Составитель: Агапова И.Ю., зав.УМК начального образования
Дата: 09.01.03

Условия возникновения проблемы, становление опыта:

Модернизация образования, заключающаяся в создании механизма устойчивого развития системы образования, общие принципы которой определены в Законах РФ «Об образовании» и раскрыты в Национальной доктрине образования в Российской Федерации в период до 2025 года, требования Госстандарта, программы, санитарные правила и нормы (СанПиН).

Актуальность и перспективность опыта, его практическая значимость для повышения качества учебно-воспитательного процесса:

Данная технология позволяет в значительной мере усложнить и расширить возможности дидактического влияния на развитие личности младших школьников. С помощью интеграции происходит восприятие объекта целостно с одновременной отработкой многих его параметров. Интеграция является движущей силой интеллектуального развития младших школьников. Она дает возможность создания комфортного состояния для младших школьников при обучении. Расширяется объем знаний без увеличения времени, отводимого для их усвоения. Оказывает положительное влияние на физическое и психическое здоровье детей. Повышает мотивацию в учебе.

Теоретическая база опыта:

Опыт основывается на теоретических научных разработках ведущих педагогов и психологов: теория развивающего обучения В.В.Давыдова, Л.В.Занкова; положение психологической теории деятельности А.Н.Леонтьева, С.Л.Рубинштейна педагогика сотрудничества, гуманно-личностная технология Ш.А.Амонашвили; педагогика здравого смысла А. А. Леонтьева;  интегральная технология, основанная на интеграции предметного преподавания, основоположником которой является К. Д. Ушинский, создавший аналитико-синтетический метод обучения грамоте.

Новизна опыта:

Новшество проявляется в необходимости решения одной из важнейших проблем в современной парадигме образования - модернизации. Через интеграцию предметного преподавания интенсивно совершенствуются мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация; формируется абстрактное мышление и другие качества интеллекта. У младших школьников вырабатывается представление о свойствах и качествах различных предметов и явлений. Интеграция предметного преподавания увеличивает роль самих учащихся в организации учебной деятельности, основанной на осознанности и произвольности, что способствует углубленному осмыслению учебного процесса. Она помогает учащимся полнее раскрывать свое личное восприятие мира, выработать систему оценочных суждений, развивать мышление, творческие способности, ориентирует на развитие самостоятельности, предусматривает широкое привлечение жизненного опыта детей и последовательно реализует требования К. Д. Ушинского о «развитии умственных способностей ученика, его наблюдательности, памяти, воображения, фантазии и рассудка» через систему методических заданий учебника.  

Технология опыта:

Обучение ведется на основе общения, межличностного взаимодействия учителя и учащихся. Основными принципами педагогического взаимодействия являются: гуманистическая направленность (реальное обеспечение развития положительных сторон личностного потенциала учащихся); творчество; эмоциональная вовлеченность; равенство в общении и партнерство в совместной деятельности. Интеграция предметного преподавания создает необходимые условия для интеллектуального развития младших школьников.

Результативность (устойчивые положительные результаты деятельности):

Качество обучения всегда определяется по результатам. Этому способствует благоприятный психологический климат на уроке, это достигается интеграцией предметного преподавания. Интеграция обеспечивает эмоциональную сопричастность к собственной деятельности и деятельности других, рефлексию и самоконтроль, увеличивает объем самостоятельной работы учащихся, возможность решения творческих задач, т. е. обучение становится эффективным.

Адресная направленность опыта: Внутришкольная, для творчески работающих учителей.

При каких условиях, используя данный опыт, можно получить положительные результаты:

· в условиях развивающей образовательной среды школы и класса;

· учитель является не просто транслятором определенных научных знаний, а придает образовательному процессу эмоционально полноценный характер жизнедеятельности учащихся, основанный на обращении учителя к индивидуально неповторимому духовному миру каждого ребенка, к состоявшемуся жизненному опыту оценки и самооценки происходящих явлений к безусловным приоритетам достоинства и уникальности личности.

          Педагог в своей работе представил промежуточные результаты опытно-экспериментального исследования по проблеме «Освоение интегральной технологии в условиях обновления образовательного процесса в начальной школе».

         В условиях реформируемой России утверждаются качественно иные принципы организации жизни и деятельности людей. Изменение социальных условий предполагает расширение индивидуальной свободы, увеличение ответственности человека в определении собственной судьбы. Образование по мере роста ребенка все больше должно становиться самообразованием, т.е. образованием самого себя. Оно зависит от личной заботы, личной ответственности, личных заслуг и неудач - деятельности самого школьника по становлению, сотворению и развитию собственной личности и индивидуальности.

         Подлесная З.А. считает, что образование - та область социокультурной жизнедеятельности, где совершается становление идеала. т.е. духовно-зрелой, нравственно- свободной личности, способной нести груз ответственности за судьбу земной цивилизации и культуры, защищать и отстаивать общечеловеческие ценности, творить целостный гуманитарный мир.

         Поэтому темой исследования стало интеллектуальное развитие младших школьников через интеграцию предметного преподавания.

         Интеллектуальное развитие ребенка является в настоящее время одной из центральных как в педагогике, так и в психологии. Следует отметить тот факт, что формирование целостного представления о мире возможно только при условии интегративного подхода к преподаванию учебных дисциплин.

         По мнению психологов, в процессе школьного обучения ребенку нужно не просто сообщить «сумму знаний», а сформировать у него, насколько это возможно на доступном ему уровне, систему взаимосвязанных знаний, образующих внутренне упорядоченную структуру. Многие учебные предметы в начальной школе свидетельствуют о том, что интеграция - совсем не новое методическое явление. В частности, К.Д. Ушинский построил свой курс обучения грамоте аналитико-синтетическим методом на основе интеграции двух видов речевой деятельности - письма и чтения - в условиях формирования у детей способности к дистанционному общению с помощью текста. Созданный К.Д. Ушинским аналитико-синтетический метод в основе своей используется и поныне.

         «Интегративность не нарушает принципов дидактики, учитывает возрастные и индивидуальные особенности учащихся, именно интеграция является движущей силой интеллектуального развития младших школьников» (Т.Г.Браже).

         Если посмотреть определение интеллекта в отечественных психологических словарях, то интеллект в широком смысле есть совокупность всех познавательных функций (ощущения, восприятия и т.д.), в узком  - мышления.

         Интеллект по Д. Векслеру - «способность успешно мериться силами, жизненными обстоятельствами, используя накопленный опыт и знания». То есть интеллект рассматривается как способность  человека адаптироваться к окружающей среде.

         В настоящее время существуют как минимум три трактовки понятия интеллекта:

1. Биологическая трактовка: «способность сознательно приспосабливаться к новой ситуации».

2. Педагогическая трактовка: «способность к обучению, обучаемость».

3. Структурный подход, сформулированный А.Бине: интеллект как «способность адаптации средств к цели».

         С точки зрения структурного подхода, интеллект - совокупность тех или иных способностей.

Таким образом, изучив степень разработанности проблемы в науке и практике и выявив сущность понятия «интеллект», определили теоретические и методические позиции интеллектуального развития младших школьников.  

Педагог поставил своей целью проверить эффективность влияния интеграции предметного преподавания на интеллектуальное развитие младших школьников.

Предметом исследования стал процесс интеллектуального развития младших школьников через интеграцию предметного преподавания.

Гипотезой нашего исследования является следующее утверждение: интеллектуальное развитие младших школьников будет протекать успешно в том случае, если предметное преподавание осуществлять с учетом принципов интеграции.

         Исходя их гипотезы исследования, нами были выделены следующие задачи:

1.  Отобрать наиболее эффективные приемы интеллектуального развития младших школьников для проверки опытным путем.

2.  Разработать серию заданий, способствующих интеллектуальному развитию младших школьников.

3.  Проверить опытно-экспериментальным путем влияние интеграции предметного преподавания на интеллектуальное развитие младших школьников.

         Для того, чтобы отследить на практике решение поставленных задач для достижения цели, мы, используя различные методики, собрали содержательную информацию об уровне умственного развития младших школьников. Это позволило нам отследить динамику развития интеллектуальных качеств личности младших школьников.

         Информация об умственном развитии младших школьников, его индивидуальных особенностей познавательной деятельности, качество ума необходима нам, прежде всего, для следующих целей:

·  осуществление индивидуального подхода;

·  подбора заданий, наиболее эффективно влияющих на умственную деятельность;

·  воздействие на личность ученика через индивидуализированную оценочную деятельность;

·  выявление наиболее умственно одаренных детей и др.

         Подобный подход позволяет значительно расширить роль учащихся в организации учебной деятельности и в определенном смысле вывести их мышление на уровень, предусматривающий использование отдельных логических операций.

         Параллельно и во взаимосвязи с интеллектуальным развитием ребенка идет и другой не менее важный процесс формирования приемов учебного труда, определенных умений, дающих возможность учащимся усваивать знания легко и, более того, приобретать их самостоятельно.

         Есть два очень важных умения, которые не являются общелогическими, но без их тщательной отработки сформировать в ученике интеллектуальное умения невозможно.

         Первое: умение читать в заданном темпе, читать осознанно и выразительно.

         Второе: умение грамотно, чисто и скоро писать.

        Зная об этих важных умениях, попытались отследить их сформированность.

         Способ чтения соответствует программным требованиям у 100 % учащихся

Правильность чтения. Снизилось количество учащихся, допускающих ошибки при чтении. Их число составляет 12,5% от общего количества проверенных учеников.

Темп чтения у 81 % учащихся превышает норму, у 19 % - соответствует норме.

Осознанность чтения. 94 % учащихся понимают прочитанное.

Достаточно успешно идет овладение выразительностью чтения (представлены данные на конец первого полугодия 3-го года обучения).

Полученные результаты позволяют сделать выводы:

1. У большинства учащихся сформированный навык чтения соответствует программным требованиям.

2. При работе по формированию навыка чтения необходимо ориентироваться не только на скоростные показатели, но и на другие параметры полноценного навыка чтения.

         Так как к концу первого года обучения орфографические умения не успели сформироваться, диагностику умения списывать, писать под диктовку текст, включающий в себя орфограммы, и выполнять творческие задания отслеживаем только со второго года обучения.

         Число безошибочно выполненных работ, по сравнению со вторым классом, уменьшилось по всем показателям. Вырос процент учащихся с 27% до 43%, допускающих ошибки при списывании, так и при написании текста под диктовку с 37 % до 61%.         Поэтому говорить о грамотной письменной речи у третьеклассников преждевременно, хотя общий уровень сформированности умений в области орфографии отвечает программным требованиям.

         На основании экспериментального исследования, находясь на промежуточном этапе, мы можем сделать некоторые выводы:

· уроки, построенные на принципах интеграции, создают условия психологической комфортности при обучении;

·  интеграция предметного преподавания обеспечивает углубленное и прочное усвоение учащимися целостного восприятия мира;

·  становится возможной подлинная дифференциация и индивидуализация обучения;

·  формируется у учащихся способность к саморегуляции деятельности, ее самооценке, развивает навыки сотрудничества и делового общения.    

Использование законов интеграции в предметном преподавании позволило вывести такие показатели интеллектуального развития, как «память» с 35% до 62%; «внимание» - с 95% до 24%; «воображение» - с 0% до 25% (высокий уровень воображения)

         Что касается таких показателей интеллектуального развития как «восприятие» и «мышление», который имеют низкий уровень, то можно предположить, что это связано как с объективными, так и субъективными причинами:

· особенность восприятия учащихся данного класса не позволяет в полной мере реализовать данную программу и как следствие - показать высокий уровень мышления;

· низкий уровень восприятия и мышления обусловлены генетически заложенными факторами;

· как субъективная причина - смена состава учащихся данного класса, в результате мы не имеем возможности получить точную картину интеллектуального развития класса;

· влияние систематической семейной среды может оказывать как положительное , так и отрицательное действие.

       Таким образом, учителем было обнаружено, что интеграция предметного преподавания оказывает положительное влияние на интеллектуальное развитие младших школьников и позволяет делать скачок в умственном развитии.

                  Выполнение столь сложной задачи, как интеллектуальное развитие младших школьников, невозможно обеспечить фрагментарными занятиями, нужно создать творческую обучающую среду с учетом индивидуальных особенностей учащихся.

ИПКиППРО ОГПУ

Банк_педагогической_информации